Название Принципы и методы управления предприятием
Количество страниц 111
ВУЗ МГУ
Год сдачи 2009
Содержание Аннотация

Выпускная работа на тему: «Принципы и методы управления предприятием» выполнена на примере ФГУП ППЗ «Московский». Объем работы - 98 страниц. В работе представлено 30 рисунков и 25 таблиц, 23 приложения.
Первая глава «Теоретико – методологические основы построения структур управления» посвящена исследованию теоретических понятий «структура управления» и «предприятие». В главе рассмотрены основные виды структур управления, а также проведен анализ подходов к формированию структуры управления организацией. В заключение главы рассмотрены основные принципы построения структур управления предприятий.
Вторая глава выпускной работы «Анализ структуры управления предприятием» посвящена организационно - экономической характеристике предприятия ФГУП ППЗ «Московский», а также оценке характера функционирования структуры управления компанией.
Третья глава «Проектирование структуры управления компанией» посвящена исследованию обоснования рациональной структуры управления предприятием, путей повышения эффективности управления кадрами, а также распределения функций управления качеством и совершенствование их реализации на практике.
При написании работы использованы статистические, финансовые и другие материалы по предприятию ФГУП ППЗ «Московский» и 30 литературных источников.

Содержание

Введение 4
1. Теоретико - методологические основы построения структур управления предприятий 7
1.1. Сущность понятий «структура управления» и «предприятие» 7
1.2. Виды структур управления, анализ подходов к формированию структуры управления организацией 16
1.3. Основные принципы построения структур управления предприятий 26
2. Анализ структуры управления предприятием ФГУП ППЗ «Московский» 35
2.1. Организационно - экономическая характеристика ФГУП ППЗ «Московский» 35
2.2. Оценка характера функционирования структуры управления компании 39
3. Проектирование структуры управления компанией 55
3.1. Обоснование рациональной структуры управления предприятием 55
3.2. Пути повышения эффективности управления кадрами 59
3.3. Распределение функций управления качеством и совершенствование их реализации на практике 67
Заключение 78
Список использованных источников 81
Приложения 84


Введение

Структура управления организацией или организационная структура управления - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Создание руководителем оптимальной структуры, для корректной работы всей организации, обеспечивает качественное и своевременное выполнение поставленных перед коллективом целей и задач. В зависимости от того, как сформирована ОСУ зависит участие в выполнении задач каждого непосредственного исполнителя. Поэтому создание ОСУ является наиболее важной частью работы руководителя организации.
Главным фактором формирования организационной структуры управления производством издавна было разделение труда, появление функции управления. Совместный труд, кооперация рабочей силы породили новый тип отношений, сложившийся как отношения между участниками производственного процесса, между руководителями и подчиненными. На стадии машинного производства произошло полное обособление функций управления. Появились полностью освобожденные от производственных функций руководители. Возникает опосредованный контроль с помощью ведомостей, отчетов, докладов и т.п. Налаживается обратная связь. Все это и в особенности рост масштабов производства, способствовало быстрому развитию организационных структур управления.
Структура организации – это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Структура управления характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями. Число звеньев в структуре определяет ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от их характера связи, они подразделяются на линейно-функциональные, дивизиональные и матричные. Более подробно эти характеристики и структуры будут рассмотрены дальше. Каждое структурное подразделение характеризуется количественными и качественными параметрами.
Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), которые определяют функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения – каждого исполнителя.
Таким образом, актуальность исследования организационных структур управления на предприятии вполне очевидна.
Целью данной выпускной работы выступает совершенствование структуры управления предприятием.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1. рассмотреть сущность понятий «структура управления» и «предприятие».
2. рассмотреть виды структур управления, анализ подходов к формированию структуры управления организацией
3. рассмотреть основные принципы построения структур управления предприятий
4. привести организационно- экономическую характеристику деятельности ФГУП ППЗ «Московский»
5. провести оценку характера функционирования структуры управления компанией
6. провести обоснование рациональной структуры управления предприятием
7. рассмотреть пути повышения эффективности управления кадрами
8. рассмотреть распределение функций управления качеством и совершенствование их реализации на практике
В качестве объекта исследования в рамках данной работы выступает организация ФГУП ППЗ «Московский».
В качестве предмета исследования в рамках данной работы выступает организационная структура предприятия.
Список литературы Заключение

В ходе выполнения выпускной работы была достигнута ее основная цель и решены все задачи, поставленные во введении. В заключение сделаем несколько выводов по работе.
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.
Структура организации – это те фиксированные взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации. Ее можно понимать как установленную схему взаимодействия и координации технологических и человеческих элементов. Структура управления характеризуется составом и информационными взаимосвязями самостоятельных подразделений или отдельных исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными правами и обязанностями.
Структура управления фирмой даёт представление о её подразделениях, службах и отдельных должностных лиц, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи.
Большую часть организационных структур механистического (бюрократического) типа можно разделить на две категории: функциональные и дивизионные структуры. В последнее время наибольший интерес представляет комбинированная или матричная структура.
Процесс проектирования организационных структур рассматривался в разных концепциях и взглядах, основными из которых являются : органистические и механистические модели. Органическая организация обладает гибкостью и приспособляемостью к окружающей среде, потому что предполагает большее использование человеческого потенциала.
Структура управления предприятием формируется сверху вниз. Последовательность действий следующая: осуществляется деление предприятия по горизонтали на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям его деятельности: 1. устанавливаются соотношения полномочий различных должностей; 2. определяются должностные обязанности как совокупность определенных задач и функций и распределение их среди конкретных лиц.
При формировании организационных структур главное внимание отводится приданию им динамичности с тем, чтобы они могли приспосабливаться к постоянным изменениям внутренней и внешней среды. Внешняя среда по отношению к предприятию и его организационной структуре представляет собой множество взаимосвязанных факторов, которые оказывают влияние на все, что происходит внутри организации. Это и экономические условия, и потребители, и конкурирующие организации, техника и технология и множество других факторов.
В рамках данной работы в качестве объекта исследования выступает ФГУП ППЗ «Московский».
Структура управления ФГУП ППЗ «Московский» очень сложна это связано прежде всего с огромной номенклатурой выпускаемой продукции и оказываемых услуг предприятием. Такая структура предполагает большую численность аппарата управления.
Достоинства данной структуры ФГУП ППЗ «Московский» заключаются в том, что руководители цехов, командиры среднего звена освобождены от многих вопросов, связанных с планированием, материально- техническим обеспечением и так далее, построение связей «руководитель- подчиненный», при которых, каждый работник подчинен только одному руководителю.
Недостаток структуры заключается в том, что отсутствуют тесные взаимосвязи и взаимодействия между отдельными структурными подразделениями: вокзалами, резервом проводников, линейной базой обслуживания пассажиров, пунктами технического осмотра вагонов. Каждое подразделение заинтересовано в достижении своей узкой цели, а не общей цели дирекции.
Существовавшая организационно-управленческая структура ФГУП ППЗ «Московский» являлась линейно – функциональной по принципу своего построения и сильно централизованной. При такой структуре управления производством каждое подразделение выполняет четко определенные функции в общей цепочке производственного процесса.
На сегодняшний день была проделана огромная работа по совершенствованию структуры управления, но при этом недостатки все же имеют место. Старая система управления оставила свой след, большая часть управленцев осталась на своих местах, структура управления поменялась, требует это и изменение отношения руководителей к своей работе.
Необходимость оптимизации и совершенствования существующей на предприятии организационной структуры аппарата управления вызвана фактом зависимости конечных результатов деятельности организации от того, насколько данная структура является рациональной.
В рамках совершенствования организационной структуры в выпускной работе были предложены основные мероприятия по совершенствованию структуры управления кадрами.
В выпускной работе проведен анализ функций отдела управления качеством на предприятии ФГУП ППЗ «Московский». Проведенный анализ показал нерациональность распределения функций управления качеством в отделе. Поэтому методами функционально- стоимостного анализа было проведено перераспределение функций управления качеством на предприятии.
Проведенный анализ и результаты исследования выпускной работы были предоставлены руководству предприятия с целью их реализации.



1. Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 2006.- 160 с.
2. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. - М.: Экономика, 2007. – 236с.
3. Владимирова И.Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - № 3-5.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Из-во МГУ, 2004. - 252 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 480 с.
6. Гибкость организационных форм.// Журнал для акционеров. - 2006. - № 11. - С. 6 – 12.
7. Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2005.- 300с .
8. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование - планирование. Теория экспериментов. – Железнодорожный: ТОО НПЦ Крылья, 2006. – 400 с.
9. Дойл П. Менеджмент: стратегия и тактика/ под ред. Ю.Н. Кантуревского. – СПб.: Питер,2005. – 560с.
10. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 2006.- 286 с.
11. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 2007.- 245 с.
12. Кунц Г., С. О'Доннел. Управление - системный и ситуационный анализ управленческих функций. Том1,2. - М.: Филин, 2006. – 567 с.
13. Менеджмент организации: современные технологии / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.- 480 с.
14. Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 432 с.
15. Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2006.- 684 с.
16. Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2006. – 331с.
17. Мищенко А.П. Разработка управленческих решений.: Учеб. пособ.- Казань, 2007. – 67 с.
18. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И. Стратегический менеджмент. Учебник для ВУЗов. – М.: Юнити, 2007. - 472 с.
19. Новицкий Н.В. Менеджмент организации. Учебное пособие. – М.: Дело, 2005 - 376 с.
20. Основы теории оптимального управления: Учеб. Пособие для экон. вузов / В.Ф.Кротов, Б.А.Лагома, С.М.Лобанов и др. Под ред В.Ф.Кротова. - М.: Высш.шк., 2006. – 267 с.
21. Основы управления персоналом: учеб. для вузов/ Б.М. Генкин, Г.А. Кононова, В.И. Кочетков и др.; под ред. Б.М. Генкина.- М.: Высшая школа, 2007.- 383 с
22. Пономарев А.Я. Введение в административный и экономический менеджмент . – СПб, 2006. – 287 с..
23. Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 2005.- 321 с.
24. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции/ К.А. Волкова, И.П. Дежкина и др.–М.: ОАО издательство «Экономика», НОРМА, 2006.–526 с.
25. Райсс М. «Оптимальная сложность управленческих структур» // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №5. – С. 18
26. Румянцева З. П. Современный менеджмент (курс кафедры теории организации и управления ГАУ) // Российский экономический журнал. - 2006. - № 4. – С.37-50
27. Теория и практика управления персоналом: учеб. пособие/ Авт.-преп. Г.В. Щокин.- К.: МАУП, 2007.-256 с.
28. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2006.- 412 с.
29. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 2007. – 506 с.
30. Управление по результатам: Пер. с финск./ Общ. ред. Лейманна Я.А. - М.: Издательская группа «Прогресс», 2007. – 340 с.
Цена: Договорная