Название Развитие личности ребенка в зависимости от стиля родительского воспитания
Количество страниц 69
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание Оглавление

Введение 3

Глава 1. Развитие личности ребенка в условиях семейного воспитания 6
1.1. Личность как развивающаяся система 6
1.2. Развитие личности в детском возрасте 8
1.3. Роль семьи в развитии личности ребенка 27
1.4. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка 35

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния стиля семейного воспитания на
развитие личности ребенка 44
2.1. Программа исследования 44
2.2. Результаты исследования 47
2.3. Обсуждение и анализ результатов 49
Практические рекомендации 50
Выводы 54

Заключение 55

Библиография 57

Приложения 61




Введение

Одной из наиболее актуальных проблем современной психологии продолжает оставаться проблема влияния стиля семейного воспитания на развитие личности ребенка. И тому есть ряд вполне объективных объяснений.
Каждая семья – отдельный, особенный, но очень важный микроколлектив, играющий существенную роль в воспитании личности. Начинается сложнейший процесс воспитания с детства.
Детство – последовательность начальных этапов онтогенеза, ценнейших с точки зрения развития. В идеале все эти этапы подразумевают заботу, внимание, любовь, всестороннюю поддержку ребенка со стороны родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, чести и справедливости, ответственности и долге. Родительская поддержка дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности. В семье осуществляется физическое воспитание ребенка, воспитание его нравственных качеств, формируются трудовые навыки, дошкольник знакомится с окружающим миром, приобщается к миру прекрасного, таким образом – происходит его всестороннее воспитание и развитие.
В самом раннем детстве закладывается психологический «фундамент» всей последующей жизни человека, а от прочности этого «фундамента», от того, из каких «материалов» он сложен, и зависит, какое «сооружение» потом можно будет на нем воздвигнуть, какой величины и сложности.
Развитие личности ребенка в семье – проблема ключевая для психологии и педагогики. Что формирует личность ребенка в семье? Только ли непосредственное внушение правильных идей и взглядов и личный пример родителей? Развитие ребенка определяется и его ролью и местом в системе отношений в семье, характером отношений. Целая гамма факторов влияет на развитие личности.
К сожалению, случается такое, что ребенок бывает нежеланным, родители изначально не рады его появлению в семье. Не всегда бывает также, что семьи остаются крепкими и сплоченными на всю жизнь – нередко они распадаются. Современная семья переживает кризис. Растет процент разводов. Их причинами является алкоголизм, наркомания, взаимная неверность супругов, неспособность материально обеспечить семью, отсутствие нормальных жилищных условий. Но в решающей степени нестабильность семьи и утрата родителями умения надлежащим образом воспитывать своих детей объясняется не внешними, а внутренними факторами жизни людей: разрушением нравственной семейной традиции, падением общего уровня культуры человеческих взаимоотношений, невежеством людей в области понимания духовного смысла семьи, отцовства и материнства.
Серьезную психологическую проблему представляет то, что супруги, решая свои повседневные проблемы, забывают о детях, не осознают их потребностей, переживаний. А взрослым – по определению -в первую очередь нужно думать о детях, об их благополучии, о том, какой уровень воспитания можно, а главное – нужно - обеспечить.
Таким образом, одной из задач воспитания детей в семье является развитие личности, ее уникальных природных сил, задатков, индивидуальных способностей, выработка ее высших стремлений, использование для этого научно обоснованных средств и методов педагогического воздействия родителей на детей.
Проблема влияния стиля воспитания на развитие личности ребенка представляет интерес для исследователей. В.В.Бойко, М.И.Буянов, В.Е.Каган, В.А.Сысенко, С.Г.Якобсон и др., а также Х. Дж. Джайнотт, М.Земска, М.Раттер и др. – список авторов, внесших вклад в разработку проблемы, довольно велик.
Цель данной работы – теоретически и практически обосновать важность стиля семейного воспитания как фактора развития личности ребенка.
Задачи:
- сделать обзор литературы по указанной проблеме;
- сформировать и мотивировать к участию в исследовании выборки испытуемых;
- подобрать в соответствии с тематикой и апробировать на сформированных выборках методы исследования;
- сформулировать практические рекомендации и выводы.
Предмет исследования – особенности развития личности ребенка в семьях с разными условиями воспитания.
Объект исследования – развитие личности ребенка в зависимости от стиля родительского воспитания.
Гипотеза: развитие мотивационных, инструментальных и стилевых черт личности ребенка обусловлено образом (стилем) воспитания в семье.
Структура работы включила теоретическую и практическую главу, заключение, список литературы и приложения.
Список литературы Заключение

Семья представляет собой фундаментальную ячейку общества, социальный институт, где развивается личность. Общение с детьми, забота о них, родительская любовь, участие в воспитании составляют основу личной, семейной жизни людей. От того, как родители выполняют обязанности по отношению к детям, в какой мере они ответственны за здоровье, духовно-нравственный облик детей, как складываются их взаимоотношения с сыновьями и дочерьми, зависят содержание и характер семейного воспитания.
Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны со взаимоотношениями самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Благополучию ребенка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Особую роль играет, несомненно, родительская любовь. Человек должен быть зачат в любви, выношен и рожден в любви и все свое детство провести в атмосфере любви и взаимного уважения людей. Любовь - величайший и незаменимый источник развития ребенка, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе. Она является источником отзывчивости, чуткости, заботливости, любви к людям.
Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. И только в семье познает ребенок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его. Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:
1. Семья обеспечивает чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенку при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.
2. Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.
3. Родители являются источником необходимого жизненного опыта.
4. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка.
5. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения ее членов.
Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ребенка. Она поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствует другим, удовлетворяет или пресекает личностные потребности, способствует появлению у человека своего “Я”. Родителями не рождаются. Родителями становятся. Это естественный закон жизни. Человеческая история свидетельствует нам о том, что отправной точкой развития личности является жизнь в семье и отношения с родителями. Одно из самых ответственных и священных призваний человека - быть отцом и матерью. Гармония отцовства и материнства вводит ребенка во взрослый мир подготовленным человеком. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания и развития психически, духовно здоровой личности.
В ходе практического исследования удалось доказать гипотезу о том, что развитие мотивационных, инструментальных и стилевых черт личности ребенка обусловлено образом (стилем) воспитания в семье.



Библиография

1. Александрова Я.А. О «нервности» ребенка. –С-Пб.: Диля, 1999. – 128 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1986. - 435 с.
3. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001.
4. Веденин П. Развитие личности – дело творческое / Янтарный Берег, 2008, № 14. – С. 14-19.
5. Венгер Л. А. , Мухина В. С. Развитие чувств дошкольника // Дошкольное воспитание - 1973 - № 10.
6. Вилюнас В.К. Психология эмоций – М., 1999.
7. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ЧеРо, 2004. — 240 с.
8. Денисова 3. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка - Л ., 1978.
9. Джайнотт X.Дж. Родители и дети – М., 1986. - № 4.
10. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников – М., 1984.
11. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. -М., Наука. 1991. -572с.
12. Житная И.В. Социальные эмоции как знак внутреннего мира ребенка//Психология – 2003. - № 5.
13. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 315 с.
14. Изард К. Эмоции человека. - М., 1981. - 279 с.
15. Имедадзе Н. В. Некоторые вопросы генезиса отрицательных эмоций у дошкольника // Воспитание, обучение и психическое развитие. - Ч. 1. Тезисы науч. Сообщ. советских психологов к VI Всесоюзн. съезду Общества психологов СССР (Москва, 18-22 авг 1983 г) – М., 1983.
16. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. – М., 1983.
17. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981.
18. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный). – М.: МарТ, 2005. – 448 с.
19. Костяк Т.В. Тревожный ребенок. Младший школьный возраст. – М.: Академия, 2008. – 96 с.
20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М: Педагогика, 1999.
21. Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения – М., 1986.
22. Лисина М. И. ,Галигузова Л. Н. Становление потребности детей в общении со взрослыми и детьми – М., 1980.
23. Люблинская А. А. Детская психология – М., 1971.
24. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. - М., 1994. – 155 с.
25. Марцинковская Т.Д. Социальные эмоции и их роль в процессе социализации человека//Психология – 2003. - № 5.
26. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.
27. Модина А. И. Развитие эмоций у детей раннего возраста – М., 1971.
28. Образцова Л.Н. Когда сдают нервы или Мой невозможный ребенок. – М.: АСТ, 2006. – 60 с.
29. Островская Л. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. - М.: Наука, 1990.
30. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992.
31. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика – Самара: БАХРАХ.М. – 2007., 672 с.
32. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ Под ред. Запорожца А.В., Неверовича Я.З. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. Наук СССР.— М.: Педагогика, 1986.—176 с.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
34. Рябонеделя Н. Н. Влияние социальных эмоций на личностные особенности дошкольника // Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разных возрастных этапах Сб. науч. трудов - Шадринск: Изд. Шадринского пединститута, 1996. – С. 13-17.
35. Сатир В. Психотерапия семьи. – СПб.. 2001.
36. Семейная психотерапия / Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. - СПб.,2000.
37. Соколова Е.В. Хорошие, «плохие» дети – Н.: НГИ, 2004.
38. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских взаимоотношений. – М.: Владось, 2001.
39. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М.: Педагогика, 1981.
40. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир – М.: Просвещение, 1991.
41. Титаренко В. Нравственное воспитание в семье// Культура семейных отношений. – М., 1985.
42. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей. – М., 2000.
43. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии – М., 1995.
44. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. – М.: Флинта, 2002.
45. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.
46. Хризман Т. П., Еремеева В. Д., Лоскутoвa T. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка – М., 1991.
47. Шакуров Р.Х. Психология эмоций: новый подход // Мир психологии. - 2002. - № 4. - С. 30 – 44.
48. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. - М., 1988. - 222 с.
49. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — М., 2000.
50. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л.. 1990.
51. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии – 1971. - №4.
52. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. М, 1985.
Цена: Договорная