Название Европейский союз проблемы построения и подходы
Количество страниц 79
ВУЗ Кубанский государственный университет
Год сдачи 2009
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ 10
1.1. Эволюция внешней политики и политики безопасности ЕС 10
1.2. Маастрихтский договор: создание «второй опоры 17
1.3. От Маастрихта к Амстердаму: переход от политического сотрудничества к совместной политике 22
Глава 2. ИЗМЕРЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБОРОНЫ ЕС НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 30
2.1. Постамстердамские перспективы интеграции ЕС/ЗЕС в сфере безопасности .30
2.2. Новая динамика 36
2.3. «Европа безопасности и обороны»: интересы России 41
Глава 3. «ВТОРАЯ ОПОРА» ЕС НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 52
3.1. Европейские силы быстрого реагирования и НАТО 52
3.2. Европейская политика в области безопасности и обороны: отношения ЕС, НАТО и России 60
3.3. НАТО и Европейский Союз: сотрудничество или конкуренция 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75


ВВЕДЕНИЕ

Идея единой Европы занимала умы мыслителей разных эпох. Но только в ХХ веке эта идея получила свое практическое воплощение. В 1951 г. в Париже, а затем в 1957 г. в Риме были подписаны договоры, учреждающие Европейские сообщества.
Европейское сообщество сегодня (с 01.11.93 г. Европейский Союз) — это средоточие существенной части мирового экономического потенциала; образ жизни сотен миллионов человек; феномен, задающий коренные импульсы новому политическому устройству континента. Для Российской Федерации ЕС — это крупнейший торговый и один из главных стратегических партнеров в мире.
Западноевропейская интеграция с высоты исторической перспективы предстает поступательным процессом. Однако ее развитие протекает прерывисто, скачкообразно, через конфликты и компромиссы между участниками Сообщества. Поскольку современная наука признает в качестве главных участников интеграции национальные правительства, проблемы их партнерства предстают залогом скорости и глубины интеграционного процесса.
Изучение взаимоотношений партнеров по Сообществу способствует более четкому представлению о современном состоянии и перспективах развития интеграционной группировки, оно также важно для выбора верной стратегии сотрудничества с ЕС. Анализ уникального опыта партнерства группы государств с широчайшей диверсификацией национальных интересов в рамках организации, основанной на понимании необходимости координации действий, объединения сил и средств, должен быть использован в качестве примера для других интеграционных объединений.
Сотрудничество западноевропейских государств в сфере внешней политики, безопасности и обороны занимает особое место как в рамках европейского интеграционного процесса, так и в системе международных отношений. Его развитие обусловлено объективными тенденциями интернационализации хозяйственной жизни, в результате которых на европейском континенте после окончания Второй мировой войны сформировалось самое мощное и динамичное интеграционное объединение в мире. В то же время европейская военно-политическая интеграция подчинена логике отношений в области безопасности, которые определяют ее темпы, потенциал, пределы и конкретные формы. Изменение соотношения и воздействия этих внутренних и внешних факторов позволяет разделить историю европейского сотрудничества в сфере внешней политики, безопасности и обороны на два принципиально различных периода, которые условно можно назвать «конфронтационный» и «постконфронтационный».
Логика послевоенной конфронтации по линии Восток — Запад, сложившаяся система двухполюсного мира, представленного противостоящими центрами силы в лице США и СССР, не позволяла Западной Европе претендовать на существенную самостоятельную роль в системе европейской безопасности. Внешние факторы, таким образом, не просто оказывали доминирующее влияние на развитие европейского сотрудничества в вопросах безопасности и обороны, но и являлись противоположно направленными по отношению к его объективным внутренним векторам. Революционные изменения в Европе на рубеже 1990-х гг. открыли перед западноевропейским интеграционным центром абсолютно новые перспективы. С окончанием «холодной войны» снизилось сдерживающее влияние внешних факторов на развитие европейской интеграции, а многие из них стали, напротив, оказывать на него все более заметное стимулирующее воздействие. В результате характер основных изменений на международной арене открыл перед западноевропейскими государствами пространство для реализации внутреннего потенциала интеграции в сфере внешней политики, безопасности и обороны. Более того, эта интеграция, обретя собственную динамику в рамках Европейского Союза (ЕС) и Западноевропейского союза (ЗЕС), стала существенным системообразующим фактором европейской безопасности. За последнее десятилетие ушедшего века этот процесс существенно активизировался. Вопрос о формировании общей европейской оборонной политики и обороны на основе европейской идентичности в сфере безопасности и обороны выведен за рамки принципиальной возможности и находится на стадии конкретной концептуальной проработки и практического применения в ЕС/ЗЕС.
Таким образом, перед Европой, заявившей о своем стремлении к обретению собственного сильного и единого голоса на международной арене, к соответствующему перераспределению роли и ответственности в европейской системе безопасности между нею и США, в том числе в рамках НАТО, и обладающей для этого несоизмеримо большими возможностями по сравнению с начальным периодом интеграции, в ХХI веке стоит серьезный вызов: необходимость создать для достижения этих амбициозных целей адекватный практический и институциональный потенциал как базу эффективной общей внешней политики и политики безопасности (далее — ОВПБ).
Государства ЕС/ЗЕС добились существенных прорывов в рамках маастрихтского, а затем амстердамского раундов подготовки и последующей корректировки договора о Европейском Союзе. За счет этого удалось достичь нового качества европейского сотрудничества в вопросах внешней политики и безопасности, когда в целом уже сформированы необходимые условия для перевода цели создания совместной европейской оборонной политики и совместной обороны в практическое русло. В свою очередь, это новое качество ставит европейские страны в ситуацию принципиального выбора: использовать накопленный потенциал для активного практического формирования на основе ЕС и ЗЕС собственного европейского «измерения» в сфере безопасности и обороны — либо сохранить относительный статус-кво, оставив открытой перспективу ускорения интеграции в будущем, когда и если для этого будет проявлена политическая воля.
Таким образом, наиболее существенные качественные изменения в развитии европейской интеграции в области внешней политики, безопасности и обороны включают три этапа — подготовки и подписания Маастрихтского, затем Амстердамского договоров и открывшегося на рубеже 1998-1999 гг. постамстердамского этапа «новой динамики». Такова оценка современного состояния решаемой научной проблемы и актуальности темы данной работы.
Цели изучения:
— Проследить трансформацию европейской системы безопасности.
— Показать измерения безопасности и обороны ЕС на современном этапе.
— Охарактеризовать «вторую опору» ЕС на международной арене.
Задачи изучения: охарактеризовать и проанализировать некоторые аспекты эволюции внешней политики и политики безопасности ЕС, создания «второй опоры», её последующего функционирования и развития, интеграции ЕС/ЗЕС в сфере безопасности, взаимоотношений с НАТО, Россией и влияния ОВПБ на международные отношения в целом.
Хронологические рамки: 50-е гг. XX в. — начало XXI в. Географические рамки охватывают Европу и Северную Америку.
Методологической основой исследования в дипломной работе являются важнейшие принципы исторического познания — историзм и объективность. Основные методы исторического познания: генетический, сравнительный, типологический, компаративный, оптимизации, теории нечетких систем, конкретно-исторический. Большое значение имеет системный подход, предполагающий исследование с точки зрения структуры и функций компонентов объекта, а также его места и значения в метасистеме. Системный подход предоставил автору возможность рассматривать отношения партнеров по ЕС как органическую составляющую мировой политики и международных отношений. Для получения выводов используется дедуктивный метод.
Степень разработанности данной темы обусловлена новым этапом международных отношений после окончания «холодной войны», распада СССР и возникновением многополярности в новом миропорядке, что привело к появлению в научных трудах современности новых и объективных концепций, теорий, методов и подходов в изучении проблемы европейской безопасности. Все эти факторы позволяют осуществлять изучение, давать характеристику и делать выводы по данной тематике.
Основу источниковой базы дипломной работы составили официальные документы Европейского сообщества: учредительные договоры; решения руководящих органов Сообщества; рабочие документы и материалы структурных подразделений учреждений ЕС. Этот комплекс источников — отражение ключевых событий в интеграционном процессе, его изучение способствовало выявлению логики эволюции «второй опоры» ЕС, роли в ней одного из партнеров коммунитарного сотрудничества — институтов Сообщества, воздействия интеграционного контекста на эволюцию общей внешней политики и политики безопасности.
Все более важную роль в получении информации о событиях современности играют электронные СМИ. Характер первоисточника приобретают данные, почерпнутые во всемирной информационной сети Internet. Автором регулярно использовались сведения универсальной базы данных КЕС (адрес в Internet: http://europa.eu.int), официального сайта ОБСЕ (http://www.osce.org), официального сайта ЗЕС (http://www.weu.int), официального сайта НАТО (http://www.nato.int), других серверов Internet.
Среди литературы выделяется ряд работ, представляющих наибольший интерес в понимании социально-экономических и военно-политических взаимоотношений между странами Европейского Союза и международными организациями, государствами на современном этапе. В частности, одной из первых крупных отечественных работ, открывших новый — постсоветский период в изучении европейской интеграции, явилась книга под редакцией Ю.А. Борко «От единого рынка к Европейскому Союзу» , подготовленная в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН. Она стала результатом более чем трех десятилетий интеграционных исследований, начатых в этом институте еще в конце 1950-х гг. В книге подведены основные итоги развития Европейского сообщества, проанализированы его достижения и проблемы. Впервые в российской литературе авторы объяснили суть нового этапа в развитии ЕС, начавшегося на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. Как известно, его главными целями являлись: создание экономического и валютного союза, ускорение процессов военно-политической интеграции, а также расширение ЕС на Восток. Из более поздних работ следует назвать коллективную монографию под редакцией М.М. Максимовой и Ю.В. Шишкова «Европейское сообщество: регулирование интеграционных процессов» и уникальное справочное издание под редакцией Ю.А. Борко «Европейский Союз: Путеводитель» . Обе книги подготовлены в Институте Европы РАН в сотрудничестве с Ассоциацией европейских исследований и изданы при поддержке Представительства Европейской комиссии в России. Большой вклад в изучение проблематики европейской интеграции внесла работа под редакцией Ю.А. Борко и О.В. Буториной «Европейский Союз на пороге ХХI века: Выбор стратегии развития» , труд под редакцией Ю.В. Шишкова, Д.Е. Мельникова и В.Г. Барановского «Западно-Европейская интеграция: политические аспекты» , работа В.Г. Барановского «Западная Европа: военно-политическая интеграция» . Данные работы обладают обширным фактологическим материалом, глубоким теоретическим и аналитическим исследованием. Книга А.Б. Митропольского «Россия и европейская интеграция» отличается оригинальным сравнительным характером и прогностическими выводами на примере ЕС и России. Работа под общей редакцией В.Б. Княжинского «Западно-Европейская интеграция: проекты и реальность» обладает достаточно широким спектром различных методов и подходов в изучении Западно-Европейской интеграции и носит в какой-то мере аналитический характер. Монография В.Г. Барановского «Европейское сообщество в системе международных отношений» обладает достаточно широким спектром примеров международных связей ЕС в самых различных областях и дает понимание явных приоритетов социально-экономических и военно-политических связей стран-участниц Европейского Союза с внешним миром.
В работе использовались также материалы различных российских журналов, таких как «Международная жизнь», «Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология», «Современная Европа», «Вестник НАТО», «Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы»; статьи коллективных монографий: «Безопасность России XXI век», «Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок», «Идеи европеизма во второй половине ХХ века», «Заглядывая в XXI век: Европейский Союз и Содружество Независимых Государств», «Россия и Германия в Европе»; ежегодники СИПРИ: «Вооружения, разоружение и международная безопасность». Все эти материалы содержат большой массив статей и очерков по отдельным аспектам заявленной в дипломной работе теме.
Список литературы ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно новым словом в европейской интеграции стала созданная в соответствии с Маастрихтским договором Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), заменившая действовавший с начала 70-х гг. механизм Европейского политического сотрудничества (ЕПС). Сохранив межгосударственный характер сотрудничества ЕПС, она существенно расширила его рамки. ОВПБ теперь распространяется на всю сферу международных отношений, за исключением вопросов обороны и военной политики. Она предполагает не только взаимные консультации, как это было в ЕПС, но и выработку «общих позиций» государств-членов, которые потом реализуется через «совместные действия», а также Коллективных стратегий ЕС в отношении третьих стран и регионов. Договор положил начало включению военно-политической интеграции в рамки нормативных документов, а также официально объявил о будущей интеграции ЗЕС в ЕС и формировании в перспективе системы совместной обороны.
После ратификации Амстердамского договора в 1999 г. в Евросоюзе впервые создана правовая база для построения собственного военного измерения. Так, Европейскому совету дано право вырабатывать «общую стратегию» в области ОВПБ, а Совету — принимать решение об учреждении системы совместной обороны, причем решения о «совместных действиях» и «общих позициях» принимаются квалифицированным большинством. Введен пост Высокого представителя по ОВПБ/Генерального секретаря Совета, который представляет внешнеполитические интересы ЕС в мире и уполномочен вести переговоры с третьими странами. Все это свидетельствует о дальнейшей коммунитаризации «второй опоры», хотя, как и в случае с ЭВС, оборонные и внешнеполитические функции государства составляют суть национального суверенитета, и потому их передача на меж- и наднациональный уровень представляет собой крупную политическую и психологическую проблему. Исключительно важно и то, что создание собственного оперативного потенциала ЗЕС/ЕС переместилось из разряда потенциальных возможностей в плоскость практических решений. Теперь речь идет о наделении Евросоюза действенным потенциалом для решения всего спектра «петерсбергских задач»: от выполнения гуманитарных миссий до операций по принуждению к миру.
Таким образом, в 1990-е гг. Евросоюз приступил к формированию европейской «идентичности в сфере безопасности и обороны». Его основными слагаемыми явились три перечисленные выше фактора: расширение сферы внешнеполитического сотрудничества, создание основ для военного измерения ЕС и существенная коммунитаризация «второй опоры».
Процесс экономической интеграции будет подталкивать европейскую интеграцию в сфере внешней политики и обеспечения безопасности. К 2015 г. в основном сформируется новая структура системы внешнеполитического взаимодействия в виде многоярусной Европы с твердым ядром. США останутся основным внешнеполитическим и военным партнером Западной Европы.
В центре общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза на ближайшие 15 лет будут находиться три приоритета — Россия и страны СНГ (поиск путей сотрудничества и стратегического партнерства), Юго-Восточная Европа (укрепление мира на Балканах) и Средиземноморье (расширение ассоциации по типу соглашений с Марокко, Тунисом и Израилем, а также создание зоны сотрудничества и безопасности от угрозы с юга). Дестабилизирующие процессы, подобные балканскому кризису, потребуют от западноевропейских стран жестких и единых действий в рамках прежде всего проверенных структур НАТО. Одновременно усиление внешнеполитической составляющей в функционировании Евросоюза и возрастающее (особенно после косовского кризиса) стремление европейцев улаживать политические проблемы на континенте без участия США будет стимулировать создание новой военно-политической организации, призванной стать эффективной заменой Западноевропейского союза.
Внешнеполитическая составляющая европейской интеграции будет развиваться путем «мелких шагов» — сближения позиций стран-членов, поиска консенсуса и принятия совместных действий на приоритетных направлениях. Можно ожидать, что к середине прогнозного периода в ЕС сложится достаточно эффективный механизм формирования и принятия внешнеполитических решений, причем основывающийся не только на широком компромиссе, близком к единогласию (поскольку поиск компромисса снижает действенность решений); напротив, все чаще решения будут базироваться на позиции меньшинства наиболее сильных и авторитетных государств.
Направленность оборонной политики Европейского Союза будет непосредственно зависеть от развития ситуации на всем постсоветском пространстве и, в первую очередь, в России. Нормализация общественного и экономического развития РФ и становление в нашей стране эффективного демократического порядка создаст предпосылки для качественно нового европейско-российского партнерства и будет способствовать созданию обновленной системы коллективной безопасности.



Источники
а) На русском языке
1. Амстердамский договор, изменяющий договор о Европейском союзе, договоры, учреждающие Европейские сообщества и некоторые относящиеся к ним акты. М., 1999.
2. Договоры, учреждающие Европейские сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Евратом). М., 1994.
3. Документы, касающиеся взаимоотношений между Европейским Союзом и Россией. М., 2002.
4. Единый Европейский акт. Договор о Европейском союзе. М., 1994.
5. Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России. Кельн. 1999.
6. Концепция «Многонациональных оперативных сил» (МОС), Совет НАТО, июнь 1996 г. (online) // http://www.nato.int/docu/other/ru/topics.pdf
7. Хартия европейской безопасности (online) // http://www.osce.org/docs/russian/1990-1999/summits/istachart99r.htm
8. CFE.DOC/1/99. Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Стамбул. 1999. 19 ноября.

б) На английском языке
9. Declaration of the WEU on the Role of Western European Union and its Relations with the European Union and with the Atlantic Alliance, Brussels, 22 July 1997 (online) // http://www.weu.int/Keytexts.htm
10. Europe – a fresh start: The Schuman declaration, 1950-90 (online) // http://europa.eu.int/articles/hist/docs/frame17.htm
11. Western European Union Council of Ministers, Kirchberg Declaration, Luxembourg, 9 May 1994 (online) // http://www.weu.int/Keytexts.htm
12. Western European Union Council of Ministers, Petersberg declaration, Bonn, 19 June 1992 (online) // http://www.weu.int/Keytexts.htm

II Литература
а) На русском языке
13. Алексеев А. Совет Североатлантического сотрудничества и будущее Европы // Международная жизнь. 1992. № 3-4.
14. Ардачев О. Западноевропейский союз в системе европейской безопасности. М., 1998.
15. Барановский В., Арбатов А. Меняющиеся перспективы безопасности в Европе // Безопасность России XXI век. М., 2000.
16. Барановский В.Г. Европейское сообщество в системе международных отношений. М., 1999.
17. Барановский В.Г. Западная Европа: военно-политическая интеграция. М., 2001.
18. Барановский В.Г. Политическая интеграция в Западной Европе. М., 1995.
19. Башкатова Т.А. Западноевропейская интеграция: финансовый аспект. М., 1998.
20. Безопасность Европы: пути преодоления (Обзор) / Публ. подг. Т.В. Носенко // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. М., 1991. Вып. 2. Ч. I.
21. Военная политика стран Западной Европы / Под. ред. Ю.А. Борко. М., 1999.
22. Глухарев Л.И. Европейские сообщества: в поисках новой стратегии. М., 2000.
23. Гусаров Ю.А. Европа в изменяющихся политических условиях: проблемы безопасности // Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок. М., 1998.
24. Гусаров Ю.А. Создание нового порядка безопасности в Европе: несколько сценариев и перспективы их осуществления // Актуальные проблемы Европы: экономика, политика, идеология. М., 1994. Вып.1-2.
25. Данилов Д. Россия в Большой Европе: стратегия безопасности // Современная Европа. 2000. № 2.
26. Европа XX века: проблемы мира и безопасности / Под. ред. А.О. Чубарьян. М., 1998.
27. Европа в меняющемся мире: Международные связи Европейского сообщества / Под. ред. Ю.А. Борко. М., 1997.
28. Европа в многополярном мире / Под. ред. А.П. Бородина. М., 2000.
29. Европейская интеграция: современное состояние и перспективы / Под. ред. Д.В. Паньковского. Минск, 2001.
30. Европейский Союз / Под. ред. Ю.А. Борко. М., 1999.
31. Европейский Союз на пороге ХХI века: Выбор стратегии развития / Под. ред. Ю.А. Борко; О.В. Буториной. М., 2001.
32. Европейский Союз: Путеводитель / Под. ред. Ю.А. Борко. М., 1998.
33. Европейский Союз: факты и комментарии / Под. ред. А.П. Бородина. (ИЕ РАН – Ассоциация европейских исследований). М., 1998.
34. Европейское сообщество: проблемы 80-х годов / Под. ред. Ю.А. Борко; И.В. Гавриловой. Ч.2. М., 1989.
35. Европейское сообщество: регулирование интеграционных процессов / Под ред. М.М. Максимовой, Ю.В. Шишкова, Н. Леман. М., 1997.
36. Журкин В. Интеграция, общая внешняя политика и безопасность // Заглядывая в XXI век: Европейский Союз и Содружество Независимых Государств. М., 1998.
37. Западная Европа: парадоксы регулирования / Под. ред. В.Н. Шинаева, В.И. Кузнецова, В.П. Глушкова. М., 1988.
38. Западная Европа: политическая и военная интеграция / Под общ. ред. и с пред. М.И. Бурлакова. М., 1994.
39. Западноевропейская интеграция: политические аспекты / Под. ред. Ю.В. Шишкова, Д.Е. Мельникова, В.Г. Барановского. М., 1999.
40. Западноевропейская интеграция: проекты и реальность / Под общ. ред. В.Б. Княжинского. М., 1997.
41. Кузнецов В.И. Европа на пороге XXI века. М., 1999.
42. Манке Д. Параметры европейской безопасности / Публ. подг. Гусаров Ю.А. // Идеи европеизма во второй половине ХХ века. М., 2000.
43. Митропольский А.Б. Россия и европейская интеграция. М., 2001.
44. От единого рынка к Европейскому Союзу / Под. ред. Ю.А. Борко. М., 1994.
45. Отношения России и ЕС в контексте расширения НАТО (online) // http://www.inion.ru/product/nato/nato6_3.htm
46. Пархалина Т. Некоторые размышления об архитектуре безопасности Европы на рубеже XX-XXI вв. // Европа на пороге XXI века: ренессанс или упадок. М., 1998.
47. Петерсен Н.Х. На пути к созданию модели европейской безопасности XXI века // Вестник НАТО. 1997. № 5.
48. Россия и будущее европейское устройство / Под. ред. Н.А. Косолапова. М., 2000.
49. Ротфельд А.Д. Европа: институциональное оформление процесса безопасности // Ежегодник СИПРИ 1999: Вооружения, разоружение и международная безопасность. М., 2000.
50. Ротфельд А.Д. Европа: к новым мерам обеспечения безопасности // Ежегодник СИПРИ 1996: Вооружения, разоружение и международная безопасность. М., 1997.
51. Ротфельд А.Д. Европа: переход к безопасности нового типа (“Inclusive security”) // Ежегодник СИПРИ 1998: Вооружения, разоружение и международная безопасность. М., 2001.
52. Ротфельд А.Д. Поиски системы коллективной безопасности // Международная жизнь. 1996. № 7.
53. Федоров Ю.Е. Европейская ПРО и Россия // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. 2001. Окт. Вып. 1.
54. Чернега В.Н. Западноевропейский союз в тени НАТО // Международная жизнь. 1998. №8.
55. Шульц Э. Европейская безопасность в мировом контексте // Россия и Германия в Европе / Сост. Б. Орлов, Х. Тиммерман. М., 1998.
56. Э.-О. Чемпиль. Новый порядок для Европы / Публ. подг. М.Д. Диманис // Идеи европеизма во второй половине ХХ века. М., 2000.

б) На английском языке
57. Polity A. European security: the new transnational risks // Chailliot Paper. 1997. October. № 29.
Цена: Договорная