Название Сущность и правовые основы антикризисного управления
Количество страниц 91
ВУЗ МГУЭСИ
Год сдачи 2009
Содержание Введение 3
Глава I. Сущность и правовые основы антикризисного управления 6
1.1. Определение понятия «кризис». Особенности кризиса на предприятии...6
1.2. Понятие, цели и содержание антикризисного управления 12
1.3. Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии 15
1.4. Правовые основы антикризисного управления в Российской Федерации 17
1.5. Сравнительный анализ правовых аспектов финансовой несостоятельности в зарубежной практике 26

Глава II. Оценка и диагностика кризисного финансового состояния предприятия 29

2.1. Предварительная оценка масштабов кризисного финансового состояния предприятия 29
2.2. Фундаментальная диагностика финансового состояния предприятия 31
2.3. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации на предприятии с использованием финансовых индикаторов 42
2.4. Разработка системы антикризисных мероприятий 50

Глава III. Процессы антикризисного управления на предприятии 53
3.1. Механизмы финансовой стабилизации 53
3.2. Реструктуризация предприятия 60
3.3. Устранение неплатежеспособности 71
3.4. Восстановление финансовой устойчивости 73


Заключение 75
Список использованных источников и литературы 81
Приложения 84


Введение

Термины "антикризисная политика", "антикризисное управление" возникли сравнительно недавно. Считается, что причина их появления это реформирование российской экономики и возникновение большого количества предприятий, находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий - это нормальное явление рыночной экономики, в которой, по аналогии с теорией Дарвина, выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует "окружающей среде", должно либо приспособится, и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть.
Современная экономическая действительность заставляет руководителей предприятий постоянно принимать решения в условиях неопределенности. В условиях финансовой и политической нестабильности коммерческая деятель-ность чревата различными кризисными ситуациями, результатом которых может стать несостоятельность или банкротство.
Процедура банкротства и сам термин "несостоятельное предприятие" в восприятии большинства людей ассоциируются с разрушением. И это отчасти верно – когда судья арбитражного суда зачитывает свое решение, где говорится: "Признать предприятие Х несостоятельным", единственное, что происходит дальше – это полное прекращение деятельности предприятия, его ликвидация и распродажа активов в счет погашения долгов. Объявление предприятия несостоятельным означает признание его банкротом как свершившийся факт и исключает какой-либо иной путь, кроме ликвидации.
Однако эта ситуация – уже почти финал процесса несостоятельности, который к этому моменту времени длится несколько месяцев. Но это не обязательный финал. На протяжении всего периода времени, когда в арбитражном суде слушается дело о банкротстве, законодательство дает предприятию возможность остановить этот процесс и выбрать другой путь, если появится надежда, что предприятие можно спасти. На практике для каждого шестого предприятия именно так и происходит, и для них запускается в действие свой план спасения. Этот план спасения основан на предусмотренной действующим законодательством возможности применения различных реорганизационных процедур.
Таким образом, очевидно, что существует некое множество реорганизационных процедур, применяемых при несостоятельности. Вместе с тем, существует также ряд смежных вопросов реструктуризации предприятия. Реорганизационные процедуры – это борьба за сохранение жизни предприятию, находящемуся на грани банкротства. К сожалению, необходимо признать, что огромный потенциал, заложенный в реорганизационных процедурах, до сих пор не используется практикой в полной мере. Более того, этот вопрос почему-то постоянно находится в тени внимания прессы. Очень часто можно прочесть в газетах или услышать по радио о том, что даже крупнейшие компании находятся в критическом состоянии, на грани разорения, о громадных задолженностях по уплате предприятиями налогов в бюджет и внебюджетные фонды, о растущей стати-стике неплатежей между предприятиями, о банкротстве банков и т.п. Объявления о признании банкротом предприятий добровольно или в судебном порядке стали уже частью повседневной реальности. Но, к сожалению, все еще очень мало пишут и говорят об успешном опыте того, как удалось избежать банкротства путем кардинальной перестройки предприятия и введения внешнего управления.
В России около 80% всех предприятий по существующим меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество дел о банкротстве. Можно сказать, что разработка теории антикризисной политики и финансового оздоровления предприятия − это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении возникает не только в российской экономике переходного периода, но в развитых рыночных экономиках западных стран. Особую роль в антикризисной политике играет финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более находящиеся в стадии кризиса.
Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: нарушение традиционных хозяйственных связей, спад спроса, резкие трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, нестабильность финансового рынка. Это лишний раз подтвердилось 17 августа 1998 г. (в связи с дефолтом на фондовых рынках). В этой связи, особенно актуальной становится проблема управления несостоятельными предприятиями именно в условиях переходной экономики.
Только применение комплекса методов из различных разделов экономики может дать сегодня тот необходимый экономический эффект и вывести российские предприятия из того кризисного состояния, в котором они находятся.
Общим проблемам управления Л., посвящены работы таких российских и зарубежных ученых как Ансоффа И., Астахова В., Гительмана Л., Ковалева А., Уткина Э. [6, 10, 21, 30, 50] и многих других.
Особое внимание следует уделить антикризисному управлению. Решению проблем, возникающих в его рамках, посвящены работы Богачева В., Иванова В., Панагушина В., Грязновой А., Короткова Э., Богдановой Т.А., Градова А. [9, 15, 29, 33, 52] и многих других.
Но работ, посвященных организации процесса управления предприятиями, находящимися в кризисном состоянии, в настоящее время очень мало. Отдельные публикации основное внимание уделяют кризису как таковому (в частности [59]), другие публикации в основном касаются проблем описательно, без четких алгоритмов и расчетов (например [42, 48, 77]). Практически отсутствуют источники, в которых бы алгоритмы антикризисного управления описывались с точки зрения системного анализа.
Поэтому возникла практическая необходимость написания данной работы, посвященной обобщению теоретических исследований и практических наработок антикризисного управления в современных экономических условиях. Это подтверждается и практическим опытом автора, которому по роду своей деятельности приходилось непосредственно руководить процессом антикризисного управления и процедурой финансового оздоровления крупного торгового предприятия, находящегося на то время в достаточно опасном финансовом состоянии.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность избранной темы ди-пломной работы.
В настоящей дипломной работе поставлены следующие задачи: проанализировать различные подходы к данной теме и вывести определение антикризисного управления на уровне предприятия, выявить основные причины кризисных ситуаций, описать критерии принятия решений антикризисным управляющим и правовые основы антикризисного управления, а также дать описание практических шагов, которые должен использовать антикризисный управляющий в своей работе.
В первой главе вводятся понятие «кризис» и «антикризисное управление», определяются цели и содержание антикризисного управления. Выделяются также основные принципы, на которых базируется система антикризисного управления и даётся оценка роли финансового менеджмента в системе антикризисной политики. В этой же главе анализируются основные причины кризиса на предприятии, и приводится обзор законодательства, регулирующего действия антикризисного управляющего, перечислены основные направления его действий. Такими направлениями, в частности, являются осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития, определение масштабов кризисного состояния предприятия, а также исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия;
Вторая глава полностью посвящена вопросам, связанным с выявлением необходимости антикризисного управления − распознаванию и диагностике неблагополучного финансового состояния предприятия на ранней стадии кризиса, методик прогнозирования и предупреждения кризисной ситуации на предприятии с использованием финансовых индикаторов, а также разработке системы антикризисных мероприятий.
В третьей главе рассмотрены основные подходы, методы и приёмы по выведению из кризиса предприятия. Выделены этапы осуществления финансовой стабилизации на предприятии в условиях кризисной ситуации. Приведены основные мероприятия, которые должны проводится антикризисным управляющим в рамках этих этапов. Раскрыты вопросы профилактики банкротства предприятия с учётом специфических особенностей российской экономики на современном этапе развития. В частности, рассмотрены механизмы финансовой стабилизации, устранения неплатежеспособности, увеличения денежных средств и восстановления финансовой устойчивости. При этом достаточно подробно описываются мероприятия по профилактике банкротства на экономически «здоровых» предприятиях.
Дипломная работа представляет собой полномасштабное научное исследование по теории антикризисного управления предприятием в Российской Федерации. Включает 6 таблиц, 12 рисунков и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, в котором 82 наименования, и 4 приложений.
Список литературы Заключение

Кризис в широком смысле − неотъемлемая характеристика рыночной экономики. С практической точки зрения, кризис − это любая нестандартная ситуация, в которой возникает риск. В данной работе кризис рассматривается как непосредственная угроза выживания предприятия. Экономическую формулу кризиса на предприятии выражает следующее неравенство:
Денежные средства < Текущая хозяйственная потребность в оборотных
средствах + Текущая финансовая потребность в оборотных средствах.
Антикризисное управление − это такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь на собственные ресурсы. Элементами антикризисного управления являются:
 анализ состояния макро- и микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;
 познание экономического механизма возникновения кризисных ситуа¬ций и создание сканирования внешней и внутренней сред фирмы с це¬лью раннего обнаружения "слабых сигналов" об угрозе приближения кризиса;
 стратегический контроллинг деятельности фирмы и выработка страте¬гии предотвращения ее несостоятельности;
 оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявле¬ние возможности наступления несостоятельности (банкротства);
 разработка предпочтительной политики поведения в условиях насту-пившего кризиса и вывода из него фирмы;
 постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработ¬ка мер по его снижению.
Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово- хозяйственных параметров параметрам окружающей среды. Причинами кризиса на предприятии могут быть различные факторы внешней и внутренней среды. Однако несмотря на многообразие факторов, которые могут привести к кризису на предприятии, в большинстве случаев такими факторами являются недостатки управления.
Антикризисное управление имеет своей целью устранение возможности банкротства предприятия. В России процедуры банкротства регламентируются Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1998 года №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" [4]. Несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При рассмотрении дела о банкротстве должника − юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение.
За время применения федерального Закона "О несостоятельности (бан-кротстве)", принятого в 1998 году, обнаружена недостаточная защищенность прав и законных интересов различных лиц, участвующих в процедуре банкротства, а также пробелы, позволяющие использовать законодательство о несостоятельности (банкротстве) как механизм для избавления от конкурентов, ухода от налогообложения, передела собственности, недобросовестного захвата предприятия.
В целях защиты интересов государства-кредитора по налоговым платежам и предоставления равных прав для конкурсных кредиторов и государства-кредитора предлагается предоставить уполномоченному федеральному органу право голоса в деле о банкротстве с одновременным переводом требований по обязательным платежам в одну очередь с остальными коммерческими кредиторами.
В целом же в существующем законодательстве проблема антикризисного управления в рамках судебных процедур банкротства достаточно хорошо освещена и проработана. Арбитражный управляющий в рамках процедуры внешнего управления обладает всеми необходимыми полномочиями для восстановления платежеспособности предприятия, причем законодатели максимально постарались облегчить его задачу, предусмотрев такие меры, как мораторий на выплату по денежным обязательствам, возможность отказа от невыгодных договоров и т.д.
Реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предприятия предусматривает следующие основные направления:
 Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;
 Определение масштабов кризисного состояния предприятия;
 Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия;
 Создание и реализация плана антикризисного управления.
Своевременное распознавание признаков и природы кризиса, его локализация, использование элементов исследования как меры превентивной санации и восстановления платежеспособности составляют суть целей диагностики в антикризисном управлении. Проблема диагностики в антикризисном управлении относится к числу мало исследованных в отечественной экономической и управленческой науке. Это объясняется весьма продолжительным господством в российской экономике марксистско-ленинского учения, исключающего кризисы при социализме. Естественно, такой подход выхолостил в теории и практике управления всю специфическую проблематику антикризисного управления, включая антикризисную диагностику.
В ходе исследования было установлено, что диагностика в антикризисном управлении − это:
 исследование базовых показателей хозяйственной деятельности социально-экономической системы;
 всесторонний анализ влияния внутренних и внешних факторов на финан-сово-экономическое и технико-технологическое состояние предприятия;
 экспертная оценка разработанных мероприятий и перспектив финансового оздоровления и превентивной санации и достижения целей прогнозирования;
 постижение количественно неопределенных и качественно “сверхслож-ных” уровней экономической организации фирмы.
В зарубежной и российской экономической литературе предлагается не-сколько отличающихся методик и математических моделей диагностики вероятности наступления банкротства коммерческих организаций. Первые исследования аналитических коэффициентов для предсказания возможных осложнений в финансовой деятельности компаний проводились в США ещё в начале тридцатых годов. Однако многочисленные попытки применения иностранных моделей прогнозирования банкротства в отечественных условиях не принесли достаточно точных результатов.
Мероприятия по преодолению кризисной ситуации и восстановлению платежеспособности должны учитывать индивидуальные особенности предприятий. Однако, так же как типичны финансово-экономические проблемы российских предприятий, настолько же характерны методы их «лечения».
В числе типичных проблем:
 низкая конкурентоспособность продукции и низкий уровень спроса на нее;
 недогрузка производственных мощностей и падение выручки ниже точки безубыточности;
 избыток ресурсов (имущества, численности работников);
 высокие постоянные затраты, связанные, в первую очередь, с содержанием избыточных ресурсов;
 необоснованно высокие переменные издержки, обусловленные плохой организацией производства (высокие потери, воровство), неэкономичностью технологий, завышением цен на ресурсы, поставляемым предприятиям – ненадежным плательщикам;
 низкий уровень менеджмента (индифферентность к маркетингу, «регистрирующая» система сбыта, отсутствие финансово-экономического анализа и финансового планирования, неумение управлять оборотным капиталом и т.п.);
 наличие высоких непроизводственных издержек, в первую очередь, объектов социальной сферы.

Следовательно, комплекс антикризисных мероприятий должен охватывать следующие направления:

Мероприятия в сфере маркетинга и увеличения объемов продаж:
 поиск сегментов рынка профильной продукции предприятия или технологически-близких видов продукции, на которых (сегментах) существует неудовлетворенный платежеспособный спрос;
 реклама продукции и информирование потребителей о ее потребитель-ских свойствах, качестве, сервисе с упором на «сильные стороны» продук-ции. Формирование «узнаваемости» продукции;
 формирование сбытовой и дилерской сети (агентские договора, договора с оптовыми покупателями, создание фирменных торговых точек и др.);
 разработка новых конкурентоспособных видов продукции;
 повышение качества и надежности продукции в результате проведения организационно-технических мероприятий (усиления трудовой дисциплины, введения жесткой системы контроля, введения персональной ответственности за брак, организации входного контроля качества материальных ресурсов и т.п.);
 финансово-экономическая оценка результатов выполнения госзаказа и целесообразности его выполнения в дальнейшем;
 формирование системы послепродажного обслуживания продукции;
 разработка системы договоров с гибкими условиями поставки и оплаты (скидки по предоплате, скидки за своевременное и точное исполнение условий договоров, рассрочка платежей на условиях коммерческого кредита и т.п.).
Мероприятия в сфере производства:
 ревизия имеющихся производств предприятия и закрытие неэффективных, непрофильных, технически отсталых производств;
 сокращение количества производственных звеньев (производств, цехов, участков);
 определение «стратегического ядра» предприятия (наиболее важных, профиль-ных, технически оснащенных или перспективных с рыночных позиций производств или комплексов) и концентрация усилий на улучшении их деятельности;
 укрепление трудовой дисциплины, введение персональной ответственности за брак, нарушение технологического режима и т.д.
Мероприятия в сфере управления издержками:
 поиск более дешевых ресурсов, в т.ч. заменителей или ресурсов, постав-ляемых на более выгодных условиях (возможно: поиск более качественных ресурсов, улучшающих качество конечного продукта, что позволяет повы-сить цену при соответствующем информировании покупателя о произведенных изменениях);
 совершенствование системы учета ресурсов и сокращение необоснованных потерь, введение персональной ответственности за расходование материальных ресурсов;
 экономия производственных издержек, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес в структуре себестоимости (сокращение избыточной численности и изменение системы оплаты труда с учетом результатов деятельности предприятия, нормирование и контроль расхода сырья с введением соответствующей системы стимулирования, введение контроля энергопотребления и экономия энергии и др.);
 консервация, реализация или списание неиспользуемого имущества, с этой целью снижения затрат по его содержанию;
 снижение непроизводственных издержек, в первую очередь, по содержа-нию объектов социальной сферы и т.п.
Мероприятия по управлению оборотным капиталом:
 ревизия имеющихся оборотных средств (по элементам): выявление неликвидов, безнадежной задолженности;
 «расчистка» баланса (реализация, списание);
 разработка и внедрение в практику работы служб предприятия современных методов управления оборотными средствами;
 контроль за текущим состоянием важнейших слагаемых оборотных активов в процессе производственной и коммерческой деятельности предприятия.
По управлению запасами:
 расчет минимально-необходимого уровня запасов (с учетом риска нарушения нормального хода производства) и поддержание запасов на этом уровне;
 экономия издержек по хранению, в первую очередь, по статьям, имеющим наибольший удельный вес;
 концентрация внимания на запасах, имеющих наибольшую стоимость;
 разработка мер по обеспечению сохранности запасов и избежанию их порчи и ущерба.
По управлением дебиторской задолженностью:
 оценка платежеспособности покупателей и определение политики предоставления коммерческого кредита для различных групп покупателей и видов продукции;
 анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
 систематический контроль расчетов с покупателями по отсроченным и просроченным задолженностям;
 уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
 использование системы скидок, стимулирующих своевременную оплату (предоплату, оплату по поставке);
 определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов;
 контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
 оценка возможности факторинга – продажи (переуступки) дебиторской задолженности.

По управлению кредиторской задолженностью:
 поиск поставщиков с наиболее выгодными условиями поставки и оплаты;
 мониторинг реакций кредиторов на задержку платежей (индифферентность до определенного предела, прекращение поставок, изменение условий поставок – цен, размера партий, отмена скидок и др.);
 индивидуальный подход к различным кредиторам (задержка платежей индифферентным к неплатежам поставщикам, своевременная оплата – применяющим санкции и т.д.);
 составление оперативных бюджетов и ранжирование платежей в их рамках;
 контроль исполнения бюджетов.
Мероприятия по совершенствованию управления:
 постановка системы управленческого учета (хотя бы в усеченном виде). Учет затрат по их видам (переменные, постоянные) и центрам их возникно-вения (подразделения предприятия);
 формирование финансовой структуры предприятия (центров бизнеса: центров затрат, выручки, прибыли);
 внедрение системы оперативного и текущего финансово-экономического анализа по данным управленческого учета;
 введение системы финансово-экономического планирования, разработки оперативных и текущих бюджетов предприятия и его центров бизнеса;
 контроль исполнения планов и бюджетов; их текущая корректировка;
 разработка рациональной системы связей между подразделениями с учетом функций по управленческому учету, финансовому планированию и управлению.

Нынешнее состояние российского общества носит переломный характер. Первоначальная эйфория, связанная с надеждами быстро построить процветаю¬щую рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению длительности и трудностей выхода страны из кризиса.
Ситуация в российской экономике по-своему уникальна и не имеет аналогов ни с прошлой деятельностью отечественных предприятий, ни с зарубежной прак¬тикой.
Вероятно, реальный выход из создавшегося тупика есть. Но преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь государства невозможно. Осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у госу¬дарства. Важно вы-править наиболее острые диспропорции в эконо¬мике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:
 антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребно-стей населения;
 антикризисную поддержку приоритетных производств;
 обеспечение критического импорта при государственном контроле за экспортом стратегических товаров.
По мере смягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от государственных административно-ограничительных мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое уве¬личение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это по¬зволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориента¬цией на конкурентные отношения.
Начало и укрепление таких структурных сдвигов позволят перейти к осуще¬ствлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков. По¬добному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры воз¬действия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.



1. Гражданский кодекс РФ.
2. Приложение № 2 к распоряжению ФУДН(Б) от 5.12.1994 № 98−р «Методические реко-мендации по составлению планов финансового оздоровления».
3. Постановление Правительства РФ № 498 от 20 мая 1994 года «О некоторых мерах по реа-лизации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий».
4. Федеральный Закон РФ от 8.01.2006 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Научные труды и учебные пособия

5. Амаржуев О.В. Дорогавцев А.Е. Неплатежи: способы предотвращения и сокращения. Практ. пособие − М. Аркаюр 1994
6. Ансофф И. Стратегическое управление/ Под ред. Л.И. Евенко. Пер. с англ. − М.: Экономи-ка, 1989.
7. Антикризисное управление /под.ред. Короткова Э.М. − М.: ИНФРА−М, 2000.
8. Антикризисное управление. Учебное пособие для технических вузов/под ред. Минаева Е.С. и Панагушина В.П. − М.: Приор, 2006.
9. Антикризисный менеджмент /под.ред. проф. Грязновой А.Г. − М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2005.
10. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкрот-ством − М. Ось-89, 1995
11. Барабаш Ю.Л. и др. Вопросы статистической теории распознавания. − М.: Сов. Радио, 1967.
12. Беренс В. Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций − М. 1995
13. Бир С. Мозг фирмы./Пер. с англ. – М.: Радио и связь, 1993.
14. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента − К.: Ника−Центр, 2005.
15. Богачев В.Ф. и др. Промышленность России: антикризисные стратегии предприятий. − СПб.: Издательский дом "Коврус", 2003. − 352с.
16. Бородина Е.И. Голикова Ю.С. Финансы предприятий − М. ЮНИТИ 1995
17. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов − М.: "Олимп-Бизнес", 2004.
18. Бригхен Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс. В 2-х т./Пер. с англ. − СПб.: Экономическая школа, 2005.
19. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами − М. Финансы и статистика, 2003
20. Герчикова И.Н. Менеджмент. − М. ЮНИТИ, 1995
21. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. – М.: Дело, 2005.
22. Донцова Л.В. Никифорова Н.А. Составление и анализ годовой бухгалтерской отчетности − М. ДИС 2004
23. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников ме-неджмента и управленческой практики./Пер. с англ. – М.: Дело, 2003.
24. Евенко Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США − М. Наука, 1983.
25. Едронова В.Н. Мизиковский Е. А. Учет и анализ финансовых активов. − М. Финансы и статистика, 1995.
26. Ефимова О.А. Как анализировать финансовое состояние предприятия. − М. Перспектива, 1995.
27. Ефимова О.А. Финансовый анализ − М. Финансы, 2004.
28. Зудилин А.П. Бухгалтерский учет на капиталистических предприятиях − М. УДНЮ, 1990.
29. Иванов В.Н., Выскребцев В.А. Правовые основы антикризисного управления в предпри-нимательской деятельности. − М.: "Макцентр. Издательство", 2005.
30. Ковалев А.П. Финансовый анализ и диагностика банкротств. Учебное пособие Минэконо-мики РФ − М. Экономическая академия 1994.
31. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. − М.: Финансы и статистика, 2000.
32. Козлов Н.В. Бочаров Е.П. Перспективный экономический анализ − М. Финансы и стати-стика 1987.
33. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. – М.: “ДеКА”, 2004.
34. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. − М.: Дело и Сервис, 2006.
35. Литвин М.И. Как определять плановую потребность предприятия в оборотных средствах − М. Финансы, 2003
36. Майданчик Б.И. Анализ и обоснование хозяйственных решений − М. Финансы и статисти-ка, 1991
37. Максимова И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия − М. Мар-кетинг, 2003
38. Миддлтон Д. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений − М. ЮНИТИ 2004
39. Оценка бизнеса /под. ред. проф. Грязновой А.Г., проф. Федотовой М.А.− М.: Финансы и статистика ,2005.
40. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия − М. ЮНИТИ 1995.
41. Пилдич Дж. Путь к покупателю. − М. Прогресс, 1991.
42. Питере Т. Уотермен Р. В поисках эффективного управления − М. 1986
43. Попов М.В. Концептуальные основы менеджмента в США и их эволюция. − М. 1989
44. Практическое пособие по организации и экономике предпринимательской деятельности. Под ред. Панагушина В.П. − М. Либ, 1995
45. Пратт Ш.П. Оценка бизнеса. Анализ и оценка закрытых компаний − М. Ин-т экономиче-ского развития Всемирного банка, 1994
46. Родионова В.М. Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфля-ции − М. Перспектива, 1995
47. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4−е изд., перераб. И доп. − Минск: ООО "Новое знание", 2001.
48. Семь нот менеджмента. − М.: Эксперт, 2004.
49. Современный менеджмент: принципы и правила − М. Нижний Новгород, 1992
50. Справочник кризисного управляющего /под.ред. проф. Уткина Э.А. − М.: Ассоциация ав-торов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2005.
51. Стоянова Е.А. Финансовый менеджмент в условиях инфляции − М. Перспектива 1994
52. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой/ Богданова Т.А., Градов А.П. и др.; Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. − СПб.: "Специальная литература", 2003.
53. Теория и практика антикризисного управления./Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. − М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003.
54. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов/ Базаров Г.З., Беляев С.Г. и др.; Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И. − М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2003.
55. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник под ред. Стояновой Е.С. − М.: Пер-спектива, 2000.
56. Финансы /под ред. А.М.Ковалевой − М.: "Финансы и статистика", 2004.
57. Финансы в управлении предприятием. Под ред. Ковалевой А.М. − М. Финансы и стати-стика 1995
58. Финансы предприятий. Под ред. Бородиной Е.И. − М. ЮНИТИ, 1995.
59. Финка С. Кризис- менеджмент. − М. Перспектива, 2000.
60. Харрингтон Г. Управление качеством в американских корпорациях − М. ЮНИТИ, 1989
61. Холт Р.Н. Основы финансового менеджмента./Пер. с англ. − М.: Дело, 1993.
62. Экономика предприятия: Пер. с нем. – М.: ИНФРА, 2005.
63. Яковец Ю.В. Циклы, кризисы, прогнозы. – М.: Наука, 2005.
64. Янг С. Системное управление организацией − М. Знание, 1972
Статьи и монографии
65. Altman E.I. Financial Rations. Discriminent Analysis, and the Prediction of Corporate Bank-ruptcy.//Journal of Finance, September 1968.
66. Altman E.I., Haldeman R.G., Narayanan P. Zeta Analysis: A New Model to Identify Bankruptcy Risk of Corporation.//Journal of Banking and Finance, June 1977.
67. Beaver W.H. Financial Rations and Predictions of Failure.//Empirical Research in Accounting Selected Studies, Supplement to Journal of Accounting Research, 2003.
68. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропас-ти.//Проблемы теории и практики управления. − 2005. − №4.
69. Антикризисное управление. Журнал "Хозяйство и право", 2000, №1.
70. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти. Журнал "Проблемы теории и практики управления", 2005, №4.
71. Арбитражные дела в зеркале статистики. Журнал "Бизнес−адвокат", 2005, №5.
72. Архипов В., Ветошникова Ю."Стратегия выживания промышленных предприятий". Жур-нал "Вопросы экономики", 2006, №12.
73. Журавлёв В. Формула выживания.//Деловой мир. − 1995. − март. − № 11.
74. Зайцева О.П. Антикризисный менеджмент в российской фирме.//Аваль. (Сибирская фи-нансовая школа). − 2006. − № 11−12.
75. Зыбин И. "В рай по короткому пути". Газета "Ведомости", 2000, №54(136).
76. Касаткин Г. Рынок акций нефтегазовых компаний.//Экономика и жизнь. − 1995. − № 2.
77. Комаров Е., Комаров А. Кризисные и антикризисные менеджеры.//Управление персона-лом. − 2005. − №2.
78. Комаров С.В., Кордон С.И. Организационная патология с точки зрения социолога, менед-жера и консультанта по управлению.// Социологические исследования. − 2000. − №1.
79. Панагушин В., Лапенков В., Лютер Е. Диагностика банкротства: возможна ли оценка не-платежеспособности по двум показателям.//Экономика и жизнь. − 1995. − № 8.
80. Тарикановский Е. "Антикризисное управление". Журнал "Хозяйство и право", 2000, №1.
81. Фавро О. Экономика организаций.//Вопросы экономики. − 2000. − №5.
82. Федотова М.А. Как оценить финансовую устойчивость предприятия.//Финансы.−1995.−№ 6
Цена: Договорная