Название Лишение свободы
Количество страниц 42
ВУЗ МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ ОДЕСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІМ. І. І. МЕЧНІКОВА
Год сдачи 2009
Содержание ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ 6
В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ 6
1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 6
1.2.ЦЕЛИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 10
1.3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАКАЗАНИЯ 14
1.4. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 17
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЯ 32
2.1.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 32
2.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43


Введение

Актуальность работы. Российское уголовное право традиционно рассматривает санкцию как одно из важнейших уголовно - правовых средств борьбы с преступлениями. Статья 60 УК РФ устанавливает: «Лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса». Это общее начало назначения наказания базируется на сложившемся порядке законодательного закрепления границ наказуемости конкретных преступных деяний.
Законодательное закрепление максимума и минимума наказания служит гарантией обеспечения принципа законности. Однако свою служебную роль санкция уголовно - правовой нормы выполняет при условии, если ее минимальный и максимальный пределы соответствуют опасности преступления и если она эффективно используется судами. В силу этого оценка эффективности санкции предполагает учет двух основных аспектов. Первый - статический, т.е. тот сдерживающий потенциал, который изначально заложен в санкции. Она должна быть настолько строга, чтобы могла сдержать потенциального правонарушителя от совершения преступления. Второй аспект - динамический, это жизнь санкции, применение ее в судебной практике, использование объема ее репрессивного воздействия. Следовательно, существуют и два направления усиления воздействия рассматриваемого уголовно - правового средства на преступность.
Первое направление предполагает повышение минимального и макси-мального пределов санкции в составах деяний, представляющих наибольшую опасность для общества. Второе связано с рациональным использованием пределов санкции судами при назначении наказания. Значительное осложнение криминогенной ситуации в стране обусловливает актуальность проблемы максимального повышения эффективности применения санкции. Главная проблема в том, каким образом используется объем репрессивного воздействия санкции, заключенный между ее минимальным и максимальным пределами.
Следует отметить, что в последнее время суды стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных преступных групп и сообществ. Но размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных преступлений. При его назначении необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть достаточно строгим, способным удержать самого преступника от рецидива, а также других неустойчивых членов общества от нарушения уголовного закона. Криминогенная ситуация в стране и практика применения норм УК невольно наводят на мысль, что преступность в России развивается сама по себе; законодатель творит законы, пытаясь привести их в соответствие со сложившейся обстановкой, а судебная практика идет своим путем. Поэтому требуется постоянная координация законотворческой и правоприменительной деятельности с учетом существующих реалий, состояния преступности, ее общественной опасности. И одним из важнейших направлений является повышение эффективности использования санкций. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, неосторожных.
При назначении наказания суды должны руководствоваться положениями Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.(ст.22) Данное право является одним из основных прав человека в любом демократическом государстве современного мирового сообщества. Соблюдение данного права является важной гарантией недопущения произвола как в отношении отдельной личности, так и в отношении достаточно больших общностей людей.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в рассмотрении правового института лишения свободы в российском уголовном праве и анализе состояния и основных тенденций в данной области уголовно-правовой политики России на современном этапе.
В задачи работы входит:
1.Определить сущность, содержание и цели лишения свободы по рос-сийскому уголовному закону.
2.Осуществить анализ порядка исполнения наказания в виде лишения свободы.
3.Охарактеризовать криминальную ситуацию в России и определить возможные пути совершенствования уголовно-правовой регламентации лишения свободы.
В работе использованы законодательные и нормативные акты Россий-ской Федерации, литература по вопросам формирования института лишения свободы и его правовой регламентации в России.
Список литературы Заключение

Завершая работу, хотелось обратить внимание на такие моменты.
Наказание в виде лишения свободы содержит в себе ряд противоречий, из которых наиболее существенными являются следующие:
- стремясь с помощью определенных лишений и страданий принудить человека к законопослушному поведению, государство причиняет ему одно-временно излишние страдания, отвращающие осужденного от стремления к исправлению;
- стремясь к социальной реабилитации осужденного, его помещают в такие условия, которые способствуют ослаблению и разрыву этих связей;
- стремясь вернуть оступившегося человека в общество социально здоровых законопослушных людей, его помешают в общество людей, так же или даже в большей степени отклонившихся от социальной нормы, под влияние которых он может легко попасть.
Отсутствие системы социальной реабилитации лиц с уголовным про-шлым, практическая невозможность трудоустройства, отсутствие жилья - эти и другие подобные обстоятельства создают почву для роста рецидивной преступности. Каждое третье раскрытое преступление совершается лицами, ранее вступавшими в конфликт с законом.
Следует отметить также, что в последнее время суды стали чаще применять лишение свободы как наиболее строгий вид наказания членам организованных преступных групп и сообществ. Однако размер наказания зачастую не соответствует тяжести совершенных ими преступлений. При его назначении необходимо руководствоваться проверенным веками принципом: наказание должно быть достаточно строгим, чтобы удержать самого преступника от рецидива, а также других неустойчивых членов общества от подобного нарушения уголовного закона. Должно быть обеспечено жесткое репрессивное воздействие на лиц, виновных в совершении тяжких преступлений, и одновременно широкое применение более мягких видов наказания за совершение преступлений небольшой тяжести и, в частности, по неосторожности.
Роль уголовно-правовой санкции как юридической гарантии достижения целей предупреждения преступлений, прежде всего, проявляется в ее сдерживающей функции. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел совершить преступление.
Лишение свободы должно применятся лишь тогда, когда с помощью других наказаний не предоставляется возможным достижение желаемого эффекта. При назначении этого наказания требуется наиболее тонкий учет личности осуждаемого человека, как ни в одном другом случае применения наказаний следует помнить об «экономии репрессий».
Лишение свободы во всех случаях должно быть лишением свободы, т.е. лишением свободы передвижения и выбора места жительства, но не лишением нормальных гигиенических условий, нормальной пищи, возможностей интеллектуального и эстетического развития. Из этого наказания должны быть полностью устранены излишние правоограничения, в том числе излишние ограничения связи с внешним миром; должны быть полностью изжиты случаи жестокого обращения с подозреваемыми и осужденными.
Действующее законодательство, касающееся лишения свободы, нуждается в совершенствовании. В настоящей работе, в частности, предложено осуществить реконструкцию ст. 53 и п. "а" ч. 1 ст. 58 УК РФ, а также соответствующих статей УИК РФ, направленную на слияние закрепленных в них институтов в одно наказание. При этом следует, конечно, отказаться от за¬претов, установленных в ч. 5 ст. 53 УК РФ.



1. Конституция РФ.-М., 1999.
2. Уголовный кодекс РФ.-СПб., 1998.
3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ.-М., 2006.
4. БВС СССР 1997, № 5, 1984, № 4, 1986 № 2.
5. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях.-М., 1998.
6. ДементьевС.Н. Лишение свободы как мера уголовного наказания. - Крас-нодар. 1977.
7. Здравомыслов В.М.Уголовное право. Общая часть. М. 1999.
8. Комментарий к УК РФ/ Под общей редакцией Скуратова Ю.И. М.1998.
9. Милюков С. Ф. Российская система наказаний, Санкт-Петербург 1998.
10. Российское уголовное право, общая часть. Курс лекций. М., 1997.
11. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказа-ний. Учеб.пос.-М.:Зерцало, 1997.
12. Ткаченко В. Общие начала назначения наказания// Российская юстиция, 1997, N 1.
13. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов.-М.:Юриспруденция, 2006.
14. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.1973.
15. Яковлев А.М. Об эффективности исполнения наказания / Советское госу-дарство и право. 1964.№ 1.
Цена: Договорная