Название Правонарушения в сфере защиты прав потребителей
Количество страниц 87
ВУЗ Нижегородская академия
Год сдачи 2009
Содержание Введение 1
1 Потребительское право в Российской Федерации 4
1.1 Понятие потребительского права. История возникновения 4
1.2 Закон РФ «О защите прав потребителей». Новеллы Закона. Основные понятия Закона 6
1.3 Развитие потребительского законодательства в РФ 9
2 основные права потребителей 12
2.1 Право потребителей на образование 12
2.2 Право потребителей на качество товаров 12
2.3 Право потребителей на безопасность товаров 14
2.4 Право потребителей на информацию 16
3 Права потребителей при покупке товаров 18
3.1 Право потребителя при продажи ему товаров с недостатками 18
3.2 Предоставление аналогичного товара в безвозмездное пользование 22
3.3 Неустойка 23
3.4 Сроки предъявления требований в отношении недостатков товара 23
3.5 Право потребителей на обмен товара надлежащего качества 24
4 Государственная и общественная защита прав потребителей 25
4.1 Полномочия органов государственной власти и местного управления в области защиты прав потребителей 25
4.2 Судебная защита прав потребителей. Компенсация морального вреда 29
4.3 Права общественных объединений потребителей 30
5 Гражданская ответственность за нарушение потребительского законодательства 33
6 Права потребителей как институт международного права 40
6.1 Международные принципы защиты интересов потребителей 40
6.2 Законодательство стран – участников СНГ 42
7 Недостатки законодательства о защите прав потребителей 43
Заключение 45
Список литературы 47
Приложение 50

Введение

Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. К этому рядовой потребитель оказался не готов. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо. Одним из способов государственной защиты прав потребителей является ответственность возникающая из нормативно правовых актов регулирующие данную область. Только с принятием Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» у граждан появилась возможность реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (№ 39/248 от 9 апреля 1985 г.)
Выбор темы дипломного исследования обусловлен важностью и актуальностью исследуемой проблемы и ее явно недостаточной разработанностью в науке гражданского права, а также очевидным отставанием законодательного регулирования.
Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей в сфере предпринимательской деятельности, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных (при нарушениях которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное законодательство); рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.
Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Актуальность темы дипломного исследования прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству. В связи с этим очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, в соответствии с основным законом - «о защите прав потребителей»
Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает гражданскую ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав.
Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Закон «О стандартизации продукции и услуг», Закон РФ «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» и ряд других нормативных актов. Основное требование к содержанию таких актов – они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством.
От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, Гражданского Кодекса РФ.
В практическом плане значение темы исследования связано с необходимостью повышения эффективности борьбы с нарушениями прав потребителей: мошенничеством, производством и продажей недоброкачественных продуктов, товаров, некачественным оказанием услуг, выполнением работ, а также с необходимостью формирования надежных организационно-правовых форм защиты прав потребителя.
За последние годы опубликован ряд сборников нормативных актов, судебной практики, пособия, научные и научно-популярные статьи, посвященные рассматриваемой проблеме. Но они в большинстве носят популярный, просветительский, а не научный характер и рассчитаны на просвещение граждан в области защиты своих прав при покупке товаров, получении услуг. В дипломе предпринята попытка восполнить эти пробелы с позиций комплексного исследования организационно-правовых форм защиты прав потребителей и института гражданской ответственности за их нарушение.
В дипломе исследуются общественные отношения, связанные с защитой прав потребителей и гражданской ответственностью как способа государственной защиты их прав и проблемы современного состояния нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере и пути его совершенствования; система органов, осуществляющих юрисдикционные функции в целях защиты прав потребителей; понятие и сущность гражданской ответственности и ее основания правонарушения в сфере защиты прав потребителей; виды нарушений прав потребителей; меры гражданской ответственности, применяемые за нарушения законодательства о защите прав потребителей.
Основная цель дипломного исследования заключается в разработке, на основе анализа теоретических положений и действующего законодательства, научно-обоснованных понятий ответственности по гражданскому законодательству, как одного из способов государственной защиты прав потребителей и ее основания – нарушения закона за данный вид противоправных деяний, формулировании концептуальных положений о государственно-правовой защите прав потребителей, предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в этой области, его систематизации и кодификации, а также рекомендаций, направленных на повышение эффективности практики его применения.
Методологическую основу исследования составляют общие и частные научные методы: диалектический, исторический, структурно-системный, сравнительно-правовой, статистический, логический и другие, широко применяемые в юридической науке и использованные при раскрытии темы. Теоретическую основу данной работы составили научные труды известных отечественных ученых в области гражданского права
Научная новизна диплома состоит в том, что он является, по сути, одной из первых научных работ, в которой проведен научный гражданско-правовой анализ комплекса общих и специальных проблем защиты прав потребителей и ответственности за их нарушение. Этот анализ основан на положениях теории государства и права, гражданского, административного, предпринимательского, уголовного права, действующем законодательстве, а также правоприменительной практике субъектов юрисдикционной деятельности.
Список литературы Заключение

Вышеизложенное позволяет сделать вывод , что в законодательной базе РФ по гражданско-правовой защите прав потребителей нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений , направленных на охрану прав граждан.
Важной гарантией охраны прав потребителей явилось положение закона, в соответствии с которым законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными этим Законом.
Закон о защите прав потребителей закрепил важнейшие международно-признанные права потребителей. К основным правам потребителей были отнесены: право на надлежащее качество; право на безопасность; право на информацию; право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей. Кроме того, Закон о защите прав потребителей установил и ряд дополнительных гарантий охраны их прав. К ним, прежде всего, следует отнести: право на получение льгот в сфере, торгового и других видов обслуживания ; право на. Обмен товара надлежащего качества; признание недействительными условий договора, ущемляющих права. потребителей . В Законе о защите прав потребителей основной упор сделан на определение имущественной: ответственности за нарушение прав потребителей и в ocoбенности на возмещение убытков как наиболее полно отвечающее рыночным отношениям. При этом положения Закона опираются на основополагающие принципы гражданского права. На ряду с мерами договорной ответственности Закон содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей.
В Законе о защите прав потребителей наряду с индивидуальной предусмотрена и коллективная защита прав и интересов потребителей. При этом основной упор сделан на государственную защиту их прав. Наряду с общим судебным порядком разрешения споров между изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями в Законе определены специальные государственные органы по защите прав потребителей, их компетенция, а также санкции, которые они вправе налагать за нарушение прав потребителей .
Нормы законодательства о защите прав потребителей стали для всех областей сферы обслуживания граждан опорными.
Соотношение Закона о защите прав потребителей с Гражданским Кодексом может быть охарактеризовано следующим образом. Закон о защите прав потребителей, содержит их фундаментальные права, опирается на общие положения гражданского законодательства, а его действие немыслимо без использования таких важнейших гражданско-правовых категорий, как имущественная ответственность, вина, убытки, вред, договор и ряд других
Другими словами, если гражданское законодательство призвано урегулировать товарно-денежные отношения независимо от субъектного состава, то Закон о защите прав потребителей регламентирует специфику этих отношений для потребителей на рынке товаров и услуг. С другой стороны, Закон о защите прав потребителей тесно взаимодействует с актами хозяйственного законодательства установившими требования к деятельности организаций, производящих товары и услуги для населения, качеству потребительских товаров и услуг и т.д.
Таким образом, с принятием Закона о защите прав потребителя в России начало формироваться законодательство о защите прав потребителей, которое представляют собой специфическое законодательное наслоение над отраслевым законодательством (причем не только над гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление специфических дополнительных прав потребителям и возложение на их контрагентов дополнительных требований, балансирующих их неравное экономическое положение на рынке. Вместе с тем, очевидно, что с принятием Закона о защите прав потребителей, не могли быть разрешены все вопросы, касавшиеся проблем их защиты в конкретных областях .
Можно сказать, что с принятием Закона «О защите прав потребителей» в РФ начало формироваться потребительское законодательство как специфическая надстройка над отраслевым законодательством (не только гражданским, но и уголовным, административным и т.д.), основной целью которого является предоставление дополнительных гарантий защиты прав потребителей при их взаимодействии с организациями на рынке товаров и услуг и возложение на последних дополнительной ответственности за нарушение этих прав.



Нормативные акты
Всеобщая декларация прав человека, принятая на 3-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9 апреля 1985 г. № 39/248
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области защиты прав потребителей от 23 мая 1994 г.
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Основы законодательства СССР и республик от 31 мая 1991 г. – Ведомости Верховного Совета СССР 1991 г., № 26, стр. 733
Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г.
Гражданский кодекс РФ, часть1 от 30 ноября 1994 г.
Гражданский кодекс РФ, часть2 от 26 января 1996 г.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей»» от 9 января 1996 г. – Собрание законодательства от15 января 1996 г., № 3, стр.140, Российская газета от 16 января 1996 г.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей»» от 17 декабря 1999 г. – Собрание законодательства от 20 декабря 1999 г., № 51, стр.6287, Российская газета от 21 декабря 1999 г.
Федеральный закон РФ «Об акцизах» от 7 марта 1996 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 10 января 1997, 14 февраля 1998 г.) – Собрание законодательства, 1996 г., № 11, стр. 1016
Федеральный закон « Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.) – Собрание законодательства от 22 мая 1995 г., № 21, стр. 1930, Российская газета от 25 мая 1995 г.
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г.(в ред. Федеральных законов от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г., 12 мая 2000 г., 29 декабря 2000 г.) - Собрание законодательства от 28 сентября 1998 г., № 39, стр. 4857, Российская газета от 3 октября 1998г.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в статью 238 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. – Собрание законодательства от 12 июля 1999 г., № 28, стр. 3490, Российская газета от 14 июля 1999 г.
Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. – Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР (ВСНД и ВС) 1992 г., № 15, стр. 766, 1993 г., № 29, стр. 1111
Закон РФ «О сертификации» от 10 июня 1993 г. – ВСНД и ВС 1993 г., № 26, стр. 917, Российская газета от 25 июня 1993 г.
Закон РФ «О стандартизации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. - ВСНД и ВС 1993 г., № 26, стр.966 , Российская газета от 25 июня 1993 г.
Приказ Государственного комитета по антимонопольной политике «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения ГКАП России и его территориальными управлениями дел о нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей» (с изменениями от 11 марта 1999 г.) от 4 апреля 1996 г. – Российские вести от 30 мая 1996 г.

Комментарии к кодексам и законам
Закон «О защите прав потребителей». Практический комментарий. – М.: Информационно-издательский фонд «СПРОС» КонфОП, 2000 г. – 152 стр.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, часть 1 (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. – М.: юридическая фирма «КОНТРАКТ»; ИНФРА – М, 1998 г. – XXII, 778 стр.
Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной. – М.: ООО Издательство «ПРОСПЕКТ», 1998 г. – 800 стр.

Статьи, учебники
Гражданское право. Учебник, часть 1/ под ред. А.П. Сергеева, В.К. Толстого. – М.: «Проспект», 1997 г. – 600 стр.
Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей. – Российская юстиция, 1998 г., № 8 , стр.27
Парций Я.Е. Об изменениях в Законе РФ «О защите прав потребителей»
Парций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей»
Распопин А.Н., Смолянинов В.П. Справочник потребителя. Виды ответственности. – Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000 г. - 141 стр.
Уголовное право. Учебник, особенная часть / под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова,
Г.П. Новоселова. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1998 г. – 768 стр.
Укусова Е. Дела о защите прав неопределенного круга лиц. – Российская юстиция,
1997 г., № 11, стр. 3
Судебная практика
Обзор практики Верховного Суда «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам» - Бюллетень Верховного Суда, 1995 г., № 10, стр. 10
Обзор практики Верховного Суда за 2-ой квартал 1996 г. – Бюллетень Верховного Суда, 1997 г., № 3, стр. 8
Определение судебной коллегии Верховного Суда РФ от 15 декабря 1998 г. – Бюллетень Верховного Суда, 1999 г., № 6, стр. 8
Определение судебной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июля 1999 г. – Бюллетень Верховного Суда, 2000 г., № 2, стр. 9
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 20 декабря 1994 г. № 10 (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда от 25 октября 1996 г., 15 января 1998 г.) – Российская газета от 8 февраля 1995 г.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» от 29 сентября 1994 г. № 7 (с изменениями от 25 апреля 1995 г., 25 октября 1996 г., 17 января 1997 г., 21 ноября 2000 г.) – Бюллетень Верховного Суда РФ 1995 г., № 3, стр. 9, Российская газета от 26 ноября 1994 г.
Цена: Договорная