Название Формирование, распределение и использование прибыли торгового предприятия
Количество страниц 64
ВУЗ БГУЭП
Год сдачи 2009
Содержание Введение 4
1.Значение процесса управления формирования и использования прибыли 7
1.1 Понятие прибыли, виды, факторы, влияющие на размер прибыли 7
1.2 Порядок формирования прибыли 14
1.2.1 Составные элементы формирования балансовой прибыли 14
1.2.2 Планирование формирования прибыли 27
1.3. Порядок использования прибыли 30
1.3.1 Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия 30
1.3.2 Распределение и использование прибыли на предприятии 32
1.4 Понятие и виды рентабельности 36
2. Формирование и использование прибыли торгового предприятия ПОДО «Свет» 44
2.1 Формирование прибыли предприятия 44
2.1.1 Анализ состава и динамики балансовой прибыли 44
2.1.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции 48
2.1.3 Анализ рентабельности предприятия 51
2.2 Анализ использования прибыли предприятия 53
3. Направления улучшения формирования и использования прибыли ПОДО «Свет» 57
3.1 Пути увеличения прибыли предприятия 57
3.2 Совершенствование механизма использования прибыли 58
Заключение 61

Введение

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Актуальность данной работы заключается в том, что многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что предприятие любой формы собственности, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.
Важной задачей каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Поэтому прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.
Основной источник денежных накоплений предприятия – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом на производство и реализацию этой продукции.
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.
Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.
Объектом исследования работы является ПОДО «Свет», а ее предметом – механизм формирования и распределения прибыли.
Целью дипломной работы является совершенствование процесса формирования и использования прибыли на предприятии.
Основными задачами дипломной работы являются:
- Описание процесса формирования и использования прибыли в экономической литературе;
- Анализ источников формирования и направлений использования прибыли;
- Разработка направлений совершенствование процесса формирования и использования прибыли ПОДО «Свет».
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат данные финансовой отчетности: «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках» и др.
При исследовании темы данной работы использовались такие универсальные научные методы, как анализ, синтез, диалектики, системности. В основу работы положены материалы периодических изданий, учебные пособия по экономике предприятия, нормативные акты и статистические данные.
Следует отметить, что вопросы формирования и использования прибыли освещены как в периодической, так и в учебной литературе в достаточном объеме.
При написании работы использованы материалы учебных пособий, книг, монографий следующих авторов: Савицкая Г.В., Литвин М.И., Кейлер В.А., Зайцев Н.Л. и др.
Список литературы Заключение

Как было рассмотрено в данной работе, в условиях рыночной экономики значение прибыли трудно переоценить.
Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается как результат деятельности фирмы, с другой,  как основа дальнейшего развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
Основной целью предпринимательской деятельности предприятий стало получение прибыли, которая служит важнейшим источником и предпосылкой приращения капитала, роста доходов предприятия и его собственников. Этой цели можно достигнуть лишь при оптимальной организации финансов на предприятиях, позволяющей не только укрепить их финансовое положение и конкурентоспособность, но и обеспечить финансовую стабилизацию в стране.
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. К факторам, необходимым для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов и др. (внешние факторы); изменение объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов (внутренние производственные экстенсивные факторы); повышение производительности оборудования и его качества, ускорение оборачиваемости оборотных средств и др.(интенсивные); снабженческо-сбытовая деятельность, природоохранная деятельность и др.( внепроизводственные факторы).
В ходе выполнения работы еще раз можно было убедиться, что прибыль является как основным стимулом функционирования предприятия, так ключевым индикатором эффективности его деятельности. Кроме того, для оценки эффективности одной прибыли недостаточно и необходимо также рассматривать рентабельность.
Говоря об анализе финансовой деятельности предприятия, следует отметить, что несмотря на положительную динамику, рентабельность менее 2% позволяет предприятию лишь выживать. Распределение прибыли из-за фактического отсутствия оной, не происходит. Соответственно, пополнение фондов также не происходит.
На основе анализа финансовой деятельности ПОДО «Свет» были сделаны следующие выводы и рекомендации:
- Первоочередной задачей для предприятия является не совершенствование механизма использования прибыли, а мероприятия по формированию;
- Исходя из специфики торгового предприятия увеличение прибыли можно осуществить только за счет интенсификации сбытовых усилий;
- И наконец, сформированную прибыль необходимо направлять не в фонды потребления, а накопления с целью увеличения оборотного капитала.
Таким образом, на основе анализа механизма формирования и использования прибыли были идентифицированы узкие места хозяйственной деятельности предприятия. И, в свою очередь, для увеличения прибыли необходимо проведения комплекса мероприятий, направленных в первую очередь на интенсификацию сбыта.



1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: издательство «Дело и сервис», 1998. – 256с.
2. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 407с.
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В.Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн.: Новое знание, 2006. – 704с.
4. Архипов А.И., Нестеренко А.Н. Экономика. – М.: «Проспект», 1998. – 792с.
5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2006. – 416с.
6. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 260с.
7. Василевич И.П., Ширкина Е.И. Сборник задач по аудиту. Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 1999. – 288с.
8. Васильев В.Н. Организация производства в условиях рынка: Учебное пособие. – М.: «Машиностроение», 1994. – 276с.
9. Главное собрание года // НЭГ. №14 (631) от 25.02.2003;
10. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2004. – 328с.
11. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие. – М.: «Финансы и статистика», 2006. – 208с.
12. Гусаров В.М. Статистика. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 463с.
13. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. – М.: «Дело и сервис», 1998. – 224с.
14. Дробозин Л.А. Финансы. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 527с.
15. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: издательство «Бухгалтерский учет», 1998. – 320с.
16. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 358с.
17. Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2004. – 132 с.
18. Ковалева А.М. Финансы. – М.: «Финансы и статистика», 2006. – 384с.
19. Козин Е.Б., Козина Т.А. Бухгалтерский управленческий учет на пищевых предприятиях. – М.: «Колос», 2004. – 224с.
20. Козловских Л.А., Чернина Л.А., Якушева А.И. Организация производства на предприятиях отрасли: Учебное пособие. – М.: МГЗИПП, 1997. – 130с.
21. Козловских Л.А., Якушева А.И. Планирование на предприятии: Учебное пособие. – М.: МГЗИПП, 2004. – 109с.
22. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 584с.
23. Корнеева Е.И. Управление финансами предприятия // Финансовый менеджмент. - 2006. - №4.
24. Коробейников О.П.,. Хавин Д.В, Ноздрин В.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003. – 233 с.
25. Кузмина Л.А. Экономика: Учебное пособие. – Смоленск: Издательство СГУ, 1998. – 98с.
26. Лебедева С.Н. и др. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие для вузов / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков: Под. ред. С.Н. Лебедевой. - М.: ООО «Новое знание», 2006.
27. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник. – М.: издательство БЕК, 1999. – 368с.
28. Литвин М.И. Управление финансами предприятия // Финансовый менеджмент. – 2006. - №6.
29. Любушкин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 471с.
30. Покропивный Г.А. Экономика предприятия: Учебное пособие. – К.: «Знания-Прес», 2006. – 343с.
31. Русакова И.Г. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 495с.
32. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 498с.
33. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика». – М.: издательство ЭКМОС, 1999. – 224с.
34. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 448с.
35. Финансы. денежное обращение и кредит: Учебник для вузов / Л.А.Доброзина, Л.П. Окунева,Л.Д. Андросова и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.:Финансы, юнити, 1997. – 479с.
36. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Н.В.Колчина, Г.Б.Поляк, Л.П.Павлова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 447с.
37. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Н.Ф. Самсонов, Н.П. Баранникова, А.А. Володин и др.; Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – 495с.
38. Чернов В.А. Анализ финансовых результатов // Аудит и финансовый анализ. -2006. - №3.
39. Чупров С.В. Финансы и бюджет: проблемы и решения // Финансы. - 2003 - № 2.
40. Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятий. – М.: Экономика, 1990. – 210с.
41. Шуляк П.Н. Финансы предприятий: Учебник. – М.: Дашков и К, 2006. – 649с.
42. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков, А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова. – М.: Новое знание, 2003.
43. Экономика предприятия и отрасли промышленности / Под ред. А.С. Пелиха. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
44. Экономика торгового предприятия / Коробкин А.З., Кравцова Л.В., Скорик Н.Я. - Гомель, ГКИ, 2004.
Цена: Договорная