Название Гендерные особенности стратегий поведения студентов в конфликтных ситуациях
Количество страниц 52
ВУЗ МГИУ
Год сдачи 2009
Содержание Введение 3

Раздел І Определение конфликта и теоретические особенности гендерного поведения при конфликтном взаимодействии 6
1.1 Конфликт: понятие, основные составляющие 6
1.2 Характерные признаки и причины возникновения конфликтов 12
1.3 Функции, стадии и формы перехода конфликта 15
1.4 Гендерные аспекты поведения людей в конфликтных ситуациях 21

Раздел ІІ Особенности стратегий поведения студентов в решении конфликта 27
2.1 Стратегии и пути решения конфликта 27
2.2 Методологическая основа исследования 32
2.3 Анализ проведенного исследования 36

Выводы 42

Список использованных источников 44

Приложения 46

Введение

Важнейшей деятельностью человека на протяжении жизни является общение. Оно предусматривает взаимодействие между ровесниками, между различными поколениями, между людьми с различными социальными ролями и состояниями. Каждый человек имеет свои определенные черты характера, свои взгляды на те или другие вещи, что-то свое личное. И временами неумения правильно общаться, насаждение воли и взглядов одного человека другой приводит к межличностному конфликту.
Межличностные отношения составляются в реальных условиях жизни и деятельности людей, в процессе их взаимодействия. На том, как развиваются отношения, существенным образом выявляются различные объективные факторы, которые определяют успешность таких контактов или усложняют их формирование. Наиболее субъективный характер межличностных отношений сказывается в совместимости людей.
Психологическая совместимость людей предусматривает общность взглядов, убеждений, социальных и моральных установок, ценностей, отношений. Все это более всего духовно сближает людей. Психологическая совместимость, которая на них базируется, - это высший интегративный уровень совместимости людей, который характеризует глубокую, содержательную сторону взаимодействия и предопределяет ее эффективность.
Отсутствие совместимости в группе людей, включенных в исполнение общественно или личностно значащей деятельности, при определенных условиях может вызвать конфликт.
Проблемой конфликта как психологического феномена занимались и занимаются известные ученые прошлого и современности: Андреева Г. М., Бодалев А. А., Гозман Л. Я., Левин К., Обозов М. М., Орбан-Лембрик Л. Э., Скотт Д. Г., Трофимов Ю. Л., Юсупов И. М. и прочие.
Но как нам известно, за каждой личностью, которая решает конфликт скрываются определенные особенности, которые присущи только ей. Наиболее характерным признаком, который накладывает отпечаток на всю жизнь и особенности взаимодействия человека с окружающими есть ее принадлежность к полу. Мужчины и женщины отличаются многими сферами - в познавательном развитии, в физиологическом становлении, в составе ума, в привычках, волевой и эмоциональной сфере. Понятно, что и ситуации они решают по-разному.
Также важными для формирования личности мужчины и женщины есть периоды становления их личности - дошкольный возраст, младший школьный, подростковый и юношеский периоды. Завершение формирования и усовершенствование личности, изготовление всех ее привычек и умений начинается в юношеском возрасте, который объединяется со вступлением в Вуз. Изменяется социальная среда пребывания личности, появляются новые роли, новые члены коллектива и т.д. И потому так важно уметь находить с окружающими общий язык, достичь взаимопонимания. Но этого не всегда удается достичь, поэтому остро стоит вопрос профилактики конфликтов в студенческой среде и нахождение правильных вариантов поведения при решении конфликтных ситуаций.
Актуальность выбора темы курсовой работы обусловлена необходимостью исследования гендерных особенностей поведения студентов в конфликтных ситуациях.
Объектом исследование избрано конфликт как психологический феномен.
Предметом курсовой работы являются гендерные особенности поведения студентов в конфликте.
Цель исследования – раскрыть сущность и особенности конфликта, указать на гендерные особенности поведения студентов в решении конфликтных ситуаций.
Цель, предмет и объект обусловили выполнение следующих задач:
• сделать основательный анализ теоретико-методологической базы относительно данной проблемы;
• раскрыть особенности возникновения, хода и эффективного решения конфликтных ситуаций, выяснить целесообразность использования конкретных путей преодоления конфликтов;
• рассмотреть специфику форм поведения в конфликтной ситуации;
• указать гендерные особенности поведения студентов в конфликте;
• провести исследование и проанализировать его результаты относительно поведения студентов-юношей и девушек в конфликте.
При написании курсовой работы использовались методы теоретического и эмпирического исследования, анализ литературы, наблюдение, описание, анализ и синтез, обобщение и систематизация.
Структура работы. Курсовая работа состоит из двух разделов, выводов, списка использованных источников (31 наименование). Также работа содержит 3 таблице 2 рисунка и 4 приложения.

Список литературы 1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 1999. – 348 с.
2. Бандурка A. M., Друзь В. А Конфликтология. — Харьков, 2006. – 336 с.
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1992. – 453 с.
4. Бойко В.В. и др. Социально–психологический климат коллектива и личность/В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. – М., 2004. – 386 с.
5. Водолазский Б.Ф., Гутерман M.П. Конфликты и стрессы. — Омск, 2004. – 396 с.
6. Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2000. – 448 с.
7. Гендер и язык/ Московский гос. Лингвистический ун–т; Лаборатория гендерных исследований. – М.: Языки славянской культуры, 2005. – 184 с.
8. Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношение полов. – М., 2000. – 204 с.
9. Горелов К.Н. Управление конфликтом в организации. – М., 2002. – 228 с.
10. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. – СПб.: Тускарора, 2001. – 254 с.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
12. Ішмуратов К. І. Конфлікт і згода. — К., 2005. – 328 с.
13. Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. – М., 2005. – 342 с.
14. Конфліктологія: Навч. посіб. / За заг. ред. В.М. Петюха, Л.В. Торгової. – К.: КНЕУ, 2005. – 315 с.
15. Корнєв М.Н., Коваленко А.Б. Соціальна психологія: Навч. посібник. – К., 1995. – 464 с.
16. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности: брачно–семейные отношения. – СПб.: Питер, 2000. – 338 с.
17. Ложкин Г.В., Повякель Н.И. Практическая психология конфликта: Учебное пособие. – К, 2000. – 318 с.
18. Максименко С.Д. Загальна психологія: Навчальний посібник. – К.: «Центр навчальної літератури», 2004. – 495 с.
19. Нагаєв В.М. Конфлiктологiя.Навч. посібник– К., 2004. – 336 с.
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.– 4–е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 608 с.
21. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – К., 1990 – 328 с.
22. Орбан–Лембрик Л.Е. Соціальна психологія: Підручник: У 2 кн. Кн.. 1: Соціальна психологія особистості і спілкування. – К.: Либідь, 2004. – 576с.
23. Орбан–Лембрик Л.Е. Спілкування як соціально–психологічний феномен // Збірник наукових праць: філософія, соціологія, психологія. – Івано–Франківськ, 2003. – Вип. 8. – Ч. 2. – С. 148–154.
24. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. – 3–е изд., перераб. и доп. – М., 2000. – 334 с.
25. Психологія: Підручник / Ю.Л. Трофімов, В.В. Рибалка, П.А. Гончарук та ін.; За ред. Ю.Л. Трофімова. – К.: Либідь, 2000. – 442 с.
26. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек // Вопросы психологии. – 1994. – № 4. – С. 63–69.
27. Скотт Д. Г. Конфликты: пути их преодоления. — К, 1991. – 228 с.
28. Степанов О.М. Основи психології: Навч. посіб. для студ. вищ. навч. пед. заклад. – К.: «Академія», 2005. – 356 c.
29. Фридан Б. Загадка женственности. – М.: Прогресс, 2004. – 292 с.
30. Шумилин А.Н. Управление конфликтом. – М., 1996. – 336 с.
31. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань, 2001. – 248 с.
Цена: Договорная