Название Финансово - экономический анализ имущества на примере ОАО Фармак
Количество страниц 65
ВУЗ МГУ
Год сдачи 2009
Содержание Введение.3
1. Имущество предприятия как финансовая категория.6
1.1 Сущность и состав имущества предприятия.6
1.1.1 Основные фонды: сущность и классификация.6
1.1.2 Оборотные средства: сущность и классификация.9
1.2 Система показателей, характеризующих имущество предприятия.15
1.3 Нормативно-правовое регулирование имущества предприятия.21
2. Анализ имущества ОАО «Фармак» и оценка эффективности его использования.28
2.1 Сущность анализа и его структурно-логическая схема.28
2.2 Краткая характеристика деятельности ОАО «Фармак».30
2.3 Структурно-динамический анализ имущества.32
2.4 Анализ эффективности использования имущества.37
2.5 Автоматизация финансового анализа.39
3. Управление имуществом предприятия.42
3.1 Характеристика общих принципов управления имуществом предприятия.42
3.2 Применение моделирования в управлении имуществом предприятия.47
Заключение.50
Список использованных источников.53
Приложение А. Баланс ОАО «Фармак» на 1.01.2006 г.57
Приложение Б. Баланс ОАО «Фармак» на 1.01.2007 г.58
Приложение В. Отчет о финансовых результатах ОАО «Фармак» за 2006 г.59
Приложение Г. Динамика отдельных видов имущества ОАО «Фармак» в 2005-2006 годах.60
Приложение Д. Динамика имущества ОАО «Фармак» (в абсолютном и относительном выражении).61


Введение

Фармацевтический рынок перешел в третье тысячелетие как мощный промышленный сектор, который входит в пятёрку наиболее прибыльных отраслей мировой экономики. Так, за последние десять лет прирост мирового фармацевтического рынка составил 196 млрд. дол., и его объём достиг почти 385 млрд. дол.
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий - производителей фармацевтической продукции. Вовлечение в сферу торговой деятельности значительной части населения, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и прогрессивных технологий обусловили потребность в новых подходах к организации коммерческой деятельности и технологических процессов на предприятиях торговли фармацевтической продукции, в широком развитии частной инициативы и предпринимательства.
Организация коммерческой деятельности в современных условиях строится на основе следующих принципов:
- полное равноправие торговых партнеров по поставкам товаров;
- хозяйственная самостоятельность поставщиков и покупателей;
- строгая материальная и финансовая ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что главная цель коммерческой деятельности любой организации - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг. Коммерческая работа в торговле фармацевтической продукцией - это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач. Изучение процессов их реализации - важный элемент оперативного исследования на уровне торгового предприятия.
В данной дипломной работе будет произведен анализ управления розничной торговлей на примере ОАО «Фармак», которое и является объектом исследования.
Предметом дипломного исследования является управленческий аспект в розничной торговле аптечных учреждений. Именно на примере оказания услуг в сфере розничной торговли и будет произведен данный анализ, выработаны рекомендации по повышению эффективности управления в розничной аптечной торговле.
Цель дипломной работы - провести анализ управленческой деятельности розничной торговлей аптечных учреждений, на основе полученных расчетных данных сделать соответствующие выводы и предложить рекомендации по дальнейшему повышению эффективности управления розничной торговлей аптечных учреждений на данном предприятии.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты розничной торговли на предприятиях;
- произвести анализ коммерческой деятельности при розничной торговле на примере предприятия ОАО «Фармак»;

- сформировать основные направления совершенствования коммерческой деятельности по розничной торговле медицинскими препаратами аптеки ОАО «Фармак».
Именно на примере оказания услуг в сфере розничной торговли аптечных учреждений и будет произведен данный анализ, выработаны рекомендации по повышению эффективности розничной коммерческой деятельности ОАО “Фармак”.
Список литературы Заключение

Главной целью торговых предприятий является получение максимальной прибыли и товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку торговое предприятие получает определенную сумму дохода с каждой гривны реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения издержек обращения и расходов на оплату труда. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.
Фармацевтический рынок - один из наиболее динамических рынков в Украине. В последнее время наблюдается стойкий рост общих объемов потребления лекарств. Это свидетельствует, что емкость рынка обусловлена покупательной способностью населения Украины. Сдвиги в экономике позволяют спрогнозировать рост потребления лекарств населением. Удельный вес фармацевтической промышленности в общих объемах промышленного производства в стране увеличился за последний год на 0,2%. Центрами фармацевтической промышленности являются Киев (18%), Харьков (13%), Львовская область (9%), Донецкая область (7%). За годы независимости в Украине состоялась кардинальная реорганизация фармацевтического сектора экономики, которая связана с процессами изменения формы собственности и учета предприятий. Значительно расширился перечень изделий лечебных средств (ЛЗ) и изделий медицинского назначения (ВМП). Сегодня номенклатура лекарств отечественного производства охватывает почти все фармакотерапевтические группы и составляет 42,5% готовых препаратов разных врачебных форм (ЛФ) и 21,4% субстанций из общего числа торговых наименований (ТН), зарегистрированных в Украине.
Анализ деятельности ОАО «Фармак» позволил сделать следующие выводы:
- все статьи как доходов, так и расходов в 2006 году в сравнении с 2005 имели либо положительную, либо нулевую тенденцию;
- в целом доходы росли гораздо большими темпами, чем расходы (15 % по сравнению с 10 %);
- пятнадцати процентный рост доходов в 2006 году по сравнению с 2005 годом достигнут, прежде всего, за счет 28,8 % роста товарооборота в осенне-зимний период 2006 года в сравнении с 2005. Однако и в весенне-летний период было ощутимо заметное увеличение товарооборота (12 %).
Анализ показателей рентабельности ОАО “Фармак” показал:
1) Рентабельность продаж в 2006 году по сравнению с 2005 увеличилась на 4,437 %. Это значит, что с одной гривны чистого дохода от реализации в 2006 предприятие стало получать в среднем на 4,44 копейки больше прибыли от реализации, чем в 2005 году (если в 2005 году с одной гривны чистого дохода от реализованной продукции предприятие имело 21,7 копеек прибыли, то в 2006 – уже 26,17. Такая тенденция рентабельности связана с увеличением прибыли от реализации в 2006 году на 44,2 % по сравнению с 2005.
2) Рентабельность продаж по чистой прибыли в 2006 году по сравнению с 2005 увеличилась на 2,75 %. Это значит, что с одной гривны дохода от реализации в 2006 предприятие стало получать чистой прибыли в среднем на 2,751 копейки больше, чем в 2005 году (если в 2005 году с одной гривны чистого дохода от реализованной продукции предприятие имело 15 копеек чистой прибыли, то в 2006 – уже 17,82). Несколько беспокоит тот факт, что тенденция роста рентабельности продаж по чистой прибыли меньше тенденции роста рентабельности продаж (что связано ростом отчислений из прибыли от реализации).
3) По остальным трем показателям также прослеживается положительная динамика. Особенно впечатляет рост динамики рентабельности основных средств: так, если в 2005 году 1 гривна основных фондов приносила предприятию 22,6 копейки чистой прибыли, то в 2006 году – уже более 54 копеек.
Руководство аптечной сети ОАО «Фармак» уделяет огромное внимание такому маркетинговому аспекту, как расположение своих торговых точек. Все аптеки сети расположены максимально удобно для потребителя. Этот аспект, в связке с круглосуточным режимом работы, несомненно, делает свое дело в целом комплексе мер, направленных на привлечение клиентов, а, следовательно, и повышение прибыли.
Атмосфера, царящая в данной аптеке ОАО «Фармак», полностью отражает стратегию компании «стать для широких слоев потребителей Украины предпочтительным источником товаров для здоровья и красоты», где царила бы атмосфера «идеального шопинга».
Данная аптека (как и другие аптеки сети) придерживается формата розницы, предполагающей уникальную для Украины открытую форму торговли.
Одним из вариантов улучшения розничной торговли сети аптек ОАО «Фармак» является обращение руководства предприятия в некую фирму, которая оказывает консультационные услуги и предлагает программу повышения эффективности деятельности фармацевтических предприятий. Предлагаемая программа способствует повышению устойчивости фирмы на рынке, что очень актуально в условиях резко возрастающей конкуренции рынка розничной торговли.
Цели составления и реализации данной программы:
- повышение товарооборота в 1,3 – 2,5 раз;
- повышение прибыльности;
- повышение мотивации и эффективности работы персонала, внедрение системы контроля и учета с ликвидацией недостач;
- повышение управляемости персоналом и его количественная и качественная оптимизация;
- настройка ассортимента с заполнением его прибыльным и ликвидным товаром;
- обеспечение оборотными средствами (кредиты банков и инвестиционных компаний).
Для дальнейшего развития фирмы, завоевания нового рынка сбыта, укрепления конкурентоспособности фирмы необходимо в первую очередь снизить стоимость реализуемой продукции. Снижение стоимости рационально произвести двумя способами:
1. Снижение себестоимости продукции за счет снижения складских расходов и расходов на транспортировку.
2. Снижение стоимости продукции путем устранения посредников между потребителями и производителем, так как любой посредник берет определенный процент от стоимости продукции за проведённые им работы.
Исходя из этого, предлагается провести рекламную компанию продукции ОАО “Фармак”, а затем провести детальные маркетинговые исследования с целью дальнейшего улучшения финансового состояния фирмы.













Список литературы

1. О налогообложении прибыли предприятий: Закон Украины // Ведомости Верховной Рады 2004, № 4, стр. 28;
2. Хозяйственный кодекс Украины: Кодекс Украины от 16.01.2003 № 436-IV // Профессиональная правовая электронная поисковая система «Эксперт-Юрист».
3. Положение (стандарт) бухгалтерского учета № 17 «Налог на прибыль»: Приказ Министерства финансов Украины № 353 от 28.12.2004. Профессиональная правовая электронная поисковая система «Эксперт-Юрист».
4. Приказ Министерства здравоохранения Украины от 30.03.03 № 80 «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях».
5. Письмо Департамента государственного контроля качества,
эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава Украины от 02.08.05 № 293-22/94.
6. Письмо Минздрава Украины от 28.12.04 №2510/14329-32 «О мерах по усилению контроля за назначением лекарств».
7. Письмо Министерства экономики Украины от 17.11.03 №7-1279 «О порядке формирования цен на лекарственные средства».
8. Письмо Министерства экономики Украины от 30.12.04 №7-1470 «О порядке установления и применения оптовых о торговых надбавок к ценам на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».
9. Академия рынка: Маркетинг/ Пер. С фр. А.Дайан, Ф.Букерель, Р.Ланкар и др. – М: Экономика,2005.-571с.
10. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие.- М.: Дело, 2005.
11. Апазов А.Д. Круглосуточные и дежурные аптеки // Фармацевтический вестник.- 2006.- №24.
12. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента / И. Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 384 с.
13. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. / И.А. Бланк. - К.: Ника-центр, 2004. –232 с.
14. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. / Горфинкель В.Я., Швандар В.А. - М.: Юнити, 2004. – 718 с.
15. Денисова М. Формируем аптечный ассортимент // Новая Аптека.-2006.- №:6.
16. Жиряева Е.В. Товароведение. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2002.- 416 с.: ил.-2003 -416 с.
17. Иванова О. Первая провинциальная аптека // Фармацевтический вестник.- 2005.- №39.
18. Иванова О. Работая единой командой // Московские Аптеки.- 2005.-№6.
19. Кантор Е.Л. Экономика предприятия / Е.Л. Кантор – С-Пб.: Питер, 2005. – 352 с.
20. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - Москва: Финансы и статистика, 2004. - 432 с.
21. Колас Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции, методы / Б. Колас - М., Финансы, ЮНИТИ, 2004. – 452 с.
22. Коломиец М.В. Как сделать вашу аптеку лучшей // Новая Аптека.-2003.- №12.
23. Кононова С.В., Олейник Г.А., Соколова Н.Н. Региональный
фармацевтический комплекс: совершенствуем государственное регулирование // Новая Аптека.-2004.- №6.
24. Крейнина М. Н. Итоговая оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия / М.Н. Крейнина. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 168 с.
25. Котлер Ф. «Маркетинг менеджмент» Перевод с англ. Под редакцией
Л.Н.Волковой, Ю.Н.Каптуревского.- СПБ: Петербург, 2004-752 с.: илл.- ( серия «Теория и практика менеджмента»).
26. Кочетков В. Оценка готового бизнеса // Аптечное дело.- 2003.- №2.
27. Макаров В.Л. Справочник экономического инструментария/ В.Л.Макаров, Н.Е. Христолюбова, Е.Г. Яковенко.- М. ЗАО Изд-во « Экономика», 2003.
28. Маркин Н. Эксклюзивные дистрибьюторы // Провизор. – 2004.- №14.
29. Мельничук Е.И. Ценообразование // Новая Аптека.- 2005.- №12.
30. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / под ред. А.П.Егоршина, Н.Д.Никанорова.- Н.Новгород: НИМБ , 2004.
31. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.¬М.: ИНФРА-М, 2005.- 648.
32. Мусатов А. Аптечный бизнес расцветает // Ведомости.- 2004.
32. Немченко А.С., Немченко О.А. Организационно-экономические
проблемы реализации парафармацевтических товаров в России и за рубежом // Провизор.- 2005.
33. Оконенко Л.Б., Перевозчикова В.Ю. Потребность в товарах аптечного ассортимента: как изучать и анализировать спрос // Новая Аптека.- 2004.- №6.
34. Организация производства на предприятии (фирме): Учеб. пособие / Под ред. О.И.Волкова, О.В.Девяткина.- М.: ИНФРА-М,2004.- 448.
35. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая – Минск: Новое знание. 2004. - 687 с.
36. Селезнев В.В. Основы рыночной экономики Украины. / В.В. Селезнев – К.: А.С.К. 2004. – 544 с.
37. Селезнева Н. Н. Финансовый анализ: учебное пособие / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 479 с.
38. Товароведение. Учебник.- М.:А-М, 2005.- 544 с. – (Высшее образование).
39. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник Шевченко В.В., Ермилова И.А., Вытовтов А.А., Герасимова В.А.,Дмитриченко М.И., Лазарев Е.Н., Мавлютенкова С.М., Нилова Л.П. и др.- М.: ИНФРА-М, 2005.-544
37. Топорков А.А. Контроль качества, эффективности и безопасности ЛС // Новая аптека.- 2005.- №12.
40.
41. Филимоненков А. С. Финансы предприятий: учебное пособие / А. С. Филимоненков. – К.: Ника-Центр, 2005. – 280 с.
42. Аникин П. Фокусы с прибылью в рамках МСФО // Консультант, № 17, 2005, стр. 16.
Цена: Договорная