Название Франчайзинг на предприятии
Количество страниц 82
ВУЗ Московская финансово-юридическая академия
Год сдачи 2009
Содержание Вступление 3
Раздел 1. Концепция франчайзинга как финансового инструмента 5
1.1. Понятие и экономическая суть франчайзинга 5
1.2 Законодательно-правовая база франчайзинга 16
1.3 Понятие франчайзингового договора 27
Раздел 2. Организация функционирования франчайзинговой схемы ведения бизнеса 32
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия 32
2.2 Особенности организации франчайзинговой сети 1С. 41
2.3 Анализ эффективности франчайзинговой схемы для ООО «Сервистренд» 46
3. Перспективы развития франчайзинга в России 52
3.1 Подходы и методы моделирования взаимодействия малых и больших предприятий на основе франчайзинга 52
3.2 Преимущества и недостатки франчайзинга 59
Заключение 68
Список использованной литературы 74
Приложение 76


Вступление

Сегодня в России уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими товарными знаками таких фирм как "Кока-Кола", "Адидас", "Ксерокс", "Шелл", "Макдональдс" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг.
Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг. Для нашей экономики франчайзинг является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребителей общества в различных услугах.
Привлекательность франчайзинга заключается в наличии неоспоримых преимуществ для обоих участников франчайзинговых отношений. Для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей он предоставляет в распоряжение стабильный доходный бизнес, для известных фирм и компаний - возможность расширить и упрочить свои позиции на рынке. Именно этим следует объяснить столь широкое распространение франчайзинга как в Европе, так и в Америке. Для многих предприятий франчайзинг стал символом преуспевания в бизнесе, в том числе и для некоторых российских фирм, которые решились на развитие бизнеса при помощи франчайзинга.
В настоящее время развитие российского предпринимательства, в первую очередь малого и среднего, затрудняется повышенными коммерческими рисками. Реализация современных бизнес-проектов требует от предпринимателя широких знаний в области управления, маркетинга, рекламы и умения учитывать особенности проекта. Отработка эффективной схемы и методов делопроизводства в каждом конкретном случае требует больших временных и материальных затрат.
Организация предприятия бизнеса на условиях франшизы значительно снижает предпринимательские риск, так как в этом случае происходит использование уже отработанного и доказавшего свою эффективность бизнеса. Таким образом, развитие франчайзинга может оказаться одной из наиболее эффективных форм поддержки малого и среднего предпринимательства, одного из возможных решений столь важной государственной задачи.
Основная цель написания данной работы – изучить опыт внедрения франчайзинговых схем в экономике России. Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимозависимых задач:
• изучить зарубежный и отечественный опыт ведения франчайзингового бизнеса;
• исследовать особенности заключения франчайзинговых договоров;
• проанализировать, на примере действующей российской фирмы, преимущества и недостатки бизнеса на основе франчайзинга;
• выявить особенности франчайзинга как инструмента управления финансами.
Предметом исследования являются франчайзинговые отношения.
Объектом – субъект предпринимательской деятельности, использующий в своей хозяйственной деятельности франчайзинг.
Дипломная работа состоит из трех частей в которых последовательно раскрывается проблема исследования.
Список литературы Заключение

В заключение необходимо отметить, что опыт западных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией мелких фирм и крупных компаний, которые являются основными элементами системы западной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса на основе франчайзинга необходимо и для успешного развития России.
В то же время опыт проведения российских реформ показывает, что отсутствие должного внимания к обеспечению устойчивости их проведения не только влечет за собой неэффективно используемые средства и усилия, но и ставит определенные преграды на пути дальнейшего их проведения, порождая определенное недоверие к ним со стороны тех или иных субъектов рынка, как российских, так и иностранных. В связи с этим очень важно, чтобы начинающая формироваться тенденция развития франчайзинга в больших городах России приобрела необходимую устойчивость и помогла одним из российских предприятий перенять лучшие образцы западных технологий, а другим – создать свои марки и в недалеком будущем начать завоевывать развивающиеся, а впоследствии и западные рынки.
Для осуществления этих позитивных сдвигов, являющихся важной составляющей структурных реформ российской экономики (особенно в инновационно ориентированных отраслях), необходимо уметь оценивать различные аспекты взаимодействия (основными из которых являются прибыли, риски) в различных формах франчайзинга, так как только такие подходы смогут обеспечить устойчивое развитие этой, а также других форм кооперативного взаимодействия.
Что касательно рекомендаций по дипломной работе, то, исходя из специфики темы работы, хотелось бы дать действенную, на наш взгляд, схему оценки предпринимателем потребности для его бизнеса покупки франшизы.
Несмотря на то, что франчайзинг является доказанной успешной концепцией, покупка конкретной франшизы не дает гарантии на 100% успех. Необходимо провести тщательное исследование, и следующие 13 вопросов должны помочь определить, насколько франчайзинг подходит для конкретного предпринимателя.
1. Хотите и способны ли вы брать на себя обязанности по управлению собственным предприятием?
Перед покупкой франшизы необходимо провести тщательный самоанализ. Один из мифов о франчайзинге говорит, что заниматься франчайзингом очень легко. Это лишь миф.
Да, франчайзор предоставит обучение и постоянную поддержку, но предприниматель должен быть готов управлять предприятием самостоятельно. Многие франчайзоры не разрешают, чтобы предприятие франчайзи управлялось менеджером, назначенным франчайзи. Предприниматель должен понимать, что ему придется очень много работать - больше, чем когда-либо раньше. 40 часов в неделю - это миф, особенно в начальной фазе развития предприятия. Более реалистичная цифра - 60-70 часов. Предприниматель также должен быть готов мыть полы, выбрасывать мусор из корзин, увольнять служащих и общаться с недовольными клиентами.
2. Будете ли вы получать удовольствие от работы?
Некоторые люди покупают франшизу для того, чтобы заработать много денег, и через некоторое время они обнаруживают, что им не нравится эта работа. Необходимо подумать о том, что вы хотите и что вам нравится. Надо поговорить с семьей и друзьями. Затем просмотреть все возможные франшизы в этой отрасли и сделать запрос у франчайзора на более детальную информацию. Выбранная франшиза должна приносить удовольствие в течении следующих 10-15 лет.
3. Готовы ли вы следовать всем стандартам и требованиям франчайзора?
Самый главный ключ к успеху франчайзинговой системы - это единообразие продукта и услуг во всех предприятиях франчайзи. Вывеска со знаком франшизы означает для клиентов, что вы следуете стандартам этой системы. Люди предпринимательской натуры, которые не любят ограничивать себя заданными стандартами, не являются идеальными кандидатами в франчайзи.
4. Это формальная сделка?
Франчайзор может быть близким родственником, но если он решит продать свой бизнес, то предпринимателю придется общаться с незнакомыми людьми. Все положения в договоре должны быть составлены с предположением, что они могут быть использованы в суде.
5. Получается ли у вас в жизни хорошо ладить с людьми?
Многие франчайзинговые предприятия основаны на общении с людьми. Исключительна важна способность предпинимателя общаться с франчайзором, другими франчайзи, служащими и клиентами. Плохая репутация одного предприятия может бросать тень на всю франчайзинговую систему. Предприниматель должен уметь хорошо ладить как с вышестоящим, так и подчиненными ему людьми.
6. Хватит ли вам денег?
Одна из основных причин неудач франчайзи - недостаток средств. Несмотря на то, что франчайзор может дать достаточно точную оценку расходов на открытие предприятия, предприниматель может столкнуться с дополнительными затратами. У него должно быть достаточно денег не только для того, чтобы открыть предприятие, но и для поддержания себя, своей семьи и самого предприятия до тех пор, пока не будет достигнута точка безубыточности.
Надо просчитать прибыль от инвестиции за вычетом расходов на финансирование и предполагаемой зарплаты для себя;
Необходимо просчитать выручку по месяцам на один год и по годам на два года для определения общей суммы, необходимой для работы;
Необходимо убедиться, что у вас есть источник финансовой поддержки в течении первых шести месяцев работы на случай непредвиденных обстоятельств.
При необходимости надо обратиться к помощи профессионального бухгалтера.
7. Внимательно ли вы изучили юридические документы?
Франчайзор попросит подписать документ, под названием "франчайзинговый договор". Этот документ дает необходимую информацию о франшизе и излагает условия сотрудничества с франчайзором. Франчайзинговый договор является жизненно важным документом и должен быть очень внимательно изучен.
8. Есть ли у вас необходимые юридические и экономические знания?
Если у вас нет специального экономического образования, то грамотно было бы привлечь бухгалтера, который дал бы независимую оценку финансовой информации, предоставленной франчайзором. Аналогичным образом юрист должен изучить франчайзинговый договор. Желательно, чтобы юрист и бухгалтер имели опыт во франчайзинге. Такой профессиональный совет может сослужить хорошую службу и оправдать расходы.
9. Является ли франчайзор успешным или нет?
Нужно лично познакомиться с ключевыми фигурами в компании франчайзора, с их опытом работы и узнать финансовую историю предприятия. "Молодой" франчайзор может предоставить прекрасную франшизу, но может оказаться, что он не до конца доработал структуру и принципы всей системы.
10. Насколько другие франчайзи этой системы успешны и счастливы?
По вашему запросу франчайзор должен предоставить вам список всех франчайзи системы с контактными адресами и телефонами. Рекомендуется связаться с несколькими из них и обсудить их опыт общения с франчайзором. Выполнял ли он свои обещания? Получил ли франчайзи полное обучение? Купили ли бы они еще раз эту франшизу или посоветовали бы они это сделать своим друзьям? Прибыльный ли их бизнес? Чтобы они посоветовали бы в целом?
11. Нравится ли вам персонал франчайзора - люди, с которыми вам придется постоянно общаться?
Один из наиболее важных элементов франчайзинга - это постоянная поддержка от франчайзора, поэтому важно, чтобы предприниматель чувствовал себя хорошо, общаясь с представителями франчайзора в течении многих лет.
12. Довольны ли вы пособием по функционированию предприятия и обучающими пособиями?
Пособие по функционированию предприятия, которое может состоять из нескольких томов, должно описывать все детали работы предприятия от закупок до помещения объявлений о найме новых сотрудников
13. Поддержит ли вас семья?
Управление предприятием займет все время. Вы не сможете больше уделять прежнее внимание семье и своим хобби. Ваша семья должна понимать, что отныне ваше время становится исключительно дорогим удовольствием. Вам необходимо заручиться поддержкой своей жены / мужа и детей. Взаимопонимание между супругами исключительно важно, так как многие франчайзинговые предприятия могут эффективно управляться семейной командой франчайзи.
Еще раз отметим, что несмотря на то, что франчайзинг является доказанной успешной концепцией, покупка конкретной франшизы не дает гарантии на 100% успех. Необходимо провести тщательное исследование и тогда шанс на успех резко возрастает.



1. Гражданский кодекс РФ.
2. Довгань В.В. Франчайзинг – путь к расширению бизнеса. – М.: Наука, 1994.
3. Дюбин Г. Н., Суздаль В.Г. Введение в прикладную теорию игр. =- М.: Наука, 1981.
4. Егорова Н.Е. Моделирование деятельности предприятия, функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом. - Экономика и математические методы, , том 35, №2, 1999.
5. Ермолинский А. Как франчайзинг помогает уйти от НДС // Деловой еженедельник Приморья "Золотой Рог" №47
6. Киреев А.П. Международные бизнес-схемы на основе франчайзинга., М., Экспо., 2005.
7. Кохан Т.С. Перспективы развития франчайзинга в России. // Маркетинг в России и за рубежом, №7 1999.
8. Кравчук А.Н. Франчайзинг в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом, №5 2004.
9. Крученко О.С. Как открыть собственный бизнес на основе франшизы., М.: Экспо., 2005.
10. Плотников Г.Н. Теоретический экскурс в франчайзинг //Бизнес и экономика, № 3, 2001.
11. Розенмюллер И. Кооперативные игры и рынки. – М.: Мир, 1974.
12. Рыкова И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей // Маркетинг в России и за рубежом, №1 2001.
13. Семенов Н.А. Международные экономические отношения., М., Финансы и статистика., 2000.
14. Тамбовцев В. Товарный знак как товарный нематериальный актив. - Вопросы экономики, №12, 1999.
15. Birch D. L. Job Creation America. How Our Smallest Companies Put the Most People to Work. N.Y.: Free press 1987.
16. Birch D. L. The Job Generation Process: a Report, prepared by the Massachusets Institute of technology Program on Neighbourhood and Regional change for the Economic Development Administration. US Department of Commerce. Washington Cambridge. Mass: MIT, Press, 1979.
Цена: Договорная