ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПУТЁМ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРСКИХ СКАЗОК


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №1 имени В.И. Фадеева
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПУТЁМ ПРИМЕНЕНИЯ АВТОРСКИХ СКАЗОК
Журкина Марина Валерьевна
учитель начальных классов
ст. Калининская
2016г.
Содержание
Введение
Глава 1. Духовно – нравственное воспитание младших
школьников в рамках ФГОС
1.1 Воспитательный компонент ФГОС
1.2 Понятие нравственности
1.3 Методы и приемы педагогического воздействия
Глава 2. Духовно-нравственное воспитание средствами
авторских сказок
2.1 Входная диагностика учащихся
2.2 Сказка- как средство духовно - нравственного
воспитания младших школьников
2.3 Введение детей в сказкотерапию
2.4 Творим сказку шаг за шагом
2.5 Промежуточная диагностика учащихся
Заключение
Список литературы и интернет источников.
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в школах в начальных классах отмечается тенденция увеличения уровня агрессивности детей: они более шумные, неусидчивые, "моторные", быстрее и легче вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы, учителям с ними трудно работать. В 2013-2014 учебном году мне посчастливилось набрать именно такой 1 класс. На начало года- 19 человек: 12 мальчиков и 7 девочек. Мальчишки как на подбор все подвижные, непоседливые, из них трое очень активных, плохо контролирующих свое поведение. Большинство детей с первых дней проявляли повышенную агрессивность по отношению друг к другу даже по незначительному поводу. При том, что 16 из них воспитанники одной группы детского сада.
Для сплочения детского коллектива в классе проводились игры, участия в различных конкурсах, выставках, викторинах, индивидуальные и групповые формы работы. Дети знакомились с такими понятиями, как личность, этика, мораль, нравственная культура. Был проведен цикл бесед о добре, о вежливости. В беседах и играх, учащиеся учились разбираться в самих себе, лучше понимать людей, употреблять различные словесные формы вежливости. Учились быть честными, добрыми. Спустя год я убедилась, что нужно искать новые способы влияния на детей, возможно более мягкие, чем наказание и выговор (дети лишь на какое-то время становятся сдержаннее), но имеющие более длительный эффект.
Сказки - это отличный способ воздействия на ребёнка. Они представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
Целью данной работы является рассмотрение применения сказки в процессе воспитания детей и коррекции поведения младшего школьного возраста.
Задачи:
Выявить роль сказок в воспитательном процессе и снятия агрессивного поведения детей;
Показать роль и значение авторской сказки в духовно-нравственном воспитании младшего школьника.
Осуществить теоретический анализ специальной литературы.
Провести опытно-практическую работу
ГЛАВА 1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ФГОС
1.1 Воспитательный компонент в ФГОС
Воспитательный компонент включается в Стандарты впервые в истории отечественной системы образования. Включение воспитательного компонента в Стандарты позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у детей и молодежи гуманистических ценностей, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных Стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении. И именно начальная школа становится важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуального развития, но также гражданской, духовной, культурной жизни каждого ребенка.
Воспитательный компонент Стандарта представлен несколькими документами. В их числе концепция духовно-нравственного воспитания школьников, примерная программа воспитания и социализации обучающихся и др.
В Концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитательного процесса, определяются основные формы и методы духовно-нравственного развития гражданина России в процессе урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в партнерских отношениях с семьей, институтах гражданского общества.Новый ФЗ «Об образовании» ввёл в язык документов, регламентирующих деятельность системы образования, категориальное определение – «духовно- нравственный». Закон определяет две категории – духовно-нравственное развитие обучающихся и формирование духовно-нравственной личности; через эти категории раскрываются нормативные характеристики результатов деятельности образовательной системы страны
Стандарт подробно раскрывает содержание приведенного в Законе «Об образовании» понятия «духовно-нравственное развитие обучающегося». Оно понимается как педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности обучающегося, развития его способности сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, обществу, государству, Отчеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов.
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.
Традиционными источниками нравственности являются:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и  семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных  школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции, является обязательным.
1.2. Понятие нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)». В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести».
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений».
1.3. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших
школьников
Проблема духовно-нравственного воспитания в нашем обществе сегодня как никогда актуальна. В настоящее время нравственные ориентиры не отличаются четкостью, подрастающее поколение во многом дезориентировано в определении ценностей. Поэтому актуальность проблемы воспитания нравственности у школьников в ситуациях выбора связана, по крайней мере, со следующими положениями.
Во-первых, российское общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые оказывают существенное влияние на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, нравственное воспитание важно и потому, что оно не только обеспечивает поведение школьника, соответствующее моральным нормам, но и формирует у него осознание сопричастности к жизни общества, личной ответственности.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания.
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше.
Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий.
Беседа должна носить проблемный характер. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней дети свою душу.
Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту школьников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.
Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь ученикам самостоятельно прийти к правильному выводу. В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую школьников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на учащихся. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п. Разъяснение применяется только там и только тогда, когда ребенку действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства.
Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется:а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;б) для выработки правильного отношения школьников к определенному поступку, который уже совершен.
Учитель не должен упускать из виду ни один неправильный поступок ребёнка. Необходимо сразу разъяснить ошибку в поступке ученика, разъяснить ему, что так делать нельзя. Разъяснение может применяться в коллективной форме или индивидуальной, в зависимости от «щекотливости» ситуации.
В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда учащийся должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания. Метод внушения может использоваться на всех уроках. Главное, учитель должен сам верить в то, что внушает. 
Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.
Но, по моему мнению, ни учебный фильм, ни красочная презентация не заменяют книгу, а служат эффективным дополнением к литературному тексту, который собственно и лежит в их основе. Рассказ, беседа, диспут, разъяснение и другие вышеописанные методы являются неотъемлемой частью работы с литературным произведением и могут использоваться в таком виде деятельности как работа с авторской сказкой.

ГЛАВА 2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ
АВТОРСКИХ СКАЗОК
2.1 Входная диагностика учащихся
На подготовительном этапе была проведена первичная диагностика учащихся с целью выявления отношения к жизненным ценностям. На момент диагностирования в классе было 19 человек.
В результате выявлено, что высокий и средний уровень отношения к жизненным ценностям у 47% учащихся класса (Прил.1).
Далее предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? Было выделено 10 категорий: добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, милосердие, долг, вина. В индивидуальном порядке попросила детей пояснить, как они понимают предъявленные им слова.
Смогли объяснить все понятия только 6 человек. Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», , «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость», «умеренность». Несмотря на то что категории «мужество», «долг» и «справедливость» объяснило преобладающее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного (Прил.2).
Анкетирование «Признаки агрессивности» (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина) выявило средний уровень агрессии у 10 учащихся, причем у 3 из них уровень агрессии приближен к высокому и у 9- низкий уровень (Прил.3)
2.2 Сказка - как средство духовно - нравственного воспитания
млаших школьников
Сказки - совершенно необходимый этап в жизни ребёнка. Примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная информация для их развития и социализации должна быть передана через яркие образы. Поэтому сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром.
Любая сказка – это история, придуманная взрослыми для того, чтобы научить ребенка как вести себя в той или иной ситуации. Все назидательные сказки дают ребенку жизненный опыт, позволяются понять житейскую мудрость в простой и понятной форме.
Корней Иванович Чуковский писал так: «По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Мой выбор использования авторских сказок не случаен, продиктован необходимостью и направлен на преодоление негативных поведенческих реакций детей.
Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во «взрослом» мире. Даже если они и встречаются — все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают «как от стенки горох». Можно бесконечно говорить о том, что хорошо и плохо, но дети просто перестают воспринимать скучную и приевшуюся информацию.
В то же время поучительные сказки, рассказы и байки слушают с удовольствием. Ведь в мире фантазии и волшебства каждый ребенок чувствует себя «как рыба в воде». И когда дети сталкиваются с трудностями, требующими «приземленного» и прагматичного решения, именно здесь помогут сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы.
Безусловно, каждая из этих историй имеет определенную направленность. Такая история — это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. Накапливается опыт жизненных коллизий и путей их разрешения, ребенок отождествляет себя с главным героем сказки, учится на его ошибках.
Такие сказки пишут многие авторы. Среди них: Шкурина М., Гурина И., Черняева С. А., Гнездилов А. В., Хухлаева О. В и Хухлаев О. Е. и др.
2.3 Ведение детей в сказкотерапиюРаботу в данном направлении нужно начинать с 1 класса, но в моем случае со 2 класса.
Опираясь на результаты входной диагностики и имеющийся в наличии материал, я выполнила подборку авторских сказок, разделила их по направлениям, чтобы впоследствии использовать в зависимости от конкретной проблемной ситуации в классе. В первом полугодии имело место рассказывание сказки. Все сказки являются проблемно-ориентированными, направлены на формирование понятий духовно-нравственных качеств личности младших школьников. (Прил.4)
Работа, по возможности, проводилась раз в неделю через уроки литературного чтения и внеклассную работу
Этапы работы:
Чтение готовой сказки вслух.(Приложение 5- правила ознакомления со сказкой)
Обсуждение сказки – какой герой тебе понравился? что запомнилось? какова ситуация поразила? что хотелось бы изменить?
Работа по сюжету сказки – рисование или лепка из пластилина.
Обсуждение творческих работ.
В процессе чтения иногда прошу детей высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, они что-то добавят (например, на что еще обиделся герой сказки), что-то наоборот изменят, выскажут свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
Вне зависимости от активности учащихся во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже и я могу поделиться своими мыслями чувствами, задать самые неожиданные вопросы. В качестве основы для обсуждения можно заранее подготовить примерные вопросы к сказке.
Рисование или другая творческая работа по сюжету сказки является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает детей, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемы. После рисования (не обязательно в этот же день) предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. К обсуждению готовлюсь, вооружившись материалами по психологии детского рисунка. К наиболее интересным с точки зрения арт-терапии рисункам делаю краткие комментарии, обращая внимание на то какие предметы изображены, какие цвета преобладают, н а общее впечатление от работы. И во время обсуждения задаю ребенку вопросы уже исходя из своих наблюдений.
2.4 Творим сказку шаг за шагом
Из всех  видов работы со сказкой, на мой взгляд,  процесс придумывания сказок учащимися, является наиболее продуктивным. Он не только благоприятно сказывается на  психическом здоровье детей и развивает способность видеть даже в самой сложной ситуации позитивную сторону, но и способствует развитию речи, фантазии, творчества. Сочинение собственной сказки даёт возможность каждому ребёнку  осуществить свою мечту - почувствовать себя творцом.
Главное условие – сказки должны быть проблемно-ориентированными, направленными на формирование духовно-нравственных качеств личности школьников.
Со второго полугодия 2 класса к рассказыванию сказок добавляю коллективную игру «Сочиняем сказку». Для игры класс делится на группы по 5-6 человек. Я начинаю историю: «Жили - были...», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до меня, я направляю сюжет истории, корректирую его, делаю более осмысленным, и упражнение по созданию сказки продолжается.
Создав свою сказку, первая группа приступает к ее записыванию и зарисовыванию, а я начинаю аналогичную работу со второй группой. Третья группа пока продолжает играть роль слушателей и помощников.
В 3 классе применяется прием «Продолжи сказку». Здесь работа может проводиться как в группах так и индивидуально. Детям предлагается уже готовая проблема и им предстоит в сказочном варианте найти пути её решения. На этом этапе привлекаем к помощи родителей и работа по созданию продолжения сказки может быть выполнена дома.
В 4 классе учащиеся учатся самостоятельно сочинять сказки.
Правила написания.
1. Определить проблему, которая вас волнует на данный момент больше всего. Придумать название сказке.
2. Помнить, что главная цель любой сказки – научить различать зло и добро.
3. Если вы не знаете, как начать, то вспомните, как начинаются обычно сказки: «Жили-были…», «Однажды…», «В те далёкие времена…», « В некотором царстве…».
4. В сказке могут быть совершенно фантастические герои, и они могут делать совершенно невероятные вещи.
5. В конце рассказываем, как герой сказки осознал ситуацию и исправился, изменил свое поведение. Представляем героя еще счастливей, чем в начале сказки.
6. У каждой сказки обязательно есть зачин и концовка. Конец сказки может быть кратким: «Ну, вот и вся сказка», «На том дело и закончилось». Иногда это слово или фраза – вопрос или призыв, пословица или фразеологизм.
Мне кажется, что именно сказка, особенно, придуманная самим ребёнком, лучше и быстрее любых назиданий и бесед, поможет понять, что такое хорошо, а что такое плохо, извлечь уроки добра, стать свободнее и счастливее.
Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: добро всегда побеждает зло; осуждаются и высмеиваются лень, жадность, неряшливость; учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
Кроме того, совместное слушание сказок, сопереживание помогает наладить нравственный климат в детском коллективе. Ребята, делясь своими эмоциями, становятся более внимательными друг к другу, более доброжелательными, открытыми, сопереживающими, начинают помогать друг другу.
2.5 Промежуточная диагностика учащихся.
Для отслеживания эффективности применения авторских сказок и последующей корректировки в данном направлении я провела диагностику выявление качества и уровня духовно-нравственной воспитанности. Опрос проводился в 3 классе у 19 учащихся.
С целью изучения уровня сформированности нравственных понятий провела повторное анкетирование «Нравственные понятия».
Третьеклассники, в отличие от второклассников, без труда объясняют не только понятия «дружба», «зло», «добро», а так же «счастье», «мудрость», «свобода». Но в определении «счастья», «мудрости», «свободы» не все дети дают четкую формулировку понятиям, имеют о них поверхностное представление. По- прежнему трудными для истолкования оказались «умеренность» и «милосердие».
Сравнительный анализ результатов анкетирования показал, что уровень сформированности нравственных понятий у учащихся существенно повысился. (Прил.6).
И все же в плане поведения и межличностных отношений в коллективе класс оставался довольно таки проблемным: частые ссоры, ябедничество, неуважительное отношение к чужому труду и школьному имуществу, нарушения дисциплины на уроке. Поэтому я решила продиагностировать уровень нравственной самооценки и этики поведения учащихся. (Прил.7)
По итогам данной диагностики можно сделать вывод, что высоким уровнем нравственной самооценки обладают 13 человек (68,5%); средний уровень нравственной самооценки у 6 человек (31,5 %). У некоторых детей нравственная самооценка завышена. Об этом можно судить по наблюдениям за поведением учащихся. А это значит, что необходимо и дальше помогать воспитывать школьникам нравственные качества, способствовать выработке реальной самооценки.
Диагностика этики поведения показала , что у 52% учащихся выявлен высокий уровень этики поведения, а у 48% выявлен средний уровень этики поведения. (Прил.8). Это средний результат по классу. Если рассматривать каждого ученика в отдельности, то у 1 человека 3отрицательных ответа из пяти, у 6 человек по 2 отрицательных ответа.
В конце 4 класса необходимо провести тест на морально – нравственные качества учащихся. Данная методика направлена на изучение сформировавшейся на данный момент морально - нравственные структуры личности ребенка и содержит 60 вопросов, отражающих различные стороны нравственного мира ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Духовно-нравственный смысл сказки - донести до младших школьников значимость нравственных установок.
В процессе чтения, слушания сказок, сопереживая их персонажам, дети учатся понимать не только чувства, поведение, поступки героев, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения, имеют возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других людей.
Таким образом, усиливается способность ребенка анализировать и, следовательно, контролировать свои эмоциональные реакции, свое поведение. 
Итак, сказка создает благоприятные условия для духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников, она способна корректировать эмоционально-волевую сферу. Нравственные понятия, ярко представленные в авторских сказках, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми.
Хочется отметить несколько позитивных моментов. В классе обучаются дети, которые испытывали проблемы в учебе, вызванные страхом трудностей, чувство неполноценности, неуверенность. Лена Р.- очень тихая и застенчивая девочка. На уроках она отвечала крайне редко, очень тихо и неуверенно, учение давалось нелегко. А Коля С. хотя и коммуникабельный мальчик, но имеет серьезные дефекты речи и сильно заикается, поэтому испытывает большие трудности в изучении русского языка и литературного чтения. При устных ответах, чтении стихотворений наизусть, при проверке техники чтения чувствовал себя некомфортно, начинал плакать. Ситуацию усугубляло то, что некоторые дети в такие моменты начинали посмеиваться.
Кроме лены и Коли подобные проблемы, пусть и неярко выраженные, имели еще трое учащихся. Специально для них подобрала такие сказки как «Кенгуренок Вася», «Сказка про маленькое Облачко». Сейчас Лена одна из лучших учениц в классе, проявляет активность, настойчивость и целеустремленность. У Димы еще много трудностей в области орфографии и чтении вслух, но он их воспринимает более спокойно, одноклассники к нему относятся с пониманием и всячески поддерживают.
Костя Ч. выделяется среди одноклассников более высоким уровнем интеллектуальных способностей, хотя является самым младшим в классе. Ребенок психологически был не готов к школе, плакал на каждом уроке по любому поводу, принимал каждую неудачу как катастрофу (ручка не пишет, забыл тетрадь, не успел выполнить запись, учитель спросил или похвалил другого ученика, получил замечание и т.д.). Приходилось прерывать урок, успокаивать Костю (на это уходило от 5 до 15 минут драгоценного времени) и чуть ли не заново начинать урок.
На помощь пришли сказки, направленные на повышение внутренней самооценки, умение взглянуть на себя со стороны, воспитание силы-воли: «Сказка про Плаксу», "Шустрик и Обжорик», «Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться?». Теперь, стоит Косте пустить слезу, я тихонечко говорю ему: «Сейчас как Плакса всех нас слезами заразишь- будет в школе потоп» ( или привожу примеры из других сказок). Ребенок улыбается шутке и ему уже не до слез.
Таким вот образом с помощью сказок мягко и ненавязчиво объясняю, что драться плохо, ябедничать некрасиво, чужое без спросу брать нельзя и т.д.
На данный момент мною отмечен ряд изменений, которые произошли с детьми, с момента введения сказки в воспитательный процесс.
-Уменьшились проявления агрессии по отношению к окружающим. -Дети стали видеть и принимать, как хорошее, так и плохое в одном человеке. -Дети в большей степени стали обладать внутренним контролем. -Дети стали брать на себя ответственность за свои чувства и поступки. -Дети стали меньше злиться, стали более открыто выражать свои потребности.
Таким образом, все эти изменения свидетельствуют об эффективности применения данного метода в коррекции агрессивного поведения у младших школьников и результаты диагностики, еще раз это доказывают.
Конечно же, использование сказок не является панацей и не решает всех задач духовно-нравственного воспитания младших школьников. Это лишь один из многих способов в нравственном воспитании, но, применяемый в системе с другими методами и приемами, является довольно эффективным и результативным.
Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ:
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. – 534с.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с.
Зазнобина Л. С: Как же выжить в мире СМИ./ Л.С.Зазнобина Медиаобразование в школе - 1999-№3 - С.23- 26.
Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6
Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.
Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой – М.: Педагогика, 1979- 461с.
Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М:Просвещение, 1995.- 478с.
Зелинский К.В., Черникова Т.В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технология и методы: учеб.-метод. пособие / под ред. В.И. Слободчикова. – М.: Планета, 2010. – 280с.
Лабиринт души. Терапевтические сказки. — О. В. Хухлаева, О. Е. ХухлаевКонцепция духовно-нравственного воспитания российских школьников r-komitet.ru›school/program/action2009/razdel/cdnhttp://добрые-истории.рф/index.phphttp://www.stranamam.ru/post/7330065/http://fb.ru/article/164402/luchshie-terapevticheskie-skazki-dlya-detey-polnyiy-spisokhttp://ncuxolog.ru/skazka-pro-kolyu-i-ego-druzejПриложение 1
Диагностика отношения к жизненным ценностям
учащихся 2 класса
Для данной диагностики, было проведено анкетирование детей
Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5".
Список желаний:
Иметь хороших родителей.
Иметь хорошее здоровье.
Иметь хорошую профессию.
Иметь много друзей,
Иметь домашнее животное.
Иметь игры, которые нравятся.
Иметь много свободного времени.
Иметь хороших учителей.
Жить в стране, где нет воины.
Жить в богатой стране.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4, 3 положительных ответов - средний уровень.
2  положительных ответа  - ниже среднего уровня.
0-1 положительный ответ  - низкий уровень.

Приложение 2
Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся 2 класса
Анкета «Нравственные понятия»
Задание: Как ты понимаешь следующие слова?
ДоброЗло
Мудрость Мужество
УмеренностьСправедливость
Счастье Дружба
МилосердиеДолг
Вина
Статистика ответов
№ Понятия Объяснили Необъяснилидобро 19 0
зло 17 2
мудрость 9 10
мужество 15 4
умеренность 6 13
справедливость 16 3
счастье 16 3
дружба 19 0
милосердие 7 12
долг 13 6
вина. 17 2
Диаграмма уровня сформированности нравственных понятий
у учащихся 2 класса
-1536705461000
Приложение 3
Анкета для учителя «Признаки агрессивности»
№ Утверждение о ребенке Да Нет
1 Временами в него вселяется «злой дух» 2 Он не может промолчать, когда чем-то недоволен 3 Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же 4 Иногда ему без всякой причины хочется выругаться 5 Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги 6 Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение 7 Он не прочь подразнить животных 8 Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним 9 Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих 10 В ответ на обычные просьбы стремится все сделать наоборот 11 Часто бывает ворчлив12 Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека 13 Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других 14 Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых15 Легко ссорится, часто вступает в драки 16 Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми 17 У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности 18 Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится 19 Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других Оценка результатов:
Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.
15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности.
7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности.
1 – 6 баллов – низкий уровень агрессивности.

Приложение 4
Авторские (терапевтические) сказки для младших школьников
Содержание
Направленность: Быть жадным плохо
Кто спрятал рождественскую звезду?
А морковка уплыла
Направленность: Нужно настаивать на своем, не бросать начатое на половине пути. Также смысл сказки в том, что нельзя идти на поводу у своих желаний
Про Зайку-помогайкуНаправленность: Нужно всегда отвечать за свои поступки, а также думать, прежде чем что-либо делать.
Про шаловливого котика и честного скворца
Направленность: Трудности обучения в школе, конфликты с учителем
Цветик-семицветикСказка для тех, кто не слушается маму и папуНаправленность: Проблемы в учебе, вызванные страхом трудностей. Чувство неполноценности. Неуверенность.
Кенгуренок Вася
Направленность: Трудности в учебе: неусидчивость, нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание. Нежелание учиться.
Медвежонок и Старый Гриб
Котенок Маша
Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться
Кораблик
Сказка для тех, кто ленится и ничего не хочет делатьНаправленность: Школьные трудности, переживания из-за плохих оценок. Неудачи в учебе и вызванные этим депрессивные настроения.
Шустрик и ОбжорикСказка о Котенке, или Чего мне волноваться?
Направленность: Трудности самоконтроля. Нарушения произвольности. Неумение управлять поведением. Гиперактивность.
Сказка о двух братьях и сильной воле
Сказка о непоседливой Обезьянке
Направленность: Тревожность. Боязливость. Неспособность постоять за себя. Трудности в осознавании своих поступков и их контролировании.
Сказка о Ежонке
Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Ощущение себя «белой вороной».
Сказка про маленькое Облачко
Маленькое Привидение
Маленький Котенок
Чудо маленькой слезинки
Направленность: Неорганизованность. Трудности усвоения порядка.
Часы
Направленность: Сниженная самооценка. Чувство неполноценности. «Презрение» к себе и желание быть «другим».
ХвостатикГусеница-крапивница
Нужная вещь
Скрипочка
Костерчик
Ловкая Лапка
На маленькой полянке
Направленность: Леность. Нежелание выполнять поручения в классе.
Королевство лентяевНаправленность: Хвастовство. Завышенная самооценка
Сказка про хвастливого муравья
Направленность: Обманывать плохо. Неприятно, когда тебя обманывают.
Честный петушок из БарселушаНаправленность: Агресивность, самоутверждение через драку.
«Сказка про Колю и его друзей»
«Сказка про доброго Петю»
«Сказка про Зайца-забияку».
Направленность: Привычка - брать чужое без разрешения.
«Как Валя научилась дарить подарки»
«Сказка про Лисёнка».
Приложение 5
Правила ознакомления со сказкой
Читайте ребенку сказку столько раз, сколько он просит.
Сказку лучше не читать, а рассказывать.
Используйте сказочные события для формирования личности ребенка.
Помните о специфике восприятия детьми сказочных событий с волшебным подтекстом – для взрослого бросание персонажа в огонь есть нарушение прав, а для ребенка – уверенность в том, что зло уничтожено.
Не объясняйте ребенку глубинного содержания сказки. Он должен быть скрытым от него и воздействовать на подсознание только через текст.
Не импровизируйте, вводя в сказку персонажей и разворачивая новые сюжетные линии из реального мира. Так вы вносите путаницу в дифференциацию ребенком сказочных и реальных событий.
Рассказывая сказку, используйте сказочный зачин – это те ворота, через которые ребенок попадает в сказочный мир.
Приложение 6
Диагностика изучения уровня сформированности нравственных понятий у учащихся 3 класса
Анкета «Нравственные понятия»
Задание: Как ты понимаешь следующие слова?
Добро Зло
Мудрость Мужество
Умеренность Справедливость
Счастье Дружба
Милосердие Долг
Вина Свобода
Статистика ответов
№ Понятия Объяснили Необъяснилидобро 19 0
зло 18 1
мудрость 15 4
мужество 16 3
умеренность 9 10
справедливость 19 0
счастье 19 0
дружба 19 0
милосердие 10 9
долг 17 2
вина. 18 1
свобода 17 2
Диаграмма уровня сформированности нравственных понятий у учащихся 2-3 классов

Приложение 7
Диагностика уровня нравственной самооценки.
Инструкция:
– если вы полностью согласны с высказыванием, выберите ответ всегда (4 балла);
– если, вы больше согласны, чем не согласны, выберите ответ часто (3 балла);
– если вы немножко согласны, выберите ответ редко (2 балла);
– если вы совсем не согласны, выберите ответ никогда (1 балл).
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
8. Мне приятно делать людям радость.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
- всегда;- часто;- редко;- никогда.
Обработка результатов:
номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц – нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Статистика ответов учащихся
№ № вопроса
Фамилия , имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого
баллов Уровень
******* 3 4 3 3 4 3 2 4 3 3 32 средний
******* 3 2 2 2 3 3 3 4 3 3 28 средний
******* 4 4 3 3 4 4 3 4 3 3 35 высокий
******* 4 3 4 4 4 4 3 4 3 4 37 высокий
******* 4 4 3 4 4 4 3 4 3 3 36 высокий
******* 4 4 3 3 4 4 3 4 3 4 36 высокий
******* 3 4 2 1 3 2 3 3 3 2 26 средний
******* 3 2 2 2 4 2 3 3 3 2 26 средний
******* 3 3 4 2 4 2 2 4 3 3 30 средний
******* 4 4 4 3 4 3 2 4 4 3 35 высокий
******* 4 4 3 3 4 3 3 4 3 3 34 высокий
******* 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 40 высокий
******* 4 4 3 4 4 3 3 4 4 4 37 высокий
******* 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 40 высокий
******* 4 4 4 3 4 4 3 4 4 4 38 высокий
******* 4 3 4 3 4 4 3 4 3 4 36 высокий
******* 4 4 4 4 4 4 3 4 4 4 39 высокий
******* 4 3 3 2 4 2 3 4 3 3 29 средний
******* 4 4 4 4 4 3 3 4 4 4 38 высокий

Приложение 8
Диагностика этики поведения уч-ся 3 класса
Инструкция: педагог объявляет учащимся: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложения не надо.
Текст вопросов:
1.Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
2.Если кто-то на до мной смеется. то я…
3.Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4.Когда меня постоянно перебивают, то я…
5.Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, то я…
Интерпретация результатов:
1.Отрицательный результат проявляется. Если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
2.Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции , уход от ситуации, высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
3.Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
4. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
5.Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность.
Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего положения.
Статистика ответов учащихся
Колличествоуч-ся №
вопроса
Положительные
ответы Отрицательные
ответы
19 1 18 95% 1 5%
2 5 26% 14 74%
3 10 53% 9 47%
4 5 26% 14 74%
5 11 58% 8 42%
Итого 49 52% 46 48%
596265-2476500