Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?


Как помочь первокласснику адаптироваться к школе ?
Содержание
Виды адаптацииПризнаки плохой адаптацииКак облегчить адаптацию первоклассникаНачало школьной жизни, один из самых тяжелых периодов для учеников. Впервые перешагнув порог школы, дети сталкиваются с совершенно незнакомым для себя миром: новыми людьми, непривычным режимом, нагрузками и ответственностью. Все это оказывает большое влияние на их психическое и физическое состояние. Дети могут начать чувствовать психологический дискомфорт, стать более раздражительными, страдать от нарушений сна, испытывать постоянную усталость и головные боли. Подобное состояние объясняется вынужденной перестройкой организма к изменившимся условиям или адаптацией. Чтобы данный период прошел максимально легко, маленьким ученикам необходима помощь и поддержка родителей.
Виды адаптации
Условно адаптацию первоклассника к школе можно поделить на два вида: социально-психологическую и физиологическую. Первый вид адаптации заключается в установлении контактов и налаживании отношений с детьми и учителем. Второй – связан с возможными проблемами со здоровьем, которые нередко возникают у учеников в течение первых месяцев посещения школы. Во время привыкания к школе дети могут сильно уставать, капризничать, часто болеть и даже худеть.
Признаки плохой адаптации
Адаптационный период может длиться от одного месяца и даже до года. Во многом его продолжительность зависит от личности ребенка, его уровня подготовки к школе, особенностей программы и многих других факторов. Некоторые дети быстро приспосабливаются к новым условиям, без труда устанавливают контакт с одноклассниками и хорошо усваивают материал. Другие с легкостью сходятся с людьми, но учеба им дается тяжело. Третьи усваивают материал, не могут поладить с одноклассниками и учителем. Признаками того, что адаптация ребенка к школе протекает плохо, является следующее:
Ребенок не желает рассказывать взрослым о школе и школьных делах.
Ребенок не хочет ходить в школу, хитрит, чтобы остаться дома.
Ребенок стал раздражительным, слишком нервным, начал бурно проявлять негативные эмоции.
Ребенок в школе ведет себя пассивно: пребывает в подавленном настроении, невнимателен, не общается и не играет с другими детьми.
Ребенок в школе часто плачет, тревожен, боится.
Ребенок в школе часто ссорится с одноклассниками, демонстративно или активно нарушает дисциплину.
Ребенок слишком тревожен и пребывает в постоянном эмоциональном напряжении, часто болеет, сильно утомляется.
У ребенка наблюдается снижение массы тела, низкая работоспособность, синяки под глазами, бледность.
У ребенка нарушается сон, снижается аппетит, нарушается темп речи, его мучают головные боли или тошнота.
Как облегчить адаптацию первоклассника
Подготовка к школе. Дайте возможность ребенку участвовать в подготовке к школе. Вместе с ним приобретайте тетради, канцтовары учебники, совместно оформляйте рабочее место и выбирайте школьную форму. Это поможет малышу осознать, что его ждут большие перемены и морально к ним подготовиться.
Распорядок дня. Составьте четкий распорядок дня и следите, чтобы ребенок его придерживался. Благодаря этому малыш не будет ничего забывать и станет чувствовать себя намного увереннее.
Самостоятельность. Чтобы ребенку было легче в школе, приучайте его к самостоятельности. Пусть он сам собирает портфель или игрушки, одевается, делает большую часть уроков и т.д.
Досуг. Не забывайте, что первоклассник – это все еще ребенок и ему по прежнему нужно играть. Игры, особенно активные, станут хорошей сменой деятельности и будут способствовать полноценному отдыху. Кроме того, старайтесь с малышом больше гулять (прогулкам стоит уделять не менее часа в день). Это позволит снизить негативные последствия долгого пребывания за партой. Чтобы уменьшить нагрузку на психику и зрение ребенка, не давайте ему проводить более часа в день у монитора или телевизора.

Поддержка. Уделяйте как можно больше времени общению с ребенком, расспрашивайте его о школе и одноклассниках, интересуйтесь его делами. Помогайте малышу с уроками, объясняйте непонятные задания и старайтесь увлечь неинтересными ему предметами. Но не навязывайтесь и делайте это только в случае необходимости.
Мотивация. Старайтесь поддерживать в ребенке желание учиться. Всегда хвалите его за любые, даже самые незначительные достижения, а в случае неудач, не ругайте, а наоборот поддерживайте. Укрепляйте веру ребенка в себя и тогда, он будет с удовольствием стремиться к новым успехам и высотам.
Психологическая обстановка. Чтобы адаптация к обучению в школе прошла максимально легко, постарайтесь создать в семье благоприятную психологическую обстановку. Старайтесь избегать любых конфликтов, как с самим ребенком, так и с остальными членами семьи. Будьте с малышом ласковы, заботливы и терпеливы.