Доклад на педлаборатории по теме ИКТ- компетентность учителя как один из критериев оценки его профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта.


ИКТ- компетентность учителя как один из критериев оценки его профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта.
Реалии современного этапа реформы образования в нашей стране требуют от школы в целом и от каждого учителя в частности вооружить учеников и особенно выпускников по возможности большим набором ключевых компетенций. Одной из них является компетентность сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). Неудивительно, что этого требуют и новые федеральные государственные образовательные стандарты, и профессиональный стандарт педагога. Проблема профессиональной компетентности современных педагогических кадров  в сфере информационно-коммуникационных технологий является актуальной как в педагогической теории, так и в практике образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование её ресурсов. А это невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов. Информационно-образовательная среда в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности. При этом непрерывное изменение её потенциала требует опережающего развития ИКТ - компетентности педагогов образовательных учреждений.
Реализуя это направление развития учителей, прежде всего, следует разграничить ИКТ-грамотность и педагогическую ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность – знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, программные продукты, каковы их функции и возможности, знание о существовании локальных и глобальных компьютерных сетей (в том числе Интернет). Сюда же следует относить и умение достаточно квалифицированно использовать все эти информационо-коммуникационые инструменты.
ИКТ-компетентность – не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности. На сегодняшний день ИКТ-компетентность наиболее эффективно должна развиваться по следующим направлениям:
построение урока с применением интерактивных программных мультимедиа средств: обучающих программ и презентаций, электронных учебников, видеороликов.
осуществление автоматического контроля: использование готовых тестов, создание собственных тестов, применяя тестовые оболочки.
организация и проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте.
виртуальные экскурсии.
обработка результатов эксперимента.
разработка методических программных средств.
использование ресурсов Интернет.
коммуникационные технологии: дистанционные олимпиады, дистанционное обучение.
В образовательной сфере саму аббревиатуру ИКТ следует понимать более широко, чем в повседневной жизни. Три составляющих её слова
И – ИНФОРМАЦИОННАЯ
К – КОММУНИКАЦИОННАЯ
Т – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
для педагогов должны означать как минимум следующее.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ – знание источников информации на самых различных её носителях (от твёрдых копий на бумаге, через магнитные и оптические диски до современных Flesh-технологий и сетевых источников данных); умение пользоваться источниками информации (считывать, копировать, переносить с одного носителя на другой); умение преобразовывать информацию (отбирать нужную из большого количества данных с помощью фильтрации, изменять формат представления для лучшего восприятия, редактировать с использованием соответствующих программных инструментов – текстовых, графических пакетов, электронных таблиц, аниматоров…); создавать собственные информационные продукты, используя для этого разнообразные программные инструменты; критическое отношение к полученной информации (пользоваться официальными или проверенными на достоверность и безопасность источниками, особенно сетевыми).КОММУНИКАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ – умение не только и даже не столько использовать коммуникационные технологии (компьютерные и телефонные сети, телевидение и тому подобное), сколько взаимодействовать с людьми, в первую очередь с учащимися и их родителями, с коллегами и администрацией учебного заведения; выполнять различные социальные роли, не только учителя и воспитателя, но и старшего товарища, консультанта, члена трудового коллектива, гражданина и патриота своей малой родины, своей страны; владение грамотной и эмоциональной устной и письменной речью, ораторским искусством (без него учителю никак не обойтись); критическое отношение к социальной информации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ уверенное владение интерфейсом операционной системы не только компьютера, но и мобильных устройств, интерфейсами распространённых программных инструментов в области поиска и обработки информации; наличие представлений в сфере мультимедиа и анимации, умение создавать мультимедийные продукты, которые используют различные органы чувств учащихся для эффективного получения информации и понимания её смысла и назначения; владение навыками пользователя офисных технологий при подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов, и не только текстовым редактором и программой подготовки презентаций, но и хотя бы простейшими графическими пакетами, электронными таблицами, средствами разработки публикаций; владение базовыми Интернет-технологиями.
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ – один из основных показателей его профессионализма, открывающий новые возможности для решения современных задач образования, новые возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, новые возможности для получения новых знаний как ученика, так и учителя.
В соответствие с заказом общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде:  учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности. В связи с этим учитель-предметник сам должен обладать набором определенных ИКТ-компетентностей.
Под ИКТ-компетентностью учителя-предметника подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. Процесс формирования ИКТ - компетентности учителя носит  развивающий характер. А также учитель - предметник должен обладать предметно - ориентированной  ИКТ - компетентностью, то есть уметь осваивать специализированные технологии и ресурсы, разработанные в соответствии с требованиями к содержанию того или иного учебного предмета, и также формировать готовность к их внедрению в образовательную деятельность.
Для учителей математики увлекательные возможности открывает использование интерактивной анимированной графики при построении чертежей для решения задач по геометрии. Использование возможностей электронных таблиц поможет сделать построение и исследование графиков функций в интересным и познавательным занятием.
Для учителей физики, химии, биологии к этим же приёмам добавляется уникальная возможность демонстрировать и изучать на уровне практических и лабораторных работ модели тех явлений и процессов, которые сложно или даже невозможно провести или смоделировать в учебной лаборатории.
А у историков, наверное, самые богатые, почти неограниченные возможности от изучения электронных архивов, до моделирования исторических событий и экспериментов.
С точки зрения организации обучения ИКТ-технологии обладают рядом уникальных на сегодняшний день характеристик, которые делают их почти идеальным инструментом в руках творчески работающего, развивающегося учителя. Включение в ход урока ИКТ делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно-компьютерных технологий, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Помимо этого, активизация познавательной деятельности учащихся при применении ИКТ достигается за счёт: высокой иллюстративной и информационной насыщенности на уроке, дифференциации вопросов к одному и тому же заданию, подбора интересного материала, более высокого темпа работы учащихся. Повышение мотивации учащихся к изучаемому предмету происходит вследствие: посильности заданий для каждого учащегося, возможности обсуждения заданий и высказывания собственного мнения, внедрения диалоговой формы работы, одновременного слухового и зрительного восприятия материала, привлечения личного опыта учащихся при работе над заданиями. Экономия времени на объяснение материала достигается путём: повышения уровня структуризации урока (от общего к частному; от причины к следствию; от простого к сложному; от известного к неизвестному; от интересного к ещё более интересному), увеличения темпа работы, повышения иллюстративности учебного материала (лучше один раз увидеть, чем…), активизации работы учащихся на уроке и повышения уровня их личной заинтересованности. Немаловажное значение и со стороны учителя, и со стороны учащихся имеет и повышение накопляемости оценок, которое происходит благодаря: посильной работе всех учащихся на уроке, применению учащимися ИКТ в домашней работе, выполнению учащимися творческих заданий, самостоятельной инициативе учащихся по подготовке проектов, докладов, сообщений, иллюстраций и др. С одной стороны значительное количество полученных оценок даёт учащимся некий критерий для самооценки, с другой – объективно поднимает её уровень. Как следствие – учащиеся чувствуют себя на уроках увереннее, а значит и комфортнее. Кроме того, учёт возрастных особенностей учащихся, создание творческой атмосферы, создание ситуаций успеха, использование на уроке коллективной мыслительной деятельности (проблемные задания, коллективные творческие задания и др.), использование на уроке установления связи между изучаемым материалом и личным опытом учащихся, установление связей урока с уроками по другим предметам повышают уровень комфортности учащихся. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в цифровой форме, а не только при помощи учебника, схем и таблиц.
Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют возможности диагностики уровня усвоения предметной информации при проведении: контрольно-обобщающих уроков, фронтальных опросов, поурочных опросов, программированных опросов.
Конечно, все эти замечательные возможности ИКТ-технологий в значительной мере поднимают требования к учителю: умение пользоваться компьютером и другими цифровыми средствами, умение пользоваться Интернетом, инструментальным программным обеспечением, применять на практике современные образовательные технологии.
Условия ИКТ- компетентности учителя: пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, связанных с ИКТ, систематическое самообразование, обмен педагогическим опытом, создание и накопление разработок для уроков с применением ИКТ, обеспечение непрерывности процесса повышения квалификации в области ИКТ, в том числе с привлечением дистанционных образовательных технологий и сетевых сервисов.
Для повышения уровня своей икт-компетентности учитель должен: участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, участвовать в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах и педсоветах, использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкий спектр цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций и др., формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ, разрабатывать собственные проекты по использованию ИКТ.