Социальное партнерство с родителями в современной школе.


Социальное партнерство
ЦЕЛЬ: Создание единого образовательного пространства «школа - семья», обеспечивающего целостное развитие личности школьника, через организацию взаимодействия школы с семьями учащихся на основе социального партнерства.
ЗАДАЧИ: 1.Создание документационного обеспечения взаимодействия школы и семьи на основе нормативно – правовых документов федерального, регионального муниципального уровня и уровня школы.
2.Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьями учеников на основе социального партнерства.
3.Сбор и анализ сведений о родителях (законных представителей) и детях, изучение семей, их трудностей и запросов; выявление готовности семьи ответить на запросы учебного учреждения.
4.Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом школы в процессе повседневного общения и специально- организованных мероприятий.
5.Планирование и реализация психолого – педагогической поддержки важнейших социальных функций семьи: правовой, воспитательной, рекреативной (досуговой), влияющих на качество семейного воспитания.
6.Внедрение эффективных технологий сотрудничества школы с семьями в практику психолого- педагогического партнёрства, способствующих повышению потенциала взаимодоверительных и равноответственных отношений.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Значимость социального партнерства для каждой из сторон; Единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка; Равноправие и равноответственность родителей и педагогов; Открытость и добровольность; Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; Индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ школы И СЕМЬИ:
- Установление интересов каждого из партнеров;
- Согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимания важности участия родителей в образовательной деятельности;
-Совместное формирование целей и задач деятельности (документационное обеспечение);
-Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества (планирование);
-Владение педагогами методами обучения родителей;
-Использование активных форм и методов общения;
-Обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия;
-Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и школы.
-Контингент детей и родителей;
-Образовательный и творческий потенциал социума;
-ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ школы И СЕМЬИ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ
Цель: Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы учреждения.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГИ Опрос; Анкетирование; Интервьюирование ; Наблюдение; Изучение медицинских карт; Психологические методики ; Общение на Интернет – форуме;
РОДИТЕЛИ Получение информации о деятельности школы через: Информационные брошюры; Презентация; Сайт; Общение на Интернет – форуме; Общение с родителями выпускников и родителями детей; Средства массовой информации.
ПРАКТИЧЕСКОЕ
Цель: Повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПЕДАГОГИ
Консультирование посредством использования различных форм (лекции, семинары-практикумы, видеотека и аудиотека, газеты, информация на сайте и т.д.);
Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства (игротеки, традиции, праздники, дни отрытых дверей, викторины и т.д.);
РОДИТЕЛИ
Участие в планировании деятельности школы и определения перспектив ее развития, Родительский комитет, Участие в Совете учреждения, Волонтерство, Трансляция опыта семейного воспитания, Издание семейных газет, журналов, Защита семейных проектов и т.д.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЕ Цель: Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами учебного учреждения.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного мероприятия используются: Опрос, книги отзывов; Оценочные листы, экспресс- диагностика; Самоанализ педагогов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ КАЖДОЙ ИЗ СТОРОН ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ Для отслеживания и оценки отсроченного результата используются: - Учет активности родителей; Наблюдения; Итоговые заседания Педагогического Совета учреждения; Анализ реализации Плана взаимодействия с родителями.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Работа с педагогами: Создание банка данных нормативных и правовых документов по организации взаимодействия семьи и МБОУ. Работа с педагогическим коллективом по анализу международных, российских и региональных нормативных документов, в которых определяются права детей и родителей, а их соблюдение зависит от деятельности образовательных учреждений и органов управления. Проведение методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов МБОУ по вопросу взаимодействия с родителями на основе социального партнерства. Определение содержания, форм и методов процесса взаимодействия школы и семьи. Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы школы. Выявление запросов, потребностей и ожиданий обеих сторон в вопросах воспитания и обучения. Рассмотрение вопросов, связанных с выработкой единых подходов в организации условий успешного развития ребенка. Работа с родителями: Проведение работы по согласованию взглядов на цели, средства и методы воспитания детей в условиях групп разного типа (общеразвивающих, коррекционных, кратковременного пребывания, адаптационных); Обсуждение вопросов информационного обеспечения контактов родителей с педагогами касающуюся проявлений каждого конкретного ребёнка; Проведение работы по определению содержания, воспитания и образования детей, которое может быть реализовано в совместной деятельности педагогов с родителями. и другими членами многопоколенной семьи и проведение совместной разработки вариантов распределения функций между педагогами и родителями с учётом собственных интересов и возможностей родителей; Проведение маркетинга оказываемых образовательным учреждением услуг для родителей и их реклама; Выявление семей риска. Подписание договора родителями.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Работа с родителями: Создание условий для формирования доверительных отношений родителей с педагогическим коллективом в процессе повседневного общения и специально-организованных мероприятий (праздников, консультаций, и т.д.);
Проведение работы по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей с использованием активных форм и методов общения;
Вовлечение родителей в образовательный процесс, привлечение родительской общественности к активному участию в деятельности школы;
Участие родительской общественности в стратегическом, перспективном и календарном планировании образовательной деятельности воспитанников;
Работа по предупреждению нарушений родителями прав ребёнка в семье. Работа с педагогами: Выстраивание эффективного взаимодействия с родителями на основе нормативно- правовых документов разного уровня; Включение инновационных форм и методов в деятельность педагогического коллектива по взаимодействию с семьей на основе их запросов и потребностей; Создание картотеки конспектов мероприятий совместной деятельности педагогов детей и родителей.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с педагогами и родителями:
Анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся педагогами учреждения.
Изучение, оценка и анализ уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросу взаимодействия с семьями воспитанников.
Анализ документационного обеспечения процесса взаимодействия с родителями на основе социального партнерства (плана деятельности школы, календарных планов воспитательно-образовательной работы педагогов, планов взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, протоколов родительских собраний).
Корректировка документационного обеспечения процесса взаимодействия с семьями воспитанников, плана повышения профессиональной компетентности педагогов на основе проведенного анализа.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП ЕДИНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО «ШКОЛА- СЕМЬЯ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ЦЕЛОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА
Высшая ступень партнерства взаимное содействие или сотрудничество. Особенностью отношений этого уровня является то, что они постепенно переходят в совместную творческую деятельность. Это обеспечивает как повышение эффективности отношений, так и развитие и совершенствование субъектов, находящихся во взаимодействии. Таким образом, рассмотрев сущность, виды, уровни и этапы формирования партнерских отношений, можно утверждать, что любые деловые или личностные контакты, выстраиваемые в открытом образовательном сообществе, обеспечиваются активным взаимодействием различных социальных групп, имеющих собственные стратегические интересы в сфере образования.
В построении партнерских отношений можно выделить три этапа.
Первый этап – ЗНАКОМСТВО
На этом этапе определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон.
Наличие именно общих целей – важный фактор для построения партнерства, так как если родители больше ориентированы, к примеру, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков детей, то конфликт неизбежен: у родителей будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы с детьми.
Общие ценности понимаются здесь как принципы (способы) достижения цели. В современном обществе особую актуальность приобретают гуманистические (общечеловеческие) ценности – толерантность, уважение, свобода выбора. Однако в настоящее время есть немало семей, которые довольно иронично относятся к демократическим принципам общения с детьми и настаивают на жесткой дисциплине и предельной нагрузке на детей, чтобы те не оказались вовлеченными в сомнительные мероприятия вне школы. (Рост конкурса в кадетские училища демонстрируют эту родительскую обеспокоенность достаточно явно.)
На первом этапе также большое значение имеет определение взаимной полезности участников – т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта. Многие директора школ иногда забывают, что в число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временны’е, кадровые, социальные (связи, знакомства), а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь образовательного учреждения и их потенциальная активность. Кроме того, необходимо актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Несмотря на то, что она вроде бы кажется очевидной (обучение ребенка), очень важно, чтобы родители знали о том, что в школе, например, работают уникальные специалисты, или что
школа участвует в интересных проектах, или что именно в этой школе не забывают выпускников и т.д.
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ: на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов
и собственный «ценностный аудит». Как правило, у каждой школы есть некое представление о своих приоритетах в образовании детей, однако лучше, если это представление будет обсуждено на педсовете, зафиксировано в каком либо документе (концепции, декларации, программе) и представлено публично(на сайте, в холле школы, в специальном буклете и т.д.).
Публичное обнародование своих приоритетов позволит привлечь именно тот контингент, которому эти идеи покажутся очень близкими. Такой подход позволит обеим сторонам избежать многих конфликтов в дальнейшем. Как показывает практика, многие недоразумения возникают не от того, что «школа плохая» или что «ребенок плохой», а
Из-за того, что они просто не подходят друг другу. Именно поэтому большинство проблем между школой и ребенком решаются переходом ученика в другую школу. ДРУГУЮ.
Итак, основным итогом первого этапа должна стать желание родителей к осуществлению совместной деятельности.
Второй этап – СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
На этом этапе будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.Здесь важно понятие общего вклада – т.е.
разделения ответственности за те или иные стороны совместной деятельности. Но желание родителей этот вклад сделать возникает только тогда, когда они испытывают довериек образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трехосновных факторов:
Третий этап – собственно ПАРТНЕРСТВОНеобходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы иосознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности).Осознанность выбора появляется там, где родители подготовлены к такому выбору(с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В тех образовательных учреждениях, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитиипартнерства преждевременно.Именно поэтому, на мой взгляд, принудительное создание попечительских советов и других формальных объединений противоречит идее социального партнерства в принципе. Пока участники сами не дозрели до необходимости формализовать свою деятельность, создавать эти структуры совершенно бесполезно.Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность, т.е. нацеленность субъектов на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия.Если взаимодействие между семьей и школой носит хаотичный, хотя и интенсивный характер(например, при проведении каких-то локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то такое взаимодействие нельзя называть партнерским. Ориентациядетей и родителей на долговременную работусо школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.И третий признак партнерских отношений – это взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе).Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Кроме того, к развитию ответственности родителей приводит и осознанность выборов, о которых было сказано выше. Образовательному учреждению необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья,и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцировано. Именно поэтому так велика роль мониторинга (обратной связи) на всех этапах построения взаимодействия.Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и образовательным учреждением?Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическую комфортность (в том числе в детской среде), и обретение новых материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов.Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.
«...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний РЕБЕНОК». В.А. Сухомлинский