Практическая работа по поиску информации в Интернет в форме проектной деятельности учащихся по теме «История ЭВМ»


«Практическая работа по поиску информации в Интернет в форме проектной деятельности учащихся по теме «История ЭВМ»

















Выполнила: Дорогойченкова Людмила Александровна - учитель информатики
ГБОУ СОШ с. Чубовка м.р. Кинельский Самарской области


2014г
Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Структуру ИКТ-компетентности составляют следующие познавательные навыки: Определение
Доступ
Управление
Интегрирование
Оценивание
Создание
Сообщение
Пример урока, на котором уделяется особое внимание оценке ИКТ-компетентности школьников «Передача информации в компьютерных сетях»  в 9 классе по учебному комплекту Семакина И.Г. Практическая работа по поиску информации в Интернет в форме проектной деятельности учащихся по теме «История ЭВМ».
Тема урока: Практическая работа №14. Работа с WWW. Поиск информации в Интернете. История ЭВМ.(2часа)
Сведения, полученные  в результате выполненной работы  позволят учащимся:
 сформировать научное представление об информатике;
 понять, что изученные ими в  базовом курсе информатики и ИКТ разделы являются лишь частью науки;
оценить вклад выдающихся ученых в развитие информатики и вычислительной техники .
Данное задание, с точки зрения ИКТ–компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 30 минут. Выявляемые навыки:  Доступ;  Управление;  Интеграция;  Оценка;  Создание текстового документа.
Цели урока: Общеобразовательные цели:  научить умению поиска в Сети по ключевым словам, использованию языка запросов поисковых систем;  знать основные приемы оптимального поиска информации;  иметь представление об основах поиска данных в различных источниках информации. Воспитательные цели:  формирование эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности;  формирование навыков учиться самостоятельно. Развивающие цели:  развитие аналитических качеств личности;  формирование способов умственного труда с использованием оптимальных средств поиска информации;  формирование навыков самостоятельного (критичного) типа мышления;  развитие ИКТ-компетентности учащихся.  Задача урока: формирование и оценка  ИКТ-компетентности учащихся Тип урока: учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности Форма проведения урока: урок-практикум Логика учебного занятия: мотивация ; актуализация комплекса знаний и способов деятельности  ; самостоятельное применение знаний в сходной  и новой ситуациях ; самоконтроль и контроль ; коррекция; рефлексия.
 Структура учебного занятия: 1. Организация начала занятия. 2. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основном этапе занятия. 3. Применения новых знаний и способов действий. 4. Контроль и самопроверка знаний и способов действий. 5.  Коррекция знаний и способов действий учащихся. 6.  Подведение итогов. 7. Рефлексия деятельности и поведения. 8. Информация о домашнем задании. I. Организационный этап. Подготовка учащихся к работе на уроке: Приветствие учителя.
Рапортичка (определение отсутствующих) Приветствие учеников
II. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе. Для работы на уроке класс делится на две подгруппы (по 6-8 человек): «Умники» и «Умницы». Для успешной работы групп проводится повторение в виде фронтальной работы. Работа каждой команды и участника оценивается баллами.  Какие возможности поиска информации предлагает сеть Интернет?  Перечислите названия русскоязычных порталов предоставляющих средства поиска?  В чем различия имеющихся поисковых систем?  Для чего предназначена панель Поиск, как ее вызвать?  Для чего предназначена адресная строка обозревателя?  Какие средства поиска предоставляют сервисные службы Интернет?  Перечислите англоязычные и русскоязычные поисковые системы?  Какими свойствами должен обладать запрос для учета информационных потребностей пользователя?  Наиболее используемые  поисковые системы  Основные критерии выбора поисковой системы  Золотые правила поиска информации в сети  Алгоритм поиска информации в сети Интернет  Синтаксис языка запросов III. Этап применения новых знаний и способов действий. Задания группам 1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники». 2. «История развития вычислительной техники». Разбить класс на 2 группы по 5-7 человек. 1-й группе предложить выполнить задание «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники». 2-й группе: - «История развития вычислительной техники».
Задание 1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники». ИКТ- компетентности. Примерные действия учащегося . Доступ-используя программу поиска, найти сайты со статьями о ученых, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники. В поисковой системе «Rambler» учащийся вводит термин поиска  или сразу вводит фамилию учёного. Управление -оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном учёном. Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного. Интеграция - в отобранных статьях найти информацию о биографии учёного, его научной деятельности (её основное направление). В поисковой системе учащийся вводит термин поиска . Оценка - сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности ученого и сведения о его жизни. Чтение текста. Отбор информации. Создание -разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выдающемся ученом. Создание текстового документа. Примерный план итогового документа: 1. Даты жизни, место рождения, учёбы, интересы. 2. Где работал. 3. Вклад в науку. 4. Основные научные труды. Задание 2. «История развития вычислительной техники». ИКТ- компетентности. Примерные действия учащегося . Доступ -используя программу поиска, найти сайты со статьями о истории развития вычислительной техники.  В поисковой системе «Rambler» учащийся вводит термины поиска. Управление -оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ.  Выбор сайтов .На сайте, содержащем общую информацию по теме  с указанием поколений ЭВМ, кандидат должен выбрать одно поколение. Интеграция - в отобранных статьях найти информацию о выбранном поколении ЭВМ: годы применения, элементная база, количество ЭВМ в мире, габариты, быстродействие, носители информации, особенности, характер программного обеспечения. В поисковой системе учащийся вводит термин поиска. Оценка - сравнить информацию из разных статей, выделить нужные аспекты. Чтение текста. Отбор информации. Создание - разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выбранном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ. Создание текстового документа. Примерный план итогового документа: 1. Годы применения 2. Элементная база 3.  Количество ЭВМ в мире 4. Габариты 5. Быстродействие 6. Носители информации 7. Особенности 8. Характер программного обеспечения. Задания рассчитаны на 30 минут. После выполнения задания учитель  по сети собирает статьи на Рабочем столе ПК учителя. Учащиеся,  используя полученные материалы, работают по группам над созданием презентации по теме группы. IV. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Учитель наблюдает за работой учащихся и оценивает их работу по приведенной ниже схеме. Начисление баллов Наблюдаемые данные. Результат работы. Уровень. Методы. Соответствие Стандартам образования. 1.Качество синтаксиса . Термины поиска. Высокий -использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит имена ученых.Знание видных учёных, внесших вклад в развитие информатики и вычислительной техники. Средний -не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем .  Низкий -Не использует «И».    
2.Качество и уровень работы с выбранными ресурсами .Выбранные ресурсы Высокий- все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту. Умение быстро и осознанно читать текст.  Средний - свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту.  
 Низкий - менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту.    
3.Качество полученного текста . Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка .
Высокий- соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микро темы исходного текста; сохранено стилевое единство текста. Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте.  Средний-в целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок.  
 Низкий - не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок.  
 
После создания презентаций учитель по сети собирает презентации на Рабочем столе ПК учителя. Учитель через проектор демонстрирует всему классу работы учащихся. Самопроверка применена при выполнении задания на создание статьи. Взаимопроверка применена при просмотре и создании  презентаций. Контроль за работой учащихся на протяжении всего урока осуществляется следующим образом: заготовлена таблица, в которую по ходу урока учитель заносит баллы, полученные учащимися за отдельные задания: 1 вопрос-0,5 балла Высокий уровень-5баллов Средний-4 балла Низкий-3 балла   От 20 баллов-«5» От 16 баллов-«4» От 12 баллов-«3»
V. Этап коррекции знаний и способов действий. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы VI. Этап подведения итогов занятия Оценки учащимся выставляются коллективно после просмотра каждой презентации. Учитель комментирует ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные работы, оценивает как работу класса в целом, так и работу групп и отдельных учащихся. VII. Этап информации о домашнем задании Создать аналогичный продукт по выбранной теме. VIII. Этап рефлексии Чтобы инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками, применяется метод «КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО».  Алгоритм реализации метода 1. Участникам педагогического взаимодействия предлагается  через 1 мин поочередно называть вслух свое ключевое слово, лишь одно слово, с которым ассоциируются содержание (или оценка) состоявшегося дела, взаимодействия и его результаты. 2. Педагог проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся.
Оценка ИКТ-компетентности происходит не только на уроках информатики, а на всех уроках в школе. Формирование и оценка у школьников ИКТ-компетентности требует от учителей использования специальных методов и приемов: 1) в первую очередь учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности (помнить о ней всегда); 2) потребуется изменение дидактических целей типовых заданий (целей будет как минимум две: изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности); 3) на уроках следует выделять время для самостоятельной работы с текстом с дальнейшим групповым обсуждением; 4) формированию ИКТ-компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.). Итоговое задание
Задание 1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники».

Задание 2. «История развития вычислительной техники».

Учитель
Дорогойченкова Людмила Александровна

Предмет
Информатика и ИКТ

Класс
9

Результаты по формированию информационной компетентности
Сведения, полученные  в результате выполненной работы,  позволят учащимся:  сформировать научное представление об информатике;  понять, что изученные ими в  базовом курсе информатики и ИКТ разделы являются лишь частью науки;  оценить вклад выдающихся ученых в развитие информатики и вычислительной техники. Данное задание, с точки зрения ИКТ–компетентности, нацелено на выявление навыков по поиску и оценке и создании информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 30 минут. Выявляемые навыки:  Доступ;  Управление;  Интеграция;  Оценка;  Создание текстового документа

Система заданий, направленных на формирование информационной компетентности
Групповая или командная работа
Формирование компетентности. Поиск информации в компьютерных сетях
Изучение конкретного учебного материала и формирование ИКТ-компетентности
Соответствие Стандартам образования.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЕМ

Формулировка задания
Разбить класс на 2 группы по 5-7 человек. 1-й группе выполнить задание «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники». 2-й группе -«История развития вычислительной техники».


Основные этапы по выполнению задания
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

I. Организационный этап
Подготовить учащихся к работе на уроке. Приветствие учеников
Рапортичка (определение отсутствующих)

Подготовка учащихся к работе на уроке Приветствие учителя.


II. Этап подготовки учащихся к работе на основном этапе
Для успешной работы групп проводится повторение в виде фронтальной работы. Работа каждой команды и участника оценивается баллами.  Какие возможности поиска информации предлагает сеть Интернет?  Перечислите названия русскоязычных порталов предоставляющих средства поиска?  В чем различия имеющихся поисковых систем?  Для чего предназначена панель Поиск, как ее вызвать?  Для чего предназначена адресная строка обозревателя?  Какие средства поиска предоставляют сервисные службы Интернет?  Перечислите англоязычные и русскоязычные поисковые системы?  Какими свойствами должен обладать запрос для учета информационных потребностей пользователя?  Наиболее используемые  поисковые системы  Основные критерии выбора поисковой системы  Золотые правила поиска информации в сети  Алгоритм поиска информации в сети Интернет  Синтаксис языка запросов
Для работы на уроке класс делится на две подгруппы (по 6-8 человек): Умники и Умницы.
Отвечают на вопросы, набирают баллы.

III Этап применения новых знаний и способов действий
Разбить класс на 2 группы по 5-7 человек. 1-й группе предложить выполнить задание «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники». 2-й группе -«История развития вычислительной техники».
Задание 1. «Выдающиеся ученые, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники».

Задание 2. «История развития вычислительной техники».
ИКТ-компетентности. Примерные действия учащегося
Задание 1 Доступ-используя программу поиска, найти сайты со статьями о ученых, внесшие вклад в развитие информатики и вычислительной техники. В поисковой системе «Rambler» учащийся вводит термин поиска  или сразу вводит фамилию учёного. Управление -оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном учёном. Выбрать сайт, содержащий общую информацию по теме теста с указанием имён учёных. Среди них кандидат должен выбрать одного. Интеграция - в отобранных статьях найти информацию о биографии учёного, его научной деятельности (её основное направление). В поисковой системе учащийся вводит термин поиска . Оценка - сравнить информацию из разных статей, выделить разные аспекты деятельности ученого и сведения о его жизни. Чтение текста. Отбор информации. Создание -разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выдающемся ученом. Создание текстового документа. Примерный план итогового документа: 1. Даты жизни, место рождения, учёбы, интересы. 2. Где работал. 3. Вклад в науку. 4. Основные научные труды. Задание 2
ИКТ- компетентности.
Примерные действия учащегося . Доступ -используя программу поиска, найти сайты со статьями о истории развития вычислительной техники.  В поисковой системе «Rambler» учащийся вводит термины поиска. Управление -оценить сайты и выделить те, из которых можно получить необходимую информацию о каком-либо одном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ.  Выбор сайтов .На сайте, содержащем общую информацию по теме  с указанием поколений ЭВМ, кандидат должен выбрать одно поколение. Интеграция - в отобранных статьях найти информацию о выбранном поколении ЭВМ: годы применения, элементная база, количество ЭВМ в мире, габариты, быстродействие, носители информации, особенности, характер программного обеспечения. В поисковой системе учащийся вводит термин поиска. Оценка - сравнить информацию из разных статей, выделить нужные аспекты. Чтение текста. Отбор информации. Создание - разработать документ в текстовом редакторе - конспект статьи на тему о выбранном поколении ЭВМ или счетных устройствах до появления ЭВМ. Создание текстового документа. Примерный план итогового документа: 1. Годы применения 2. Элементная база 3.  Количество ЭВМ в мире 4. Габариты 5. Быстродействие 6. Носители информации 7. Особенности 8. Характер программного обеспечения. Задания рассчитаны на 30 минут. После выполнения задания учитель  по сети собирает статьи на Рабочем столе ПК учителя. Учащиеся,  используя полученные материалы, работают по группам над созданием презентации по теме группы.
.

IV. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Учитель наблюдает за работой учащихся и оценивает их работу по приведенной ниже схеме.
Выполняют задания

V. Этап коррекции знаний и способов действий.
Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы
Выполняют коррекцию заданий

VI. Этап подведения итогов занятия
Учитель комментирует ошибки и недочёты учащихся, выделяет особенно удачные работы, оценивает как работу класса в целом, так и работу групп и отдельных учащихся.
Оценки учащимся выставляются коллективно после просмотра каждой презентации.

VII. Этап информации о домашнем задании
Создать аналогичный продукт по выбранной теме.
Создают аналогичный продукт по выбранной теме.

VIII. Этап рефлексии
Чтобы инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности на уроке, взаимодействия с учителем и одноклассниками, применяется метод «КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО».


Инструментарий оценки сформированности информационной компетентности

Задание
Деятельность обучающихся

Выполняют задания в течении 30 минут. После выполнения задания учитель  по сети собирает статьи на Рабочем столе ПК учителя.
Учащиеся,  используя полученные материалы, работают по группам над созданием презентации по теме группы.

Начисление баллов Наблюдаемые данные. Результат работы. Уровень. Методы. Соответствие Стандартам образования.
1.Качество синтаксиса . Термины поиска. Высокий -использует «И» при первом поиске в сети. Сразу вводит имена ученых.Знание видных учёных, внесших вклад в развитие информатики и вычислительной техники. Средний -не использует «И» при первом поиске, но использует при последующем .  Низкий -Не использует «И».    
2.Качество и уровень работы с выбранными ресурсами .Выбранные ресурсы Высокий- все выбранные ресурсы получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 150 -170 слов в минуту. Умение быстро и осознанно читать текст.  Средний - свыше 80, но менее 100% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения 120 -140 слов в минуту.  
 Низкий - менее 80% выбранных ресурсов получают 5 баллов за весомость, объективность, охват материала. Объём чтения менее 120 слов в минуту.    
3.Качество полученного текста . Осознанность в отборе материала; логичность; стилевое соответствие языка .
Высокий- соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены все микро темы исходного текста; сохранено стилевое единство текста. Умение составлять конспект статьи на лингвистическую тему; совершенствовать содержание и языковое оформление в своём тексте.  Средний-в целом соблюдена логическая последовательность; вычленены свыше 80%, но менее 100% микротем исходного текста; сохранено стилевое единство текста; наличие 1-2 речевых ошибок.  
 Низкий - не соблюдена логическая последовательность в изложении материала; вычленены менее 80% микротем исходного текста; отбор языковых средств нарушает стилевое единство текста; наличие более 2 речевых ошибок.  

После создания презентаций учитель по сети собирает презентации на Рабочем столе ПК учителя. Учитель через проектор демонстрирует всему классу работы учащихся.
Самопроверка применена при выполнении задания на создание статьи. Взаимопроверка применена при просмотре и создании  презентаций.


15