Доклад на тему: «Коррекционно-развивающие упражнения по формированию каллиграфически правильного письма»

Методическое объединение учителей начальных классов

ДОКЛАД
«Коррекционно-развивающие упражнения по
формированию каллиграфически правильного письма
Учитель начальных классов: Берестовая И.Н.


В программе по русскому языку для начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида большое внимание уделяется правильной сформированности навыка по каллиграфии. Чтобы сформировать у детей этот навык, с первых дней обучения их в коррекционной школе необходимо вырабатывать разнообразные виды самоконтроля, что для умственно отсталых детей выполнить трудно.
Задача подготовки учащихся к обучению письму решается уже в добукварный период. Эта работа заключается в специальных упражнениях для развития моторики руки, так как у детей с ограниченными возможностями здоровья, наряду с общей моторикой, недостаточным развитием движения и малой их координированностью наиболее страдают мелкие мышцы руки. Мелкие мышцы рук малышей развиты недостаточно. Дети быстро устают, теряют интерес к занятиям. Поэтому очень важно давать руке отдых, меняя виды работ на уроке.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребёнок сильно взволнован, возбуждён, или, наоборот, угнетён, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Ученики при этом бояться ошибиться в выполнении того или иного задания, могут даже совсем отказаться работать. В таких случаях необходимо подобрать необходимые упражнения для расслабления мышц руки. На каждом уроке в течение двух-трёх минут провожу упражнения на расслабление плечевого пояса, кистей рук. Это такие упражнения как “Роняем руки”, “Стряхиваем воду с пальцев”, “Мельница” и другие.
Провожу пальчиковую гимнастику, а точнее игру с пальчиками. Все эти игры позволяют увеличить подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость и , как следствие, улучшают почерк ребёнка. Они помогают снизить физическую усталость и моральное напряжение во время урока, осуществляют массаж активных точек на пальцах, ладонях. Так, обучая детей удерживать правильно карандаш, ручку, ввожу следующие упражнения на развитие подвижности, силы и гибкости пальцев:
1) Пальчик надо нам сгибать,
Он очень хочет ловким стать.
Гнуться мы его научим –
Он работать станет лучше.
2) Мы с обратной стороны
Пальчик растереть должны.
Чтобы он повеселел,
Был здоров и не болел.
Развитие общей моторики руки осуществляется на всех уроках, но, прежде всего каждый урок подготовки к письму должен начинаться с гимнастики кисти и пальцев рук.
Поскольку у детей с ограниченными возможностями здоровья обнаруживается недоразвитие мелких мышц руки, первые упражнения, непосредственно связанные с подготовкой к письму, рекомендуется выполнять мелом на доске, а затем карандашом на больших листах бумаги. Упражнения эти заключаются в обведении геометрических фигур, в вычерчивании их по готовым контурным линиям или соединительным точкам, в штриховке и раскрашивании их в разных направлениях.
В процессе таких упражнениях первоклассники учатся проводить прямые линии в разных направлениях, соблюдать при раскрашивании и штриховке прямыми линиями.
После подобной подготовки следует выполнение письменных упражнений в тетради. Для этого необходимо познакомить детей с правильной посадкой во время письма, научить их бережно относиться к тетради, пользоваться письменными принадлежностями.
Первые упражнения в тетради – это орнаментальное рисование. В своей работе обращаюсь к методическому пособию В.В. Воронковой “Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы”, где даны примерные образцы орнаментального рисования. К данному виду работы подбираю игры, т.к. в игре дети быстрее понимают смысл задания.
Одним из ведущих методов, используемых для формирования каллиграфически грамотного письма, является наглядность. Всё яркое, конкретное запоминается детям быстрее. Такая наглядность должна быть постоянно под рукой учителя.
Часто в своей практике использую приём, когда учащиеся обводят ручкой написанное мною карандашом. Это называется “идти по лыжне”. Казалось бы, мелочь. Но что даёт такой приём? Такая зрительная опора для мышц кисти (ориентир в пространстве) нужна для того, чтобы ученик не терялся перед листом бумаги, перед значительной для него трудностью – нарисовать, написать, а сосредотачивался на отработке навыка письма, тренаже руки. Идя по проложенной учителем “лыжне”, он как бы осваивает каждый свой шаг, постигая, что, как и почему он делает.
Существует удивительная связь между пишущей, “думающей” рукой и мозгом умственно отсталого ребёнка. Образцы букв, цифр, слов в таком случае легче усваивается в сознании ребёнка. Вот почему работа в тетрадях у нас проходит как игра: ведущим (им бывает каждый ученик), вслух проговаривает, объясняет , что и как он делает, вырисовывает.
У младших школьников, зачастую, рука отстаёт от мышления, плохо слушается приказов, а карандаш – зрительная опора, помогающая руке.
Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом переходят к автоматическому письму. Они могут представлять образ буквы, слога в слове, а рука ещё не умеет их воспроизвести. Вот в таких случаях и помогает опора “лыжня” – карандашная запись.
Тем учащимся, которые вследствие глубокого нарушения зрительной и пространственной ориентировки или моторики не могут в достаточной мере наравне с классом овладеть определёнными графическими навыками, я оказываю дополнительную помощь. Сначала выделю красным, а в дальнейшем простым карандашом рабочую строку в тетради, для ориентировки обозначаю начало каждой строчки чёрточкой. точкой; записываю в тетради контур каждого элемента, предназначенного для упражнения, обозначаю начало и конец, а потом только начало каждого элемента буквы.
В рабочих тетрадях даю образцы написания букв, слогов, слов и даже целых предложений. Много времени и внимания необходимо уделять упражнениям в чистописании. Уже в первые дни обучения письму, систематически проводя упражнения по чистописанию, я постепенно ввожу задания, направленные на закрепление изученного материала. Так в своей работе я использую плакат-памятку, где записаны элементы строчных букв. Из этих элементов, а также дополнительных мы и создаём затем вместе с детьми строчные буквы.
Приступая к изучению букв, предлагаю детям позвать буквы, в которых есть палочка с закруглением внизу, написать эти буквы ( ш,и). Цель таких упражнений- вспомнить начертание букв, соединения букв в слоги и слова, закрепить умение соотносить звук и букву. Всё это очень важные и нужные виды работы, но не следует забывать и о таких приёмах, как списывание, письмо под диктовку.
Упражнения в списывании и записи под диктовку целесообразно вводить сразу, как только познакомим детей с элементами букв, написанием одной-двух букв. Например, я даю такое задание: на доске написать элементы букв, затем я прочитываю название элементов, 2-3 ученика повторяют и запись закрывается. Можно предложить написать элементы букв по памяти, можно под диктовку учителя, ученика. В дальнейшем проводятся диктанты, состоящие из букв, слогов, слов, а затем простых предложений.
Также следует начинать работу по списыванию с печатного текста. на уроках обучения грамоте мы работаем с кассой букв и слогов. Но часто, составив слоги, слово и предложение , мы предлагаем детям убрать их с наборного полотна. А ведь именно эти слоги и слова являются прекрасным материалом для списывания с печатного текста , т.к. дети с этими словами уже поработали, знают. сколько в них слогов, букв, а, значит, уменьшается вероятность появления ошибок при списывании.
На своих уроках письма и развития речи при письме под диктовку и списывания с печатного текста я всегда включаю в урок упражнения в чистописании, позволяющие закреплять каллиграфически правильное письмо. Это могут быть упражнения для развития глазомера и руки, письмо элементов букв в порядке усложнения их начертаний, по группам, а также письмо букв, трудных по начертанию.
Кроме букв дети пишут слова и предложения, упражняются в списывании, письме под диктовку. В данных случаях я привлекаю в помощь игры и игровые моменты, элементы соревнований, что помогает детям стараться, стремиться к самому лучшему написанию.
В состав упражнений я ввожу также исправление недочётов каллиграфического характера: несоблюдение правильного наклона букв, нарушение параллельности, соразмерности букв по высоте и ширине, выход за строку, искажение форм букв. С этой целью я ввожу на уроке прописывание букв в тетрадях учащимися выборочно.
Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение при выполнении правильного письма.