Статья Виды упражнений по формированию грамотного письма в начальной школе.


Система упражнений по формированию грамотного письма уч- ся 1 класса
Подготовила учитель Цыпляк Н. И.
ДОШ № 110
Навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений:
     Упражнение1. Спишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните в словах непроверяемые безударные гласные.
   Собака, заяц, лисица, корова, воробей, медведь, петух.
     Упражнение 2.
Составьте предложения со словами: тетрадь, пенал, класс. Запишите их.
    Упражнение 3.
   Пользуясь «Орфографическим словариком», допишите таблицу.
орооловоробей молоко
… …
   Упражнение 4.
    Составьте связный рассказ на тему « В огороде» со словами: ягода, помидор, огурец, горох, работа, урожай.   Упражнение 5.
   Спишите слова в два столбика: в первый столбик с проверяемыми гласными, во второй – слова с непроверяемыми безударными гласными.
     Библиотека, горизонт, запевать, портрет, поляна, заявление, телефон, шофер, глядеть.
   Упражнение 6.
   Спишите, вставьте пропущенные буквы.
     Д..ректор, д..рога, пон..дельник, ф..милия, с..поги.
   Упражнение 7.
     Прочитай слова. Запиши их по группам: 1) названия людей, 2) названия растений, 3) названия плодов.
     Ученик, рябина, девочка, ребята, яблоня, ягода, ученица, яблоко, мальчик
   Упражнение 8.
      Вставь пропущенные гласные буквы.
      Квртр, крбль, ксмс, прзднк, тврщ, пмдр.,бльшй, сбк.
   Упражнение 9.
      Запиши одним словом.
      Помещение для торговли……………..
      Жилое помещение в доме…………….
      Подземная железная дорога………….
      Ученик, отвечающий за порядок в классе……….
Виды упражнений для развития орфографической зоркости
Чистописание целесообразно начинать с обсуждения, из каких элементов состоит буква, как она соединяется с другими буквами, с правилами ее написания. Обязательно проводится звуковой анализ. Звукобуквенный разбор слов заставляет ученика сравнивать произношение и написание слова, учит видеть расхождение между ними, вызывает необходимость объяснять орфограммы.
Орфографическое проговаривание целесообразно при выполнении любых упражнений (особенно в 1 и 2 классе), в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в «памяти» движений остается память движений речевого аппарата. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.
При самостоятельной записи детьми учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на перечитывание записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
Графическое выделение орфограмм (подчеркивание) возможно и нужно при выполнении всех письменных работ. Подчеркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но выработать этот навык нелегко. Многие учащиеся с большим трудом обнаруживают орфограммы в тексте, а некоторые подчеркивают буквы без разбору. Учителю следует добиваться осознанности учащимися своих действий.
Сигнальные карточки уместно использовать в упражнении – это эффективное средство, позволяющее включать в активную работу весь класс и осуществлять индивидуальный подход в обучение, т. к. учитель сразу видит того, кто ошибся, и быстро помогает ему.
Перфокарты, аналогично, развивают орфографическую зоркость учащихся. Ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.
Письмо по памяти проводится с целью закрепления правописания слов с различными орфограммами, но преимущественно с теми, заполнение которых основано на зрительном восприятии. Как орфографическое упражнение, оно ценно тем, что требует от учащихся тщательной подготовки. Они заучивают наизусть текст в несколько строк (стихотворный или прозаический), объясняют все орфограммы, знаки препинания, запоминают слова на еще не изученные правила. Заранее подготовленный текст самостоятельно записывается учащимися. После записи проводится проверка: дети сличают текст с написанным на доске. Такой вид диктанта развивает орфографическую зоркость, умение видеть «опасные» места.
Я не бегаю к врачу –
Я сама его лечу.
(С. Михалков.)
Раньше всех чижи встаютИ до вечера поют.
(С. Михалков.)
Наши птицы, наши звери
Нас уже не узнают.
(С. Михалков.)
Шепчут ежику ежи:
- Ты не двигайся, лежи.
(С. Маршак.)
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши.
(С. Маршак.)
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе.
(С. Маршак.)
Снежок порхает, кружится,
На улицах бело,
Превратились лужицы
В прозрачное стекло.
(3. Александрова.)К чаю опоздали мы на два часа,
Но зато узнали, где живет лиса.
(3. Александрова.)И часы пустились в пляс,
Не поймешь, который час.
(Е. Тараховская.)
На каждой веточке торчат,
Похожи с виду на зайчат,
Большие круглые пушинки
(С. Трутнева.)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
(И. Суриков.)
Возвратился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
(А. Пушкин.)
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
(А. Барто.)
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал.
Николай ногой качал.
(С. Михалков.)
Мы читаем имена –
Все коровьи клички:
Вот Ревушка, а вот Роса,
Пушка и Морошка,
Цокотуха и Краса,
А вот эта Крошка.
(Е. Тараховская.)
Щуке с осени пойдет
Сто четырнадцатый год.
Не поймаем на обед –
Проживет еще сто лет.
(Я. Аким.)
Мы тогда лишь вольно дышим,
Когда речь родную слышим.
(С. Михалков.)
Десять маленьких зайчат
Висят на елке и молчат.
(А. Барто.)
Весна, весна на улице
Весенние деньки.
(А. Барто.)
Кот ловил мышей и крыс.
Кролик лист капустный грыз.
(С. Маршак.)
Вот какой у нас арбуз.
Замечательный на вкус.Даже нос и щеки
Все в арбузном соке.
(3. Александрова.)Мед медведь в лесу нашел –
Мало меду, много пчёл.
(С. Маршак.)
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утек.
(Г. Воронъко.)
Солнце жарче припечёт,
Небо дождь на нас польёт,
Зацветет, зазеленеет
Наш веселый огород.
(Я. Чуковский.)
 
Предупредительный, объяснительный, зрительный, слуховой, выборочный диктанты
Орфографическая зоркость учащихся повысится, если в процессе формирования навыков грамотного письма в систему упражнений для их закрепления постоянно включать все виды этих диктантов, что способствует развитию зрительной памяти, способствует формированию навыков самоконтроля.
Зрительно-слуховой диктант отличается тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное. Зрительные диктанты особенно полезны при обучении правописанию слов, не регулируемых правилами.
Береза.
Береза красива. Она дает вкусный сок. Дрова из березы жарко горят.
Ветер.
Подул ветер. Скрылись птицы. На деревьях облетела листва. Стал лить дождь.
Воробей.
Воробей - маленькая серая птица. Он ест зерна, крошки, мух.
Ворона.
Ворона - большая птица. Она строит гнезда в лесу. Ворона разоряет гнезда мелких птиц.
Собака Лайка.
У нас собака Лайка. Она добрая. Собака любит спать в углу. Мы водим собаку гулять.
Заяц.
Заяц зимой белый, а летом серый. Заяц трусливый. Он всех боится. У зайца быстрые ноги.
Мороз.
На дворе мороз. Дети бегут в школу. От мороза щеки и нос красные.
Горох.
У нас за домом рос горох. Мы любим стручки гороха. Там вкусные зерна. Мы варим суп из гороха.
Капуста.
Капуста приносит пользу. Мама солит капусту. Она варит из капусты борщ и щи.
Морковь.
Морковь очень полезна. Я люблю морковь. Мама дает нам пить морковный сок. Этот сок вкусный.
Пенал.
У меня новый пенал. Там карандаш и ручка. Мой пенал очень удобный.
Карандаш.
Митя купил красный карандаш. Он чинит карандаш. Этот карандаш нужен на уроке письма.
Дежурный.
Петя дежурный. Он взял тряпку и вымыл доску. Петя принес мел. Хорошо дежурит Петя.
Тетради Коли.
У Коли чистые тетради. Там одни пятерки. Учитель ставит тетради Коли в пример.
Наша улица.
Красива наша улица. Тут много новых домов. Наш дом стоит на углу. Наши окна выходят на улицу.
Молоко.
Мама дала мне стакан молока. Я люблю парное молоко. Очень вкусное молоко у коровы Люськи. Из молока делают масло, творог и сметану.
Швейная машина.
У мамы швейная машина. Машина новая. Машина хорошо работает. Мама шьет пальто.
Коньки.
Зима. Сильный мороз. У Лиды коньки. Лида ушла на речку. Там лёд. Лида бегает на коньках.
В саду.
Вася и папа работают в саду. У папы лопата. У Васи лопатка. Они роют землю и сажают деревья.
 
Объяснительно-предупредительные диктанты применяются с целью закрепления полученных орфографических навыков. Методика его состоит в том, что учитель читает текст по предложениям или предложение (в 1 классе). Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет, как надо писать слова. Затем дети записывают предложение в тетрадь. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчеркиваются. Можно записывать текст на доске одновременно с записью в тетрадях. Ценность этого диктанта в том, что учащиеся воспринимают текст на слух, выделяют трудные в орфографическом написании слова и решают, как нужно их писать. Этот вид диктанта лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.
Красив зимний наряд леса.
В лесу журчат звонкие ручейки.
Застучали частые капли дождя.
Бабушка любит пить чай.
В лесу зацвели душистые ландыши.
К реке идет могучий лось.
Громко пищат птенцы в гнезде.
Летом дети часто ходят в рощу.
В лесной тиши послышался хруст веток.
Пустили в чулан кота Ваську.
Под полом жили мыши.
Маша нашла в лесу гриб.
Борис и Глеб бегут на пруд.
Автобус привез ребят на морской берег.
Шура пила чай с молоком.
У бабушки в деревне есть корова Буренка.
Утром Юра выпил стакан молока.
На ветках набухли почки.
Гуси летят на юг.
У дедушки Дурова было много зверей.
Мартышка Люська умела есть за столом.
Девочки собирали цветы на лугу.
Бабушка купила внукам барабан и машину.
За городом выстроили завод.
На тарелке лежит большой арбуз.
Кот Черныш хорошо ловил мышей.
На дворе сильный мороз.
Хорошо бегает на коньках Андрей.
Капельки росы покрыли траву.
Над водой летали чайки.
Около дачи раскинулась березовая роща.
Щука хотела поймать леща.
Упала снежинка на лицо Мише,
Река Днепр впадает в Черное море.
Из теплых стран летят грачи.
Школьники делают домики для скворцов.
Медвежонок Умка весело бегал по льду.
Ёлочки стоят стройные и пушистые.
Последние капли дождя бежали по стеклу.
На лесной поляне раскинулся могучий дуб.
Много птиц живет в наших лесах.
Птицы вьют гнезда на ветках и в густой траве.
Река залила весь наш луг.
 
Выборочный диктант и выборочное списывание ставят целью отработать правописание слов на изучаемое правило. Этот вид диктанта ценен тем, что при его проведении можно за короткое время повторить и закрепить большой по объему материал. При выборочном диктанте учащиеся выписывают из читаемого текста слова с определенной орфограммой. Образец записи оформляется на доске. Диктант может быть усложнен дополнительным заданием.
Комментированное письмо – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся; они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно; у детей постепенно вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.
Наши леса.
В нашем краю много лесов. Там чудеса. Вот нора лисицы. Тут гнездо иволги. Стучат дятлы. В лесах растут грибы и ягоды. Любите лес!
Гости.
У Наташи были гости. Она угощала их чаем и пирогами. Брат Саша принес чайник. Наташа налила чай в чашки. Хорошая хозяйка Наташа!
Роща.
За рекой дубовая роща. Мы часто гуляем в роще. Звонко поют чижи. Цветут ландыши. Как они душисты! Берегите эти цветы. Не рвите их.
Мишин гриб.
Шел Миша по лесу. Вот гриб! Гриб стар. Никто его не брал. Но Миша был рад и принес его домой. Гриб был гнилой. Никто его не ел. (По Л. Толстому.)
Голубь.
Наш город красив. Вот главная площадь. Глеб Травкин пустил голубя. Белый голубь кружит в небе. Детям нужен мир!
Летом.
Жарко. Борис и Глеб бегут на пруд. Вот берег. Тут пляж. Мальчики ныряют в воду. Долго купались мальчики. Потом они нашли плот и поплыли на другой берег.
Полкан.
У Коли живет собака Полкан. Коля учит собаку служить. Коля и Полкан пришли к реке. Мальчик кинул в реку палку. Поплыл Полкан по воде. Собака достала палку.
Летом в деревне.
Наше село - Быково. Тут кругом лес. За лесом деревня Уварово. На дороге пыль. Это стадо идет в деревню. Тут и наша коза Белка. Звонко лают Шарик и Барбос.
Игра "Рассели своих друзей" (на наборном полотне в виде домика выставляются схемы слов). Дети отгадывают, кто в домике живет.(медведь, заяц, ёж).
4. Какие буквы обозначают два звука? (Ноет, поест, поезд, льют).
5. Выпишите слова, которые начинаются с гласных.
(Аист, белка, иволга, попугай, страус, антилопа, ежи).
Проговорите слово с ударением, как слышите; проговорите, как пишете.
При изучении темы: "Гласные звуки и буквы, их обозначения" выполняем с детьми следующие упражнения:
1. Назовите гласные звуки. Сколько гласных букв ? Запишите их.
2. Я называю гласные и согласные звуки, а вы произнесите их. Покажите букву, обозначающую гласный звук, с помощью круга.
3. Запишите буквы, обозначающие два звука.
4. Сколько гласных звуков в слове "КАТЯ"? Назовите их. Какими буквами их необходимо обозначить на письме ?5. Произношу слияние (слово), а вы обозначьте на письме только гласные, которые входят в него.
6. Сравните слияние "ТА - ТЯ".
7. Какое слияние получится, если произнести звук [Л] и звук [А].
В каждом случае ученик, прежде чем выполнить упражнение, произносит звук, слияние или слово, заданное учителем.
''Найди опасное место''.
Учитель произносит слова, а дети должны хлопнуть в ладошки, как только услышат звук, которому при письме нельзя доверять. Но прежде они вспоминают, как его найти. Надо определить, есть ли в слове безударный гласный звук. Если есть, то существует и ''опасное место''.
''Светофор''.
Ученики должны показать красный сигнал светофора или зажечь красный огонёк, как только найдут ''опасное место''.
“ Зажги маячок”
Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”
Для работы по формированию орфографической зоркости можно использовать разнообразные виды упражнений и занимательный материал.
Заглавная буква в именах, фамилиях и т. п.
Виды заданий:
1. Примеры написаны на карточках, причем заглавные буквы заменены строчными; требуется написать, где нужно, большие буквы и объяснить их необходимость.
1) Серёжа Морозов не боится морозов. 2) Витя Васильков набрал букет васильков. 3) Иванова Поля возвращалась с поля. 4) Лева Скворцов сделал домик для скворцов. 5) Андрюша Рыбаков любил слушать рассказы охотников и рыбаков. 6) Петя, Саня и Серёжа собирали берёзовые серёжки. 7) -- Надежда, ты -- наша надежда! 8) Гена Ростов поехал в Ростов. 9) Наша Марта вернулась из Киева в конце марта. 10) Толя Огурцов собрал больше всех огурцов.
2. Примеры написаны с пропусками, школьники должны самостоятельно вставить подходящие слова и объяснить употребление больших букв.
3. Самостоятельно придумать подобные примеры, где одинаково звучащие слова писались бы с большой или малой буквы. В этом случае возможны элементы соревнования -- конкурс на лучший подбор таких примеров.
Конкурсы: за установленный срок (например, за 10 минут) составить словарик русских имен -- полных и уменьшительных, например: «Иван», «Ваня», «Ванюша», «Иванушка», «Ванечка» и т. п.
Жюри через установленное время проверяет выполнение и определяет победителя.
Подобным же образом проводится конкурс на знание городов, рек, морей и т. д.
Фонетические зарядки.
1. Назвать по одному гласному звуку.
2. Назвать по одному согласному звуку.
3. Назвать слог.
4. Придумать слова с заданным звуком.
5. Придумать слова со звуками «с-ш, с-з, к-г, д-т» и т.д. (изучаемые звуки.)
Первый ребенок называет слово со звуком «с», а второй со звуком «ш».
6. Назвать слова, в которых 2, 3, 4, слога.
7. Назвать гласный звук в словах: мак, сук, дом, лак, лук, кот и т.д.8. Скажи наоборот.
*учитель говорит прямой слог, а ученик- обратный;
*учитель дает слог с твердым звуком, ученик - с мягким;*учитель говорит слог с глухим звуком, а ученик - со звонким.
9. Подбор слов по схеме, начерченной на доске.

Фонетические упражнения.
Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.«Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук.
Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это?
Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком…
Выбери картинку в названии которой есть звук… .Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.)

Игровые приемы.
Измени слова:
а) добавляя звук в начале слова: рот - крот, мех- смех, челка- пчелка, Оля- Коля, Аня- Ваня, осы- косы, луг- плуг, игры- тигры, дочка- удочка, точка- уточка, еда- беда, пушка- опушка;б) добавляя звук в конце слова: бок- бокс, вол- волк, пар- парк, пол- полк, стол-столб, лис-лист;
в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом- сон- сук- суп- сух- сох- сор- сыр- сын- сон и т.д.;
г) переставляя звуки: пила- липа, палка- лапка, кукла- кулак, волос- слово, карп- парк, гора- рога, ручка- круча, мол- лом, нос- сон.

Или можно использовать четверостишия:
С «Ч» я над морем я летаю,
С «Г» в машинах я бываю. ( чайка- гайка)
С «М» меня ты надеваешь,
С «Л» собаку называешь. ( майка- чайка)
С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «П» от вас я не таю-
В каждом классе в ряд стою. (карта- парта)
С «Б» смертельной я бываю,
С «М» меха я пожираю,
С «Р» актеру я нужна,
С «С» для повара важна. (боль - моль-роль-соль).
2. Какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол); крапива ( ива, парк, пар, рак, Ира.)
3. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом- мак- кот- топор- рот- тарелка- арбуз…
4. Игра в кубик. Дети бросают кубик. Их задача- придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
5. Какой звук выпал из слова? Например, крот- кот, лампа- лапа, пилка- пила, мушка- мука.
6. Назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков:
луна- стол лкино- игла и
лампа- мышь мокна- дом о
нос- Анна н.
Игра «Как называется цветок?». Детям предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол, санки (пион).
Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лодка, азбука, машина (роза).
8. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами.
Дифференциация звуков по звонкости- глухости.
Дети повторяют за учителем сочетания звуков: б- п, п- п, б- б- п.
Повторяют за учителем сочетания слогов: ба-ба-па, па-ба-па.
Игра «Молчанка». Определяют звонкий или глухой первый звук слога, обозначают его следующим жестом (звонкий- кисть руки в виде колокольчика, глухой- уши закрывают ладошками.)
Игра «Наоборот». Один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным согласным. Игра идет по цепочке. Учитель помогает детям, показывая им гласную букву, которую нужно использовать. Может получиться цепочка: па-ба, бо-по, пу-бу,бы-пы…
Дети распределяют предметные картинки, укладывая их на картинку с домиком, где нарисован звоночек или на другую, где его нет, в зависимости от звонкости- глухости первого звука в названии предмета.Обозначают одной первой буквой слова, которые называет учитель: башня- пашня, бочка- почка…
Игра «Найди ошибку». Учитель читает стихотворение. учащиеся определяют неверное слово, исправляют ошибку. Четверостишие повторяется вместе с детьми в исправленном виде.
Много снега во дворе.
Сашка и Егорка,
Взяв лопату и ведро,
Вышли делать корку.
Птицам голодно зимой,
Вышел наш Егорка
И для птиц не пожалел
Румяной свежей горки.
Мы играем во дворе,
Я зову собачку,
Запрягаю как коня,
И везу с ней дачку.
На каникулах Сережа
Не решал задачки
Он все лето отдыхал
Под Москвой на тачке.
Игра «Буква ищет свой предмет» На доске или на наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов, составляющих одну родовую группу, например, овощи. Все названия предметов проговариваются, соотносятся с родовым понятием. Игра сопровождается словами: «Буква П пошла искать свой предмет.» Дети отбирают картинки, в названиях которых есть звук П: «Это помидор, репа» и т.д. Названия овощей записываются в тетради и на доске.
Работа со словосочетаниями, где в словах пропущены буквы. Детям нужно вставить нужную букву. Например:
глу.ый .аран, .ольшой .ирог, ка.итан на .алубе, хле.ные .алочки ит.д.
Дифференциация звуков по твердости- мягкости.
1. Работа со слоговыми таблицами. Таблица представляет собой написанные столбиком пары слогов: ла- ля, са- ся, Ра- ря, та- тя, ма- мя, да- дя, на- ня, ва- вя.
Задания к таблице:
а)чтение учителем первой пары слогов с утрированным произнесением согласного, после чего учитель обращается к детям с вопросами:
- Одинаково ли произносится звук в первом и во втором слоге? В чем разница?
В случае затруднений учитель помогает, конкретизируя вопрос:
-В каком слоге звук л произносится мягко, а в каком твердо?
Так проводится работа с каждой парой слогов.
На основе ее учащимся можно предложить сделать обобщения, задав вопросы:
-Как произносятся согласные в первом столбике?
- Во втором?
- Какая гласная стоит после твердых согласных?
- Какая гласная стоит после мягких согласных?
б) запись слоговых структур парами (3-4 пары).
Подчеркиваем твердые согласные одной чертой, а мягкие – двумя.
в) выделение согласного из слога. Дети читают слоги парами, выделяя согласный. Важно научить детей вслушиваться в то, что они прочитывают, и произносить изолированно. Согласный так, как он слышится в данном слоге.
г) запись нескольких составленных по таблице слов. Подчеркивание мягких и твердых согласных.
Цель этих упражнений – закрепить умение правильно обозначать на письме мягкость и твердость согласных в слоговых структурах.
Работа со словами.
а) Из слова выделить слог показать его на таблице. Слова : мясо, масло, ряженка, радуга, Витя, Рита и т. д.
б) Придумывание слов с указанным учителем слогом: слово может начинаться с данного слога; слог может быть в любой части слова.
в) различение слов- паронимов.
Эта работа предполагает научить детей находить сходство и различие между словами. Например, учитель пишет на доске: в_зы и просит отгадать, какая буква пропущена в этом слове (а). Затем он обращается к детям с вопросами:
- Как слышится согласный в – твердо или мягко?
- Что такое вазы?
- Какое получится слово, если звук б произнесем мягко?
- Какую гласную напишем после мягкого в?
- Что такое вязы? ( если слово непонятно, объяснить.)
На доске, а затем в тетрадях записываются оба слова.
Затем дети определяют, чем звуки отличаются в произношении и написании.
Учитель обращает внимание детей на то, как меняется смысл слова в зависимости от произношения звука в.
Далее целесообразно дать предложения с пропущенными словами. Учащиеся догадываются, какое слово по смыслу (вазы- вязы) нужно вставить в предложения.
г) Игра «Наоборот»
Учитель называет слова с твердым согласным, а дети- паронимы с мягким согласным, и наоборот.
Слова – паронимы
О-еА-яУ-юЫ-иПоток- потек
Тома- Тема
Дома- Дема
Поднос- поднес
Ров- рев
Воз- вез
Мал- мял
Мать- мять
Вазы- вязы
Флаги- фляги
Рад- ряд
Юла- Юля лук- люк
тук- тюк
пилу- пилю
клушка- клюшка
катушка-Катюшка
суда- сюда
круг- крюк выл- вил
был- бил
мыл- мил
ходы- ходи
колы- коли
лыжи- лижи
мышка- мишка
4. Игра «Сколько звуков ш?». На доске записано стихотворение В. Приходько. Нужно сосчитать сколько звуков ш в этом стихотворении. Победитель тот, кто сосчитает все звуки ш в стихотворении. Текст можно раздробить, включая в орфографические минутки на уроках.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорожке, и щелкали орешки-
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути- отчего не подвезти.
Упражнения для выделения ударного слога.
1.Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником., ударение- наклонной черточкой над соответствующим прямоугольником.
2. Разложить картинки под схемами.
3. Изменить ударение в словах. Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Учитель называет одну из форм слова. Дети должны изменить ударение, назвав другую форму слова.
4. Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.
5. Отметить в записанных словах ударение.
6. Рассмотри картинки. Правильно поставь ударение в словах. Обозначь ударную гласную.
Замок-замок
Кружки- кружки
Стрелки- стрелки.
Прочитай стихи. Выпиши выделенные слова. Поставь в них ударение.
От удивленья охнул кок
И почесал затылок.
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок.
Иголка ходит вверх и вниз
Вот листья появились
Ест Аленушка ирис
А вышивает ирис.
Скорей, сестра на рыб взгляни
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни
Не бойся- это окуни.
8.Прочитай сразу 2 предложения. Найди слова с одинаковым написанием, но различным звучанием. Начерти схемы этих слов. Спиши предложения.
Лена мела пол.
Вера принесла кусок мела.
Эти горы высоки.
На склоне горы паслось стадо.
В Карелии красивые озера.
В нашей местности нет озер.
Мой руки перед едой.
Она не подала ему руки.
9.Игра «Стук- постук». (3 команды.) Ведущий стучит по столу или по коробочке столько раз, сколько слогов должно быть в слове, и один из ударов делает сильнее, громче других. Игроки каждой команды должны по очереди назвать соответствующее слово.
Игру рекомендуется проводить в таком порядке:
- двухсложные слова с ударением на 1-м слоге: мама, школа.
- двухсложные слова с ударением на 2-м слоге: рука, стена.
- трехсложные слова с ударением на 2-м слоге: дорога, корова.
- трехсложные слова с ударением на 3-м слоге: молоко, голова
- трехсложные слова с ударением на 1-м слоге: дерево, солнышко.
Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Игра «Где ударение?» Ведущий называет двух- трехсложные слова с ударением на разных слогах, например:
речка, стена, ласточка, молоко, собака, дерево, деревья, работа, колесо, ножницы, карандаш, урок, грамота и др.игроки поднимают карточки с цифрой- порядковым номером ударного слога.
Игра «Вышиваем слова». Слова можно «вышивать» крестиками. Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный- маленьким, например: Х х – школа; х х Х – петушок и др.
Быстрый диктант.
Под диктовку нужно записать только одну гласную букву ударного слога. Например, диктуется слово работа, а записать нужно только букву о.
Правописание Ь на конце и в середине слова
Кто лучше считает? (Класс.)
У каждого ученика 2 сигнальные карточки: = и > . Все знаки равенства одного цвета, а знаки неравенства – другого. Ведущий называет слова: лом, конь, сыр, рысь, весна, пальто, угол, письмо, стол, соль, мост. Дети должны сосчитать, сколько в слове звуков и сколько букв надо для его написания.
Если число звуков и букв совпадает, поднимают карточку со знаком равенства, если не совпадает – поднимают карточку со знаком неравенства. По цвету карточек ведущий определяет число ошибок в каждом ряду и отмечает на доске. Побеждает ряд, допустивший меньше ошибок.
Хоккей. (2 команды).
По краям доски справа и слева хоккейные ворота. Перед ними – большая шайба. На левой шайбе написано «Мягкий знак на конце», на правой – «Мягкий знак в середине». Класс делится на 2 команды: левую и правую. Задача игроков – забросить как можно больше шайб в ворота противника, т. е. записать на доске слова с мягким знаком на конце или в середине слова. По сигналу судьи матч начинается: члены команд, которые хотят забить шайбу, т.е. записать слово с мягким знаком, поднимают руки. Капитан команды указывает нападающего, тот выходит к доске и пишет слово, после чего по указанию капитана выходит другой член команды и т. д., пока не прозвучит сигнал судьи об окончании матча. Шайба, заброшенная в свои ворота, не засчитывается. Игроков, нарушающих порядок, судья может удалять с поля. На игру отводится 3–4 минуты, после чего судьи проверяют правильность результатов по каждой команде и объявляют победителя.
Отгадайте загадку. (Класс.)
Он в сапожках красных бродит, из воды сухим выходит, шею важно выгибает, криком га-га-га встречает.
Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили. В ушанке белой я зимой, а летом с бритой головой.
Опрокинулась под ноги, растянулась по дороге, на меня она похожа, будто я шагаю лежа.
Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит, он от злости ест дрова целый час, а может, два.
Ходит плавно взад-вперед, а полов не достает: кто уходит иль войдет, ручки ей всегда пожмет.
Новый дом несу в руке, дверца дома на замке. В нем жильцы бумажные, все ужасно важные.
Кто растет вниз головой, да не летом, а зимой?
Из воды в мороз растет, но не тонет, а плывет. С солнцем повстречается – в воду превращается.
Отгадки: гусь, пень, огонь, дверь, портфель, сосулька, льдина.
Эстафета. (Класс.)
Весь класс делится на 6 команд с одинаковым числом учащихся. Лишние ученики могут играть роль контролеров, помощников ведущего. Команды получают листок с заданиями по числу учащихся. Каждый игрок пишет по одному слову с мягким знаком на конце или в середине слова и передает листок сидящему сзади. Выигрывает команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.
ь на конце _________________ ь в середине _______________
ь в середине _______________ ь на конце _________________
ь в середине _______________ ь на конце _________________
ь на конце _________________ ь в середине _______________
ь на конце _________________ ь в середине _______________
ь в середине _______________ ь на конце _________________
Четвертое – лишнее. (Класс.)
Нужно найти, какое слово является лишним и почему.
1. Лес, пень, ель, лист (3 решения).
2. Лес, пень, зверь, ель (3 решения).
Ответы: ель – йотир. е; лист – 4 звука, лист – гласный и; зверь – 4 звука, лес – тверд. согл., зверь – 5 букв.
Хвастун. (Класс.)
Ведущий читает текст.
Живет в стране грамматика известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол ел превратился в существительное ель, а консервная банка стала теплой банькой.
Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители из страны Грамматика стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. «Смотрите: был лук – стал люк, был мал – стал мял.
Нужно ответить на вопрос: «Кто же поставил на место хвастунишку? Отчего согласные и без него стали мягкими?»
Посчитаем. (Класс.)
На доске – текст:
Вот идут они гуськом
Вдоль лесных дорожек:
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик.
Вопросы для викторины.
1. В каких подчеркнутых словах число звуков и букв одинаково?
2. В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?
3. В каких словах букв больше, чем звуков? Почему?
4. Какие слова вы знаете, где звуков больше, чем букв?
5. Какие вы знаете слова, где букв больше, чем звуков? Напишите.
Примечание. Четверостишие и вопросы записываются на доске. Участники викторины выполняют задания в тетрадях или на отдельных листах. На выполнение заданий отводится 10–12 минут.
По окончании работы листы проверяются и оцениваются. За каждый правильный ответ или правильно подобранное слово ученик получает очко. Неправильные ответы не засчитываются.
СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Наборщики. (Класс.)
Дети пишут в строчку слоги жа, ко, ла, лу, лы, но, во, ву, ры, чи и 2 столбика по 5 слогов жи. Нужно, приписывая справа и слева к слогам жи разные слоги из набора, набрать 10 слов. Победителями считаются первые три ученика, правильно «набравшие» 10 слов.
Примечание. Также проводится игра с сочетанием ши и слогами ва, ли, ло, мы, на, ны, пи, пы, ре, су.
Поймай слово! (Класс.)
Для игры у каждого ученика должны быть карточки с сочетаниями ча и ща.
Чтобы легче было увидеть ошибку, все сочетания ча должны быть одного цвета, а сочетания ща – другого.
Ведущий называет слова: чай, пища, часы, смущаться, свеча щавель, час, чайник, встреча, прощание, перчатки, площадь, чайная, роща, чайка, чайница, совещание, учащиеся, часовщик, начальник, часовой, чаинка, площадка, сгущать, кончать, дощатый, задача, прощай, овчарка, куча, обещание, обращать, печать, пощада, внучата, попрощаться, тысяча, пуща, пищать, галчата, трещать, начало, обещать, совещаться, дача, кричать, часто, смущать, печаль, прощальный, чайный, кончай, туча, печальный, обещанный, обращаться, пощадить, обещаю, печатать, чаща.
Учащиеся показывают сигнальные карточки.
Число ошибок, допущенных в каждом ряду, отмечается на доске. Побеждает ряд, допустивший наименьшее число ошибок.
Наборщики. (Класс.)
На доске написаны слоги: ту, сы, да, ку, ша, пи, ро, пу, ча, вель и 2 столбика по 5 слогов ча и ща. Нужно, приписывая справа и слева к сочетаниям ча и ща слоги из набора, составить 10 слов с сочетаниями ча и ща.
Победителями считаются первые 3 ученика, которые правильно выполнят задание.
Поймай слово. (Класс – 2 команды.)
Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетанием чу, 2-я – с сочетанием щу.
Ведущий диктует слова: щучка, чугун, щуплый, тащу, кричу, пущу, чутье, грущу, проглочу, чудак, щуриться, чуткий, ищу, схвачу, хочу, утащу, чужой, вытащу, чулок, чудеса, притащу, чудо, затащу, чулан, чуткость, поищу, чудовище, пощупать, прощу, печурка, выращу, чуб, чучело, отращу, сощурился, чурбан, щучка, щупать, чувство, чурка, запущу, чугунный, отпущу, притащу. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Наборщики. (Класс.)
Дети пишут в строчку слоги до, хо, то, мо, ма, та, пи, и, ка, го и 2 столбика по 5 слогов чу и щу. Приписывая справа и слева к сочетаниям чу и щу слоги из данного набора, нужно составить 10 слов с сочетаниями чу и щу. Победителями считаются первые 3 ученика, которые правильно выполнят задание.
Конкурс знатоков. (2 человека или 2 команды.)
На доске записаны 2 столбика слов с пропущенными буквами:
Луж.., ш..шки, ч..шка, ч..й,
Пищ.., щ..ка, отвеч..й,
Камыш.., ч..гун, маш..на,
Ш..на, ч..шка и пруж..на. Ёж..к, ш..шки, саранч..,
Ч..ща, хиж..на, свеч..,
Щ..плый, щ..риться, ч..лан,
Щ..ка, рощ.. и ч..рбанЗадача игроков: вставить пропущенные буквы в сочетаниях жи, ши, ча, ща, чу, щу. Выигрывает команда, правильнее и быстрее другой выполнившая задание.
Ловкий вратарь. (Класс – 3 команды.)
Игра проводится в форме выборочного диктанта. 1-я команда записывает слова с сочетаниями жи, ши, 2-я – с сочетаниями ча, ща, 3-я – с сочетаниями чу, щу.
Ведущий диктует слова: лыжи, чулок, галчата, мыши, роща, щука, чудо, жизнь, чашка, пища, ищу, груши, ужин, чугун, задача, тащу, машина, щавель, бежит, кричат, выращу, шалаши, прощай, часто, жир, чулан, тишина, отпущу, обещаю.Игроки, допустившие наименьшее число ошибок, признаются лучшими вратарями своей команды.
ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ
Наборщики. (Класс – 2 команды.)
На доске записаны слоги: ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.
Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков – имена девочек. Лучшими наборщиками признаются первые 3 ученика в каждой команде, которые правильно выполнят задание. Командное неравенство присуждается команде, лучшие наборщики которой первыми выполнят работу.
Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Мара, Таня, Тоня, Тося, Варя.Помогите дать клички. (3 команды по 6 человек).
Ведущий говорит, что у Буратино и Мальвины появились новые игрушки – домашние животные: корова, лошадка, коза, поросенок, собака и кошка. Как ни старались Буратино и Мальвина придумать им клички, ничего не придумали. Нужно им помочь.
Каждая команда получает листок, в котором столбиком написаны названия животных. Побеждает команда, которая первой и без ошибок придумает все клички.
Подумайте – назовите. (3 команды по 6 человек.)
На доске записаны 3 столбика слов:
город …
река …
деревня …
имя …
отчество …
фамилия … имя …
отчество …
фамилия …
деревня …
река …
город … деревня …
город …
фамилия …
имя …
отчество …
река …
Каждый член команды по очереди выходит к доске и записывает справа имя или название. Побеждает команда, которая первой правильно выполнит задание.
Догадайся. (Класс – 3 команды.)
На доске в виде ребуса записаны имена мальчиков и девочек:

Кто угадает, тот получает право написать имя на доске под ребусом. Побеждает ряд, отгадавший наибольшее число имен.
Ответы: Вася, Витя, Ваня, Вова, Наташа, Настя, Надя, Валя.
Прочитайте предложение. (Класс.)

Ответ: Валя и Наташа – подруги.