Самоанализ урока русского языка по теме Снова о ь знаке


Самоанализ урока
Класс: 3
Тема: « Снова о ь» Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих.
Тип урока: открытие новых знаний.
Выбранная структура урока соответствует системе обучения, программе, типу урока и специфике учебного предмета.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. Обеспечена положительная учебная мотивация, ведется целенаправленная работа по формированию положительной учебной мотивации, в том числе учебно-познавательных мотивов. Используются следующие приемы: высказываются добрые пожелания. Включение в деятельность проходит успешнее, если дети понимают, что работа над собой, действительно является условием развития человека и необходима каждому из нас. Наглядно и просто донести эту необходимость помогает еще один прием: высказывания известных мудрых людей , ученых, в данном случае –девиз.
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока,
4 Построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе организуется поисковая исследовательская деятельность для объяснения нового материала, обучающиеся строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Используется технологический прием Е.А.Чулихиной «Волшебная труба»(интерактивное задание) В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур при помощи вопросов. (-У кого возникли трудности? – У кого все получилось? и т.д.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, подбирались задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Проводится рефлексия деятельности и содержания в форме вопросов, ответов и игры. Данный прием рефлексии помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с ее помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность детей на всех этапах урока.
Построение урока направляется на развитие всех компонентов структуры учебной деятельности: мотивационного (заинтересованность детей), операционного (все выполняемые действия), регулирующего ( полученные знания использовались при выполнении упражнения,)
На каждом этапе урока задания и вопросы направлены на развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Организация учебного сотрудничества способствует развитию коммуникативных навыков, рефлексии.
Данный урок относится к разделу «И вновь о частях речи»(20 часов). По счету урок в этом разделе девятый (9)Тема этого урока рассчитана на 2 часа Этот урок связан с предыдущими уроками, на которых много внимания уделяется определению рода и числа имен существительных и прилагательных Поскольку определение рода и числа многих имен существительных часто затрудняет учеников ,вводится еще один помощник- словарь «Какого рода и числа слово? Словарь трудностей». Эти знания важны для решения орфографической задачи ( ь знак после шипящих на конце имен существительных) на данном уроке. Урок также работает на последующие уроки, на которых дети учатся применять правило на практике. Далее идут контрольные работы (диктант).изложения, работа над грамматической правильностью речи.
При подготовке к уроку постаралась учесть работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществить личностно-ориентированный подход, были учтены возрастные и психологические особенности обучающихся. В классе 9 человек, из них 3 девочки и 6 мальчиков, из них на «5» обучаются 2 человека, на «4» и «5» обучаются 5 человек, на 3-2 человека. . Урок носит обучающий, развивающий, воспитывающий характер.
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
-по работе над орфограммой;
-по развитию устной и письменной речи;
- валеологии (физминутки, смена деятельности);
- особенности учебной деятельности;
- активность, осознанность, системность;
- психологические особенности младших школьников.
Исходя из этого, поставлены цели и задачи урока:
Цель: создание условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации о ь.
Задачи урока:
Обучающая:
познакомить с новой орфограммой «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;
проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак»; «Мягкий знак указывает форму слова»
выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
Развивающая:
развивать зрительную память, логическое мышление, внимание;
развивать познавательный интерес, умение оценивать учебные действия;
3. Воспитывающая:
воспитывать уважение к родному языку, культуру речи детей;
воспитывать ответственное отношение к учёбе;
воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и группой;
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала формирование следующих УУД:
личностные
- формировать умение принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
- формировать адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознавать способы поддержания своей самооценки;
познавательные
общеучебные:
- ставить и формулировать проблемы ;
- учиться добывать нужную информацию из разных источников; учиться пользоваться словарем;
логические:
- формировать логическое действие анализа, синтеза, сравнения ,классификации, обобщения ,умения делать выводы, умения строить простые рассуждения;
регулятивные
- оценивать ход и результат выполнения задания;
- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
- корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
- соотносить выполненное задание с образцом;
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
коммуникативные
- формировать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
- формировать умение слушать собеседника;
Для достижения поставленных целей и задач урок старалась построить, опираясь на системно-деятельностный подход с использованием ИКТ. На уроке используются следующие методы, технологии и приемы:
- коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога;
- познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;
- преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.
-проблемные методы обучения: частично-поисковый, исследовательский;
- приемы активизации познавательной деятельности;
- метод языкового анализа и синтеза;
- личностно-деятельные технологии;
- коммуникативно-деятельные технологии
- технология проблемного обучения;
- технология здоровьесбережения (тренажер для глаз, двигательные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
- информационно-компьютерные технологии;
Предусмотрено оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Рационально используется работа детей в парах и микрогруппах. На уроке предусмотрен достаточный объем самостоятельной работы с учетом возраста обучающихся и типа урока. Учитывая индивидуальные психологические особенности детей, испольуется дифференцированное задание по объему, по степени творчества, по степени помощи. Это позволяет вовлечь в работу весь класс, помогает раскрыть у обучающихся свои способности. Это способствует чёткой организации детей, осознанному усвоению материала.
Целесообразно ,с учетом специфики программы , возраста обучающихся и уровня их развития используются следующие средства обучения:
- компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
-Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., К тайнам нашего языка;Учебник русского языка для четырехлетней начальной школы 3класс.в 2-х частяхЧ.2.-Смоленск; Ассоциация XXI век,2013 (УМК Гармония)
- рабочая тетрадь (3 часть) авторов: МС Соловейчик, Н .С. Кузьменко;
- словарь «Какого рода и числа слово?»;
- репродукция картины А Саврасова « Грачи прилетели»;
- знаково-символические средства ;
- мультимедийная презентация; ( Использование презентации создает положительный настрой на урок с его первых минут Слайды сопровождают деятельность обучающихся весь урок: помогают систематизировать знания детей, служат эталоном для проверки, алгоритмом при овладении способом действия при работе в парах, опорными моделями при освоении нового знания. Постоянная опора на слайды позволяет усвоить новое знание большинству обучающихся.
- карточки для индивидуальной и групповой работы;
Контроль усвоения знаний, умений и навыков обучающихся текущий.осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков,а также их глубину и прочность.Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях и оказать помощь в усвоении материала. Отметки за урок не выставляются, дети отмечают только успешность в изучении темы, выявляя причину ошибок.
. На уроке происходит развитие психических процессов (произвольная и осмысленная память, словесно-логическое мышление, произвольное внимание), воспитывается и развивается сама личность ребёнка. Воспитательные задачи реализовываются через создание дружеской творческой атмосферой урока, доброжелательных отношений учителя и учеников. Учитель помогает ученику овладеть способом получения знаний и организует его работу на уроке. Характер заданий предполагает действия в зоне ближайшего развития.
Я считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.