Статья Формирование представлений о родословной семьи как средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста


Формирование представлений о родословной семьи как средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Сергеева Е.В., магистрант
Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Теремок», г. Абакан
С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива – семьи. В процессе общения с родителями – первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы и правила поведения.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, о том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.
В дошкольной педагогике семья, как правило, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение традиционно оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
В ряде исследований (С.И. Голод, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, Э.К. Васильева), предприняты попытки изучить те представления детей о семье, которые складываются у них стихийно. Было выявлено, что эти представления отличаются фрагментарностью, неточностью, бедностью эмоциональной «окраски», а зачастую не соответствуют действительности. Надо сказать, что столь низкий уровень знаний детей о семье не должен вызывать удивления, поскольку в общеобразовательных программах для дошкольных учреждений этой важнейшей области социального мира не уделяется должного внимания [1].
В своем исследовании мы ставили перед собой цель – апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста. Мы предполагали, что формирование представлений о семье у детей 5-6 лет будет осуществляться более успешно, если: в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения, осуществляя нравственное воспитание детей, будет решаться задача воспитания любви к своей семье; педагоги дошкольного образовательного учреждения будут владеть методикой ознакомления детей старшей группы с семьей; задачи познавательного характера по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о семье будут решаться в процессе взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.
В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования, основными из которых являлись следующие: установить критерии и уровни сформированности представлений о семье и родственных отношениях у детей старшего дошкольного возраста и экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие формированию представлений о семье у детей старшей возрастной группы детского сада.
Прежде чем осуществлять опытно-экспериментальную работу необходимо проанализировать теоретические и методические положения по обозначенной проблеме, обозначить имеющийся практический опыт, увидеть перспективы развития темы.
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни и частью которого является. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольника с семьей. Если ребенок живет в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С. А. Козлова, Э. К. Суслова и др. подчеркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье. Эти задачи входят в сферу нравственного воспитания [2].
Анализ основных задач ознакомления детей старшего дошкольного возраста с семьей и родословной позволяет говорить о комплексном решении задач воспитания. Нравственное воспитание предполагает решение таких задач как
•продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим (к родным и близким);
•воспитывать стремление радовать старших своими хорошими поступками;
•продолжать воспитывать желание помогать своим близким, выполнять постоянные обязанности по дому;
•воспитывать уважение к труду и занятиям других членов семьи.
Умственное воспитание предусматривает расширение представлений детей о семье (у семьи есть история, традиции);
• формирование представлений о родственных отношениях (дядя, тетя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра);
•закрепление знания имен и отчеств родителей, учить называть имена и отчества дедушек и бабушек;
•закрепление знания домашнего адреса;
•воспитание интереса к своей родословной;
•формирование представлений о семейных традициях [3].
Опираясь на рекомендации программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы и др. о формировании у детей шестого года жизни интереса к своей родословной, нами были определены этапы деятельности воспитателя по решению задач ознакомления детей с родословной семьи: первый этап - овладение педагогами ДОУ основами составления родословной; второй - работа с родителями: разработка консультаций с рекомендациями но составлению родословной; создание эскизов оформления родословной; третий - осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Образ моей семьи».
Обобщив теоретический и программный материал по проблеме, сформулируем основные методические положения: приступая к работе с детьми 5-6 лет, педагогам необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников. Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная - традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.
Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка [4].
Работа по составлению своей родословной в детском саду нужна также для обеспечения преемственности со школьным обучением, поскольку программы предмета «Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи ознакомления детей с родословной. Если интерес к поиску своих корней появился в семье, то уже в школе ребенок может самостоятельно или совместно с родителями составить свою родословную, включающую шесть или семь поколений.
Родителей можно также познакомить с некоторыми терминами, которые воспитатель использует в работе с детьми: «Родословная» - это история семьи, рассказ о своей семье, о своем роде, о своих предках. О своей семье, о своем роде можно рассказать и словами, и рисунком. Ребенок должен понять, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов. «Род» - родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка. «Предки» - люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек). «Поколение» - люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения. «Обычай» - привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции. «Традиции» - обычаи, которые передаются из поколения в поколение [2].
Практика работы показала, что семейных проектов, к сожалению, недостаточно для ознакомления детей 5-7 лет с родословной. Несмотря на всю их ценность и значимость для интеллектуального и нравственного развития ребенка, проекты лишь создают необходимую базу, обязательные условия для последующей работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, обеспечивают преемственность в воспитании между семьей и детским садом.
Для реализации задач формирования представлений о своей семье и интереса к ней была разработана система организованной образовательной деятельности (ООД). В ней мы учли требования методики С.А. Козловой [5]. ООД построена на основе дидактических принципов: систематичности, последовательности, целесообразности, прежде всего через содержание о семье и её ценности мы формировали у детей нравственные чувства любви, преданности, заботы, патриотизма и на их базе такие качества личности как уверенность, в себе, чувство принадлежности своему народу, малой Родине.
Во время общения с детьми мы уточняли и расширяли знания о том, что такое имя, отчество, фамилия; знакомили с жизнью и бытом как русских людей – славян, так и хакасов. Мы рассказывали детям о родословной, родословном древе семьи, семейных традициях и праздниках и т. д. Общение с детьми на такие темы как «Моя семья», «Что значат наши имена», «О происхождении фамилий», «Мой дом, моя семья», «Подари мне радость» было разработано на основе программы «Мой мир» С.А. Козловой. [5].
Большое значение в обогащении впечатлений детей играла предварительная работа, связанная с вовлечением семьи в удовлетворение познавательных интересов ребенка. Родители были заинтересованными партнерами в решении задач как обогащения представлений детей о семье, так и в формировании нравственных качеств у детей.
После каждого занятия проводилась работа на закрепление полученных представлений и развитие творчества детей в самостоятельных играх и других видах деятельности. Современные методисты советуют: представления детей о семье можно формировать на примере идеальной обобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья», кукольная модель семьи, а также персонажи, изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий, репродукциях семейных портретов. Использование демонстрационного материала «Семья» позволяет описать современную модель семьи, а пособия «Славянская семья: родство и занятия» помогает рассказать о том, какими были семьи в старину, познакомить детей с моделью семьи, отнесенной в прошлое.
Как показала наша практика работы с детьми, особое значение имеет личный пример педагога, его ценностное отношение к своей семье. Воспитатель группы подготовила рассказ о своей семье, который сопровождался показом фотографий, реликтовых вещей семьи (игрушек, поделок и т.п.). Эмоциональный рассказ воспитателя о его детстве и семье, показ составленной родословной, демонстрация ценностного отношения к своим родителям, прародителям вызвало желание детей изучать свои семьи и создать историю своей семьи.
В ходе работы мы подобрали и проводили с детьми такие игры-упражнения как «Сравни – кто старше? Кто младше?» (папа – дедушка: дедушка старше, а папа младше); «Скажи наоборот» (дедушка старый – внук …молодой); «Какая у вас семья?»; «Скажи, чей, чья, чьё, чьи?» (шарф чей? – мамин, папин, дедушкин…), «Где-то в шумном городе»; «Семейный хоровод»; пальчиковые игры: «Кто живёт в моей квартире?»; «Мамины помощники»; сюжетно – ролевые игры: «Утро выходного дня», «Семья собирается на дачу», «Мы любим путешествовать семьей» и др.
Мы считаем, что в ходе совместной работы детского сада и родителей дети подводятся к первоначальному, пока еще элементарному осознанию роли семьи, системы родственных отношений, определяют свое место как члена семьи. Несомненен нравственный результат такой работы: создается реальная возможность ввести детей в особенности родственных отношений, помочь им понять необходимость бережного, заботливого отношения к членам семьи и, самое главное, научиться азам такого отношения. У детей складываются первые ожидания в отношении своей будущей семьи. Например, они говорят: «Когда у меня родятся свои дети, я никогда не буду их ставить в угол», «Я, когда вырасту, своей жене всегда буду дарить цветы». «Запускается» элементарная рефлексирующая позиция на основе понимания «хорошая – плохая» семья.
В образовательных программах задачи формирования интереса к своей семье отражены достаточно ярко и подробно. Следовательно, можно сделать вывод, что при систематической работе с детьми старшего дошкольного возраста, при создании необходимых педагогических условий в детском саду, у детей формируется ценностное отношение к своей семье как основа многих важных нравственных качеств личности.
Список литература
Арнаутова, Е. П. Педагог и семья / Е.П. Арнаутова. – Москва: Изд. дом «Карапуз», 2001. – 264 с.
Богородская, О. Е. ПИШЕМ «ИСТОРИЮ СЕМЬИ» Методические указания к работе над родословной / О.Е. Богородская – Иваново, 2007. – 44 с.
Ривина, Е.К. Знакомим дошкольника с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет./ Е.К. Ривина – Москва: Мозаика – Синтез, 2008. – 128с.
Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство/ А.Л. Венгер. – Москва. Владос-пресс, 2003. – 160 с. ил.
Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/ С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/ Л.И. Катаева. – Москва: Линка-Пресс, 2000. – 224 с.