Статья об опытно-экспериментальной работе Формирование умения учиться как ключевой компетентности учащихся начальной школы


Опыт работы по проблеме формирования умения учиться
у младших школьников
Олач Оксана Викторовна,
ГБОУ КГ № 1
olach.oksana@gmail.comАннотация: В статье обобщен опыт экспериментальной работы общеобразовательного учебного заведения по теме «Формирование умения учиться как ключевой компетентности учащихся начальной школы». Обоснована актуальность исследования, дана краткая характеристика использованного психодиагностического инструментария для экспертной оценки полученных результатов, форм работы с учителями и учащимися начальной школы с точки зрения компетентностно-ориентированного обучения, сделаны выводы. Для подтверждения гипотезы представлен фактический материал в виде диаграммы.
Ключевые слова: младший школьник, умение учиться, компетентностный подход, опытно-экспериментальная работа, инновация.
Ключевые компетентности - это новый объект оценки качества образования, важный показатель ее эффективности. Измерение уровня их сформированности очень сложное, перспективное, требует научного обоснования и времени для обработки.
В данной статье кратко представлены результаты опытно-экспериментальной работы в рамках общеобразовательного учебного заведения по проблеме формирования умения учиться как ключевой компетентности учащихся начальной школы. Исследование данного вопроса вызвано многообразием подходов к характеристике умений самоорганизации учебной деятельности. Это приводит к тому, что школьный учитель затрудняется в практическом использовании теории.
На диагностическом этапе эксперимента мониторинговой группой учебного заведения было проанализировано мнение педагогов, учеников и их родителей о соответствии уровня образовательных услуг современным требованиям и определен проблемный круг:
потребность в совершенствовании результативного компонента начального образования;
необходимость усиления практической направленности обучения;
необходимость переориентации оценки результатов обучения в область динамики личностного развития учащегося и его ключевых компетентностей;
нерешенность вопроса преемственности между начальной и основной школой.
Результаты входного психодиагностического тестирования на практическом этапе эксперимента констатировали недостаточный уровень развития у выпускников начальной школы навыков самостоятельности в выполнении учебных задач, ориентированность на запоминание учебного материала, а не на понимание содержания и сути изучаемого материала. Такие данные поставили следующие задачи перед учителями начальной школы: внедрение компетентностно-ориентированого обучения с целью формирования готовности школьника применять знания в типичных и нестандартных ситуациях, осознавать цель, мотив, структуру, результаты учебно-познавательной деятельности, совершать в нужной последовательности ряд операций, входящих в состав действия, рационально выполнять работу.
Планируемый результат работы в рамках общеобразовательного учебного заведения предусматривал внедрение инновационных образовательных технологий на основе системно-деятельностного подхода. Важным средством формирования ключевой компетентности умения учиться является исследовательская и проектная деятельность учащихся. Данные виды деятельности включают в себя этапы целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля и оценки. Поэтому, работая над проектом или проводя исследование вместе с учителем или родителями, учащиеся приобретают умения ставить цель, конкретизировать ее, планировать деятельность, распределять обязанности, а также соотносить результаты проекта и гипотезу, контролировать свою деятельность, оценивать ее и вносить коррективы [2, с. 112].
Для успешного формирования ключевой компетентности умение учиться необходимо целенаправленно развивать каждую ее составляющую. Так, овладение учащимися техникой рационального чтения и слухового восприятия учебной информации, а также целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников (мышления, памяти, воображения, внимания) и речи способствует формированию навыков рациональной работы с книгой и другими источниками учебной информации [1].
Критерии эффективности реализации спроектированной модели были определены психолого-педагогической службой гимназии. Это параметры ученической и личностной эффективности, которые стали основой для метода экспертной оценки конечного результата опытно-экспериментальной работы (Таблица 1).
С целью внедрения компетентностно-ориентированного обучения учителями начальных классов внедрялись технологии интерактивной и проектной работы, формирования критического мышления, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные. Большое внимание уделялось использованию арт-терапии, элементам тренинга в работе с педагогами. Это вызвано диагностируемыми результатами психоэмоционального состояния учителей, включенных в опытно-экспериментальную деятельность, и необходимостью ранней профилактики эмоционального выгорания. Полученные педагогами начальной школы теоретические и практические знания нашли отображение в проведении мастер-классов и открытых для взаимопосещения уроков, практических семинаров, дней открытых дверей. По исследуемой теме сформирован банк уроков, проектов учителей и учащихся 1-4 классов, разработано научно-методическое сопровождение.
Ключевые компетентности рассматриваются учеными как личностные новообразования, поэтому оценивать результативность опытно-экспериментальной работы необходимо в области развития личности учащегося, а также его ключевых компетентностей. Сводная таблица итогового психодиагностического исследования подтверждает гипотезу эксперимента и констатирует рост показателей ученической и личностной эффективности младших школьников (Таблица 2).
Таким образом, можно сделать вывод, что высокие показатели уровня самостоятельности, продуктивности учебной деятельности, а также личностной эффективности и благополучного психоэмоционального состояния обучающихся свидетельствуют о подтверждении гипотезы опытно-экспериментальной работы. Общеучебная компетентность умение учиться сформирована в условиях эксперимента.
Приложения
Таблица 1
Критерии определения ученической и личностной эффективности
Критерии ученической эффективности Критерии личностной эффективности
учебно-управленческие умения (планирование, организация, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности) уровень работоспособности и самооценки
учебно-информационные умения (нахождение, переработка и использование информации) вид мотива обучения
учебно-логические умения (постановка и решение учебных задач)
степень выраженности направленности на приобретение знаний и оценивание
Общий показатель ученической эффективности степень выраженности направленности на учебную деятельность и на общение с одноклассниками
Общий показатель личностной эффективности
Составлено авторами
Таблица 2
Сводная таблица психодиагностического исследования
«Мониторинг показателей ученической и личностной эффективности на входном и итоговом этапах эксперимента (%)»

Составлено авторами
Список использованной литературы
Дорожко М.В. Пути формирования ключевой компетентности умение учиться: формирование навыков рационального чтения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2013/ped2.htm
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. — Ярославль: Академия Холдинг, 2002. — 208с.