ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ — ЗАЛОГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ - ЗАЛОГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Объективной исторической закономерностью на современном этапе развития Республики Казахстан является повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека. Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан-2030» и «Казахстан-2050». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Глава государства Н.А.Назарбаев отметил: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией».
Нельзя не заметить, что в стране начался процесс возврата престижности учительской профессии, создаются условия для работы молодым специалистам, ремонтируются и переоборудуются школы, укрепляются учебные базы, повышается качество образовательных ресурсов, совершенствуются курсы повышения педагогического мастерства. И каждый из нас понимает, что результат всей этой глобальной перестройки напрямую зависит от профессиональной компетентности учителя, учителя с большой буквы. Учителя, способного создать условия для развития творческих способностей, дать не только основы теоретических знаний, но и научить самостоятельно мыслить, научить учиться. Мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно – вот те качества, которые требует реалии от современного выпускника, без которых ему самому будет трудно сделать выбор в будущем.
Под профессиональной компетентностью учителя понимается не только совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности, но и способность к восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Поэтому, чтобы состоятся профессионально, расширить свою компетентность, быть успешным, современный учитель должен постоянно совершенствовать свою деятельность, педагогическое и методическое мастерство. И первостепенная задача учителя - быть в курсе новинок, владеть современными технологиями и методиками.
Слагаемых развития профессиональной компетенции достаточно много. Остановлюсь лишь на тех, которые в моей профессиональной деятельности обеспечивают результативность обучения.
Работа в методическом объединении. На протяжении нескольких лет я являюсь руководителем методического объединения эстетического направления. Это обязывает систематически изучать нормативную базу, следить за новинками литературы, знакомится с инновационными педагогическими технологиями, заниматься организационной работой в МО, руководить творческими группами учителей.
Исследовательская работа. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно не останавливаться на достигнутом. Девизом моей работы в области исследований и работы над темами самообразования в течение многих лет являются слова известного немецкого педагога Вильгельма Дистервега: « Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». Самообразование для меня является одним из путей повышения педагогического мастерства, поэтому выбирая тему, я планирую работу так, чтобы на протяжении достаточного большого периода углубленно заниматься той проблемой, которая представляет для меня определенный интерес.
Инновационная деятельность, освоение различных педагогических технологий. Целью работы каждого учителя является обеспечение высокого уровня знаний по предмету. Сегодня для учителя технологии это не легкая задача и каждый её решает по своему. Не секрет что организация трудового обучения в школах нуждается в эффективной помощи со стороны администрации школы и государственных органов. В моём случае решение этой задачи упрощается, так как у меня есть возможность проводить уроки в обновленном кабинете со швейным оборудованием и кулинарной зоной.
Поэтому, при решении вопроса обеспечения технической части урока, я могу более эффективно планировать и осуществлять свою педагогическую деятельность, используя различные педагогические технологии и виды инновационной деятельности. Это технологии проектного обучения, исследовательские методы, технология творческих мастерских, обучения в сотрудничестве, информационно-комуникативные технологии. Использование технологии «Портфолио», или работа с накопительными рабочими папками на уроках технологии намного облегчила решение вопроса обеспечения учебниками «Технологии», которых, как известно всегда нет в продаже. Чаще всего совместно с ребятами подготавливается материал к уроку (понятия, определения, кулинарные словарики, таблицы, технологические карты, выкройки, лабораторные работы по материаловедению, образцы тканей, швов и т.д.), который систематизируется по основным разделам учебного предмета и служит хорошим подспорьем в работе на уроках. Владение современными технологиями в системе образования сегодня является одним из условий успешной реализации навыков педагогического мастерства Наличие вышеперечисленных технологий и условий позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень.
Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога, по моему мнению, являются конкурсы профессионального мастерства. Участие в конкурсах позволяет определить профессиональный уровень каждого участника, рождает уверенность в своих силах, формирует творческий потенциал, помогают пропагандировать свой опыт, поощряют профессиональное мастерство. Я всегда с интересом и удовольствием принимала участие в различных конкурсах педагогического мастерства, научно-практических конференциях различного уровня, несмотря на то, что каждый из них требует огромного напряжения сил и концентрации.
В 2012 году я стала победителем районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года», в этом же году приняла участие в районных семинарах: «Системный подход по работе с одарёнными детьми» и «Город мастеров» для учителей технологии. В 2013 году представила свой опыт работы по теме «Развитие творческих способностей учащихся на занятиях по художественной росписи ткани-батик» на областном конкурсе учителей эстетического направления «Ярмарка педагогических идей», где заняла третье место. В декабре 2014 г приняла участие в областном конкурсе методических продуктов для учителей технологии.
В информационно-методическом журнале «Қостанай дарыны.kz» №1 от 22.01.15 была опубликованы моя статья «Роль эмоционального компонента в развитии творчества на уроках изобразительного искусства».
В феврале 2015 г. Приняла участие в областном конкурсе статей «Новая школа» для учителей технологии и черчения, где заняла третье место.
Трансляция собственного педагогического опыта. В последние годы каждый из учителей технологии столкнулся с проблемой недостатка количества времени для полного охвата всего программного материала по предмету. С целью оптимизации практической части урока мной был разработан сборник технологических карт для девочек 5-9 класса по технологии. В методической разработке представлены инструкционно-технологические карты для практических занятий в общеобразовательной школе по предмету «Технология 5-11 класс» по следующим разделам: «Технология приготовления пищи», «Знакомство с тканями. Технология обработки ткани», «Технология художественной обработки материалов с элементами декоративно-прикладного искусства».
Мною была разработана и опробована программа кружка «Вдохновение» по художественной росписи ткани, программы предмета по выбору «Обереги народов Казахстана», для занятий в 5 классе. В настоящее время я работаю над созданием учебно-методического комплекса, который станет обобщением моего опыта работы в этом направлении и послужит методической поддержкой для учителей и учащихся в освоении техники батика.
Использование ИКТ. В соответствии с государственными программами по информатизации образования, многие школы, в том числе и наша школа, были оснащены мобильными компьютерными классами, что позволило мне повысить уровень преподавания, и облегчило решение многих задач. На своих уроках я использую возможности мобильного класса не только как информационной системы, помогающей решать технологические, конструкторские, экологические вопросы, но позволяет увидеть необходимый материал для проектирования в более наглядном для восприятия виде.
Потребность постоянно развиваться, самосовершенствоваться в любых условиях, усваивать новые знания является основой развития профессиональной компетенции педагога. И только развивая своё педагогическое мастерство, современный учитель сможет решать задачи направленные на повышение качества образования.