«Метод программирования как средство формирования информационной грамотности и развития логического мышления обучающихся».





Методическая идея
«Метод программирования как средство формирования информационной грамотности и развития
логического мышления обучающихся».










Современное образование переживает период реформирования. В силу вступают новые федеральные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ориентированные на формирование у выпускника ряда компетенций, важнейшими из которых являются информационная грамотность и умение регулировать собственную деятельность. Особое внимание в стандарте уделяется умению школьников работать с информацией: находить и фиксировать, анализировать и систематизировать, обобщать, использовать в практической деятельности. А значит, учителю необходимо постараться сформировать у учащегося навыки самостоятельной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Одним из методов решения вышеобозначенной задачи является, на мой взгляд, использование на уроках информатики программированного обучения. Этот метод был выдвинут профессором Б. Ф. Скиннером и получил развитие в работах специалистов многих стран, в том числе отечественных учёных: Н. Ф. Талызиной, П. Я. Гальперина.
Так что же мы понимаем под программированным обучением? Это управляемое, относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение материала с помощью обучающего устройства, в качестве которого может выступать персональный компьютер, интерактивные тесты, программированный учебник, методические материалы, включающие в себя различные инструкции, блок-схемы, алгоритмы.
В традиционном обучении ученик обычно читает полный текст учебника и воспроизводит его, при этом работа по воспроизведению почти никак не регламентируется. Главная идея программированного обучения – это управление учебными действиями обучающегося, отслеживание его психологического состояния и эффективности поэтапного освоения им учебного материала.
В соответствии с этим выделяют различные виды программированного обучения линейный, разветвлённый, смешанный.
Каковы же принципы программированного обучения?
тщательный отбор учебного материала, который должен освоить учащийся
строгая логическая последовательность материала
разделение его на небольшие законченные порции
управление учебной деятельностью учащегося методом контактного контроля и обратной связи
переход к следующей порции лишь после ознакомления учащегося с правильным ответом или характером допущенной им ошибки
самостоятельность и активность учащегося в процессе работы с программированными материалами
индивидуальный темп обучения
Приведу пример использования линейного программированного обучения на уроке информатики в 8 классе по теме: «Виды и особенности web-сайта. Разработка web- сайта».
Каждый этап моего урока представлял собой цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания.
На 1 шаге я организовала работу учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания». В это время происходило включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Задания содержали работу с элементарными терминами, понятиями и высказываниями: файл, сайт, степень доступности. Цель первого шага: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося, обсуждение затруднений, формулировка учащимися темы урока и постановка индивидуальных целей.
На 2 шаге происходило освоение этой же учебной информации, но уже на уровне «понимания», поэтому задания  предполагали работу, подводящую к открытию знания: классификация сайтов, особенности организации и построения сайтов, личностная значимость и информационная безопасность. Для лучшего запоминания алгоритмов действий в некоторых случаях использовала приём перевода логических правил на язык образов.
Следующий  шаг -  освоение учебной информации уже на уровне «умения». Был выполнен определенный объем самостоятельной работы по инструкции, которая также является элементом программированного обучения и предполагает пошаговое выполнение действия. Учащиеся поняли основной принцип построения сайта и создали собственный сайт в программе Конструктор сайта. При проведении самостоятельной работы каждый ребёнок проговаривал новые действия про себя. При проверке работы определил: всё ли он понял, запомнил ли новые действия, сделал вывод о том, что он уже умеет. При этом каждому ребёнку была обеспечена ситуация успеха.
Четвертый шаг – это организация деятельности учащихся для предъявления результата – готового сайта.
В случае правильно выполненных заданий учащийся получает следующий блок учебной информации. Мы начинаем конструировать сайт с помощью языка разметки гипертекста HTML. Если усвоение материала прошло не на должном уровне, ребенку предлагается изучить материал повторно, используя инструкцию или алгоритм.
Такой принцип обучения позволяет учащимся работать над всеми порциями информации по единой схеме, в одном направлении.

Программированное обучение предполагает активное использование на уроках текстовых и графических инструкций; линейных и разветвленных алгоритмов.
Разветвленный принцип программирования я использую на уроках «Компьютер как универсальное устройство обработки информации», «Работа с файлами с использованием файлового менеджера», «Подключение к Интернету», «География» WWW», «Путешествие во всемирной паутине», где учащиеся получают навыки анализа и критичной оценки получаемой информации, учатся выстраивать пошаговый алгоритм.
Пример смешанного программированного обучения вы сможете сегодня увидеть на моем мастер-классе.
Таким образом, программированный метод обучения позволяет мне:
реализовать  требования ФГОС второго поколения к результатам образования;
целенаправленно развивать информационно-интеллектуальную компетентность учащихся;
раскрывать творческий потенциал школьников;
эффективно распределять учебное время;
сохранять здоровье всех участников образовательного процесса, за счет оптимизации нагрузки.
Конечно, существуют и проблемы, с которыми приходится сталкиваться при использовании программированного метода обучения. Но надо помнить одно, не все уроки должны быть алгоритмизированы в полной мере. Необходимо всегда оставлять пространство для свободного творчества учителя и ученика.
Новые образовательные стандарты обязывают систему образования решать глобальную проблему подготовки школьников к жизни и деятельности в условиях информационного общества.
Развитие сегодня IT-технологий повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.
Использование данного метода выявило положительные изменения в деле формирования информационной грамотности и развития логического мышления обучающихся. Мы наблюдаем положительную динамику как в уровне обученности детей, так и в их личностном развитии.
Естественно, это дает возможность и мне как учителю реализовывать свой потенциал и постоянно совершенствоваться.
Комплекс заданий, основанных на использовании метода программирования, представлен на сайте моем личном сайте.