Франция от абсолютизма к революции

Франция: от абсолютизма к революции
Учитель: Мальцева И.В.
Цели урока по линиям развития личности.
1–2 ЛР. Картина мира в фактах и понятиях. Учить выделять главное и обобщать основные события французской революции.
3 ЛР. Историческое мышление. Выделять причины становления конституционной монархии во Франции.
4–5 ЛР. Давать собственную оценку историческим событиям. Оценивать мотивы и поступки участников революции.

Ход урока (один из возможных вариантов)
План урока.

I. Проблема урока: Почему просвещенный король Людовик XVI не смог предотвратить революцию?
Причины революции
II. Поиск решения проблемы:
1. На пути к революции
Примерный вывод по проблеме: Франция на пороге XVIII века находилась на переходном этапе от традиционного общества к обществу индустриальному. Абсолютизм как форма правление устаревал и не устраивал прогрессивное французское общество.
2. Начало революции во Франции
Примерный вывод по проблеме: Революция постепенно охватывала всю Францию и привела к свержению неограниченной власти монарха.
3. Первые шаги революции
Примерный вывод по проблеме: На первом этапе революции (1789-1791 годы) во Франции была учреждена конституционная монархия с ограниченным избирательным правом.

В результате революции во Франции установилась конституционная монархия, ускорилось разрушение аграрного общества.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
– Каково было отношение к королевской власти во Франции накануне революции?


– Изменилось или нет отношение к королевской власти в ходе революции, мы узнаем, когда ознакомимся с документами на
с. 256.

– Какое противоречие вы заметили?

– Какой возникает вопрос?

– Многие слои общества были недовольны властью короля, что являлось одной из главных причин революции.

– Отношение англичан было отрицательным, потому что (цитата из текста).



– Англичане в разные годы приглашают претендентов на королевский престол.




– Король не нужен, и в то же время
король нужен.

– Почему англичане в ходе революции так резко меняют свое отношение к королевской власти?

Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.




II. Версии.


– Какие будут гипотезы, предположения?
Принимаются любые версии и предположения.


III. Актуализация знаний.
Причины революции

– Что нам необходимо вспомнить, чтобы приступить к решению нашей проблемы?
-Давай охарактеризуем Францию XVIII века, для этого мы составим кластер,(приложение№1) что бы увидеть основные моменты, и противоречия которые привели к революции.
- Давайте выделим признаки традиционного и индустриально общества
- Суда по нашему кластеру Франция 18 века была сословной. - Существовали 3 сословия
1.духовенство
2. дворянство
3.крестьяне, горожане, ремесленники. 84 %
-Старинная формула распределяла место каждого сословия в экономической и общественной жизни страны: «Духовенство служит королю молитвами, дворянство – шпагой, третье сословие имуществом». Прокомментируйте данную фразу, и следующие изображения как вы их понимаете? (приложение №2)
-Какой общий вывод мы можем сделать?
-Таким образом, причины революции во Франции


1. Каковы причины революции – сложившиеся противоречия.
2. Заполняют кластер:
А) 84% населения составляли 3 сословие (крестьяне, горожане, ремесленники.)
Б) Абсолютизм - Людовик XVI
В) рост городов
Г) процессы урбанизации
Д) промышленный переворот
Е) Сословные привилегии
Ё) Повинности крестьян (налоги, барщина, оброк)
Ж) Идеи просветителей
и др.
Традиционное общество
Индустриальное общество


- Возможные ответы (фразы, карикатуры)
- 3 сословие на своих плечах несет 1и 2 сословие, 3 сословие пробуждается

- Франция на пороге XVIII века находилась на переходном этапе от традиционного общества к обществу индустриальному. Абсолютизм как форма правление устаревал и не устраивал прогрессивное французское общество.

-
1. Кризис абсолютной монархии
2. Сословный строй и сословные привилегии
3. Передовые идеи просветителей
4.Влияние американской революции
5. Экономическая отсталость





IV. Планирование деятельности.
– Что нового необходимо узнать, чтобы ответить на наш главный вопрос?

– Как развивались события во Франции, что происходило с разными слоями населения, какое государство возникло в результате революции?








V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. На пути к революции
– Давайте с помощью текста п. 1 параграфа учебника назовём основные события начала французской революции и кратко запишем их на ленте времени, но при этом вы разделитесь на 2 группы 1 это представители 1 и 2 сословия 2 представители 3 сословия
-Ваша задача охарактеризовать действия свое сословия
1 группа начинает
1786 заключение договора с Англией поступление на рынок Франции большого количества дешевых англ. товаров

2 группа отвечает, к чему привели действия дворянства

Закрытие мануфактур. Рост безработицы + голод 1789 года
1 группа отвечает на протесты 2 группы
Созыв Генеральных штатов 1789 год и.т.д.




– Смогли на этом этапе король и представители 3 сословия договориться? Как вы думаете, почему?












2. Начало революции
– Заполните, пожалуйста, ленту времени по п. 3 вашего параграфа.

– Как развиваются события, какие силы принимают в них участие?
- В чем состояла проблема подсчета голосов в Генеральных штатах?
-Как называется орган власти, основанный 3 сословие?
- С какого события началась Французская революция?

– Смогли ли договориться король и 3 сословие на этом этапе?

– Кого и почему можно считать победителем и побеждённым на этом этапе революции?



- Революция распространялась по всей стране.
В городах образовались выборные органы власти - муниципалитеты, создавалась вооруженная сила - Национальная гвардия.

3. Первые шаги революции
– Что происходило на данном этапе революции? Составьте хронику событий и определите особенности нового государства.
- Какой был основной смысл «Декларации прав человека и гражданина»

– Кому принадлежала власть и как развивались отношения между различными слоями населения на данном этапе?






– На первом этапе революции король и представители 3 сословия не смогли договориться, потому что король не желал идти ни на какие уступки и считал тех, кто выступил против его власти, мятежниками. В планы короля не входило улучшение положения 3 сословия даже напротив Гениальные штаты были созваны не для решения проблемы безработицы и голода, а для решения проблемы государственного долго. Король надеялся взимать с 3 сословия еще более не подъемные налоги.

5 мая 1789 год-
17 июля 1789 год-
20 июля 1789 год-
14 июля 1789 год-


- Главная проблема при подсчете голосов заключалась в том, что от каждого сословия учитывался только 1 голос, т.о. 1 и 2 сословие всегда оказывались в более выгодном положение.
– Орган власти 3 сословие – Национальное собрание, позже переименованное в Учредительное собрание - целью которого было учредить новые порядки и конституцию во Франции.
- Ф.Р. официально началась с взятия крепости - тюрьмы Бастилии.

- Нет, Людовику XVI не удавалось больше сдерживать нарастающую силу революции.
- победителем 3 сословие
побеждённым Людовику XVI





- 26 августа 1789 г была принята «Декларация прав человека и гражданина»

- Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.

-Король вынужден был признать законность существования Учредительного собрания.
Абсолютизм свергли,
монархия фактически стала конституционной.




VI. Выражение решения проблемы.
– Как теперь мы можем ответить на проблему урока?
На первом этапе революции (1789-1791 годы) во Франции была учреждена конституционная монархия с ограниченным избирательным правом.


VII. Применение нового знания.
– С помощью дополнительных источников информации постарайся определить и обосновать, в интересах каких слоёв общества происходила революция.




VIII. Домашнее задание.
Прочитайте название § 22. Как вы думаете, как дальше будут развиваться события во Франции? Проверите свои предположения, когда ознакомитесь с текстом параграфа дома и подготовьте свои ответы на вопросы перед параграфом.

Исходя из названия темы, можно предположить, что во Франции сменить форма правления она станет республикой. А как это произойдет, мы узнаем на следующем уроке.



Приложение №1


Франция XVIII в.












Приложение №2 (карикатуры XVIII века)

 Кластер как один из приемов интерактивного обучения. Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловое поле и структуру содержания темы или отдельного понятия.











15