Активизация познавательной деятельности обучающихся через применение игровых технологий на уроках математики.

Активизация познавательной деятельности обучающихся через применение игровых технологий на уроках математики.
Т.Н.Павлюкевич
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Томска
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Таким образом, нас всё больше интересуют технологии обучения, формирующие активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении, развивающую общеучебные навыки: исследовательские, самооценочные, рефлексивные. Одной из таких технологий является игровая. Игра, как интерактивный метод направлено на самореализацию личности учащихся в образовательной деятельности, при которой происходит взаимодействие между участниками образовательного процесса, направленное на усвоение общественного опыта, восприятие ценностей, установок и способствующая профессиональному самоопределению учащегося.
Теоретическое обоснование технологии, описание методики внедрения из опыта работы.
Игра-это особая сфера человеческой активности, это первый шаг ребёнка в культуру, это возможность раскрыться порой ещё не реализованным способностям и задаткам личности. Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.
По определению Г.К.Селевко, игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации в игре как в полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормотивного поведения, самопознание в процессе игры; функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
2. Творческий очень активный характер этой деятельности;
3. Эмоциональная приподнятость деятельности;
4. Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности входят планирование, реализация цели, а также анализ результатов. В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми ;г) реальные отношения между играющими; д) сюжет. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, она способна перерасти в обучение.
Игра как метод обучения. Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличии от игр вообще педагогическая (дидактическая) игра обладает существенным признаком -четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.[ 1]
Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.
Игровой замысел- выражен как правило в названии игры, он заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе, часто он выступает в виде вопроса или в виде загадки и придаёт игре характер познавательный, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.
Правила игры определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Они разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся, они создают условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того ,правила игры, воспитывают умение управлять своим поведением, подчинятся требованиям коллектива.
Игровые действия регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания и получить новые.
Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Результат игры придаёт игре законченность и выступает в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату [1].
Для меня, как для учителя математики, при использовании игровых технологий на уроках важно: определить место дидактической игры в системе других видов деятельности на уроке (игры следует различать по дидактическим задачам урока: обучающие, контролирующие, обобщающие) , целесообразность использования игры на разных этапах изучения материала, разработка методики проведения игры с учётом цели урока и уровня подготовленности учащихся.
При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:
Цель игры. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?
Количество, играющих.
Какие дидактические материалы и пособия понадобятся в процессе игры?
Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?
На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики вернуться к ней ещё раз?
Как обеспечить участие всех школьников в игре?
Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить все ли включились в работу?
Какие выводы следует сообщить учащимся в заключении (лучшие моменты, недочёты, результат усвоения знаний, оценки участникам)?
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется во многих случаях. Я предлагаю следующую классификацию использования игр в учебном процессе. Игра используется:
В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета.
Как элементы более обширной технологии (элементы соревнования в проектной деятельности).
В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Как технологии внеклассной работы.
Игры, содержащие упражнения на релаксацию (физ. минутки на уроках)
Игра, как самостоятельная технология [2]. Игра «Дерево знаний»(5 класс, математика). Цели игры: создание ситуаций, повышающих мотивацию, формирующих УУД.
Задачи: создать не один игровой урок, а ввести игровой проект на весь учебный год, ввести метод укрупнения дидактических единиц, постепенно объединяя темы.
Функции игры: изучение данной темы, выявление взаимосвязей этой темы с последующими, планирование решения всевозможных задач. Анализ своих возможностей и реальное их оценивание. Ход игры: Китайская мудрость гласит; «В своей жизни человек должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына». В этом году мы с вами будем выращивать «Дерево знаний», а в следующем году выстроим «Дворец знаний». Чтобы вырастить наше дерево, проверим крепкие ли у него корни. Это то, что вы уже знаете. Далее следует повторение ранее пройденного материала. На плакате обозначены контуры дерева. Этот плакат каждый урок находится перед глазами учащихся. Постепенно по ходу изучения учебного материала, к контурам прикрепляются части дерева с подписанными на них темами. К концу учебного года дерево покрывается веточками-изученными темами. В течении года проводятся конкурсы на самую красивую, самую содержательную веточку, защита тем. «Дерево» помогает и в повторении материала, срываю веточку, повторяю тему.
Игра «Дворец знаний» Игра проводится аналогично предыдущей. Контуры дворца заполняются окнами знаний, а у учащихся формируются новые знания, выстраиваются взаимосвязи между пройденными и ранее изученными темами.
Игра «Маркетинг». Начиная с 7 класса, на уроках алгебры и геометрии использую элементы бальной системы оценивания работы учащихся. На начальном этапе баллы ребята зарабатывают за определённый вид работы, затем за урок, за тему. Работы оцениваются по 50 балльной системе следующим образом. За правильно, аккуратно оформленную работу (наличие тетради или листа. полей, даты, вида работы) ученик получает 20 баллов. Остальные 30 баллов делятся на количество заданий ,включённых в работу..(Число 30 удобно делится на 2,3,5,6,10) При неравнозначности заданий 30 баллов делятся пропорционально их сложности. Эта система хорошо работает в средних и старших классах, когда у ребят наступает период становления личности, когда учёбу они рассматривают ,как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание. С помощью рейтинга всегда виден статус данного ученика на фоне всего класса. Суть системы состоит в том, что начиная с 1 сентября и до окончания учебного года ,полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности суммируются.
Игра, как элемент более обширной технологии (игра, как этап урока).
Игра «Диалог» является элементом разрешения проблемной ситуации на уроке. Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему или создаёт проблемную ситуацию, для решения проблемы каждая команда учащихся имеет право задать учителю минимальное число вопросов с тем, чтобы извлечь из ответов максимум информации и разрешить проблему. Игры-соревнования между командами в групповых технологиях на основе математических боёв. Игра-соревнование между командами при изучении нового материала «Научился сам. Научи товарища». Широко используются игры во время устного счёта: конкурс на лучшего счётчика, кодированные упражнения, графические диктанты.
Урок-игра. Уроки обобщения и повторения пройденного материала, проходят под девизом: «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем!». Примеры таких уроков: уроки путешествия [3]; математические математическое многоборье. Последнее включает в себя различные виды конкурсов как индивидуальных, так командных: «Слабое звено», «Счастливый случай», «Своя игра», «Умники и умницы». Всё чаще игру используют на уроках изучения нового материала. Так при изучении темы «Построение графиков функций» в классе открывается мастерская художников. Учащиеся делятся на 4 группы, каждая представляет преобразование графиков одного вида, 4 группа экспериментальная она рассматривает графики с модулем. [4].
Игра во внеклассной работе. Во внеклассной работе игры используются в кружковых и факультативных занятиях, в проведении вечеров и конкурсов. Идея соревнования заложена во многих играх подобных телевизионным передачам: «КВН», «Брейн-ринг», «Проще простого» и т.д. [5]
Игры, содержащие упражнение на релаксацию.
Полезность использования игровых технологий в учебной деятельности неоспорима, они объединяют образовательные, развивающие, воспитывающие функции; способствуют активизации умственной и творческой деятельности учащихся; использование их помогает повышению качества успеваемости, развитию логического мышления, созданию атмосферы доброжелательности.
Сама математика как учебный предмет-это интеллектуальная игра, в которой математические знания являются её правилами, и успех в этой игре определяется совместными усилиями учителя и учащихся.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье.
Список литературы:
1.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение,1990. – 96с.
2.Математика. 5 – 8 классы: игровые технологии на уроках/ авт. – сост. И.Б.Ремчукова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 94с.
3.Математика. Еженедельная учебно - методическая газета.№19.2003.
4.Нестандартные уроки алгебры. 9 класс. / сост. Н.А. Ким.- Волгоград: ИТД «Корифей». 2007.- 112с.
5. Математика. Еженедельная учебно - методическая газета.№45. 1999.



15