Статья:ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙРАШЕВА Р.Р.
Модернизация российского образования с неизбежностью влечет за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого студента и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность, одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.
Данный метод позволяет поставить студента в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими студентами, а также полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности.
Проект - специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий по решению значимой для студента проблемы завершающихся созданием продукта. Метод проекта - это комплексный обучающий метод, который дает возможность студентам проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
В проектной работе студенты включаются в организованную педагогом поисковую учебно - познавательную деятельность. Педагог опирается при этом на уже имеющиеся возможности, способности детей к творческому мышлению.
В данной статье представлен опыт работы над проектом по теме «Иностранный язык в школе» по учебной дисциплине «Введение в специальность» факультета «Иностранный язык»
При выполнении проекта были выделены следующие этапы организации и проведения проектной работы:
I этап - планирование работы в классе (выбор темы, типа проекта, постановка целей и задач)
II этап - выполнение проекта во внеурочное время, сбор информации)III этап - координация действий между преподавателями и студентами (отчет студентов о проделанной работе, контроль и корректировка учителем)
IV этап - презентация проекта
V этап - оценка и контроль
Перед осуществлением исследовательской деятельности студенты были ознакомлены с критериями оценки по следующим показателям:
- Содержание, информативность, актуальность
- Умение аргументировать
- Оформление
- Объем
- Представление (защита на английском языке)
- Активность участников проектной группы
Данный тип проекта является информационно-исследовательским, долгосрочным.
Перед студентами были поставлены следующие проблемные вопросы:
Чем привлекательна профессия учителя английского языка? Какие формы, методы и приемы работы используются учителем на уроках английского языка? Какой материал может использовать учитель, чтобы заинтересовать учащихся на уроке английского языка? Какова заслуга учителей новаторов, их вклад и практическая значимость?
Обсудив данные вопросы был определен тип проекта: по доминирующему виду деятельности - творческий; по предметно-содержательной области - межпредметный; по количеству участников проекта - групповой. Проект получил название «Иностранный язык в школе» и предполагал создание журнала, который представлял бы собой сборник-справочник для учителей английского языка.
При выполнении проекта были определены следующие цели:
- Познавательный аспект - создать условия для выполнения исследовательской работы.
- Воспитательный аспект - развивать умения работать в группе (самостоятельность, трудолюбие, ответственность).
- Развивающий аспект - развивать творческие способности.
- Учебный аспект - развивать речевые умения и навыки (писать и говорить на английском языке)
Для достижения целей поставлены следующие задачи:
- Поиск, отбор и обработка информации
- Анализ и интерпретация материала
- Создание проекта с целью его практического применения
Студенты работали над проектом в течение нескольких месяцев. Они посещали среднеобразовательные школы, библиотеки, знакомились с архивным материалом, анализировали, систематизировали, формулировали выводы.
Работа осуществлялась во время учебного процесса и во внеурочное время.
Презентация проекта проходила на английском языке. Каждая группа студентов презентовала свой выпуск журнала. На защите перед студентами стояла задача последовательно и логично обосновать выбор материала, представленного в журнале, рассказать о пользе этого материала для учителя английского языка.
После презентации состоялась его обсуждение, в результате которого студентам были выставлены оценки, и была организована выставка журналов.
Работа над проектом - это самостоятельно планируемая деятельность учащихся. Она выражается в том, что студенты запрашивают дополнительную информацию у учителя или добывают ее из различных источников, консультируются друг с другом и, при необходимости, с учителем, высказывают свое отношение к выполняемым заданиям, принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам студент, его реальные потребности.Подобного рода проект имеет огромное воспитательное значение, поскольку формирует активную жизненную позицию и воспитывает любовь и уважение к своей будущей профессии. Это также дает возможность развивать навыки исследовательской работы, творчества, креативности, самостоятельности, повышает мотивацию к изучению английского языка. Но наиболее значимым является его образовательное значение, поскольку расширяет кругозор, учит работать в сотрудничестве и углубляет знания в таких областях как педагогика, психология и методика преподавания иностранного языка.
Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность студентов в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся воспитывать свое мнение, слушать других, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Проектная деятельность позволяет реализовывать принципы проблемного и деятельностного обучения, помогает формировать основные компетенции учащихся. Работа над учебными проектами способствует развитию конструктивного критического мышления студентов, а также повышению мотивации к учению. Данная педагогическая технология развивает навыки самопрезентации и умение общаться, а значит - работает на социализацию личности студента.
Список литературы:
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образовании: учебное пособие/Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под редакцией Полат Е.С.-М.: Издательский центр «Академия»,1999-2005 - 205с.