Статья на тему Буллинг — причины, форма, профилактика


Буллинг –
причины, форма, профилактика.
Что такое буллинг?
Буллинг – (от английского bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, на-сильник) – притеснение, травля, дискриминация. В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.
Буллинг в школе — это систематическое негативное влияние на ученика его одноклассником или группой детей. Само слово английское, его дословный перевод означает «драчун, насильник, хулиган». Обозначает термин групповой или индивидуальный террор. Степень насилия может быть разной. От легкой до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства. Первое определение по отношению к буллингу — достаточно условное, так как любые моральные и физические издевательства имеют серьезные отстроченные последствия.Кто участвует в буллинге?
В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. То есть как жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Особенности и виды буллинга в школе.
Оскорбление чести и достоинства человека бывают самые разные – это и физическое, и эмоциональное, сексуальное и другие виды насилия. В последнее время в подростковой среде стал широко использоваться так называемый кибербуллинг - нападения с целью нанесения психологического вреда, которое осуществляются через средства электронных технологий - электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, чаты, социальные сети, web-сайты, а также посредством мобильной связи. Дети довольно жестоки по своей природе. У них еще не выработались сдерживающие эмоции механизмы. Особенно это касается подростков. Если они невзлюбили одного из класса, последнему придется туго. Иногда родителям не остается выбора, кроме как сменить школу.  Российские исследования буллинга в школе показывают, что 22% мальчиков и 21% девочек становятся жертвами травли уже в одиннадцатилетнем возрасте. Для подростков 15 лет эти показатели составляют соответственно 13 и 12%. Выделяют несколько типов буллинга:
Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намереннымчленовредительством. Избиение, нанесение ударов, шлепки, подзатыльники, пинки.
Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах,
оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков.
Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.
Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывает психологические и физические мучения.


Основные причины буллинга в школе. Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах. Во многом развитию этого явления способствуют воспита-ние в семье и микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Взрослые в школе могут непреднамеренно или иным образом участвовать в буллинге, провоцировать или способствовать ему путём:
унижения ученика, который не успевает/преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.
негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.
устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
привилегированного отношения к заискивающим учащимся.
оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Способствовать буллингу могут также:
Наличие в классе признанного «лидера»;
Возникновение острого конфликта между двумя учениками под влиянием
внешних поводов, которые являются провоцирующими факторами для агрессора (буллера);
Нежелание преподавателей в силу своего незнания брать на себя ответственность за противостояние властолюбивому поведению учеников;
Отсутствие контроля со стороны преподавателей за поведением учащихся на переменах.
Кроме поведения взрослых, способствующего процветанию буллинга в школьной среде, выделяют ряд факторов, которые могут спровоцировать развитие буллинга среди детей:
Низкий уровень воспитания;
Неадекватная заниженная самооценка;
Высокая импульсивность;
Злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми.
Сниженное чувство самосохранения у ребенка;
Внутриличностная агрессивность учащегося, зависящая от индивидуальных особенностей;
Желание сохранить статус в группе и соответствовать группе;
Желание доминировать над другими;
Предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем окружении;
Прогулы и слабая успеваемость в школе;
Смена воспитателей (отчим, мачеха), появление второго ребёнка в семье;
Семейное и сексуальное насилие;
Внутрисемейные конфликты;
Низкий социально-экономический статус семьи.
Завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребёнка;
Гиперопека или равнодушие со стороны родителей;
Ранние сексуальные контакты;
Приводы в милицию и ранняя судимость.
Наступление фазы полового созревания ребенка приводит не только к возникновению проблем физиологического и психологического характера, но и раз-витию критического мышления, позволяющего ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеи-вание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребёнок неисправим, плохо воспитан, или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.
Цель буллинга - за агрессивным поведением скрыть свою неполноценность.
Буллинг не имеет ничего общего с руководством коллективом, если он применяется взрослыми, так как хороший администратор (учитель) управляет и руководит коллективом, плохой - травит. Поэтому, любой, кто выбирает травлю как метод, будь то взрослый или ребенок, показывает свою неполноценность, и та сила, с которой человек травит другого, определяет степень неполноценности тирана.
Травля — болезнь коллектива. Чтобы ее убрать, надо кардинально перестроить отношения в группе и сделать их поддерживающими и позитивными. Учителя просто не умеют этого делать и, что скрывать, не хотят. Собственно, как и полностью исключить влияние телевизора, компьютера на формирование личности ребенка родители так же либо не желают, либо не могут.
Мотивами буллинга являются:
Зависть;
Месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
Чувство неприязни;
Борьба за власть;
Нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
Самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей
отдельных личностей;
Стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
Стремление удивить, поразить;
Стремление разрядиться, «приколоться»;
Желание унизить, запугать непонравившегося человека.

Причины агрессивного поведения к одному из членов класса находятся в двух плоскостях:
Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников. Другие транслируют свое неуважительное отношения к плохо учащимся ученикам при помощи тона и выражения лица. Широкое распространение буллинга в школе объясняется попустительством со стороны педагогов и их низкой квалификацией. 
Важно знать! Ошибкой будет считать буллинг проблемой жертвы. Насилие в группе — это всегда проблема самой группы. Уйдет одна жертва, появится другая, не исключено, что уже из бывших агрессоров. Психологический портрет участников буллинга в школе. Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы. Но пассивное не сопротивление последней и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.Жертва буллинга в школе.
Жертвой буллинга или его более легкой формы моббинга может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером. Для того чтобы стать жертвами более старших детей, не нужно и этого. Порядка 50% школьных агрессоров сами являются истязаемыми в настоящем времени. Они подвергаются обструкции и жестокому обращению в собственной семье. Мальчишки, которых бьет отец, видят, как он издевается над матерью, придя в школу, будут отыгрываться на более слабых. Домашнее насилие может выступать и в образе заботы о будущем. Если мать или отец проходу не дают ребенку из-за оценок, кричат на него и оскорбляют за плохие результаты, лишают прогулок и сладкого, создают жесткий режим занятий, не оставляя время для отдыха, ребенок будет вести себя в школе так же. Но его агрессия направлена больше на соперников. Впрочем, более слабых учеников такие дети просто презирают. Сам процесс буллинга происходит только при совпадении таких факторов:
Беззащитность. Важно, чтобы жертву никто не защищал, иначе травля очень
быстро прекратится. Если малышей избивают в туалете старшие ребята, и никто не реагирует, издевательства будут продолжаться и дальше. Физически слабые мальчики также подвергаются повышенным нападкам со стороны более сильных сверстников. Но при жесткой реакции родителей и педагогов случаи буллинга не повторятся. Поэтому буллеры поступают мудро: они или выбирают беззащитную жертву, или последовательно уничтожают к ней симпатии окружающих.
Неготовность биться «насмерть». Буллеры — трусы. Именно поэтому они
выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить. Жертва не дает отпор агрессору по нескольким причинам: явному перевесу сил, страху получить в ответ еще большую агрессию или потому, что не хочет быть «плохой». Некоторые дети не защищаются из-за установки родителей «драться — это плохо». Если их переубедить и доказать, что защищать себя можно и нужно, ситуация становится менее трагичной.
Низкая самооценка. В голове жертвы прочно сидит недовольство собой или
вина. Особенно ярко это проявляется с детьми, у которых действительно имеются те или иные особенности развития: гиперактивность, синдром дефицита внимания, заикание. В зоне риска и ребята, которых не поддерживает семья, где нет доверительных отношений с родными, малыш предоставлен по большей части сам себе и улице.
Высокая агрессивность. Иногда жертвами становятся дети задиристые,
эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу. Здесь агрессивность носит реактивный характер и идет от высокой возбудимости и беззащитности.
Психологические и социальные проблемы. Одиночество, социальное
неблагополучие, депрессивность, неумение общаться с ровесниками, комплекс неполноценности, глубинное убеждение в негативной картине мира, насилие в собственной семье, пассивная покорность насилию — вот предпосылки для того, что ребенок окажется в роли жертвы в школе. Пугливость, тревожность, чувствительность и мнительность, как индивидуальные черты характера, делают ребенка беззащитным, привлекают агрессора.Агрессор буллинга в школе.
Булли (буллеры, обидчики, агрессоры, организаторы травли). К ним можно отнести и преследователей, которые действуют по указке более сильных агрессоров в классе. У преследователей часто отмечаются низкая успеваемость, прогулы, драки, воровство, употребление алкоголя и табака. Их не останавливают правила, и они легко используют насилие для достижения цели.
Часто буллерами становятся:
Дети, воспитывающиеся родителями-одиночкам;
Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;
Дети из властных и авторитарных семей;
Дети из конфликтных семей;
Дети с низкой устойчивостью к стрессу;
Дети с низкой успеваемостью
Буллеры – это:
Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;
Дети, стремящиеся быть в центре внимания;
Дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);
Максималисты, не желающие идти на компромиссы;
Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;
Дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.
Для буллеров характерны:
Импульсивность;
Раздражительность;
Эмоциональная неустойчивость;
Завышенная самооценка;
Враждебность (агрессивность);
Отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдением обще-принятых норм и правил;
Склонность ко лжи или жульничеству.
Довольно часто к буллингу присоединяется группа преследователей, с которыми буллер осуществляет свою агрессию. Кто чаще всего становится преследователями, помощниками буллеров:
Несамостоятельные, легко поддающиеся влиянию окружающих, безыни-циативные дети;
Дети, которые всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежные и законопослушные);
Дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других);
Часто подверженные жесткому контролю со стороны старших дети (их родители очень требовательны и склонны применять физические наказания).
Эгоцентричные, не умеющие ставить себя на место другого (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»); Не уверенные в себе, очень дорожащие «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса;
Трусливые и озлобленные дети.
Общей чертой всех буллеров являются внешне выраженные нарциссические черты. Нарциссы зациклены на себе, но не имеют внутренней опоры. Они нуждаются в уважении и поддержке, но не получают ее от родителей. Зачастую у такого ребенка фиксируют плохие отношения с мамой, он может воспитываться в социально неблагополучной семье. Поэтому добиваются от окружающих признания путем насилия и террора.  Кроме того, буллерам характерны: 
Неуравновешенность, самовлюбленность.
Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно
задранной самооценкой. Любые стимулы, которые могут понизить мнение о себе, воспринимаются как личная угроза и требуют немедленного действия. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Девочки чаще действуют исподтишка, науськивая окружающих. Они нечувствительны к страданиям других и таким образом просто развлекаются. Иногда буллинг для них — это инструмент для борьбы с соперницами. При этом жертва необязательно должна бросать вызов явно. Достаточно быть красивее и успешнее.
Чрезмерная злоба, враждебность, желание «почесать кулаки». Нападающий
— всегда поклонник культа силы и насилия, закон джунглей для него свят.
Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению.
Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше.
Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности. 
Возвышенное положение в обществе. Девочки-зачинщики буллинга обладают
высоким социальным авторитетом. Они уверены в своей внешности и никогда не испытывали чувства неловкости из-за того, что у них чего-то нет. Родители потакают всем капризам и часто в присутствии ребенка высказывают презрении к окружающим. Отношение к миру меркантильное, к людям — потребительское. Мальчики же из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза, предпочитая откупаться солидной суммой, чем проводить время вместе. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий, кроме как немного опустевшего семейного счета. Таких детей чаще всего называют мажорами. 
Свидетели буллинга – их называют «союзниками» или «зрителями». Ими могут
быть как дети, так и взрослые – технический персонал или учителя, которые не вмешиваются, когда буллинг происходит у них на глазах. Хотя очевидцы и не реагируют, но они тоже находятся под впечатлением от увиденного: часто испытывают страх, находясь в школе, чувствуют себя беспомощными, потому что не могут остановить буллинг, могут также испытывать чувство вины из-за своего бездействия или из-за того, что они присоединились к буллерам. Буллинг заразителен, его можно сравнить с социально-заразной болезнью. Зрители вынуждены выбирать между силой и слабостью (жертвы часто выглядят смешно и жалко), и им не очень хочется ассоциироваться со слабыми. Зрители часто не чувствуют личную ответственность, так как буллинг провоцирует просто делать, как все.
Поведение свидетелей буллинга:
Дети:
1. У них отмечается страх совершения подобного с тобой, злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не можешь оказать помощь ближнему, т.е. они боятся последствий.
2. Они переживают потребности к бегству от ситуации буллинга, чтобы не быть в неё втянутыми, чтобы она не разрушила их душевный комфорт.
3. Они переживают желание присоединиться к травле.
Взрослые:
Речь идет о естественных реакциях взрослых лиц на факты буллинга. Они испытывают:
1. Возмущение, негодование, желание немедленно вмешаться.
2. Страх, отчаяние, бессилие, что может быть ещё хуже, и они не знают, как это прекратить.
3. Защитное игнорирование фактов. «Я это не вижу», «Меня это не касается», «Пусть разбираются сами и отвечают за них те, кому это положено».
4. Присоединение к агрессору. Переживание чувств «праведного возмездия» и «торжества справедливости». «Наконец, ему (ей) воздалось по заслугам». Как правило, к подобным реакциям, могут быть склонны педагоги, травмированные длительным проблемным поведением своих учеников.
Последствия буллинга в школе. Как и любое внешнее воздействие, перенесенные травмы обязательно отразятся на дальнейшей жизни. Причем, не стоит думать, что для агрессора манера его поведения останется безнаказанной.Последствия для жертвы буллинга в школе.


Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоцио-нальном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тяжелую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место - физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.
Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрите-лей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в
три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.
Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.
У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.
Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни:
Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий
эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям и заканчивают жизнь самоубийством.
Сложности во взаимоотношениях. Шансы стать жертвами моббинга на рабочем
месте у людей, переживших буллинг в детстве, вырастают многократно. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире.
Болезни. Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Например, подросток страдает от болей в почках, но обследования и анализы ничего не показывают. Болевой синдром уходит только после работы психолога.
Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. На беседу вызываются родители буллера, а школе придется объяснить, как они допустили данную ситуацию.Признаки, по которым можно заподозрить в ребенке жертву буллинга.
Чаще всего жертвы буллинга молчат о том, что над ними издеваются. Молчат и свидетели. Распознать буллинг можно по поведению, определенным признакам и настроению ребенка. Жертва, как правило, ощущает свою беззащитность и угнетенность перед обидчиком. Это ведет к чувству постоянной опасности, страху перед всем и вся, чувству неуверенности и, как следствие, к утрате уважения к себе и веры в собственные силы. Другими словами, ребенок - жертва становится действительно беззащитным перед нападками хулиганов. Крайне жестокий буллинг может подтолкнуть жертву на сведение счетов с жизнью. В связи с этим окружающим близким людям необходимо проявлять предельное внимание даже к незначительному изменению в поведении ребенка.
На проявления буллинга все дети реагируют по-разному. При наблюдении за детьми, страдающими от буллинга, могут обнаружиться их следующие особенности:
Поведенческие особенности жертвы буллинга:
дистанцированность от взрослых и детей;
негативизм при обсуждении темы буллинга;
0агрессивность к взрослым и детям.
Эмоциональные особенности жертвы буллинга:
напряженность и страх при появлении ровесников;
обидчивость и раздражительность;
грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Признаки физического насилия над ребенком:
ребенок вялый, подавленный, испуганный;
у ребенка регулярно появляются синяки, ссадины, повреждения, травмы;
ребенок вздрагивает от приближения агрессора, или от резких движений;
ребенок агрессивен к людям, животным, часто дерется;
ребенок боится ходить в школу, детское учреждение, кружок.
Признаки буллинга, которые должны насторожить учителя:
Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу;
Несчастный внешний вид;
Отсутствие друзей;
Никто не хочет с ним сидеть за партой;
Ребенок является постоянным объектом шуток и юмора;
У ребенка снижается успеваемость;
Ребенок часто приходит с подранными вещам;
Ребенка не зовут на дни рождения и к нему никто не подходит;
Ребенок говорит, что ему не у кого спросить домашнее задание, когда приходит на занятия с невыученными урокам;
На соревнованиях дети говорят «только не с ним!»;
Ребенок часто проводит время на переменах в одиночестве.
Последствия для буллера в школе. Буллинг оставляет глубокий след в жизни жертв и отражается на эмоцио-нальном и социальном развитии, на школьной адаптации, может иметь тяжелые психологические последствия. Дети, которые подверглись травле, получают тя-желую психологическую травму. Не имеет значения, какой буллинг имел место - физический или психологический. Даже через много лет на тренингах люди, вспоминая, как их травили в школе, часто плачут и рассказывают о своих очень болезненных переживаниях. Это одна из самых сильных эмоциональных травм для ребенка. Поэтому ребенку необходимо оказывать помощь.
Буллинг оказывает влияние не только на жертву, но и на агрессора и на зрите-лей. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли и энурез, совершают попытки суицида.
Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.
У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.
Агрессор меньше страдает от последствий буллинга, чем жертва, но все же бесследно это не проходит и для него:
Неблагоприятное будущее. Примитивные асоциальные способы поведения
перестают действовать во взрослом мире, и буллеры оказываются на помойке жизни. В то время, как их жертвы, заучки и ботаны, заканчивают университеты, получают хорошую работу и обеспеченную жизнь, дорога их мучителей заканчивается в тюремной камере. В лучшем случае они прозябают на низкоквалифицированной малооплачиваемой работе и с завистью смотрят на своих бывших школьных товарищей.
Проблемы во взаимоотношениях. Дети, которые умудрялись сочетать буллинг с
высоким социальным статусом, становятся диктаторами в семье и сущим наказанием на работе. Это сплетники и интриганы. Они плетут сети более успешным коллегам, подсиживают, ставят подножки и идут к своей цели «по трупам». Многие из них достигают высоких результатов в карьере. Поэтому рано или поздно наживают смертельных врагов, а остальные их недолюбливают и боятся.
Террор в семье. Даже если уже во взрослой жизни они успешны, то
окружающим с ними неуютно. Развлекаться чужими несчастьями остается их хобби на всю жизнь. Они не умеют выстраивать теплые отношения с детьми, с любимыми, часто просто копируя поведение своих родителей.

Как быть в случаях обнаружения буллинга .Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги. Но ему понадобится помощь психолога и родителей в борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга.
В случае возникновения в классе буллинга необходимо:
Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в случае обнаружения буллинга в классном коллективе.
Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно.
Оказать поддержку потерпевшему.
Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации.
Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы).
Обсудить с коллективом учеников и учителей определившуюся проблему буллинга.
При необходимости привлечь родительскую общественность.
Рекомендации учителю по работе с «отверженными»:
1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одно-классников. Пример тактики учителя:
Петя отвечает у доски, ошибается, или пишет не очень красиво. Одноклассник злорадно комментирует происшедшее, стараясь обратить внимание всего класса, вызвать смех. Необходимо высказать свое отношение к этой ситуации, сказав, что неудача товарища не может быть поводом для веселья или злорадства. Все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику следует сделать строгое замечание.
2. Следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников. Пример тактики учителя:
Учитель рассаживает учащихся по своему усмотрению, или формирует команды. На предложение сесть с Васей Миша восклицает: «Я с ним не буду! Только не с ним!» Необходимо настоять на своем. А потом поговорить с Мишей наедине, поинтересоваться причиной его отказа. Предложить ребенку встать на место Васи: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь дело с тобой?».
3. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. Пример тактики учителя:
С Витей, умным, начитанным мальчиком, в первом классе случилась неприятность — он описался на уроке. Ребята стали его дразнить, не хотели с ним играть и сидеть рядом. Учитель стал задавать Вите сложные вопросы, поручать ответственные задания, с которыми он успешно справлялся. Скоро ребята обратили внимание, как много Витя знает, как интересно рассказывает, и досадное происшествие постепенно забылось.
4. Помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.
5. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и само-утвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
6. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально.
7. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы. Пример тактики учителя:
Учитель собрала свой пятый класс в отсутствии намечающегося изгоя и обсудила с ними, почему они все ополчились против него. Обратила их внимание на его положительные качества. И в заключение попросила ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь Славе'?» Оказалось, что большинство ребят ничего против Славы не имеют, а пристают к нему по привычке. После разговора отношение к однокласснику изменилось.
Рекомендации учителям, психологам, администрациям школ.
1. Начните с точного, приемлемого для вашего образовательного учреждения оп-ределения буллинга.
2. Установите формы буллинга, которые имеют место в вашей школе.
3. Узнайте, какими способами поддерживают свой авторитет учителя, административные работники, ученики школы.
4. К организации действий следует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литературы и видеозаписей.
5. Обсуждение проблемы. Необходимо проводить беседы со школьниками как индивидуальные, так и групповые.
6. Определите поведение персонала школы, которое способствует позитивным межличностным отношениям между учащимися.
7. Нельзя терять из поля зрения «обидчиков». Беседуйте не только с виновными, но с их родителями, даже если это сложно сделать.
Работа с компаниями обидчиков.
Работая с обидчиками, их нужно экстренно и эффективно разоблачать и постараться отделить от группы единомышленников.
Не напирать на наказание, это только лишь усилит групповую солидарность обидчиков.
Работая с одним человеком, нужно умело использовать силу конфронтации всего, например, классного сообщества.
Помогите ребёнку, который стал жертвой самому решить проблему, конечно с помощью других.
Конструктивно работайте с родителями.
Работа с подростками.
1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.
2. Снижать асоциальное поведение школьников.
3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
4. Формировать:
навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
навыки восприятия, использование и оказание психологической и социаль-ной поддержки;
навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального про-странства;
навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
навыки бесконфликтного и эффективного общения.
5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.