Педагогический опыт по теме: «Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках гуманитарного цикла»


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6 пос. Прогресс
муниципального образования Новокубанский район
Тема: «Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках гуманитарного цикла»
Автор опыта: Гадун Елена Петровна,
учитель русского языка и литературы,
высшая квалификационная категория
2016 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Гадун Елена Петровна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 п. Прогресс муниципального образования Новокубанский район
Дата рождения автора ППО: 19.01.1965 год
Базовое образование автора ППО Армавирский государственный педагогический институт, учитель русского языка и литературы по специальности «Филология», высшая квалификационная категория.
Тема педагогического опыта: «Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках гуманитарного цикла»
Педагогический стаж и квалификационная категория: 24 года 6 мес.
высшая квалификационная категория
Звания, награды, премии, ученая степень автора ППО: нет
Участие автора в научных педагогических конференциях, профессиональных конкурсах: нет
Обобщался ли ранее иной педагогический опыт автора (проблема, тема): «Модульные технологии на уроках гуманитарного цикла», сертификат № 300 протокол №2 от 25.00.2009 г. ККИДППО
Публикации автора по теме обобщаемого педагогического опыта: свидетельство интернет-проекта «Копилка уроков» конспект урока «Синтаксический разбор сложного предложения», свидетельство «Мультиурок» конспект урока «Я изысканность русской медлительной речи», сертификат «Презентации» «Односоставные предложения »,свидетельство о публикации «НУМИ» статья «Учебные модули».
Рабочий адрес, телефон автора: п.Прогресс, ул. Красноармейская 4, 2-13-14
Домашний адрес, телефон автора: п. Восход, ул. Горбатко, д.19
Мобильный телефон автора: 8(918) 325 66 85
Адрес электронной почты: gadun.elena@mail.ru
СТРУКТУРА ОПИСАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА.
1.1.История темы педагогического опыта в педагогике.
Современную школу невозможно представить без процесса информатизации образования, которая должна помогать решению двух основных задач школы: образование – для всех и новое качество образования – каждому. Применение ИКТ в процессе обучения является одним из направлений, реализующих основную цель современной школы: развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в информационном пространстве. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных ИКТ, реализующей принципы личностно- ориентированного образования. Каждый учитель должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как ему представляется возможность эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации, интереса к учебной деятельности.
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Известно, что обучаемый с первого раза запоминает лишь четверть услышанного и треть увиденного. При комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается половина. А при вовлечении обучаемого еще и в активные действия (например, при использовании интерактивных мультимедиа-технологий) доля усвоенного может составить 75%. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Практически, в каждой школе имеются компьютеры, компьютерные классы, ученики изучают такой предмет, как информатика. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках литературы и русского языка (естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером). Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
Цель педагогического опыта: создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного духовного и интеллектуального потенциала. Внедрение ИКТ в учебный процесс позволит активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысит темп урока, увеличит объем самостоятельной работы учащихся, разовьет творческий потенциал учителя и обучающихся. Все перечисленное будет способствовать развитию познавательного интереса учеников.
1.2.История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации. Не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль учебного текста, сворачивать информацию до ключевых слов или развёртывать её до полного объёма.
Многолетний опыт работы в школе показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Специфика работы в сельской школе требует от учителя особого подхода к детям средних умственных способностей. Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, поэтому считаю необходимым использование новых информационных технологий в учебном процессе. Назрела необходимость в разработке и совершенствовании форм, методов, приемов работы по использованию информационных технологий в обучении, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого-педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием компьютерных технологий, в создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся, для развития творческой активности участников образовательного процесса. Практическая значимость опыта велика и заключается в использовании ИКТ на уроках русского языка и литературы и организации совместной учебно-познавательной деятельности учителя и обучающихся с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных навыков, творческого потенциала обучающихся. Среди вариантов ИКТ, используемых в работе – проведение компьютерных уроков, использование презентационных и мультимедийных технологий; обращение к ресурсам Интернета, использование компьютерных технологий для подготовки печатных материалов к уроку. Накопленный материал может быть использован другими педагогами.
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы, сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимся, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть своими глазами, стать как бы его участником. Современную школу невозможно представить без процесса информатизации образования, которая должна помогать решению двух основных задач школы: образование – для всех и новое качество образования – каждому. Применение ИКТ в процессе обучения является одним из направлений, реализующих основную цель современной школы: развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в информационном пространстве. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных ИКТ, реализующей принципы личностно- ориентированного образования. Современный учитель должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как ему предоставляется возможность эффективно организовать познавательную деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации, интереса к учебной деятельности. Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологии, показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации учащихся к выполнению умственных и практических действий, развитию мелкой моторики руки, сенсорного восприятия всех анализаторов, развитию внимания и тактильной памяти, стимулирования познавательной активности перед традиционным методом обучения.
1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Функции компьютера на уроке неоспоримы и такому уроку свойственно следующее:
принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер выполняет следующие функции:
1) функция учителя;
2) функция рабочего инструмента.
В функции учителя компьютер представляет собой:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента:
средство подготовки текстов, их хранение;
графический редактор;
средство подготовки выступлений;
вычислительная машина больших возможностей.
В подготовке и ходе урока необходимы программные продукты, используемые на уроке, такими могут быть:
1. Готовые программные продукты (энциклопедии, обучающие программы и т.п.).
3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации Power Point.
4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.
5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.
6.Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.
Преимущества использования ИКТ велики, а именно: индивидуализация обучения; интенсификация самостоятельной работы учащихся; рост объема выполненных на уроке заданий; расширение информационных потоков при использовании Internet.
Происходит повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
Этот метод обучения очень привлекателен он помогает лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КЛАССА.
Состав класса: мальчиков – 10, девочек – 13. Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности. Условно можно разделить ребят на три группы:
1группа - школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний, высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям. Особого внимания требует воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.
2 группа - школьники со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций
(иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы.
3группа - учащиеся с пониженной успеваемостью. Связано это прежде всего с запущенностью материала. В связи с этим необходимо уделить этим учащимся особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, а также регулярно контролировать их работу.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ.
3.1. Описание основных методов и приемов, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне хочется представить свой опыт с позиции активного использования ИКТ, а что может помочь учителю в достижении данной цели?
Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения;
· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учащихся;
· осовременивают урок.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.
Основные направления использования компьютерных технологий на уроках:
· Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
· Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
· Тренажёр
· Контроль за умениями, навыками учащихся
· Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
· В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
· Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
· Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
· Визуализация учебного материала;
· Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой
· Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету;
· Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
· Стимулирование воображения школьников;
· Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.
В своей педагогической практике приоритетным считаю использование мультимедийных презентации. Создавая презентации, опираюсь на следующий алгоритм работы:
Определяю цель и задачи применения презентации на уроке (структурирование сложного теоретического материала, выстраивание визуального ряда в рамках урока). Произвожу подбор и преобразование материала в зависимости от целей и задач применения на уроке (выстраивание опорных схем, репродукций и др.).
Разрабатываю структуру занятия, группирую материал через слайды в соответствии с ходом и задачами урока, возрастом учащихся.
Я преподаватель двух предметов соответственно уроки литературы и русского языка будут иметь свои особенности.
Наиболее ярко ИКТ используется на уроках литературы. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Чаще использую презентации на уроках литературы, где обращение к информационным технологиям существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки, учатся рассуждать, делать выводы, анализировать текст.
Презентации оказывают неоценимую помощь при изучении биографии писателей и поэтов. Уроки становятся яркими и интересными в связи с использованием видеофильмов, фрагментов художественных фильмов, музыки, красочных таблиц, иллюстраций к произведениям. Такие материалы подготовлены по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, С.А. Есенина. А урок обобщения по какому-либо произведению может превратиться в увлекательную игру. Например, по сказочной повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством", проведенной в форме "Своей игры»
На уроках литературы творческая активность и познавательные способности детей развиваются в работе с проектором и экраном при иллюстрации различных схем, картин, фотографий, портретов, при демонстрации презентаций, видеороликов и видеофильмов, в том числе и собственных, сделанных по моему заданию самостоятельно или под моим руководством и оформленных в программе Microsoft Office, PowerPoint, Мovie Maker, что в свою очередь развивает у учащихся навыки учебно-исследовательской деятельности, креативного мышления. При работе в группах, парах сменного состава учебный материал усваивается гораздо легче и быстрее.
На уроках литературы использование информационных технологий позволяет дать широкий иллюстративный материал и соединить текст, видео, звук и иллюстрации в единую логически законченную композицию, включить в эту композицию тесты, задания на проверку внимания, памяти, на развитие познавательных способностей школьника.
Конкретно-наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. Неограниченные возможности ПК позволяют интегрировать русский язык и литературу, историю, изобразительное искусство, кино, музыку. Примером такого урока может быть презентация к уроку «Трагедия маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Уроки по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности, позволяет экономить время, более эстетично оформлять наглядность. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, игр, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографических, пунктуационных правил. На своих уроках использую разнообразные формы наглядности, в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций. Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка происходит на различных этапах и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка я создаю электронное сопровождение в виде презентации, в которой отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила.
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.). На уроках русского языка использую специализированную программу: «Программа-тренажер по русскому языку "Фраза" (Гуру Софт, 2010); В тренировочном режиме предъявляются упражнения, в ходе выполнения которых у школьников формируются навыки обнаружения, поиска решения и разрешения орфографической или пунктуационной задачи по русскому языку. Входя в программу, учащиеся регистрируются, выбирают номер класса, темы, вариант. При необходимости они могут воспользоваться подсказкой, а если ответ неправильный, то компьютер сам выдаст окно с правилом, которое следует еще раз повторить и обдумать вариант ответа. В конце работы ученики видят результат своей деятельности: количество тестовых вопросов, правильных и неправильных ответов, отметку. Отсутствие ПК для всех учеников компенсирую тем, что распечатываю тест (аналогичный или подобный) для всех, один ученик работает в режиме тестирования, затем выполняется или проверка в парах, или самопроверка. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ: экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимися остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно). Конечно, компьютерные тесты нельзя считать доминирующей формой контроля, но для многих учащихся работа с ними будет значительно более значащей, чем при традиционной форме опроса, так как может стать средством самоутверждения. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, множество тестов представлены в игровой форме. (Например, при неправильном ответе пятиклассник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют) Тесты для 9-х классов максимально приближены к ГИА, что позволяет ученикам менее эмоционально воспринимать итоговую аттестацию. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций. К тому же, ученики тут же получают оценку компьютера. Быстро, объективно, интересно. Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то упражнение тренажера на эту же тему, как правило, выполнит на балл выше. Это говорит о том, что ребенок, оказавшись рядом с домашним предметом, каким является для многих компьютер, чувствует себя более свободно и комфортно. Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ, вслепую доверяя компьютерным программам, и все изложение учебного материала перепоручить технике.
Использование презентаций на уроке русского языка даёт возможность расширить знания учащихся о литературной критике, о великих русских лингвистах. Этот материал не всегда доступен детям, а сейчас появилась возможность не только вывести на экран нужные фрагменты литературоведческих, лингвистических статей, но и показать портреты критиков и исследователей.
Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках желательны. Следует чередовать формы деятельности обучающихся при работе с ИКТ-средствами, например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с компьютером. Влияние ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию обучающихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники будет способствовать эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний обучающихся и, как следствие, повышению качества обучения.
Исходя из вышесказанного, можно предложить для проведения урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему. Во-первых, следует проанализировать методы деятельности преподавателя и обучающегося на всех этапах урока, на которых используются ИКТ. Во-вторых, отдельно планировать собственную деятельность преподавателя по следующим критериям: методика использования ИКТ на этапах урока; методика использования ИКТ на этапах урока; организация обучающихся при работе с использованием ИКТ; соблюдение санитарно – гигиенических требований; влияние использования ИКТ на результативность обучения. Соединяя эффективность обучения с обязательной экономией времени учителя  и учеников, предупреждая их перегрузку, ИКТ позволяют проводить практическую работу, сделать выводы, решать задачи при закреплении в группах и дать возможность талантливым ученикам  попробовать свои силы в решении задач творческого характера повышенной сложности и представить наглядность в подаче материала.   Компьютерная система обучения - может, и не панацея, но средство, помогающее дифференцировать рабочий процесс. Оценки перестают быть главным критерием успеваемости, и обучение получает ориентацию не на результат, а на процесс получения знаний. 
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
3.2.Актуальность педагогического опыта.
Сегодня обществу нужны современно образованные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, мобильны и конструктивны. В соответствии с этим меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности, происходит переориентация его на личностно - ориентированный подход; появляется больше возможностей использовать современные электронные ресурсы, ресурсы Интернета.
Исходя из Концепции профильного обучения, обновление содержания образования, методов и форм организации учебного процесса необходимо. Происходит интеграция электронных средств обучения с учебными средствами на традиционных носителях. Реализация ИКТ позволяет освоить проектно-исследовательскую деятельность, создать пакет учебно-методических материалов, способных активизировать самостоятельные исследования учащихся, их воображение и творческие способности. И при этом осваивать в совместной деятельности с учащимися информационные технологии.
Уже на основании своего опыта работы я могу сказать, что компьютерные технологии помогают повышать уровень и качество знаний учащихся по предмету. Не случайно на элективных курсах в 9 классе я поставила задачу для детей составление творческих проектов в форме презентаций с использованием программы Microsoft PowerPoint. Естественно, что при подготовке данного задания им не обойтись без «всемирной паутины». Это очередной раз стимулирует познавательную деятельность у учащихся, которая приведет к повышению уровня знаний, самостоятельности.
Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Уроки-игры «Путешествие в Страну русского языка» были проведены в  классе при повторении материала по морфологии и орфографии, изученного в 6 классе. После изучения темы «Фонетика. Графика. Орфоэпия» был проведен еще один урок-путешествие. Такая форма урока была выбрана с учетом живого интереса детей к географическим открытиям и дальним странствиям. На этом занятии дети коллективно составляли карту «Страны Букв и Звуков».
Таким образом, учебная деятельность, основанная мной на использовании современных технологий, таких как, использование ИКТ, проектное, игровое, проблемное, исследовательское обучение, способствует решению задач, ставящихся на каждом этапе урока. 3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте.
Представленный опыт соответствует содержанию образования и уровню современной науки, направлен на создание у школьников верных представлений об общих методах научного познания. Учащиеся осознают приобретённые поэтапно знания как элемент единой, целостной системы. Обучение строится с опорой на пройденное. Развивая имеющиеся умения и навыки, учащиеся устанавливают связи между новыми и ранее приобретёнными знаниями. Главной целью является развитие личности, приобретение учащимися функционального навыка исследования, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретной группы учащихся.
Большое внимание уделяется стимулированию мыслительной деятельности ребенка. В этом помогает использование ИКТ в обучении. Нужно так организовать учебный процесс, чтобы дать каждому ученику возможность максимально проявить свои способности. Методы ИКТ помогают учителю сделать процесс обучения наиболее эффективным: учащиеся овладевают универсальными способами умственных действий, вступают в активную познавательную деятельность, реализуют собственные интересы и способности, вырабатывают собственное мнение в контексте учебной программы.
Проведение уроков с применением современных педагогических технологий является мощным инструментом повышения познавательной активности учащихся, приучающих их к самостоятельной познавательной деятельности.
Таким образом, представляемый педагогический опыт отвечает критерию научности, так как использует основополагающие положения современной педагогики, психологии и методики преподавания.
3.4.Результативность педагогического опыта.
Основными параметрами результативности педагогической деятельности по предлагаемому опыту являются:
устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;
положительная динамика уровня обученности;
качественная динамика мотивации учебной деятельности.
Работа над темой проводится с 2012 года по настоящее время.
Деятельность по формированию устойчивых навыков развития познавательной активности учащихся в процессе использования информационно – коммуникационных технологий позволила достичь конкретных результатов:
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению русского языка;
- более эффективно формируется навык творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется письменная речь;
- возросло количество учащихся, имеющих устойчивые навыки правописания;
- учащиеся стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках
После первого года использования ИКТ показатели качества обученности учащихся увеличились на 6%. На протяжении двух лет показатель грамотности учащихся неуклонно повышался.
Использования средств ИКТ служит для активизации познавательной деятельности учащихся, способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока. Организация обучающихся при работе с использованием ИКТ дает возможность в реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, соблюдении технических требований к проведению урока с использованием компьютера, соблюдении эргономических требований к проведению урока.
Использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока, эффективному закреплению материала, оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения.
Но возможны и проблемы с которыми может столкнуться учитель при использовании ИКТ на уроках русского языка и литературы.
Для начала назовем проблемы – противоречиями, которые, мешают работе:
увеличивающийся поток информации и неспособность всех обучающихся воспринимать и усваивать информацию;
возможности компьютерной техники, многообразие информации и существующая система обучения, опирающаяся на ограниченные стандарты содержания и традиционно классно-урочную систему.
Поиски путей преодоления этих противоречий и привели к осознанию необходимости активно внедрять в практику своей работы информационно-коммуникационных технологий: компьютерные уроки, мультимедийные презентации, Интернет – ресурсы.
Использование ИКТ на уроках неукоснительно дает высокие результаты:
- развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
- способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
- помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
- развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с материалом, изучаемым на уроках.
Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе не должно заменять традиционные методы  и приемы  обучения.
Анализируя использования ИКТ в развитии познавательного интереса школьников, в частности на уроках литературы в 5 классе, я обнаружила следующее: развитие познавательного интереса к литературе как учебному предмету увеличилось с 57 % школьников, в начале учебного года, до 71 % в конце учебного (2013-2014) По результатам анкетирования, проведённого в начале учебного года и в марте этого года, учащиеся стали больше читать книг, больше смотреть телепередач, посвященных литературным произведениям, русским и зарубежным писателям. Наблюдения показывают, что применение информационных технологий значительно снижает страх школьников в процессе самовыражения на уроке (не нужно стоять перед всеми, у доски) – это особенно актуально для 8- 9 классов, так как у них проходит период «переходного возраста», стимулирует творческую активность (можно многое самостоятельно пробовать. Исследования в области формирования и развития познавательного интереса через применение ИКТ на уроках русского языка и литературы показали, что в результате уровень познавательного интереса учащихся возрос: высокий с 20% до 25%; средний с 50% до 60%.Число учащихся, отдающих предпочтение творческим работам перед репродуктивными увеличилось с 6 до 36%. Качество знаний при 100% успеваемости возросло. Положительная динамика уровня обученности учащихся по русскому языку в период с 2012 года по 2016 год:
2012-2013 учебный год
Класс Качество Успеваемость
6 63,2% 100 %
9 58,7% 100 %
10 61,5% 100 %
11 64,7% 100 %
2013-2014 учебный год
Класс Качество Успеваемость
5 68,0% 100 %
7 56,7 % 100 %
9 61,3% 100 %
11 66,7% 100 %
2014-2015 учебный год
Класс Качество Успеваемость
6 58,6% 100 %
7 62,7 % 100 %
8 60,0% 100 %
10 70,8% 100 %
2015-2016 учебный год
Класс Качество Успеваемость
7 68,6% 100 %
8 62,7 % 100 %
9 70,0% 100 %
10 89,8% 100 %
В 2015-2016 учебном году показатели краевых диагностических работ в 10 классе были стабильно выше среднекраевых:
Среднекраевой балл Средний балл в классе
КДР №1 11,89 13,1
КДР №2 10,93 13,57
КДР № 3 8,89 10,9
Результаты ОГЭ по русскому языку:
В 2015-2016 учебном году по результатам основного государственного экзамена выпускников 9 класса учащиеся показали высокие результаты по русскому языку. Средний балл выше среднекраевого на 0.3 и составляет 28,8 баллов (краевой 28,5), средний балл по району 27,3.
Победители и призеры в олимпиадах и конкурсах 2012--2013 учебный год:
1.Гуцев Павел, учащийся 11 класса, Свидетельство участника II Открытого Всероссийского конкурса творческих работ «Байконур-Земля-Вселенная»;
2.Белоозерцева Анна, учащаяся 9 класса, Свидетельство участника II Открытого Всероссийского конкурса творческих работ «Байконур-Земля-Вселенная»;
3.Пергунова Юлия, учащаяся 9 класса, грамота победителя краевого конкурса литературно-творческих работ, посвященных Дню Матери России «Мама, милая мама…» в номинации «Песня».
2013-2014 учебный год:
1.Михеева Юлия, учащаяся 9 класса, грамота победителя Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси», номинация «Литературное творчество».
2014-2015 учебный год:
1.Провоторов Роман, Кузнецова Анастасия, Макарова Виктория, Водопшина Юлия, Филимонов Никита, сертификат победителя Центра Диагностики Интеллекта «Кот Знаюн» всероссийского конкурса по русскому языку «Дети Кирилла и Мефодия»;
2.Плескач Никита, учащийся 10 класса, победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений;
3. Плескач Никита, учащийся 10 класса, диплом победителя зонального творческого конкурса «Молодые дарования Кубани», номинация «Поэзия».
2015-2016 учебный год:
1.Краснухина Анастасия, Кузнецова Анастасия, Михеева Юлия, Мороз Екатерина, Овчаренко Илья, Самойлов Степан, диплом победителя международного проекта INTOLIMP.ORG «Русский язык 1-11 классы».
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.
Перспективы:
- развитие личностного потенциала ребенка: интеллектуального, творческого;
- формирование информационной компетентности;
- содействие самореализации школьника через участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах, предметных неделях
Дальнейшую работу в заданном направлении вижу в:
- осмыслении того, насколько целесообразно и эффективно информационные
технологии используются на уроках, насколько они способствуют развитию личности учащегося, формированию у него познавательного интереса.
- повышении качества подготовки учащихся на основе использования ИКТ в учебном процессе
-разработке новых форм обучения, способствующих активизации познавательной деятельности (игра, ролевая игра, игра- путешествие, создание творческих проектов)
- интеграции различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской).
- совершенствовании программно-методического обеспечения учебного процесса (применение учебных программ, создания банка тестовых заданий).
3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.
Данный опыт можно обозначить как репродуктивный, так как этот вопрос широко рассматривался в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
Цель его – активизировать познавательную деятельность учащихся, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.
В процессе познавательной деятельности происходит формирование всех четырех компонентов содержания образования: знаний, умений, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
В ходе использования нашей концепции учитель:
Переходит с позиций носителя знаний на позиции организатора познавательной деятельности;
Мотивирует познавательную деятельность учащихся на игровой основе, в ходе решения проблемных ситуаций;
Организует самостоятельную и творческую деятельность учащихся, формирует интерес к предметам;
Использует коллективные, групповые и индивидуальные способы учебной деятельности, включая всех учеников в учебную деятельность, организует взаимопомощь;
Создает ситуацию успеха;
Организует самоанализ и самооценку собственной учебной деятельности учащимися.
Предусматривает элементы информационных технологий: использование презентаций (созданных как учителем, так и учениками), интернет - ресурсов (on-line тестов образовательных сайтов), что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся и повышает интерес к предмету.
Новизна опыта состоит в создании системы применения ИКТ, нацеленного на развитие познавательной активности школьников.
3.6.Технологичность представляемого педагогического опыта.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности учащихся, ликвидация неуспеваемости посредством ИКТ в обучении.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1.Создание максимальной помощи ученику с учетом результатов анализа контрольных работ, работы на уроке.
2.Познание становится ведущей деятельностью в развитии ребенка.
3. В зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся.
4. Замечать любые способности учеников.
5. Создавать условия для развития познавательных способностей посредством дифференциации, как на уроках, так и во внеклассной работе.
В данном проекте уделяется особое внимание отработке путей формирования ученика как «субъекта» деятельности, т.е. процесс обучения построен так, чтобы школьник был равноправным его участником.
В работе применяю современные образовательные технологии:
-информационно-коммуникационные технологии;
-технологию проблемного обучения;
- разноуровневое обучение;
- работа в группах;
-решение разноуровневых тестов, позволяющее осуществить дифференцированный личностно-ориентированный подход к обучению.
3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта.
Использование ИКТ в обучении играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка и литературы. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.
При использовании ИКТ в образовательном процессе возрастет уровень познавательного интереса, качество знаний, повысится мотивация обучения.
Нельзя не согласиться с известным психологом Н.А.Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не столь от содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников»
При формировании учебного занятия возможно использовать ряд алгоритмов урока с применением ИКТ:
1. На организационном этапе ученикам поясняется цель и содержание последующей работы. На данном этапе показывается слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. На этапе актуализации знаний мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрируется в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм. Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливается степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
5. Систематизация и закрепление материала. На уроках закрепления изученного материала использование мультимедийного проектора также значительно повышает интерес к предмету. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делается обзор изученного материала, демонстрируется наиболее важные наглядные пособия на слайдах. Перед глазами детей яркая таблица с правилом, например «И, Ы после приставок». Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов.
Огромная помощь учителю и ученику - Единая коллекция цифровыхобразовательных ресурсов (ЦОР), которая размещена в Интернете по адресу www.school-collection.edu.ru для свободного пользования в целях образования. Организация образовательной деятельности обучаемых с использованием ЦОРов предполагает использование новейших педагогических технологий, стимулирующих развитие внутренних резервов каждого ученика. Этот этап работы для меня новый, находится в стадии «знакомства».
ИКТ на уроках развития речи
Приведу основные виды учебных работ на уроках развития речи
1. Работа со зрительной опорой.
Как правило, в качестве зрительной опоры использую на слайдах картины, фотографии и т.п. Простейшим примером зрительной опоры являются репродукции картин. Они должны быть живыми и интересными, не содержать сложных деталей, число персонажей должно быть ограничено, события понятны.
Виды работ с ними:
А. Устный монолог, в котором ученик играет роль одного из персонажей картины. Методика устного рассказа по картинкам следующая.
Рассматривание их с устным комментированием: основная цель этого этапа – понять тему и сюжет, замысел художника, заметить как можно больше деталей, которые служат для воплощения замысла и характеризуют персонажей, высказать на основании этих деталей какие-то психологические догадки (какие люди изображены, что они чувствуют).
Второй этап работы, как правило, переносится на следующий урок: дети импровизируют устные диалоги. Оценивание устных диалогов – дети оценивают услышанное, отмечая достоинства и недостатки.
Б. Устный рассказ по иллюстрациям
Это монологическая работа, поэтому она должна следовать за устным диалогом. Суть работы: кто-то из детей рассказывает (но не читает), остальные слушают его рассказ. В этом случае иллюстрации следует воспроизвести на слайдах заранее. Первый этап, выделенный в работе с устным диалогом (совместное рассматривание), исключается: каждый сам придумывает свой рассказ, рассматривая рисунки самостоятельно. Третий этап здесь тот же, что и в работе с устным диалогом.
В. Письменный рассказ по картине.
2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.
Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать. Какого рода могут быть эти личные впечатления?
1. Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, например, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?». В старших классах возможно высказывание на тему: «Что я чувствовал, слушая эту музыку?».
2. Читательские впечатления.
3. Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Бродячие собаки», «Сочинение о друге» .
4. Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов. Примером такой работы стало сочинение ко Дню Космонавтики « В космическом царстве…» Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка.
5. Письма. Традиционно ко Дню Матери дети пишут замечательные сочинения. Основу презентации составили фотографии мам.
Опыт работы был неоднократно представлен на школьных педсоветах, в рамках курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы при ФГБОУ ВПО «АГПА» был дан мастер-класс на тему: «Технологическая карта урока как инструмент формирования универсальных учебных действий учащихся». Конспекты уроков, методические материалы опубликованы на интернет-сайтах: интернет-проекта «Копилка уроков» конспект урока «Синтаксический разбор сложного предложения», «Мультиурок»-конспект урока «Я изысканность русской медлительной речи», «Презентации» - «Односоставные предложения», публикации «НУМИ» статья «Учебные модули».
4.Выводы.
 1. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих учащихся к восприятию нового материала, вовремя восполняются пробелы в знаниях, шире используются познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживается интерес к предмету. ИКТ обеспечивает развитие у школьников мотивации к обучению, познавательной и творческой активности, предоставляет учителю возможности работать с группами близкого уровня подготовки.
2. Процесс взаимосвязи деятельностей в учебном процессе может иметь значительное разнообразие, способствующее активизации познавательной деятельности и формированию познавательных интересов учащихся; взаимосвязь познавательной и практической деятельности должна удовлетворять запросы и тех, кто углублялся в процессе познания, и тех, кто стремился непосредственно видеть результат своих практических материальных условий; взаимосвязь познания и игры должна давать пищу развитию ума, творчества школьника; 3. Реализуя информационно-коммуникационные технологии как подход в обучении, мы получаем ученика, способного получать навыки самостоятельной познавательной деятельности, умеющего пользоваться знаниями, применять их в жизненных ситуациях, а также контролировать и оценивать свою деятельность. Мы получаем свободную, творческую, адаптивную личность, способную включаться в коммуникативную деятельность, развивающую важные личностные качества: контактность, терпеливость и терпимость, партнерство, умение защищать свою позицию.
4. Систематически реализуя идею развивающего обучения я добиваюсь от учащихся активности и самостоятельности на уроках. Знания их пополняются, идеи развиваются.
ИКТ в обучении дают положительные результаты:
уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;
решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;
становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума.
Используя дифференцированный подход в обучении, я заметила динамику развития учащихся по следующим показателям:
интерес к учению;
поиск познавательной деятельности;
развитие общения друг с другом;
взаимообучение и самообучение;
любовь к родному языку.
За последние годы моей работы значительно выросли уровень обученности и качество знаний.
Результаты моей деятельности проявились в том, что учащиеся умеют производить комплексный (частный) анализ текста, определять тип и стиль речи, доказывать, приводя примеры из текста по лексике, синтаксису, находя образные средства выразительности, группировать орфограммы и пунктограммы, их объяснять, определять средства связи между предложениями. На более высоком уровне выполняются учащимися и творческие работы. Все это и необходимо для подготовки к единому государственному экзамену. С материалом «Современные информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках гуманитарного цикла» я выступала на методическом семинаре в коллективе школы, заседании МО учителей гуманитарного цикла. По данной теме проведено несколько открытых уроков внутри школы. Многие учителя одобрили мой опыт, взяли на вооружение, и был сделан вывод об использовании данной формы работы на других предметах для повышения учебной мотивации учащихся, развития познавательной активности.
Я не стану останавливаться на достигнутом, буду продолжать работу над проблемой и дальше, пополняя свой педагогический опыт.
Литература1.Беляков Е.В. Понятие информационно-коммуникационных технологий и их роль в образовательном процессе //Литература в школе. – 2012.-№ 7.- С. 28-31.
2. Мочалова Н.А. Использование компьютера на уроках русского языка и литературы // Русский язык в школе. – 2007.- № 4.-С. 15-17.
3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. –М.: Центр педагогического образования, 2013 г.
1. Гузеев, В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения (Текст) / Е.Л. Гузеев.- Директор школы. - 2005. - № 6.-С.7-10.
2. Любичева, Е.В. Русский язык. Методические материалы для проведения уроков (Текст) Е.В. Любичева.- М.: Эксмо, 2014. -96с.
3. Мазнева, О. Русский язык. 9 и 11 выпускные классы (Текст) / О.Мазнева,- М.: Экзамен на «5», 2001.-24с.
4. Мурашов, А.А. Взаимодействие народов – взаимодействие языков, или водомёт – это по-русски? (Текст) /А.А. Мурашов.- Русский язык в школе.- 2008.- №1.-С.10-24
5. Нарушевич, А.Г. Методика подготовки к ГИА по русскому языку. Лекция Лексика. Фразеология. / А.Г. Нарушевич. Русский язык.- 2007.-№18-С.54.
6. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. (Текст)/ А.Г.Пахомова. - М.: издательство «Аркти», 2012. -25с.
7. Савченко, М. Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы). ( Текст) М.Ю. Савченко.– М.: Вако, 2006. – 40 с.