Разработка урока по литературному чтению на тему: Алдар — Косе и хвастливый бай (5 класс)


30.11.2015
Литературное чтение 5 классТема урока: Алдар - Косе и хвастливый байЦели урока:● Образовательные: вникать в смысл прочитанного, закрепление знаний, умений учащихся. Развитие устной речи. Научить находить мораль сказки, работать со словарем.● Развивающие: Приучать детей высказывать свое мнение и уметь слушать чужое высказывание, а также работать в группе и прислушиваться к ответам одноклассников.● Воспитательные: воспитать в учениках добро и сострадание, пробудить их к свершению добрых дел.Оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), слайды по теме, постеры, кластеры.Основные идеи: Групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.План урока
1. Повторение «Сказка»
2 Вопросно - ответная беседа (Д/з)
3. Показ сказки «Алдар –Косе и хвастливый бай»
4.Работа с учебником и тетрадью
5.Игра «Угадай-ка, кто ты?»
6.Физкультминутка
7.Кластер «Сюрприз от Алдара- Косе»
8.Сообщения детей на опережающие задания. Защита постеров
9. Оценивание « Слово лидера»
10. Рефлексия
Ход урокаІ. Организационный момент.Учитель:– Прозвенел уже звонок,Начинается урок!– Ребята, народная мудрость гласит: “Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи”. Вот и мы, не теряя ни минутки, открываем тетрадки, запишем дату и Классную работу. Психологический настрой учащихся на урок.«Сердечко доброты». Так давайте все соберемся в круг, взялись за руки. Вы должный пожелать друг другу удачи перед началом урока. Вы сейчас очень красивые, красивыми вас делают хорошие и добрые мысли. Молодцы!
Ребята, какой сегодня день? Правильно, последний день осени. А какая она осень? Сколько времен года мы знаем? С какими цветами они ассоциируются? Зима-белая, весна- зеленая, лето- красное, осень- желтая. Теперь вы должны разделиться на четыре группы с помощью этих разноцветных фишек. Выбираете себе фишки по цвету любимого вами времени года. Ученики рассаживаются по группам. Так как мы с вами в этой четверти на уроках литературы изучаем сказки, то давайте назовем 1 группу «Сказка», 2 группа «Алдар - Косе», 3 группа «Казахская национальная одежда», 4 группа «Казахские национальные инструменты». В каждой группе есть свои лидеры. Они будут оценивать своих ребят в группе. Я раздам вам оценочные листочки, напишите туда имена своих одноклассников. Критерий оценки висит на доске. (Объяснение)ІІ. Проверка домашнего задания:
Что такое «Сказка»?
Проверка домашнего задания. (Выслушиваются ответы детей.)«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Мозговой штурм1. Какой сказку мы прочитали прошлый раз?2. Что случилось с Алёнушкой, жива она или нет?3. Чем закончилась сказка?4. Сказка была ли интересной? Итоги домашнего задания:• Что знали?Добро побеждает зло.• Что узнали?Есть добрые люди, как Купец.•Что хотели узнать?Казахскую народную сказку.ІІІ. Новая тема: Казахская народная сказка «Алдар Косе и Хвастливый бай». (В это время в классе звучит песня Алдара - Косе)Встреча с гостем урока Алдаром –Косе. Ребята говорят, что узнали Алдара- Косе.Вопрос учеников Алдару - Правда, что вы очень хитрый?– Ребята, вы узнаете это сами. Показ сценки сказки « Алдар – Косе и хвастливый бай»Понравилась вам сказка?О ком была речь?Новая тема: Алдар – Косе и хвастливый бай.2. Работа по теме:1. Чтение текста учителем2. Чтение текста учащихся по два предложения каждый3. Словарная работа
Твердит- часто говоритВмиг – очень быстро (лезде)Заявил - жарияладыЗаколет – зарежетСлава - атақ, даңқПочёт – құрметУдивление - таң қалуНезнакомец – незнакомый человек (бейтаныс)Пополам – на двоихВо весь опор – өте тез
Работа над произношением.
Дополнительные сведения об Алдаре- Косе:
Алдар-Косе - безбородый обманщик из казахских сказок .Алдар-Косе - герой казахских народных сказок и анекдотов. Сын бедняка, находчивый и хитрый Алдар-Косе защищает бедных и, с помощью ума и ловкости, обманывает и наказывает жадных богачей, лентяев, глупцов и даже чертей. Алдар-Косе был сыном бедного пастуха Алдана, которого постоянно терпел обман и притеснения со стороны богатых баев. Когда у него родился сын, он назвал его Алдар. Когда Алдар стал взрослым, оказалось, что у него не растет борода. Поэтому его и прозвали Косе, что означает "безбородый". Алдар-Косе был заступником бедняков, хитрым и добрым смельчаком. Он постоянно обводил вокруг носа богатых баев, не боясь вступать в спор с самим чертом. Глупцы, скупцы и злодеи жестоко наказывались им.
Игра «Угадай, кто ты?» Из каждой группы выходит по одному ученику и ему говорят слова , по которым он должен угадать о ком идет речь и угадать себя. Алдар- Косе, Царь Берендей, Бай, Серый волк.
Алдар Косе – это находчивый и остроумный герой казахских народных сказок. 
  Алдар-Косе - это не имя, а прозвище. Алдар - означает обманщик, Көсе - безбородый.    Любил Алдар-Косе пошутить и посмеяться, особенно над глупцами и жадными людьми. Богатства у него не было, но хитростью он без проблем мог добыть себе еду. 
Серый Волк : Глаза у него были острые, ноги быстрые, а ум ещё проворнее. Он помогал достать золотую клетку.
Царь Берендей: Затосковал он. Было у него три сына. Был у него сад золотой и деревья с золотыми яблоками
Бай: жадный. толстый. богатый, Я вмиг обману Алдар- Косе.
Групповая работа «Кластер» • – Какой это герой: положительный или отрицательный?
Бай –жадный, хвастливый ,глупый, богатый,злой.
Алдар- Косе – умный, добрый, бедный, хитрый, хороший.
ФизкультминуткаV Сюрприз от Алдара-Косе»
Слово учителя: Алдар- Косе узнал , что по русскому языку мы изучаем тему «Антонимы» и приготовил нам сюрприз. Он спрятал в юрте слова и мы должны к этим словам подобрать антонимы:Начало -... Сесть -... Прощай -... Незнакомый -... Умный -... Добрый -...Близко -... Богатый-…
Сообщения детей на опережающее домашнее задание. Групповая работа . Защита кластеров по названиям своей группы. IX. ЗакреплениеУчитель: Казахский народ с давних времен стремился стать независимым государством. И это нам удалось . Мы стали независимыми. У нас есть своя Республика Казахстан, свой президент. Как его зовут? А какой завтра день? А когда празднуется День Независимости нашей страны? - Ну, вот, всё у нас получилось, все задания выполнены. Вот и подошел к концу наш урок. Мы учились работать в группе, помогая друг другу.
А как вы думаете ребята в наше время есть такие люди как Алдар- Косе и бай? И если они вам встречались то напишите о них небольшой рассказ. Это и будет вашим домашним заданием.
Оценивание «Слово лидера»Рефлексия «Умный смайлик»Понравился ли вам урок? Выберите смайлик и повесьте на доску.
Средняя школа имени 30 лет Победы

Открытый урок
по литературному чтению в 5 классе
Тема: Алдар –Косе и хвастливый бай
Учитель русского языка и литературы: Байгелова Г.Т.