Становление гражданского самосознания на уроках истории и обществознания


«Становление гражданского самосознания обучающихся через реализацию внеклассной работы по предметам общественно – гуманитарных дисциплин» Учитель истории и обществознанияМБОУ Красночабанская СОШ №14Медведева И.В В последнее время среди молодёжи в масштабах страны стало терять прежнюю силу чувство патриотизма, а угроза распространения фашизма стала вполне реальной. Я решила выяснить, каков же уровень знаний по истории Великой Отечественной войны среди учащихся нашей школы и степень их информированности об угрозе радикальных идей. Моей целью стала целенаправленная работа по нравственно –патриотическому воспитанию среди учащихся.Данная тема имеет особую актуальность накануне празднования 70-летия Великой Победы. Моимизадачами в реализации вышеуказанного являлись:1.Определение уровня самосознания и самодостаточности учащихся2.Усиление чувства гражданственности, как единого многонационального народа, уважающего свои исторические традиции В этой связи мною была проведена следующая диагностика. Учащимся 5 -9 кл (в опросе принимали участие 40 респондентов) были заданы вопросы и получены следующие ответы: № Вопросы Да Нет 1 2 3 4 5 6 Знаете ли вы события, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны?Можете ли вы назвать все крупнейшие военные операции Великой Отечественной войны?Знаете ли вы города – герои и города воинской Славы?Смотрели ли вы советские фильмы о войне?Знаете ли вы стихи и песни Великой Отечественной войны?Знаете ли вы о попытках «переписания» советской истории войны некоторыми странами? 12 9 16 17 19 15 28 31 24 23 21 25 Одним из запомнившихся для детей событием, была поездка в Зимовниковский казачий музей , где были представлены экспонаты разных эпох и направлений: от военно –патриотической до духовно –нравственной, о дружбе народов в многонациональной стране. Это было одно из первых мероприятий в рамках реализации поставленных задач.. Игра «Галактика» на тему военно –патриотического и духовно –нравственного воспитания «Защитники родной земли»( с использованием презентации, викторины, защиту баннеров о событиях Великой Отечественной войны и посещения музея с ознакомлением «письма потомкам» - обращения от имени сражавшихся в годы войны) «Я обращаюсь к вам, мои потомки, не забывайте никогда о нас. Солдат России фраз не любит громких, Он просто мир от зла нацизма спас..» Посещение комнаты боевой и трудовой славы в рамках акции «Чтобы помнили…» Рассказы детей об экспонатах музея… Классный час «Несломленные и непокорённые» о блокадном Ленинграде кроме рассказа о военной операции и «дороге жизни» включал в себя и некоторые малоизвестные факты о системе налаживания питания в осаждённом городе и истории о людях, сохранивших свой паёк, как память, чтобы об этом никогда и никто не забывал… В рамках Недели истории были проведена олимпиада «Основные сражения Великой Отечественной войны» и клубный час «Символы государства: «От Великой Победы до Великой России» Мы принимали участие и в конкурсе «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»Ученица 7 класса Медведева Даша рассказала о прадедушках, участниках войны, и их вкладе в общую копилку Победы. Всего из семьи ушло на фронт 9 человек… Моя семья в годы Великой Отечественной войны»В нашем семейном альбоме есть несколько чёрно –белых, старых фотографий, которые бережно хранятся уже много лет. Они перешли к нам от бабушки, а к ней – от её мамы, моей прабабушки Александры Фёдоровны Колокиной. Помню, когда я была совсем маленькой, я рассматривала незнакомые мне лица на снимках, ордена и пятиконечную звёздочку на фуражке , а сидевшая рядом со мной бабушка вытирала глаза и повторяла: «Сколько война горя принесла!». В мероприятии «Урок Победы»была представлена и совместная работа учеников и учителя «Памятники Великой Отечественной», в которой были собраны интересные факты создания монументов.Было решено продолжить собирать материал на данную тему. Почтив память погибших защитников минутой молчания, дети - правнуки участников Великой Отечественной войны и благодарные потомки приняли участие в акции «Бессмертный полк» Большую помощь ветеранам тыла оказывают наши учащиеся. Они не только поздравляют их с праздниками, дарят им цветы, но и работают на огороде, в саду, оказывают поддержку по первой их просьбе Познавательно – интеллектуальное мероприятие«Ура, Победа!» имело цель не только рассказа о событиях тех лет, но и проверку общей эрудиции учащихся по Великой Отечественной войне. Дети пели военные песни, угадывая их по мелодии, вспоминали лучшие фильмы о войне, работали с картой, отмечая города – герои, готовили сообщения об освободительной миссии Советской армии Гостями наших внеклассных мероприятийбыли ветераны тыла.Недавно администрацией нашего поселения были вручены памятные медали к 70 –летию Победы.Среди награждённых –Моисеенко Надежда Алексеевна Во Всероссийском конкурсе «Наше наследие» приняло участие 41 человек. Ребята узнали многое из истории войны и попробовали свои силы в викторине.. Классное мероприятие «Георгиевская ленточка» было завершено просмотром фильма «Помни имя своё» о детях, переживших лагерь смерти Освенцим.. К концу учебного года была проведена повторная диагностика и вот её результаты: № Вопросы Да Нет Да Нет 1 2 3 4 5 6 Знаете ли вы события, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны?Можете ли вы назвать все крупнейшие военные операции Великой Отечественной войны?Знаете ли вы города – герои и города воинской Славы?Смотрели ли вы советские фильмы о войне?Знаете ли вы стихи и песни Великой Отечественной войны?Знаете ли вы о попытках «переписания» советской истории войны некоторыми странами? 12 9 16 17 19 15 28 31 24 23 21 25 35 34 37 29 36 33 5 6 3 11 4 7 Подводя итоги работы я увидела следующие положительные тенденции:1. У детей повысилась мотивация к изучению истории2. Учащиеся более активно принимают участие в предметных неделях и олимпиадах3. Дети принимают участие во всероссийских конкурсах ( дипломы 2 и 3 степени получили 17 чел)