Доклад и презентация Метапредметный подход в действии


Слайд 1- ДОКЛАД
«МЕТАПРЕДММЕТНЫЙ ПОДХОД в СТАНДАРТАХ 2 ПОКОЛЕНИЯ»
Швец Людмила Михайловна, методист-организатор
МОУ «Днестровская СШ№1»; svec-mila@yandex.ru; м.тел. 0777-58145
Слайд 2. – Я прикасаюсь к будущему. Я – учу-сказала астронавт США Шэрон Криста Корриган МакОлифф, учитель истории, английского языка и биологии, магистр искусств. (1948-1986)-38 лет!
Слайд 3 (пазлы)- Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов, приблизить их к решению прикладных задач..
СЛАЙДЕ 4 –Процесс обучения и воспитания отлично отражает настоящий слайд – аллегория -«ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ». читать со слайда… - у вас есть эта картинка
Слайд 5 - Ульям Шекспир - «Люди разных стран равны в одном: им дорого и любо всё новое, хоть новое и лепят из старого»
Слайд 6-7 - Термины «метапредмет», «метапредметность», о которых мы говорим сегодня имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель! Слайд 8 – Аристотель. Это отражено в его труде «Метафизика» - «Первопричины бытия».
Слайд 9 – В XVII об этом говорил Ян Амос Каменский о разнообразии научных дисциплин и учебных предметов. – «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». - Ян Амос Коменский (1593-1670)
Слайд 10 - Метапредметное обучение было широко распространено и в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в старой России, сбросить всё, что напоминало прежние царские порядки.
Слайд 11–1 2 – Два фото - Тогда метапредметное обучение разделялось на 2 ступени: на первой ступени — самой младшей  — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с учениками проводили экскурсии, диспуты, споры, давали прикладные знания и умения.
Слайд 13- Фото - В 1930 году, как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.
Слайд 14- В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, Асмолова А.Г. и, наконец, в 2008 годуон был заявлен в РФ как один из ориентиров образовательных стандартов 2 поколения. Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, и различные научные школы трактуют его по-разному.
Слайд 15 – читать со слайда - Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания.
Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, а предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.
Слайд 16 - Так, у Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, метапредмет обеспечивает процесс обучения в рамках любого учебного предмета.
Слайд 17 - Таким образом, Ю.В. Громыко и его последователи выделяют отдельные метапредметы «Знак», «Проблема», «Смысл», «Ситуация» и т.д.
Слайд 18 - Пару слов о Ю.Громыко - возглавляет Центр Инструкционного дизайна в образовании eduscen.ru (Мыследеятельностная педагогика – это школа будущего). Он директор НИИ инновационных стратегий общего образования Департамента образования г.Москва
Слайд 19 - В работах А.В. Хуторского учебный метапредмет, а также метапредметные темы стоят вокруг фундаментальных образовательных объектов (ФОО). «Метапредмет – это не особый «срез» предмета, а именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».
Слайд 20- Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы: новые пед-ские технологии, системно-деятельностный подход, который опирается на технологию критического мышления (ТРКМ).
Метапредметный подход открывает новые перспективы развития учебного предмета и учебного занятия. «Учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом».
Слайд 21 Хуторской А.В. - доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, академик Международной педагогической академии, академик Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского, директор Института образования человека, директор Центра дистанционного образования «Эйдос».
Слайд 22 - Метапредметный подход в Научной школе А.В. Хуторского определяется тремя основными направлениями:
1) - фундаментальные образовательные объекты.… такими являются: число, время, алгоритм, буква и т.д. (щелчок)
2) на основе ФОО выделяются фундаментальные проблемы (происхождение жизни, отличие живого от неживого, жизнь, любовь, смерть, семья т.д.)
3) на уроке должно быть целеполагание, планирование, проблематизация и рефлексии – что и обеспечивает метапредметную деятельность.
Слайд 23 – А.Хуторской строит лесенку Метапредметного обучения – см. слайд:
Метапредметное обучение
Метапредметность
Метадеятельность
Метаурок
Метазнания
Метаспособы
Метаумения
Слайд 24- Он раскрывает эти понятия и даёт им определения:
Метадеятельность – определяется уровнем развития личности
2. Метазнание – знания о знании
3. Метаспособы – открывают новые способы решения проблем
4. Метаумения – теоретическое мышление, переработка информации,
творческое и критическое мышление, регулятивные умения.
Слайд 25- На след. слайде и у себя в буклетах вы видите Таблицу отличий традиционного и метапредметного подходов……ЧИТАТЬ…
Слайд 26 - Результат: Сегодня важно не столько дать школьнику больший багаж знаний, сколько нужно обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Слайд 27 - Метапредметный подход обеспечит переход к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Поэтому формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения на любом предмете и во многих технологиях, методах и приёмах: (см.слайд)
Развивающее обучение Эльконина-Давыдова
Мыследеятельностная педагогика
Коммуникативная дидактика
Эвристическое обучение
Логико-смысловое моделирование
ТРКМ
ТРИЗ
Слайд 28 - Метадеятельность (УУД). Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (УУД), проявляющихся в познавательной, регулятивной, коммуникативной практической творческой деятельности учеников.
Универсальная деятельность является "надпредметной".
Предметная - это любая деятельность с предметом: строю, учу, лечу, пишу книги, кормлю людей, проектирую здания, командую полком или управляю школой, фирмой, заводом.
А вот целеполагание, планирование, проектирование, исследование, прогнозирование, сценирование, моделирование, конструирование, анализ, мыследеятельностная рефлексия... - и есть метадеятельность.
Слайд 29 – Третий автор теории - Александр Григорьевич Асмолов — доктор псих-их наук, профессор, академик РАО, зав.кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, директору Федерального ИРО. Род. 22 .02.1949г., Москва. Академик РАО, профессор. Он предлагает связать УУД, ключ-е компетенции и Умение Учиться.
101346022225УУДПознавательныеРегулятивныеКоммуникативныеКлючевые компетент-ностиУмение учиться
Слайд 30 - Он ставит знак = между метапредметом и УУД, и требует уделять большое внимание и использовать на уроке Целеполагание, планирование, поиск информации, сравнение, анализ, синтез, контроль, оценка - ибо всё это и есть метадеятельность.
Слайд 31 – Он выделяет 5 основный видов деятельности ученика, которые приводят к ценным умениям. Можите познакомиться с ними со слайда….
1333592075Слайд 32- Итак мы познакомились отличительными и общими чертами у трех авторов теории метапредметного подхода….- см. СХЕМУ на экране в центре этой схемы -ГОС
Слайд 33 - Обратите внимание на слайд, что все троё подчёркивают, что НАБОР кругов - это набор "предметов"... МЕТА к ним выступает их огибающая... Как только она становится замкнутой, то сама группа превращается в "предмет». ТОГДА - Прощай "метапредметность"...и Здравствуй,, "межпредметность" .
Слайд 34 – Модель метапредметного урока ….– читать элементы с экрана.
Слайд 35- В чём же особенности метапредметного занятия?
ЭТО Интегрированное занятие с применением ИКТ
Учащиеся осваивают способы работы со знанием
3. Содержание составляют единицы, носящие универсальный характер
4. Учитель - в совершенстве владеет предметом
Слайд 36 – Структура метапредметного занятия, используемая на изучение темы.
3975735196851. Образовательная напряженность.
2. Уточнение образовательного объекта
3. Конкретизация задания
4. Решение ситуации
5. Демонстрация образовательной продукции
6. Систематизация полученной продукции
7. Работа с культурно-историческими аналогами
Слайд 37 -Модель урока инф-ки на тему «Безопасноть» - основное метапредметное ПОНЯТИЕ…. Читать со схемы.
Слайд 38 - Отправляясь на урок у вас д.б. вопросы:. Что я должен учитывать?
что я делаю? (предмет деятельности);
для чего я это делаю? (какова цель);
как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
какой это дает результат?
за счет чего этот результат достигнут?
Слайд 39 – требования к структуре урока, требования к заданиям на уроке.
Структура метапредметного урока отражена у Вас в буклетах в сравнении страдиционным уроком. А требования к заданиям вы видите на слайде:
Повышенный уровень сложности заданий,   они носят проблемный и поисковый характер.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Слайд 40 - Требование к учителю.
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Чётко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актёр, он - РЕЖИССЁР! ОН - КОНСТРУКТОР урока!
Слайд 41 - «Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших школьных детей появиться желание и смысл учиться». Маргарита Леонтьева, гл. редактор издательства «Просвещение».
Слайд 47 - Работа методиста по реализации метапредметного подхода.
Четко осознавать, что ГОС – это развитие педагогов, продолжение традиций и внедрение инноваций.
2. Тщательно изучить все документы по образовательному стандарту.
3. Осуществлять прямое и сетевое взаимодействие с педагогами.
5. Менять позицию каждого учителя к требованиям ГОС.
Слайд -49 – Во всем УЧИТЕЛЮ помогает верный друг методист-организатор по ИО. На экране слайд и в фое – стендовый доклад «Аспекты деятельности методиста-организатора по ИО». Где видно, что деятельность методиста-орг. по ИО носит интегративный и следовательно, и метапредметный характер.
В заключении дарю вам поэтические строки:
Пусть дух просвещения нас всех окрыляет
И чистые мысли пронзают миры,
Источник познанья не иссякает
И мудрость открытий пленяет умы.
Гимн Славянского педагогического собора
Мне посчастливилось трудиться в творческом коллективе, среди влюбленных в своё дело людей. И пусть большая часть моих коллег –это люди, возраст которых уже за 50 лет, но многие хорошо проинформированы о возможностяхи назначении ТСИ….
Я рассказала Вам о теории метапредметного обучения. Впереди же Вас ждёт цепочка метапредметных уроков и мероприятий, которые связывает желание рассказать детям о единственно бесценных и высоконравственных категориях – ЖИЗНЬ, ЛЮБОВЬ, ЭНЕРГИЯ любви, тепло сердец. Хорошего дня!