Презентация Требования к современному уроку в начальной школе


Выступление на ШМО подготовила: Койнова Ю.В.2015-2016 учебный год. Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения “Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора, эрудиции”.В.А. Сухомлинский «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются».«Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок».«Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком».«Современный урок – это урок без стрессов». Высказывания учеников. Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. М.Скаткин Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век эта динамика особенно заметна. Существует множество подходов к определению понятия урока. Несмотря на это, можно выделить общие признаки понятия «урок»: 1. Урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности. 2. Урок - элементарная структурообразующая единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. 3. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся. Задачей урока является реализация этих функций. В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.Организация урока динамична и вариативна.На уроке используются современные педагогические технологии ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА: 1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7. Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. Ваше отношение? Выскажитесь. Так мы учили, а может еще учим? Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. При посещении открытых уроков: Билевич Н.И., Кушнеревич А.Н., Елисеевой С.С., Зайцевой А.А., Куриленко А.И., Кукушкиной О.В. Я обращала внимание на то ,что:хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;вывод делают сами учащиеся;минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;времясбережение и здоровьесбережение;в центре внимания урока - дети;учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; умение демонстрировать методическое искусство учителя;планирование обратной связи; урок должен быть добрым. При посещении уроков обратила внимание на принципы педагогической техники используемые учителями:свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи). На всех уроках присутствовала групповая форма работы. Этот вид работы имеет множество плюсов: -ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. -меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. Очень порадовало то, что все учителя стремятся к «Высшему пилотажу» в проведении урока и идеальному воплощению новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. “Среда учения - деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности, необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения” Леонтьев А.А. Стандарт преподавательских умений (New York State Professional Standards and Practices Board for Teaching, October 2007 ) Компетентность в планировании и подготовке уроковвысокий темп работыконцентрация и переключение внимания учениковмногообразие форм презентации материала Компетентность в управлении классоммаксимальная включённость всех учениковразнообразие форм работы и заданий сотрудничество между учителем и детьми Максимальное соответствие потребностям учениковмаксимальный учет индивидуальных потребностей учащихсяиспользование творческих заданийОбеспечение активности и самостоятельности учениковсамостоятельная работа в группах и парахэмоциональная вовлечённость учениковпостроение коммуникации между ученикамииндивидуальная работа и обратная связьИспользование разнообразных методов оценивания разнообразие инструментов оцениванияоценивание для управления учебным процессом партнёрское, групповое и индивидуальное самооцениваниедифференциация заданий по сложности и объёмуОчень приятно, что наши учителя владеют этими умениями и применяют их на своих уроках! Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться. Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? Современный урок – это:урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.урок, содержащий разные виды деятельности.урок, на котором ученику должно быть комфортно.урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.современный урок развивает у детей креативное мышление.современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности. Спасибо!Всем счастья, здоровья, любви!Успехов! Список использованной литературы. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2661.;Школьный гид [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL:http://www.schoolguide.ru/index.php/progs/school-russia.html.О.Б. Логинова [Текст]: /Планируемые результаты начального общего образования //Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.Uroki.net [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm.Издательство Просвещение [Электронный ресурс]: официальный сайт/URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077.Завуч. [Текст]: //Научно-практический журнал № 7, М – Центр “Педагогический поиск”, 1999.М.Н. Скаткин [Текст]: /Совершенствование процесса обучения//Методическое пособие – М.: 1971.