Конспект урока по информатике Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.


Конспект урока информатики в 6 классе
МБОУ СОШ № 35, учитель Маршала Ирина Алексеевна
ТЕМА: Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
Цель: формирование навыков и умений структурирования и визуализации информации с помощью графов для решения учебных и жизненных задач, воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.
Задачи
Предметные:
сформировать навыки и умения представлять состав и структуру системы с помощью графа;
использовать граф для решения предметных и жизненных задач;
закрепить умения определять целесообразные источники для поиска необходимой информации с помощью ИКТ.
Метапредметные:
владеть общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «схема» и др.;
структурировать и визуализировать информацию.
преобразовать объекты из чувственной формы в модель;
уметь устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
Личностные:
овладеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
проявить способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
выработать способность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
понимать ценности здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ
ЦОР: презентация.
Основные понятия: граф, вершина, дуга, ребро, петля, цепь, цикл, иерархия, дерево.Планируемые результаты
Предметные результаты: формирование представления о графе как о наглядном средстве представления состава и структуры системы.
Личностные результаты: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и преодолению препятствия, наличие мотивации к творчеству.
Формирование УУД
Личностные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Предметные: знаково-символические действия, включая моделирование.
Ход урока
1.Оргмомент: приветствие, настрой на работу. Сообщаем, что работаем сегодня по группам. (1мин)
2. Проверка домашнего задания. Активизация знаний.(3-4мин)
Раздаются карточки (кейс) со схемами. (Схема Курская дуга; Метрополитен; Золотое кольцо России, карта города Курска)
Учитель: ребята, посмотрите внимательно на карточки. Что вы на них видите? Опишите, опираясь на вопросы под рисунком.(1 мин. на подготовку ответа)
Вопросы на карточках: 1) как называется этот графический объект?
2) дайте определение; 3) для чего применяют такой способ отображения объекта?
4) дает ли данное изображение полное представление об объекте?
Ответы 2-х обучающихся.
3. Введение нового материала
На доске слайд 2.(2 мин) Изображение школы, дома, библиотеки, кафе, цирка, соединенных между собой. Всем известна сказка колобок и её главный герой. Сегодня колобка будет много неизвестного и ждут испытания. В новое место попал Колобок. Можно ли эту схему изобразить по другому?
Учащиеся: предлагают варианты изображения. Даем подсказку, что можно ввести условные обозначения. (Думают группы 1 мин) Предложения на доске на новом слайде. Если изображение напоминает граф, то учитель сообщает:
Учитель: ребята сейчас вы сами изобразили главного героя сегодняшнего урока и графически отразили нашу тему. Это граф! Тема нашего урока - Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач.
Учитель: ребята, а какие цели мы можем перед собой поставить при изучении нового материала? (предполагаемые ответы учащихся: узнать, что такое граф, какие графыбывают? Где и для чего используются? Научиться создавать графы, решать с его помощью задачи) (3мин)слайд 4. Даем определение графа.(2-3мин)
Граф-совокупность конечного числа точек, называемых вершинами графа, и попарно соединяющих некоторые из этих вершин линий, называемых ребрами или дугами графа.
( запись в тетради)
слайд 5 Марина пригласила друзей в гости. Друзья пили чай и разговаривали. Как вы считаете, какая модель графа подходит под описание ситуации? Почему вы так решили?
Ответы уч-ся: Неориентированный, т.к. не указано кто с кем конкретно разговаривал.
Учитель: верно. И так, если в задании указываются отношения между объектами, то граф будет ориентированным, если нет, то неориентированным (запись в тетради) (3-5 мин)
слайд 6. Учитель: Посмотрите, пожалуйста, а чем этот граф отличается от тех, что были ранее? ( Ответы учащихся: написана информация на ребрах или дугах) (1 мин)
Учитель: верно! Такой граф называется взвешенный (имеет вес, утяжелен информацией)
Учитель: Как в сказке колобок путешествовал главный герой? От кого и к кому? Ответы учащихся (от бабушки к лисе). Правильно и показать это можно так. (слайд 7. )Такой граф называется Цепь .
Учитель: а вот если бы колобка не съела лиса, и он вернулся назад к бабушке, то был бы Цикл. Слайд 8.
Первичная отработка нового материала.
Слайд 9. Найдите граф, согласно описанному заданию (с пояснением 1-2 мин)
Слайд 10. Учитель: Посмотрите, наш колобок! Какой забывчивый. Укатился от бабушки и вдруг вернулся. Такое поведение объекта можно изобразить петлей.(1 мин)
НА 20 минуте ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для тела (покачались деревья)- 2мин
Учитель: что- то странное на экране. Зачем нам эти изображения? (слайд11)
Слайд 12. (1-2 мин) Теперь понятно - это новые понятия темы. Сеть- граф с циклом
И Дерево- это граф, в котором нет циклов (учащиеся пишут в тетради.)
Где же мы могли встречаться с такими графами? (предположительные ответы учащихся)
Учитель: да - генеалогическое древо. Демонстрация слайда 13
ОПРЕДЕЛЕНИЯ: Корень-главная вершина. Листья- вершины, не имеющие порожденных вершин.
Каждая вершина - имеет только одного предка. Любая вершина дерева может порождать несколько потомков.
Учитель: (слайд 14) Деревья на уроках ИЗО вы научились рисовать, а наше информационное дерево как будет выглядеть, если у нас такая задача: Петя, Коля и Маша приготовили рефераты по информатике и физике по темам: Интернет, Компьютерные вирусы, Оптические явления. А Аня нашла и сохранила картинки Закат и Зима. Вся информация хранится на диске С. Изобразите данную информацию схематически. (задание лежит в кейсах) Соберите схему из отдельных деталей (работает группа) (проверка слайд 15)
Слайд 16 (3мин) А вот еще одну известную сказку я попрошу вас записать дома в виде сети, не простой, а семантической (показ слайда 14) записывают определение.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Семантическая сеть-сеть, на которой отражены объекты (понятия) и связи(отношения) между ними.
Закрепление нового материала(5 мин): выполнение задания из тетради на печатной основе........№ 151. В таблице приведена стоимость проезда между соседними железнодорожными станциями. Числа, стоящие на пересечении строк и столбцов таблицы, означают стоимость проезда между соответствующими соседними станциями. Если пересечение строки и столбца пусто, то станции не являются соседними.
А B C D E
A X 1 4 1
B 1 X 3 C 4 X 2
D 3 X E 1 2 X
43815198120
Учитель: наша работа со схемами разного вида продолжается. Сейчас вы пройдете к компьютерам с учебниками и выполните задание 2 работы № 14. Для этого вы используете Заготовки и постараетесь достроить сеть. Необходимые объекты найдете во вкладке Вставка. ( 10 мин)
автобус
пассажир
водитель
остановка
билет
контролер

На 35 минуте ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз (1 мин) Возьмите в руки карандаш или ручку. Поднимите перед собой на уровне глаз. Смотрите на острие карандаша и рисуйте в воздухе им восьмерку, квадрат, круг. Приблизьте, удалите карандаш. Закройте глаза.(1,2,3) Откройте глаза.
Учитель: давайте подведем предварительный итог. Что мы смогли узнать и запомнить.(2мин) (Слайд 18) Опишите графические объекты на слайде. Предложены 1) семантическая цепь - сказка Курочка ряба,2) Граф, имеющий ребра и дуги;3) взвешенный граф; 4) дерево
Рефлексия (1-2 мин)
Учитель: Наше занятие подошло к концу. Интересной для вас оказалась тема занятия? Что вас удивило? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? Оцените свое впечатление о проделанной работе, заполнив листы самооценки.
1.Листок самооценки: (лежат в кейсах)
1.Материал занятия был мне полезен 2.Материал занятия был мне интересен 3.При работе в группе мне не нашлось интересной работы 4.Занятие прошло очень быстро 5.Об этом занятии я расскажу родителям много интересного Самым активным, участвующим, стремящимся познать, раздаются наклейки- оценки деятельности.
Учитель: Домашнее задание: параграф 13 п 2-3 РТ № 52





План урока:
Организационный момент
Проверка выполнения домашнего задания
Актуализация знаний
Знакомство учащихся с темой и планом занятия
Изучение нового материала, работа с учебником
Организация проектной деятельности и разработка проектов (работа в группах)
Защита проектов (закрепление материала)
Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания
Рефлексия учебной деятельности
Технологическая карта занятия



Осуществляемые действия:
2967990229235
472440-4445

30441905778547244057785