РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА














РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.
Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста.
Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкально-дидактические упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха. Например, освоение звуковысотности при разучивании русской народной песни «Петушок» помогают следующие задания. Педагог спрашивает: «Дети, вы хотите сегодня увидеть петушка , а какого – маленького или большого?» Если дети отвечают: «Маленького», педагог предлагает покричать, как маленький петушок. Дети испытывают большое желание увидеть петушка, поэтому все стараются кричать тоненько, высокими голосами. Педагог выкладывает на фланелеграфе картинку маленького петушка. Затем появляется и большой петушок. Чтобы убедиться, осознали ли дети высоту звуков, можно проиграть музыкальное вступление к песне в более высоком регистре и спросить их, какой петушок поёт – маленький или большой.
Для активизации детей можно предложить им самим использовать исполнить роль маленького или большого петушка. Это задание даёт педагогу возможность услышать каждого ребёнка, отметить его исполнительские данные. При этом во всех случаях нужно положительно оценить пение детей. В работе над развитием музыкального слуха в младшей группе с первого же занятия используется «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, музыкальная лесенка, фланелеграф. Задания по определению высоких и низких звуков сопровождается выкладыванием на фланелеграфе большой и маленькой птицы и т.д. или передвигаются по музыкальной лесенке маленькие игрушки ( одновременно пропеваются высокие и низкие звуки). Как правило, начинать нужно с контрастных звуков. Постепенно даются менее контрастные звуки в пределах квинты ми-си ил фа-до2.
В средней группе для определения высоты звука хорошо ввести металлофон, чтобы дети самостоятельно могли проигрывать эти звуки, связывая их высоту с перекличками мамы-птицы и птенчиков.
В процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?».

Педагог располагает на фланелеграфе фигурки большой и маленькой птиц и рассказывает: «В одном дворе жили курица с цыплёнком, гусь с гусёнком и большая птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша мама-курица» Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, дети повторяют. Затем педагог продолжает: «Услышал свою маму маленький цыплёнок и запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Поёт на ноте до2, дети повторяют. Таким же образом находят мамы-птицы и остальных малышей.
В средней группе дети имеют определённый запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняются и задания. Дети воспроизводят не только высокий и низкий звуки, они знакомятся с менее контрастным (среднем) звуком. Конечно, задания предлагаются не только в игровой форме. Например, в гости к малышам приходят матрёшки: большая Зина, средняя Таня и маленькая Маша. Внимание фиксируется на звучании трёх звуков – ми, соль диез, си или фа, до2; затем педагог пропевает имя Зина на ми или фа и ставит матрёшку на нижнюю ступеньку лесенки. Дети пропевают то же самое. На соответствующей ступеньке находят место матрёшки Таня и Маша. Варьируя это упражнение, педагог положение руки показывает различную высоту звука, а дети без музыкального сопровождения поют тот звук, который им показывают. Далее упражнение усложняется: педагог берёт на фортепиано те же звяки в разной тональности и пропевает имена матрёшек. Дети рукой показывают высоту и поют, называя имена матрёшек. Таким образом данное упражнение помогает в закреплении высоты звуков, а работа над гласными при пропевании имён матрёшек способствует протяжности, напевности звука, формирует певческую артикуляцию. Пение на слон зи помогает достичь звонкости, а сочетание гласной с согласной т и м формирует правильное звучание.
В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять распеванию, т.е. включать певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, лёгкого звучания голоса и чистоты интонации.
В средней группе дети знакомятся с высокими и низкими звуками. В старшей группе эти представления закрепляются и формируются знания о средних звуках, умение их слышать в пределах квинты. Упражнение «Бубенчики» Е. Тиличеевой помогает этому. Дети не только пропевают звуки, но и выкладывают на фланелеграфе плоскостные изображения бубенчиков (высокий – средний – низкий), проигрывают звуки на металлофоне.
Дети 5-6 лет должны определять на слух направление мелодии, её скачки, выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне. Для таких заданий целесообразно использовать упражнения «Лесенка», «Эхо», «Качели», «Скачем по лестнице», Е. Тиличеевой. Для того, чтобы дети уверенно различали чередование долгих и коротких звуков, умели точно пропевать ритмический рисунок попевки, показать рукой чередование звуков (движение руки перед грудью слева направо в горизонтальном положении), а затем графически передать это чередование на фланелеграфе (длинными и короткими полосками), лучше всего начинать с упражнений «Смелый пилот», «Небо синее», Е. Тиличеевой, «Сорока-сорока» (русская народная попевка).
Для развития звуковысотного слуха у детей 6-7 лет применяются музыкально-дидактические игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной: «Бубенчики» _ для сопоставления трёх звуков, различных по высоте, «Сколько нас поёт?» - для развития гармонического слуха, «Музыкальное эхо» - для развития музыкального слуха и чистоты интонации, «Учёный кузнечик» - для формирования ладотонального слуха, ощущения и нахождения тоники.
Для развития ладового чувства предлагается такое упражнение: исполняется небольшое, уже знакомое детям музыкальное произведение, в котором есть вводный тон – седьмая ступень Последний звук (тоника) не доигрывается.. Детям предлагается спеть его. Игровое действие помогает ребёнку выполнить задание и способствует развитию музыкального слуха.
Дети с большим интересом относятся к таким приёмам, как нахождение тоники и пропевании последнего звука ( или звуков) мелодии. Например, музыкально-дидактическая игра «Учёный кузнечик».
Педагог располагает на фланелеграфе нарисованные цветы одуванчика и, взяв палочку, на конце которой прикреплён кузнечик. Играет звук ФА, показывает на первый у веток и говорит: «Вот это домик кузнечика, запомните его. Кузнечик захотел попрыгать с цветка на цветок но он обязательно должен вернуться к себе домой на первый цветочек. Прыгай, кузнечик, с первого цветка на третий, а оттуда на первый. Прыгай с первого на пятый и обратно вниз и т.д.». Один ребёнок должен показывать прыжок кузнечика палочкой, а все дети пропевать звуки в сопровождении мелодии на слово «прыг», последний звук («домик кузнечика») – тонику дети должны найти самостоятельно. Пение близких по расстоянию звуков всегда трудно для интонирования. Но увлекательность и игровой характер упражнения помогут им преодолеть эту трудность, ведь каждому захочется поводить кузнечика. Если дети ошибаются, то педагог помогает: «Вы спели не тот звук, и кузнечик не попал домой, спойте ещё раз, будьте внимательны, помогите кузнечику найти его домик». Возвращаясь к этой игре в течение года неоднократно, можно добиться того, что дети будут петь это упражнение а капелла, перед первым упражнением проигрывается только звук «домика кузнечика».
В работе по обучению детей пению большое значение имеет повторение пройденного материала. Это способствует выработке навыков чистого пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков.
Заголовок 1 Заголовок 215