Рабочая программа по технологии УМК Начальная школа 21 века 4 класс.


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Савоськинская средняя общеобразовательная школа № 5
«Утверждаю»
Приказ от 29.08.2014. № 115.
Директор МБОУ Савоськинской СОШ №5
__________ Петрова Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по технологии
начальное общее образование, 4 класс.
Количество часов: 34.
Учитель: Павличук Л.Ю.
Программа разработана на основе:
Авторская программа Е.А. Лутцевой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010г. – 176 с
х. Савоськин.
2014г.
Пояснительная записка.

Программа по предмету «Технология» адресована общеобразовательным учреждениям школы начального обучения для 4 класса.
Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса по технологии.
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе нормативных актов и учебно-методических документов:
Федеральный закон от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён от 6 октября 2009 г. №373)
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Савоськинской средней общеобразовательной школы №5 (утверждена приказом МБОУ Савоськинской СОШ №5 от 29.08.2014 №116)
Авторская программа Е.А. Лутцевой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010г. – 176 с. Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 г.
Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Савоськинской средней общеобразовательной школы №5 (утверждён от 29.08.2014 №114).
Цели изучения предмета:
сохранение целостного восприятия окружающего мира и помочь осознать себя частью этого мира;
укрепление веры в себя, в свои возможности познавать и преобразовывать мир;
развитие чувства красоты, радости от чего-либо сделанного своими руками для близких, друзей, других людей;
воспитание уважения к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
пробуждение чувства радости от результата своего труда;
развитие творческих способностей на основе общеучебных умений;
поддерживание стремления поиска и решения конструкторско-технологических задач.
Задачи изучения предмета:
сохранение и развитие природной любознательности путём создания условий для открытия ими мира знаний о природе как источнике преобразующей деятельности человека;
ознакомление с основами технологии – способах ручной обработки доступных материалов, овладение элементарными организационными, экономическими, технологическими знаниями и умениями;
развитие мышления в целом и технологического в частности: умения наблюдать, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, использовать знания в собственной и коллективной проектной деятельности;
развитие личностных качеств, интеллекта, речи, творческих способностей, и на этой основе овладение учебной деятельностью;
формирование общих представлений о культуре, созданной умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой как источником сырья, энергии, вдохновения, идей для реализации замыслов и проектов;
экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны прогресса;
расширение и обогащение личного жизненно - практического опыта, представлений о профессиях людей, о роли техники в жизни человека.
Общая характеристика учебного курса, предмета, модулей.
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативной, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство даёт возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Окружающий мир — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Родной язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребёнка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои имения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе авторской программы Е.А. Лутцевой , изменения в рабочую программу не внесены.
Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету:
Освоение предметных знаний и умений осуществляется посредством переноса известного в новые ситуации, на первый план выходит развитие коммуникативных и социальных качеств личности, а также развитие основ творческой деятельности, высшая форма которой – проект.
Национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направленность.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, – продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённой информации.
При таком подходе результатом освоения содержания курса становится личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии.
Развитие творческих способностей как части метапредметных результатов обучения обеспечивается стимулированием учащихся к поиску и самостоятельному решению конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач, опорой на личный опыт учащихся, иллюстративный материал, систему вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать свои результаты и образцы профессиональной деятельности мастеров, искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем.
Развитие духовно-нравственных качеств личности, уважения к наследию и традициям народа своей страны и других стран обеспечивается созерцанием и обсуждением художественных образцов культуры, а также активным включением в доступную художественно-прикладную деятельность на уроках и во время внеурочных занятий.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих.
Выбранная программа по предмету «Технология» автора Е.А. Лутцевой  соответствует психолого-педагогической характеристике данного 4 класса. В классе обучается 10 учащихся, из них имеют высокий уровень обученности 4 ученика, средний уровень – 3, низкий уровень – 3. Выполняя рекомендации школьного психолога, я поставила перед собой следующие цели: развивать познавательные процессы, речь и моторику; расширять кругозор по предмету, прививать любознательность, формировать учебную мотивацию, видение жизненных перспектив; продолжать развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми; развивать личностные компоненты познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность психических процессов); продолжать формировать учебные умения и навыки (ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять работу в соответствии с указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку); учитывая темп деятельности, особенности нервной системы, соматическое здоровье детей, предупреждать психофизические перегрузки, эмоциональные срывы, создавать климат психологического комфорта, обеспечивать успешность учебной деятельности.
Я думаю, что программа автора Е.А. Лутцевой по предмету «Технология» позволит мне решить поставленные дидактические и воспитательные задачи.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Учебный предмет «Технология» относится к образовательной области «Технология».
Согласно Учебному плану МБОУ Савоськинской СОШ №5 на 2014-2015 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён от 29.08.2014 №114) предмет «Технология» изучается 1 час в неделю, 34 учебные недели, 34 ч за год.
В связи с тем, что праздничные дни приходятся на понедельники, для выполнения программы предмета уплотняется учебный материал уроков: №№ 24 и 25 (16.03.2015.)
Элементарные представления о конструкции
Конструирование и моделирование несложных объектов. Домик для хомячка.
№№ 26 и 27(23.03.2015.), Конструирование и моделирование несложных объектов: игрушка «не падай» и Конструирование и моделирование несложных объектов. Игрушки.
№№ 29 и 30 (13.04.2015.),
Что умеют компьютеры. Компьютерное письмо
Компьютерное письмо
№№ 32 и 33 (27.04.2015).
Создание презентаций
Создание презентаций
Программа предмета выполняется за счёт уплотнения учебного материала.
Содержание учебного предмета курса.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14ч)Преобразовательная деятельность человека в XX — начале XXI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту. Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала XX в. (в обзорном порядке). Начало XXI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 ч)Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.
Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмасса, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы - полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.
Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.
Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). Его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна - единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.
Конструирование и моделирование (5 ч)Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Техника XX — начала XXI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест па земле и в космосе и др.). Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.).
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)* (7ч)
Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). Знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программы Word, Power Point.
Виды учебной деятельности учащихся
Простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиямрешение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Характеристика основных содержательных линий.
Содержание курса рассматривается, прежде всего, как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребёнка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, реализации своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных потребностей людей, расширения и обогащения этих потребностей; влияние научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение микроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, общественное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX — начале XXI в.) и на состояние окружающей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической составляющей также по-своему технологична.
Содержание курса целенаправленно отобрано, структурировано по двум основным содержательным линиям:
1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры. Линия включает информационно-познавательную и практическую части и построена в основном по концентрическому принципу. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения по технологии обработки материалов (технологические операции и приёмы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), использованию техники в жизнедеятельности человека и т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии и способах её получения и использовании, об организации труда, мире профессий и т. п. Концентричность в изучении материала достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц, каковыми являются прежде всего технологические операции, приёмы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приёмы, инструменты, материалы, виды труда.
2. Из истории технологии. Линия отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Материал построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного)
освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. Отражены некоторые страницы истории человечества – от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших своё отражение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Содержание линии раскрывает учащимся на уровне общих представлений закономерности зарождения ремёсел (разделение труда), создания механизмов, использующих силу природных стихий (повышение производительности труда), изобретения парового двигателя и связанного с этим начала технической революции. Даётся также представление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или способствовавших их развитию, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. При этом центром внимания является человек, в первую очередь как человек-созидатель – думающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои материальные и духовно-эстетические потребности и при этом рождающий красоту.
Особенности представления материала:
исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;
преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;
показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);
осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;
подчёркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины). Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребёнка в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историческом развитии.
В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
3. Конструирование и моделирование.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).
Календарный график прохождения материала.
Раздел учебного курса. Кол-во часов № уроков Дата.
Текущий и промежуточный контроль. Форма контроля.
Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание. 14 1-14 01.09.-08.12. 20.10.
Творческая работа из вторсырья.
Раздел 2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
8 15-22 15.12.- 16.02 02.02.
Творческая работа по ручной обработке материалов. Изделия из бумаги и картона.
Раздел 3. Конструирование и моделирование.
5 23-27 02.03.- 13.04. 16.03.
Конструирование изделия из материала по выбору.
Раздел 4. Использование информационных технологий
(практика работы на компьютере)* 7 28-24 20.04. – 18.05. 27.04.
Выполнение задания на компьютере.
Итого: 34 Календарно-тематическое планирование.
№п/п Дата Тема урока Тип
урока
Элементы содержания Планируемые результаты освоения материала. Вид контроля.
Предметные результаты Метапредметные результаты
(формирование УУД) Личностные
результаты
обучения Раздел 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание 14ч 1 01.09. Рукотворный мир как результат труда человека
Выполнить проект «Летняя шапочка» Урок-практикум. Человек — творец и созидатель, создатель духовно-культурной и материальной среды. Технические достижения ХХ — начала ХХI в.
Инструктаж по технике безопасности. История создания материальной культуры. Этапы выполнения проекта. Выполнить проект - понимать выразительные средства
представление о мире природы и мире, созданном руками человека
- понимать роль ремесел в культуре народов мира ,организации рабочего места , рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов , соблюдение техники безопасности
Получит возможность научиться:
- воспринимать мир природы и мир, созданный руками человека;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности природы высказывать собственное суждение;
- учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию.
Осуществлять сотрудничество , исполнять разные социальные роли , работать в малых группах Под руководством учителя:
— коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать.
Самостоятельно:
— проводить доступные исследования новых материалов, конструкций с целью дальнейшего их использования в собственной художественной творческой деятельности;
— анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы;
— искать, отбирать и использовать необходимую информацию для выполнения предложенного задания;
— планировать предстоящую доступную практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения;
— организовывать свою деятельность, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда; работать в малых группах, осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
— искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от цели и конкретных условий работы;
— оценивать результат своей деятельности;
— обобщать то новое, что освоено - чувство прекрасного и эстетические чувства;- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,
классификация предметов по признакам — природные и рукотворны
- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания. 2 08.09. Рукотворный мир как результат труда человека .Выполнить проект «Чеканка»
Урок-практикум. Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту. Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала XX в. (в обзорном порядке).Технический прогресс и производительность труда. Свойства тонких металлов (исследование). Чеканка. 3 15.09. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда
Выполнить эскиз автомобиля (пластилин, конструктор) Урок-практикум. Человек — созидатель, изобретатель. Профессии ХХ в. Современные профессии
Конструкторско – технологические проблемы, пути их решения. - понимать выразительные средства
представление о мире природы и мире, созданном руками человека
получит возможность научиться:
- воспринимать мир природы и мир, созданный руками человека;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности природы высказывать собственное суждение;
- учитывать разные мнения, интересы и обосновывать собственную позицию.
Осуществлять сотрудничество , исполнять разные социальные роли , работать в малых группах.
искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
-добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
-перерабатывать полученную информацию.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания ,
классификация предметов по признакам — природные и рукотворные.
4 22.09. Трудовая деятельность в жизни человека.
Выполнить эскиз самолёта (пластилин, конструктор) Урок-практикум. Человек — созидатель, изобретатель. Профессии ХХ в. Современные профессии
Конструкторско – технологические проблемы, пути их решения. 5 29.09. Природа в худо
жественно-практической деятельности человека
Изделия из вторсырья Урок-практикум. Гармония предметного мира и природы, её отражение в народном быту и творчестве.
Использование форм и образов природы в создании предметной среды (в лепке, аппликации, мозаике и пр.) - понимать роль ремесел в культуре народов мира ,организации рабочего места , рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов , соблюдение техники безопасности
Получит возможность научиться: Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания 6 06.10. Природа в художественно-практической деятельности человека Изделия из вторсырья Урок-практикум. 7 13.10. Природа и техническая среда Изделия из вторсырья Урок-практикум. Человек — наблюдатель и изобретатель.
Выражение связи человека и природы (элементы бионики).
Машины и механизмы — помощники человека, их назначение, характерные особенности конструкций.
Человек в информационной среде (мир звуков и образов, компьютер и его возможности).
Проблемы экологии.
Дизайн в художественной и технической деятельности человека (единство формы, функции, оформления, стилевая гармония) - понимать роль ремесел в культуре народов мира ,организации рабочего места , рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов , соблюдение техники безопасности
- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания 8 20.10. Природа и техническая среда Изделия из вторсырья Урок-практикум. Творческая работа из вторсырья.
9 27.10. Природа и техническая среда Урок-практикум. 10 10.11. Природа и техническая среда Изделия из вторсырья Урок-практикум. 11 17.11. Дом и семья. Самообслуживание макет комнаты. Урок-практикум. Декоративное оформление культурно-бытовой среды.
Самообслуживание (пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами), хозяйственно-практическая помощь взрослым.Мир растения (уход за растениями, размножение луковицами и клубнями, пересадка, перевалка) понимать роль ремесел в культуре народов мира ,организации рабочего места , рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов , соблюдение техники безопасности
- научиться декоративному оформлению культурно –бытовой среды , самообслуживанию , организации своей деятельности
- получит возможность научиться: Осуществлять сотрудничество , исполнять разные социальные роли , работать в малых группах
задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Исследовать конструктивно-технологические и декоративно-художественные особенности - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания 12 24.11. Дом и семья. Самообслуживание. Макет дома. Урок-практикум. 13 01.12. Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание. Уход за растениями. Урок-практикум. 14 08.12. Дом и семья. Самообслуживание. Пришивание пуговиц Урок-практикум. Раздел 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (815 15.12. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком Урок- практикум. Происхождение и использование синтетических материалов. Использование их свойств в опасных профессиях.
Выбор материалов по их свойствам и в зависимости от назначения изделия.
Бережное использование и экономное расходование материалов.
Способы обработки материалов для получения различных декоративно-художественных эффектов - научиться декоративному оформлению культурно –бытовой среды , самообслуживанию , организации своей деятельности узнает о значении трудовой деятельности для человека
Получит возможность научиться: - задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Исследовать конструктивно-технологические и декоративно-художественные особенности Самостоятельно:
— проводить доступные исследования новых материалов с целью выявления их художественно-технологических особенностей для дальнейшего использования в собственной художественно-творческой деятельности;
— анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
— осуществлять доступный информационный, практический поиск и открытие нового художественно-технологического знания и умения;
— анализировать и читать изученные графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
— создавать мысленный образ доступного для изготовления объекта с учётом поставленной доступной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации;
— воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
— планировать собственную практическую деятельность;
— отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
— воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на освоенные графические изображения;
— участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
— осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
— обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Поиск , отбор и использование необходимой информации 16 22.12. Инструменты и приспособления для обработки материалов Урок-практикум Подбор инструментов и приспособлений в зависимости от конструктивных и технологических особенностей изделий - научиться декоративному оформлению культурно –бытовой среды , самообслуживанию , организации своей деятельности, радость общения и совместного труда
- Выражать связи человека и природы через предметную среду декоративно –прикладное искусство , использовать формы и образцы природы в создании предметной среды 17 12.01. Общее представ-ление о технологическом процессе Урок-экскурсия
Урок-практикум Представление об устройстве и назначении изделий, подборе материалов и инструментов (в зависимости от назначения изделия и свойств материалов), последовательности практических действий и технологических операций - овладение элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; умение приносить радость другим
Выражать связи человека и природы через предметную среду , декоративно –прикладное искусство , использовать формы и образцы природы в создании предметной среды - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий, реализации технологических замыслов и проектов- развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути решения возникающих эстетических, конструктивных и технологических проблем
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий, реализации технологических замыслов и проектов18 19.01. Общее представ-ление о технологическом процессе Урок-экскурсия
Урок-практикум 19 26.01. Технологические операции ручной обра-ботки материалов (изго-товления изделий из бу-маги, картона, ткани и др.) Урок-практикум Подбор материалов и инструментов в зависимости от конструктивно-технологических особенностей изделия.
Выбор и применение способа разметки, обработки деталей, сборки изделия и его отделки в зависимости от конструктивных особенностей изделия и выбранного материала - овладение элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями; опытное определение свойств материалов
Выражать связи человека и природы через предметную среду , декоративно –прикладное искусство , использовать формы и образцы природы в создании предметной среды 20 02.02. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовления изделий из бумаги, картона, ткани и др.) Урок-практикум Творческая работа по ручной обработке материалов. Изделия из бумаги и картона.
21 09.02. Графические изображения в технике и технологии Урок-практикум Сложные объёмные конструкции и их развёртки. Чтение развёрток. Разметка с опорой на доступные графические изображения Понимать о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
общее представление о материалах
Выражать связи человека и природы через предметную среду , декоративно –прикладное искусство , использовать формы и образцы природы в создании предметной среды 22 16.02. Графические изображения в технике и технологии Урок-практикум Раздел 3. Конструирование и моделирование 5 23 02.03. Изделие и его конструкция Урок-исследование Конструкция объёмных изделий (призмы, пирамиды, конуса) на основе развёрток.
Способы их построения и сборки; изготовление изделий с различными конструктивными особенностями (например, откидные крышки, окна и др.).
Соблюдение основных требований к изделию (соответствие материла, конструкции и внешнего оформления назначению изделия) Вести простейшие наблюдения и исследования свойств материалов , способов их обработки , моделировать из разных материалов по образцу . Общее представление о конструкции изделий
Уметь самостоятельно справляться с доступными проблемами , реализовывать собственные замыслы Самостоятельно:
— характеризовать основные требования к конструкции изделия;
— моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями (в пределах изученного);— конструировать объекты с учётом технических и художественно-декоративных условий;
— проектировать изделия;
— при необходимости корректировать конструкцию и технологию её изготовления;
— планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
— участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов;
— осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
— обобщать то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности
- Сравнивать конструктивные и декоративные особенности , анализировать предлагаемые задания, классификация предметов по конструктивным признакам
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности.
24 16.03. Элементарные представления о конструкции Творческий проект Различение конструктивных особенностей изделия (разъёмная, неразъёмная, соединение подвижное и неподвижное), выбор способа изготовления сложных конструкций 25 16.03. Конструирование и моделирование несложных объектов. Домик для хомячка. Творческий проект Конструирование и моделирование изделий на основе природных форм и конструкций, простейших технических объектов (моделей, макетов).
Проектирование доступных по сложности конструкций изделий декоративного, культурно-бытового и технического назначения Вести простейшие наблюдения и исследования свойств материалов , способов их обработки , моделировать из разных материалов по образцу
Уметь самостоятельно справляться с доступными проблемами , реализовывать собственные замыслы Конструирование изделия из материала по выбору.
26 23.03. Конструирование и моделирование несложных объектов: игрушка «не падай» Урок-практикум 27 23.03. Конструирование и моделирование несложных объектов. Игрушки Урок-практикум Раздел 4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)* 7 28 06.04. Мой помощник-компьютер.
Компьютерное письмо Урок-практикум Программа Word.
Правила клавиатурного письма.
Создание небольших текстов и печатных публикаций с использованием изображений на экране компьютера.
Оформление текста (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца) Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице
Самостоятельно:
— наблюдать образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов с помощью компьютера.
С помощью учителя:
— исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства, способы обработки элементов информационных объектов: ввод, удаление, копирование и вставку текстов;— наблюдать и использовать материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий, элементы информационных объектов (линии, фигуры, текст, таблицы); их свойства: цвет, ширину и шаблоны линий; шрифт, цвет, размер и начертание текста; отступ, интервал и выравнивание абзацев;— проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию в зависимости от возможностей конкретной инструментальной среды;
— искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео);
— отбирать наиболее эффективные способы реализации замысла в зависимости от особенностей конкретной инструментальной среды;
— осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
— обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке - учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности;
Поиск , отбор и использование необходимой информации, классификация предметов по конструктивным признакам .Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий 29 13.04. Что умеют компьютеры.
Компьютерное письмо Урок-практикум 30 13.04. Компьютерное письмо Урок-практикум 31 20.04. Создание презентаций Урок-практикум Программа Power Point. Создание презентаций по готовым шаблонам. Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице
Создавать презентации по готовым шаблонам
Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике
Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
Поиск , отбор и использование необходимой информации,
классификация материалов по видам. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
32 27.04. Создание презентаций Урок-практикум Выполнение задания на компьютере.
33 27.04. Создание презентаций Урок-практикум Программа Power Point. Создание презентаций по готовым шаблонам. Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице Набор текста в разных форматах. Вставка рисунков из компьютерной базы, фотографий. Корректировка их размеров и местоположения на странице
Создавать презентации по готовым шаблонам
34 18.05. Создание презентаций Урок-практикум Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1 Е.А. Лутцева «Технология. Программа. 1-4 классы», 2011 г.
2 Е.А. Лутцева «Технология. 3 класс», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2012.
3 Е.А. Лутцева «Технология. 3 класс», рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2012.
4 Е.А. Лутцева «Технология. 3 класс», органайзер для учителя: сценарии уроков.- М.: Вентана-Граф, 2012.
Индивидуальные пособия и инструменты:
ученическая линейка, чертёжный угольник, циркуль, цветная бумага, картон, клей, ножницы и др.
Технические средства обучения.
1
2
3
4
5
6 Компьютер.
DVD-проектор.
Проекционный экран.
Компьютер (по возможности).
Принтер лазерный (по возможности).
Проекционный экран
WEB-ресурсы для реализации ФГОС
Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/pro/fgos/Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/ 
Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование.
Путеводитель по ресурсам ФГОС.
Портал компании «Кирилл и Мефодий» http://www.km.ruОбразовательный портал «Учеба» http://www.uroki.ruУМК "Начальная школа  ХХI века"
Результаты освоения конкретного учебного курса и система их оценки.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»;
-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные внешние мотивы;
-учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-осознание себя как гражданина России;
-осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
-знание основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки;
-этические чувства (стыда, вины, совести) как регуляторы морального поведения;
-понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
-эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;
-адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиции партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;
-следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться: -самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия;
-адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по ее завершению.
Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях;
-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое;
-воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
-работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа;
-анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям;
обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов;
подводить анализируемые объекты под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-выделять ряд общих приемов решения задач.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т. ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве;
-контролировать действия партнера;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить понятные для партнера высказывания;
-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своих действий.
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения;
-с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты.
Основы культуры труда.
Обучающийся научится:
-называть наиболее распространенные в своем регионе профессии и описывать их особенности;
-бережно относиться к ценностям отечественной и зарубежной материальной культуры;
-понимать общие правила создания предметов рукотворного мира;
-руководствоваться правилами создания предметов рукотворного мира в своей продуктивной деятельности;
-самостоятельно анализировать, планировать и контролировать собственную практическую деятельность;
-понимать особенности проектной деятельности;
-разрабатывать замысел коллективной проектной деятельности, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта;
-выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать полученные умения для работы в домашних условиях;
-называтьтрадиционные народные промыслы или ремесла своего края.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Обучающийся научится:
- осознанно подбирать материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в зависимости от поставленной цели;
-выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их обработки при разметке, сборке, отделке;
-применять приемы безопасной работы ручными инструментами: чертежными, режущими, колющими (игла, крючок, спицы);
-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
-работать с простейшей технической документацией;
-изготавливать плоскостные и объемные изделия по чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
-комбинировать художественные технологии в одном изделии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели;
-прогнозировать конечный практический результат;
-проявлять творческую инициативу на основе соблюдения технологии ручной обработки материалов.
Конструирование и моделирование
Обучающийся научится:
-анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, виды соединения деталей;
-решать задачи конструктивного характера: на изменение вида и способа соединения деталей, придания новых свойств конструкции;
-анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу, эскизу и доступным заданным условиям;
-размечать развертку заданной конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;
-изготавливать несложные конструкции по рисунку, чертежу, эскизу, развертке.
Обучающийся получит возможность научиться:
-соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением ее развертки;
-создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.
Практика работы на компьютере
Обучающийся научится:
-наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика, видео);
-оформлять тексты с помощью текстового редактора MS Word;
-представлять информацию в виде рисунка, таблицы;
-выводить документ на принтер;
-соотносить возможности компьютера с конкретными задачами учебной, в т. ч. проектной и творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-создавать информационные объекты различной природы (текст, графика);
-составлять и изменять таблицу;
-создавать открытку и фрагменты стенгазеты, в программе MS Publisher;
-создавать презентацию в программе MS PowerPoint;
-соблюдать режим и правила работы на компьютере.
К концу обучения в начальной школе должна быть обеспечена готовность учащихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки. Эти требования включают:
элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание исполь-зуемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;
достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных изме-рений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;
овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);
развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.
Система оценки достижений учащихся.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе. Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например, по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности. Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребёнка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации).
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
В заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять поставленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность, коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект. Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырёх лет обучения создаёт свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п. В конце 4 класса рекомендуется проводить итоговую выставку лучших работ учащихся, выполненных как на уроках технологии, так и во время внеурочной декоративно-художественной, технической, проектной деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;
степень самостоятельности в выполнении работы;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).
Характеристика цифровой оценки (отметки)
“5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);
“4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;
“3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.
Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок . Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.
Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:
полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).
в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять пос тавленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность,
коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.
Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.
Приложение.
Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе
     В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации.
     Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.    Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных помещениях недопустимо.
     Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.
     Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.
     Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева.    Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.     Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м.
     При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног. Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.
     Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.
     При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.    Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
     Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.
     Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.
     Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
     Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:
     Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 11-1У классов должна быть не более 1 5 минут.
     С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.    Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.
Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю.   Продолжительность одного занятия - не более 60 минут. После 10-15 минут непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.
Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.
Примерные правила поведения учащихся в компьютерном классе:Входить и выходить из класса можно только с разрешения учителя.Требуется занимать только то рабочее место, которое закреплено учителем за обучающимся, бригадой в целом.Включать или выключать компьютер и подключенные к нему устройства учащимся не разрешается.
Подключение к работе компакт-дисков учебного назначения осуществляется учителем или лаборантом. Учителю необходимо придерживаться рекомендаций по организации учебной деятельности учащихся на занятиях по информатике. В целях экономии времени материалы по информатизации обучения, размещенные в Интернете, могут быть приготовлены учителем или методистом школы заранее и могут использоваться на уроке уже как материалы, размещенные на диске.Урок необходимо начинать с организационной минутки, напоминая детям правила поведения в кабинете.Оборудование компьютерного рабочего места должно соответствовать санитарным нормам и правилам. Ниже приведены рекомендации гигиенистов по организации рабочего места ученика.Расстановка компьютерных столов должна производиться таким образом, чтобы все токоведущие части устройств и разъемы были обращены к стене помещения.
Для профилактики травматизма детей электропроводка должна быть оборудована специальными коробами, розетки должны располагаться за вертикальной стенкой компьютерного стола.
Кабинет должен быть оборудован устройством отключения электропитания. Оставлять детей в компьютерном классе без учителя категорически воспрещается. Уроки в компьютерном кабинете рекомендуется проводить совместно с лаборантом.
«Согласовано»
Протокол заседания
МО начальных классов
от 28.08.2014 года № 1
Руководитель МО
_______ Павличук Л.Ю.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
____________ Редкоус И.А.
2014 года