Поурочный план по русскому языку за 7 класс


7 класс Урок № 1 русская речь Дата
Тема: Г.т. Язык как средство общения. (Повторение изученного в 6 классе.)
Л. т. Сколько языков на Земле?
Цель: 1. Повторить изученное в 6 классе (имя существительное и прилагательное)
2. Развить навыки чтения, говорения и письма.
3. Воспитать интерес к предмету.
Ход урока:
1. Орг.момент: - Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с Днем знаний! Сегодня у нас праздник – первый школьный день. Поздравляю вас, ребята, с началом учебного года. За этот год мы подросли, поумнели и повзрослели. Каждый из вас стал на год старше. ( Предлагаю подписать тетрадки)2. Всесторонняя проверка знаний:- А знаете ли вы, ребята, что не все дети мира идут в школу 1 сентября? К 1 сентября в Голландии, Норвегии и Швейцарии, например, ребята проучились уже целый месяц. Они пришли в школу 1 августа. В Индии учебный год в самом разгаре. Он начался 1 апреля. В Австралии учебный год начинается 1 марта. Летние каникулы у них с 1 января по 1 марта. И вряд ли австралийские школьники захотят отдыхать, как мы, в июле – ведь у них это самый холодный месяц, а самый тёплый – как раз январь. - Проверим, не забыли ли вы за лето школьные предметы. Я называю вам слово, а вы должны ответить, к какому из школьных предметов оно относиться. Слагаемое, предложение, ударение, акварель, условие, разность, отрезок, палитра, природа, гербарий, задача, космос. Решите хитрые задачки. Ответьте на вопросы: 1. На чём путешествовал Емеля? (на печке) 2. В кого превратился гадкий утёнок? (в лебедя) 3. Воздушный транспорт ведьмы? (ступа, метла) 4. Житель цветочного города, побывавший на Луне? (Незнайка) 5. Героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку? (Золушка) 6. Домашняя птица, которая может нести золотые яйца? (Курочка Ряба) 7. Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Андерсена? (олово) 8. В чём волшебная сила Хоттабыча? (в бороде) 9. Персонаж русской сказки, поймавший щуку ведром? (Емеля) 
3. Новая тема:
Упр.1 стр.3 Текст сколько языков на Земле? Прочитайте. Для чего люди изучают чужие языки? Запишите свой ответ. Как бы вы озаглавили этот текст? Какие языки вы изучаете в школе?
Словарная работа:
Исследование-зерттеуПроисхождение – тек
Развитие – даму
Вообще – жалпыСпособность – қабілет
Пока не расселились ө орналасып болғанша
4. Закрепление:
*Упр. 2 на стр.4. Работа по заданию. ( устно)
*Упр. 3 на стр. 5. Распределите и запишите в два ряда имена существительные и прилагательные. Обозначьте их окончания. ( письменно)
*Упр. 6 на стр. 6 Спишите, раскрывая, скобки.
5. Задание на дом:
Уро.7 на стр. 6 ( устно)
Упр.8-9 на стр.7 ( письменно)
7 класс Урок № 2 русский язык дата
Тема: Г. т. Повторение изученного в 6 классе. Л. т. Вербальное и невербальное общение.
О жестах.
Цель: 1. Повторить изученное в 6 классе. ( гласные в корне слова, окончания существительных)
2. Развить навыки чтения, говорения и письма.
3. Проявить интерес к вербальному и невербальному общению.
Ход урока
1. Орг. момент: Приветствие, перекличка.
2. Проверка домашнего задания: Упр.7 на стр. 6 ( устно)
Упр.8-9 на стр.7 ( письменно)
3. Всесторонняя проверка знаний:
Учимся представлять последствия событий
Выбери одну из причин. Объясни свой выбор:
а) Снег начал таять потому, что
...ярко светит солнце
...повысилась температура воздуха
...подул южный ветер
...наступила весна
...температура стала выше нуля
б) Слово “Марина” пишется с большой буквы потому, что
...это имя девочки
...все имена пишутся с большой буквы
...так принято писать
...по-другому будет считаться ошибкой
в) Колобок не сумел уйти от лисы потому, что он
...был простофилей...Лиса была хитрая
...Лиса перехитрила Колобка
...Лиса съела Колобка
3. Подготовка учащихся к усвоению новой темы:
- Ребята, какие жесты вы знаете? Объясните их значение.
4. Новая тема:
Вербальное ( лат. « устный, словесный») общение – это общение людей с помощью языка в устной и письменной форме)
Невербальное общение – это общение посредством жестов, мимики, а также неязыковых знаковых систем ( азбука Морзе, знаки дорожного движения, знаки светофора). Жесты, как слова, бывают сильно экспрессивными. Например, поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; кручение пальцем около виска означает « из ума выжил», « разума лишился».

Упр.13 стр.8. Текст о жестах Прочитайте и определите основную мысль. Озаглавьте его.
Словарная работа:
Жест – ымЗаимствован – ауысқан
Словарная работа:
Исследование-зерттеуПроисхождение – тек
Развитие – даму
Вообще – жалпыСпособность – қабілет
Пока не расселились - орналасып болғанша
6. Проверка усвоения новой темы:
- Объясните смысл первого предложения.
- Почему жест прощания, принятый в России, заменился другим?
- А какой жест вы используете при прощании с одноклассниками?
7. Закрепление:
*Упр. 11 на стр.8. Работа по заданию. ( устно)
*Упр. 14 на стр. 9 Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте написание гласных в корне слова. Обозначьте пропущенные окончания существительных, укажите род, число, падеж.( письменно)
*Упр. 15 на стр. 9 Ознакомьтесь с данными ситуациями. Расскажите, какие жесты и мимика могут быть в них использованы. ( устно)
8. Задание на дом:
Упр.16 на стр. 10 (письменно)
Найдите информацию о жестах и знаках в интернете ( устно)
7 класс Урок № 3 русский язык Дата
Тема: Диктант « Музыка листопада»
Цель: : 1. Проверка и контроль орфографических и пунктуационных умений и навыков учащихся. Выявить пробелы  в знаниях  обучающихся и спланировать их коррекцию.
2. Развитие способностей аккуратно и внимательно выполнять контрольные задания, соблюдая все нормы оформления письменных контрольных работ.
3. Воспитание аккуратности, собранности и внимания.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Знакомство с текстом.

« Музыка листопада»
Волшебная осень парков. Тихо. Чуть-чуть сыровато. Листья нехотя отрываются и словно повисают на тонких паутинах. Долго-долго падают кленовые листья. Как хороши! Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. Пусть бы ходили люди золотому по ковру.

Ребятишки, как воробьи, снуют под ногами. Ссорятся из-за самых красивых листьев.
Их полёт сопровождают тихая музыка, Бом-бом! Один лист, другой, третий. Стройная музыка в парке.
Один ли я слышу?
Нет. Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. Рядом женщина под зонтиком. Книга. Но она не читает. Она слушает золотой хоровод.
( По В. Пескову)

4. Словарная работа.
5. Запись диктанта.
6. Проверка диктанта.
7. Итог урока.
7 класс Урок № 4 русский язык Дата
Тема: Г. Т. Нормы правописания аффиксов (Повторение изученного в 6 классе.)
Л. Т. Мировые языки.
Цель: 1. Повторение изученного в 6 классе ( ).
2. Развить навыки чтения, говорения и грамотного письма.
3. Воспитать интерес к предмету, проявить интерес к мировым языкам.
Ход урока:
1. Орг. момент:
Приветствие, перекличка.
2. Проверка домашнего задания:
Проверить упр.16 на стр. 10 (письменно)
Найдите информацию о жестах и знаках в интернете ( устно)
Язык жестов и поз.Знаете ли вы, что с помощью жестов, мимики и позы передается примерно 50% информации, в то время, как с помощью слов передается всего 10% информации, а с помощью звуковых средств (тон голоса, интонация) - 40%.Все жесты делятся на несколько групп. Первая группа - это жесты-символы. Это, например, довольно распространенный во многих странах мира американский символ "О.К.". Он означает, что все в порядке и передается с помощью большого и указательного пальца, которые образуют букву "О". Но запомните, что во Франции этот жест может означать ноль, а в Японии - деньги. В Германии такой жест может быть расценен как неприличный намек.Постукивание пальцем по лбу во многих странах означает "ну и дурак", но в Голландии это переводится как "До чего умно!"Помахивание рукой при расставании - обычно пожелание счастливого пути, но в Греции это понимается, как пожелание убираться к черту. В Греции же поднятый вверх большой палец символизирует не высшую оценку, как во многих странах, а просьба "заткнуться", т.е. замолчать. В нашей стране не придается особого значения, какой рукой что-то делается. Но у тех, кто исповедует ислам, левая рука считается "нечистой". Поэтому, если вы протянете подарок или деньги левой рукой, вы можете оскорбить мусульманина.Вторая группа жестов жесты-иллюстраторы. Они используются для пояснения сказанного. Именно с помощью этих жестов можно подчеркнуть главные позиции беседы, которые в результате лучше запомнятся. Интенсивность таких жестов зависит от темперамента говорящего.Третья группа - жесты-регуляторы Такие жесты играют важную роль в начале и в конце беседы. Один из таких жестов - рукопожатие. Эти жесты регулируют ход беседы, они могут начать ее, ускорить ход беседы или показать заинтересованность в разговоре, закончить беседу.Четвёртая группа жестов-жесты-адапторы, которые обычно сопровождают наши чувства и эмоции. Они напоминают детские непосредственные реакции и проявляются в ситуациях стресса, волнения, являются первыми признаками переживаний.Значение основных жестов и поз в поведении человека.1. Раскрытые руки ладонями вверх — Искренность, открытость 2. Человек прикрывает рот рукой во время слушания — Сомнение, недоверие к говорящему 3. Кулаки сжаты (или пальцы вцепились в какой- нибудь предмет так, что побелели суставы) — Защита, оборона 4. Кисти рук расслаблены — Спокойствие 5. Человек опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные пальцы ниже рта - Критическая оценка 6. Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз) — Обдумывание решения 7. Ладонь захватывает подбородок — Обдумывание решения 8.Человек медленно снимает очки, тщательно протирает стекла — Желание выиграть время, подготовка к решительному сопротивлению9. Человек сидит на краешке стула, склонившись вперед, голова слегка наклонена и опирается на РУКУ — Заинтересованность 10. Человек прикрывает рот рукой во время своего высказывания — Обман11. Расстегнут пиджак (или снимается) — Открытость, дружеское расположение 12. Человек старается на вас не смотреть — Скрытность, утаивание своей позиции 13. Говорящий жестикулирует сжатым кулаком — Демонстрация власти, угроза 14. Человек расхаживает по комнате — Обдумывание трудного решения 15. Пощипывание переносицы — Напряженное сопротивление 16. Говорящий слегка касается носа или века (обычно указательным пальцем) — Обман 17. Пиджак застегнут на все пуговицы — Официальность, подчеркивание дистанции 18. Взгляд в сторону от вас — Подозрение, сомнение19. Руки спрятаны (за спину, в карманы) — Чувство собственной вины или напряженное восприятие ситуации 20. При рукопожатии человек держит свою руку сверху — Превосходство, уверенность 21. При рукопожатии человек держит свою руку снизу — Подчинение 22. Хозяин кабинета начинает собирать бумаги на столе — Разговор окончен 23. Руки скрещены на груди — Защита, оборона 24.Слушающие слегка касаются века, носа или уха — Недоверие к говорящему 25.Человек сидит верхом на стуле— Агрессивное состояние 26. Зрачки расширены — Заинтересованность или возбуждение 27. Зрачки сузились — Скрытность, утаивание позиции. Позы и жесты которых нужно избегать!Позы. Руки на бёдрах – агрессивная поза; Скрещенные руки на груди – поза зашиты; Ладони соединены ниже талии (поза футболиста) – поза зашиты, слабость; Рука обхватывает вторую руку за спиной – страх, волнение; Руки в карманах – скрытность, нервозность; Откидываетесь на спинку кресла – явное несогласие с мнением собеседника. Жесты. Жесты указательным пальцем - это обвинительный жест; Выставленный большой палец - выражение превосходства, пренебрежительное отношение; Кулак – враждебный жест, агрессивное настроение; Касание рта или других частей лица во время разговора – выдает волнение, люди могут посчитать Вас неискренним. Прикосновения к уху, ко рту или к шее, когда Вы слушаете - это жесты сомнения и несогласия с собеседником.
3. Всесторонняя проверка знаний:
Составьте словосочетания, используя в них порядковые и количественные числительные с существительными в родительном падеже.
5 ( тетрадь)                                                  8 (метр)
16 (ученик)                                                 14 (грамм)
149 (килограмм)                                         237 (дециметр)

4. Подготовка к усвоению новой темы:
Мировые языки – дүниежүзілік тілдер
- Какие вы знаете мировые языки?
5. Новая тема:
Г.т. Нормы правописания аффиксов (Повторение изученного в 6 классе.)
аффиксы (от лат. affixus—прикрепленный),— это необязательная часть слова. В русском языке аффиксы представлены приставками (или префиксами), суффиксами, интерфиксами (соединительными морфемами), постфиксами и окончаниями (или флексиями). Есть слова, в которых аффиксы отсутствуют: беж, здесь, интервью и др., но в большинстве русских слов основы производные, образованные от родственных слов с помощью разных словообразовательных аффиксов. Например, основы слов бел-изн(а), бел-оват(ый), бел-еньк(ий), бел-е(ть)—производные, в них суффиксы вносят новые лексические и лексико-грамматические значения и вместе с окончаниями оформляют слова. В составе основ глаголов всматриваться, перезваниваться выделяются корни -сматр-и -зван- как носители основного лексического значения слова, а также служебные словообразовательные аффиксы: приставки в- и пере-, суффиксы -ыва-/-ива-, постфикс -ся (формообразующий аффикс -ть находится за пределами основы).
Аффиксы лишены самостоятельных лексических значений. Они служат носителями лексико-грамматических, лексических и грамматических значений только в слове и его формах. Так, лексическое значение слов молочник, чайник складывается из лексического значения корней молок-, чай- и лексико-грамматического значения суффикса -ник('вместилище, посуда'). В составе производящей основы может быть несколько корней, при этом каждый корень служит носителем лексического значения основы: водогрязелечебница, засухоустойчивый и др. Лексическое значение производной основы складывается из лексического значения корня (или корней) и лексико-грамматических значений аффиксов основы.
Аффиксальный способ словообразования
При аффиксальном (морфологическом) способе словообразования производное слово образуется присоединением словообразовательных аффиксов (суффиксов, префиксов и т. п.) к производной, основе (или к производящему слову): редакция — редакционный, плавать — плавательный, убедить — переубедить.Способы аффиксального словообразования, в которых используется одна производящая основа, различаются характером словообразовательного аффикса, образующего производное слово.
1. Суффиксальный способ словообразования, или суффиксация,— это образование производного слова посредством словообразовательного суффикса. Способ суффиксации используется в словообразовании всех основных частей речи.
Суффиксация — главный способ русского аффиксального словообразования. Способом суффиксации образуются существительные: Марс —марсианин, актер — актриса, трактор — тракторист, сто — сотка, обкатать — обкатка, стряпать — стряпня, виноград — виноградник, отцовский — отцовство, котел — котельщик, ядерная (физика) — ядерщик, дублировать — дубляж;прилагательные; дисциплина — дисциплинарный, утро — утренний, будни — будничный, скорость — скоростной, спутник — спутниковый, Толстой — толстовский, город — городской, торф — торфяной;глаголы: завтрак — завтракать, хромой — хромать, чудак — чудачествовать, сухой -— сушить, ты -— тыкать, учитель — учительствовать.
Л.т. Орфоэпией называется совокупность всех норм произношения в литературном языке, а также отдельный раздел языкознания, который изучает функционирование этих норм. Орфоэпия как раздел вырабатывает рекомендации по произношению различных звуков, звукосочетаний, грамматических форм, слов, заимствованных из других языков.
Орфоэпические нормы русского литературного языка регулируют правильное произношение звуков в различных фонетических позициях, с другими звуками, в определенных грамматических формах и отдельно стоящих словах. Отличительная черта произношения – единообразие. Ошибки орфоэпического характера могут негативно сказаться на восприятии речи слушателями. Они могут отвлекать внимание собеседника от сути разговора, вызвать непонимание и раздражение. Соответствующее орфоэпическим нормам произношение облегчает процесс общения и делает его более эффективным.
Орфоэпические нормы определяет фонетическая система языка. Каждый язык характеризуется своими фонетическими законами, регулирующими произношение звуков и слов, которые они создают.
Основные правила произношения
В русском языке четко произносятся только те гласные, которые находятся под ударением: сад, кот, дочь. Те гласные, которые находятся в безударной позиции, могут утрачивать четкость и ясность. Это – закон редукции. Так, гласная «о» в начале слова без ударения или в предударных слогах может произноситься, как «а»: с(а)рока, в(а)рона. В безударных слогах на месте буквы «о» может произноситься неясный звук, например, как первый слог в слове «голова».
Гласный звук «и» произносится как «ы» после предлога, твердого согласного или при слитном произношении двух слов. Например, «пединститут», «смех и слезы».
Что касается произношения согласных, оно руководствуется законами оглушения и уподобления. Стоящие перед глухим звуком звонкие согласные оглушаются, что является характерной чертой русской речи. В качестве примера можно привести слово «столб», последняя буква в котором оглушается и произносится, как «п». Таких слов очень и очень много.
Орфоэпические нормы – это еще и нормы постановки ударения, которое в русском языке не фиксировано. Это значит, что в разных грамматических формах слова ударение может отличаться («рука» - «руку»).
Помните, правильная речь – залог успеха. Ее нужно постоянно совершенствовать и развивать. Лучше лишний раз заглянуть в орфоэпический словарь, чем постоянно делать элементарные и смешные ошибки в произношении или ударении. Говорите красиво!
Упр. 17 на стр. 11.Прочитайте. определите основную мысль текста. Подберите однокоренные слова к существительным гордость, мир.
На современной карте мира можно насчитать несколько тысяч естественных языков. И каждый – гордость своего народа. Однако только некоторые из них являются мировыми и представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они родные.
Функции этих языков не ограничиваются жизнью внутри нации и охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм, глобальные системы коммуникации – от телеграфа и радиосвязи до авиа- и космических сообщений. На них общаются ученые разных стран, они хранят в переводах и научно-технических рефератах всю информацию. Они принимаются как « рабочие языки» ООН и других международных организаций, а также как «иностранные языки», то есть обязательный предмет обучения в вузах и школах большинства государств и мира.
( Энциклопедический словарь юного филолога)
Словарная работа:
Мировой – дүниежүзілік
Распространенный – тараған
Представители разных народов – әртүрлі халықтардың өкілдері
Пределы – границы не ограничиваются – шекаралары шектелмейді
Работа с текстом по заданию.

6. Проверка усвоения новой темы:
- Сколько тысяч естественных языков насчитывается на Земле?
- Почему только отдельные языки выполняют функцию мировых языков?
- В каких сферах используются мировые языки?
7. Закрепление:
*Упр.18 на стр.11. Допишите словосочетания по вопросам. Обозначьте окончания.
Упр. 20 на стр.12 ( устно)
*Упр. 21 на стр. 13. Выпишите из текста предложения с именами числительными, запишите их словами. Определите разряд и объясните написание числительных.
Тысяча восемьсот пятьдесят девятый – составное, порядковое.
тысяча девятьсот семнадцатые годы - составное, порядковое.
шестнадцать основных правил – количественное, простое.
сотни тысяч людей – количественное, составное.
в десятках странах – количественное, простое.
8. Задание на дом:
* Упр.22 на стр. 13. Повторить части речи.
7 класс Урок № 5 русский язык Дата
Тема: Г.т. Правописание частей речи. Л.т. Искусственные языки.
Цель: 1. Повторить и закрепить знания детей о частях речи.
2. Развить навыки чтения, говорения и грамотного письма.
3. Проявить интерес к предмету.
Ход урока:
1. Орг. момент: Приветствие, перекличка.
2. Проверка домашнего задания:
* Упр.22 на стр. 13.
3. Всесторонняя проверка знаний: Отгадайте загадки:
lefttop0(Буквы и алфавит)
4. Подготовка к усвоению новой темы:
- Давайте вспомним:
- Какие же части речи вы знаете?
5. Новая тема: Повторить части речи.
Работу начнем со словарных слов. Я буду диктовать вам слова, вы их записываете и выделяете орфограммы. Железо, берёза, дежурный, ученик, интересный, желать, сверкать, двенадцать, шестнадцать.
Проверка. Что интересного заметили в этих словах? (безударная гласная Е)
Можно ли сказать, что все эти слова относятся к одной части речи? К каким частям речи относятся словарные слова? Давайте попробуем из некоторых из них образовать однокоренные слова, но другой части речи. (Устно: железный, березовый, дежурить, ученье, ученический, интерес, желание, сверкающий, вчерашний)
Итак, в словарных у вас встречались имена существительные. Что такое имя существительное? Что имеет имя существительное? Как изменяются имена существительные? Определите род и склонение у имен существительных в словарных словах.
Назовите имена прилагательные, написанные в словаре. Что такое имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательные? С какой частью речи связано? Назовите род имен прилагательных в словарных словах. Как вы определили? Можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе?
Назовите глаголы. Что такое глагол? Что у глагола является постоянным признаком? Определите вид и спряжение глаголов из словаря. Какие глаголы относятся ко II спряжению? Назовите правила правописания окончаний глаголов I и II спряжения. Назовите глаголы – исключения.
Какие еще части речи встречались у вас в словарных словах?
Л.Т. Искусственные языки – это особые языки, которые сконструированы по определенному плану для определенных целей, например, для общения с машиной при автоматической обработке информации в ЭВМ или для международного общения ( эсперанто, волапюк, идо, интерлингва, новиаль и др.)
Чтение текста на стр. 12. Упр.20.
6. Закрепление:
Упр. 21. на стр. 13. ( письменно)
7. Задание на дом:
Сделать морфологический разбор любого 1-го существительного и 1-го прилагательного.
Выучить правила.
7 класс Урок № 6 русский язык Дата
ТЕМА: «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ И. И. ЛЕВИТАНА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ».
Цель урока: 1)  познакомить учащихся с речеведческими понятиями (текст, абзац, средства связи) на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень»;
2)  активизировать лексику по теме «Осень»;
3)  ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, живопись, живописец, колорит; эстетическое воспитание.   
 
Ход урока:
 
1.     Вступительное слово учителя:
- Ребята! Сегодня мы будем писать сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
( На   доске высвечивается картина ).Осень… Это прекрасное время года воспевали русские поэты:

А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. Н. Майков,
К.Д. Бальмонт и другие. Великие художники: Герасимов, Левитан, Шишкин – написали свои лучшие картины об осени. (На экране  картины художников ).
 
2.     Рассказ учителя о художнике и его картине.
Исаак Ильич Левитан (1860-1900 гг.) ( на доске  портрет   Левитана ) был выдающимся художником-пейзажистом конца XIX века. Судьба его сложилась нелегкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого детства. Уже в 13 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у    В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. У А.К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы. В.Д. Поленов оказал большое воздействие на И.И. Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах Исаака Ильича, как «Первая зелень», «Березовая роща».
3. МАТЕРИАЛ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ:РЕКА. Неширокая речушка, с медленным течением. В особенности богата разнообразными оттенками вода. На переднем плане она темно-синяя, так как находится в тени, а задний план освещён солнцем, и цвет реки меняется на светло-голубой. Кажется, что вода в реке движется и увлекает нас своим течением вперед, в центр картины.ДЕРЕВЬЯ. На крутом берегу реки художник изобразил небольшую березовую рощицу, выдвинув на передний план молоденькую березку. Золотой убор берез контрастирует с лазурным небом. Березовая роща в золотом уборе, молодые березки в ярких нарядах.ТРАВА. Подсохла, пожухла, словно лоскутным одеялом укрыта трава листвой; золотой ковер листвы укрывает побуревшую траву.НЕБО. Высокое, лазурное, с тихо плывущими облаками.ДЕРЕВЕНЬКА. Дальняя, небольшая, укрытая деревьями.ПОЛЯ. Изумрудная зелень озимых всходов, отдыхающее поле.- Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было таким же красочным, выразительным, точным? Давайте попробуем собрать словесную «палитру» для картины И. Левитана.Метафоры: зеркало реки, художник осень, теплое золото листвы, панорама озимых полей, ворохи рыжей листвы, праздник красок, царство осениСравнения: словно праздничные сияние, как лоскутное одеяло, будто облитые золотом деревьяЭпитеты: чистый и прозрачный воздух, чарующая красота, удивительная картинаОлицетворения: солнце льёт последнее тепло, берёзы танцуют, грустят камыши, природа призадумалась- Обратим внимание на композиционное построение сочинения-описания. (Совместно составляем развернутый план сочинения, продумываем варианты вступления и концовки)
 4.     Беседа с учащимися по картине. Вопросы учащимся:
-         Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?
-         Почему картина называется «Золотая осень»?
-         Какие краски (тона) выбрал И.И. Левитан, чтобы показать «золото осени»?
-         О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?
5.     Составление рабочих материалов сочинения.
а) Учитель предлагает учащимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением: небо, река, поля, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.-         Все эти слова опорные, это объекты для описания; то, что уже нам дано самой картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом «данном»?
На интерактивной доске  высвечивается запись:
«Данное» «Новое»
небо голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками
река неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая золотые
деревья желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые
трава сухая, желтая, как ковер, бурая
поле земное, свежее, как бархатный мягкий коврик
деревушка маленькая, дальняя
 
б)  Беседа с учащимися по вопросам.
-         С чего бы вы начали сочинение по картине? (С того, что И.И. Левитан изобразил красивую пору – осень).
-         Что бы вы написали после вступления? (Я стал бы подробно описывать деревья, реку, небо).
-         А теперь посмотрите, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве»
В. Б. Розенвайссер.
Учитель зачитывает текст.

-         Какова основная мысль этого текста? (Это мысль о красоте русской осенней природы).
в) После чтения текста учащиеся дополняют опорные слова, которые записали раньше, новыми, из текста.
-         Автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка.
Учащиеся вместе с учителем дополняют опорные слова.
Река: спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода; медленно движется; вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение.
Деревья :отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы, как бы расступаются, золотая листва берез.
Поле: изумрудно-зеленая полоса озимых, бескрайние поля.
Трава: побуревшая, осенняя.
Небо: синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.
 
6.     Самостоятельная работа учащихся над сочинением.
7.     Итог урока.
Золотая осень.
left000  Пейзажи Исаака Левитана часто называют шедеврами. Он не просто изобразил знакомые многим пейзажи. Иногда говорят: "Художник воспел красоту природы". Это выражение означает, что в свои картины он вложил всю силу любви. Картины Левитана действительно полны любви к родной природе. Они похожи на красивую музыку и на утонченную поэзию. Глядя на картину Левитана "Золотая осень", вспоминаешь и музыку русских композиторов, и лучшие строки русской поэзии об осени. "Очей очарование", "в багрец и золото одетые леса" - эти слова Пушкина очень подходят к "Золотой осени".
  На полотне мы видим характерный русский пейзаж. Спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Перед глазами открывается русский простор: поля, рощи, река. Синее с белыми облачками небо на горизонте сходится с линией леса. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, помогая глазу зрителя увидеть перспективу. Четкими вертикальными мазками художник показывает движение воды.
  Перед нами березовая рощица. Береза - очень живописное дерево. Левитан, как и многие художники, любил березы, часто изображал их в своих пейзажах. Осень уже окрасила природу в свои осенние цвета: желтый, золотистый оранжевый. Они такие яркие, что сначала кажется: вся картина написана разными тонами желтого цвета. Но это лишь на первый взгляд. Присмотревшись, мы видим, что и трава на переднем плане еще зеленая, только начала желтеть. И дальнее поле, за которым виднеется несколько деревенских домов, еще зеленое. И рощица на правом берегу еще бодро зеленеет.
   Но наше внимание приковано именно к желтым березкам. Их листва трепещет на ветру, переливается как золото в солнечном свете. В пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворенное, спокойное. Это золотая осень. Она очаровывает красотой.
В историю русской живописи Исаак Ильич Левитан вошел прежде всего как пейзажист. Левитан - создатель так называемого "пейзажа настроения". Художник умел очень тонко передать разнообразие состояния природы, дать почувствовать всю прелесть окружающего мира. На картине "Золотая осень" мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Вдали видны красноватые ветки кустарника. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки ? ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. На поверхности воды отражается светлое небо с белыми облаками. Осенний день, изображенный художником, полон света. В картине преобладают жизнерадостные светлые тона. Почти на линии горизонта заметны очертания. Пейзаж "Золотая осень" изображает самое лирическое из времен года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", ? так сказал о золотой осени Александр Сергеевич Пушкин. Наверное, именно эти сроки повторял про себя Исаак Левитан, работая над своими знаменитыми пейзажами. Художник понимал осень прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. Пейзаж этот не навевает грустных мыслей о предстоящей долгой зиме. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть. Глядя на картину "Золотая осень", зритель невольно проникается глубоким чувством любви к родной природе, дарящей нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным. 
Сочинение по картине Левитана «Золотая осень» Знаменитый русский художник Исаак Ильич Левитан прославился более всего, как создатель уникальных пейзажей, которые создают настроение у каждого, посмотревшего картину. Его гениальный талант заключался в необычном умении вкладывать в свои картину столько души и наблюдательности, что природа на картинах Левитана выглядит живой, настоящей. Художнику, несомненно, удавалось передавать состояние, настроение и красоту окружающего нас мира. Одной из лучших картин Левитана я считаю пейзаж «Золотая осень». На ней изображён березовый лес, опадающая листва, которую осень украсила в различные яркие и приятные глазу краски. На заднем плане вырастают кустарники, на земле виднеется желтеющая листва. Тихая и спокойная гладь реки радует глаз. На одном из её берегов раскинулись ещё зелёные ивы, которые, кажется, пытаются оказать сопротивление надвигающемуся увяданию. Золотая осень на одноимённой картине Левитана – это самое настоящее «бабье» лето, полное красок, света и тепла. Недаром эту пору принято считать очень лирическим временем года. Все поэты, писатели, да и вообще творческие люди очень любили и продолжают любить это время. Золотая осень создаёт задумчивое настроение, с лёгкой и светлой грустью. И Левитан, конечно же, смог прочувствовать и понять эту необычайную пору. Более того, ему удалось написать картину так, что всё происходящее в природе начинаем понимать и мы. При этом на сердце возникает нежная радость, и даже скорое наступление зимы и холодов не омрачает этого настроения. Пейзаж Левитана «Золотая осень» заставляет по-иному посмотреть на природу, её красоту. 
Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень».
                                                                                                             С природой одною он жизнью дышал.
                                                                                                             Ручья разумел лепетанье,
                                                                                                             И говор древесных листов понимал.
                                                                                                             И чувствовал трав прозябанье…
                                                                                                                                                 Баратынский
        На переднем плане картины изображена река тихая и спокойная, с зеркально чистой гладью. Она течет тихо, едва заметно. Речка настолько прозрачна, что в ней отражается заглянувший в нее красный кустик.
       Слева от реки раскинулась рощица белоствольных берез в своем красно – желтом пылающем одеянии. Под красавицами – березками пожухлая рыжая травка образовала разноцветный ковер.
       Справа от реки находится небольшая дубовая рощица, одетая в светло – коричневый наряд.
       Вдалеке, за плотной стеной огненных  деревьев, на пригорке, виднеется деревушка – всего несколько маленьких хаток. А перед ней расстилается зеленое поле – это ростки озимых, превратившее его в сочно – зеленый коврик.
        А в вышине в светло – голубом  небе плывут гонимые легким ветерком белые облака.
        Вся картина написана мягкими, светлыми красками и заряжает нас бодростью в этот погожий денек. Это праздник золота и синевы. И немного грустно от того, что кончится праздник, а за ним – увяданье, черно – белый зимний сон. И радостная уверенность, что потом впереди снова зелень и голубизна, потому что природа вечно живет и всегда прекрасна
Описание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
left000Осень – самое любимое время года Левитана, и больше всего картин художник посвятил именно осени. Одно из самых известных полотен – «Золотая осень» - написано в 1895 году.Пожалуй, эта картина не является типической для художника – слишком она яркая, мажорная, смелая. Любопытно, что сам художник не был до конца ею удовлетворен, и через год написал другую – с тем же названием, но совсем другую по настроению.Картина «Золотая осень» дает ощущение жизненной энергии, внутренней напряженности, всплеска чувств. Художник изобразил уголок природы с бегущим ручейком и березовой рощицей на берегу. Стоит великолепный солнечный осенний день. Воздух прозрачен и свеж, в нем ещё разлито тепло. Торжественный покой царит во всей природе: прозрачна ясность далей, неподвижна листва на деревьях и по-осеннему спокойна вода в речке.Праздничное, возвышенное настроение поддерживается цветовым великолепием картины. Медно-золотое убранство рощи, сверкание опадающих листьев, красноватые ветки кустарника на фоне синеющей реки, яркая зелень озими и голубизна неба – все это «бурление красок» заставляет прочувствовать приподнятое настроение яркого осеннего дня. Картина написана с мастерством зрелого художника, отличается смелым, энергичным письмом без тщательной отделки формы предмета, сложными цветовыми решениями.«Пышное природы увяданье» - эти пушкинские строки как нельзя лучше характеризуют этот шедевр Левитана. Картина «Золотая осень» передает торжество природы во всем ее великолепии. Полотно отличается тонкостью и глубиной изображения и знаменует высшее достижение в развитии русского «пейзажа настроения». Помимо описания картины И. И. Левитана «Золотая осень», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников, которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого. 
7 класс Урок № 7 русский язык Дата
Тема: Г.т. Словосочетание. Строение словосочетания.
Л. Т. Стихотворение Н. Некрасова «Славная осень».

Цель: 1.Сформировать знания о словосочетании и его строений.
2. Развить навыки в составлений словосочетания; уметь различать главное и зависимое слово в словосочетаний.
3. Воспитать любовь к природе; проявить интерес к предмету.
Ход урока:
1. Орг. момент: Приветствие, перекличка.
2. Проверка домашнего задания:
Проверить морфологический разбор любого 1-го существительного и 1-го прилагательного.
Выучить правила.
3. Всесторонняя проверка знаний:

4. Подготовка к усвоению новой темы:
- Сегодня мы с вами узнаем о словосочетании много интересного. Словосочетание - сөзтіркесі
5. Новая тема:
Словосочетание – этио сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Словосочетание состоит из главного (негізгі) и зависимого (бағыныңқы) слова. Зависимое слово связано с главным по смыслу. Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.
106680010668100344805015430500
Какая? как?
Огромная планета светит ярко
Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.
*Сегодня мы должны запомнить слова:
Словосочетание главное слово зависимое слово
Л.т. Упр. 40 на стр. 20 ( устно) Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Укажите главное слово в выделенных словосочетаниях.
Славная осень! Здоровый, ядреный Главное слово- осень
Воздух усталые силы бодрит Главное слово - воздух
Лед неокрепший на речке студеной Главное слово – на речке
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели, Главное слово- постели
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Жёлты и свежи лежат как ковер.

Н. Некрасов.
Стр. 21 Стихотворение А.Фета «Ласточки пропали…»
Ласточки пропали
А вчера с зарёй
Всё грачи читали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой
С вечера все спится
На дворе темно
Лист сухой валится
Ночью ветер злится
Да стучит в окно
Лучше бы снег вьюга
Встретить грудью рад
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь – поневоле,
Тяжело - хоть плачь
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
6. Проверка усвоения новой темы:
- Что такое словосочетание?
- Из каких частей состоит словосочетание?
- Как устанавливается смысловая связь?
- Что не является словосочетанием?
7. Закрепление:
Упр. 33 на стр.19. (письменно)
Упр. 34 на стр.19 (письменно)
Упр.36 на стр.20 ( устно)
8. Задание на дом:
Упр. 41. на стр.21 ( письменно) Составьте словосочетания. Укажите стрелками главное и зависимое слово.
Упр.42 на стр.21. Спишите, вставляя пропущенные буквы. О чем вы узнали? Что означает название второго осеннего месяца в казахском языке?
7 класс Урок № 8 русский язык Дата
Тема: Г. т. Способы выражения грамматической связи в словосочетаний.
Л. т. А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало…»
Цель: 1. Научить распознавать способы выражения грамматической связи в словосочетании
2. Отработать умения определять смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетаниях.
3. Привить интерес к поэзии А.С. Пушкина
Ход урока:
1. Орг. момент: Приветствие, перекличка.
2. Проверка домашнего задания:
Упр. 41. на стр.21 ( письменно) Составьте словосочетания. Укажите стрелками главное и зависимое слово.
Упр.42 на стр.21. Спишите, вставляя пропущенные буквы. О чем вы узнали? Что означает название второго осеннего месяца в казахском языке?
3. Всесторонняя проверка знаний:

4. Подготовка к усвоению новой темы:
- Ребята, на прошлых двух уроках мы начали знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами новая тема – «Связь слов в словосочетании». (Запись даты, темы урока в тетради) - Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена. 5. Новая тема:
Г.Т. Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Эта связь слов чаще всего выражается с помощью окончания, а также с помощью окончания и предлога.
Высокая ( какая?) гора; заниматься ( где?) в кружке.
Средства связи в словосочетании
Средство связи Примеры
1. Окончание зависимого прилагательного.
2. Окончание зависимого существительного (с предлогом или без него).
3. По смыслу. 1) хмурого неба, яркому солнцу;
2) гулять в парке, идти по дороге, слушать музыку;
3)прочитать выразительно.
Л.Т.Упр.48 стр. 24. - Поэты посвящают мне стихи, художники пишут картины, композиторы – музыку. Я знаю, что произведения об осени Вы изучаете не первый урок, и сегодня мы продолжим видеть те художественные средства, которые помогают авторам рассказать, как красива природа.
Прочитайте выразительно стихотворение.
Упр. 43 на стр.22. Обозначьте смысловые и грамматические связи между словами в сл/соч.
Большой остров, , плодородная земля, великая культура, самостоятельное государство – связь грамматическая.
выращивать пшеницу, жить на берегу, располагаться в центре – связь смысловая.

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучна пора;
Стоял ноябрь уж у двора
А. С. Пушкин.

Словарная работа:
Таинственный – сиқырлы
Сень – то, что покрывает, укрывает кого-нибудь или что-нибудь
Обнажалась - ашылу
6. Проверка усвоения новой темы:
- Что такое сл/соч.?
- Как связываются слова в сл/соч. между собой ?Приведите примеры.
7. Закрепление:
Упр. 44 на стр. 23. ( письменно) Выпишите только сл/соч. Укажите главное слово. Чем оно выражено?
Упр.45 на стр. 23. ( письменно) Составьте сл/соч. Обозначьте смысловую связь между главным и зависимым словами. Укажите, какой частью речи выражены слова в словосочетаниях. Составьте схему сл/соч.
Упр.46 на стр.23. распределите сл/соч. на 3 группы по средствам связи: а) окончания прилагательного; б) окончание существительного без предлога; в) окончание существительного с предлогом. ( письменно)
8. Задание на дом:
Выучить правило
Упр.49 на стр. 24. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите род и падеж прилагательных. Как вы их определили.
Упр. 51 на стр. 25 ( устно) Ознакомьтесь с сочетаемостью слова погода. Составьте 5-7 сл/соч.
7 класс Урок № 9 русский язык Дата
Тема: Г.Т. Виды словосочетании. Л. т. Осеннее утро
Цели: 1. Ознакомить с типами словосочетании.
2. Выработать навыки различать типы сл/соч.
3. Привить любовь к природе.
Ход урока:
1. Орг. момент: Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих на уроке.
2. Проверка домашнего задания:
Опросить правило связи между словами в словосочетании.
Проверить Упр.49 на стр. 24. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите род и падеж прилагательных. Как вы их определили.
Упр. 51 на стр. 25 ( устно) Ознакомьтесь с сочетаемостью слова погода. Составьте 5-7 сл/соч.
3. Всесторонняя проверка знаний:

4. Подготовка к усвоению новой темы:
- Ребята, на прошлых двух уроках мы о Связь слов в словосочетании, а сегодня мы узнаем о видах сл/соч. (Запись даты, темы урока в тетради) « Виды словосочетании»- Цель нашей работы – узнать, какие виды словосочетании выделяются в языкознании.
5. Новая тема:
Г.т. Сравните данные словосочетания. Какой частью речи выражены главные и зависимые слова?
Богатый урожай / собрать урожай / уборка урожая
Словосочетание с главным словом существительным называется именным, глаголом – глагольным. Сравните: солнечные лучи, ветка дерева ( именные словосочетания); радоваться солнцу, смотреть в окно ( глагольные словосочетания).
Виды словосочетаний по строению
Именные Глагольные Наречные
Седьмой класс
Прилаг. + сущ. Учиться в школе
Глагол + сущ. Читать выразительно
Глагол +Наречие
Л.т. «Осеннее утро» ( По М. Пришвину). Прочитайте и определите основную мысль текста. Выпишите словосочетания с выделенными главными словами.

Словарная работа:
липа – жөке
пробуждается – оянады
бабье лето - Этот период осени называется «бабьим летом» у восточных и западных славян;  «бабье лето» — это сухая, ясная погода в конце августа и в начале сентября.
6. Проверка усвоения новой темы:
- Какие виды связи в словосочетаний?
- Приведите примеры.
7. Закрепление:
Упр. 56 на стр. 27. ( письменно). Спишите словосочетания. Обозначьте , какой частью речи выражены главные слова. Составьте схемы словосочетаний.
Упр. 57 на стр. 28. ( письменно). Распределите словосочетания в два ряда: именные и глагольные. Обозначьте главные слова.
Упр. 59 на стр. 58( устно). Прочитайте. Выпишите из текста именные словосочетания. Обозначьте главные слова. Укажите падеж зависимых слов.
8. Задание на дом:
Упр. 66-67 на стр.30
Выучить правила.
7 класс Урок № 10 русский язык Дата
Тема: Г. т. Разбор словосочетаний. Л. т. Стихотворение « Родное » М. Исаковский
Цель: 1. Познакомить с порядком разбора словосочетания.
2. Формировать навык синтаксического разбора словосочетаний в устной и письменной форме; развить навыки выразительного чтения.
3. Воспитать художественный вкус и любовь к прекрасному.
Ход урока:
1. Орг. момент: Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих на уроке.
2. Проверка домашнего задания:
Упр. 66-67 на стр.30
Опросить правила о видах словосочетаний.
3. Всесторонняя проверка знаний:
Загадка на логику:
К реке подходят два человека. У берега лодка, которая может выдержать только одного. Оба человека переправились на противоположный берег. Как?
Ответ: Они были по разные стороны реки.
4. Подготовка к усвоению новой темы:
- Сегодня мы завершим тему словосочетание и узнаем о порядке разбора словосочетания.
5. Новая тема:
Г. т.
Порядок разбора словосочетания
1. Назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос.
2. Определить, какой частью речи является главное слово.
3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
4. Назвать средства грамматической связи ( обозначить окончание ту зависимого слова или окончание и предлог).
Образец разбора
Золотая листва
Устный разбор Письменный разбор
В словосочетании золотая листва ( какая?) золотая.
Золотая – зависимое слово. Главное слово выражено Золотая какая? листва
именем прилагательным. Связано с главным при Прил. Сущ.
помощи окончания.
Л.т. Упр. 74 на стр.34. Прочитайте и определите основную мысль стихотворения. Выпишите глагольные словосочетания и сделайте их письменный разбор.
Родное
Сыплет спелые орехи
Мне орешник в кузовок,
Лес рябиновые вехи
Расставляет у дорог.
По оврагам, по обрывам,
Через пальцы ивняка
Льётся тихо и пугливо
Желтолистая2 река.
На ветвях танцуют белки,
Лес обветренный молчит.
Солнце в облачные щелки
Шлёт раскосые лучи.
У опушки дремлют кони,
Подпирая Боком ель.
Снится им, что в поле стонет
Безголосая метель.
Школьный дом одно этажныйУлыбается окном.
Грач по нивам бродит важно,
Словно сельский агроном.
Гусь степенный в луже моет
Свой гусиный красный нос…
Всё моё и всё родное,
Чем я жил и где я рос.

( М. Исаковский)
Словарная работа:
Степенный – важный, маңызды
Кузовок – корзинка - себет
Вехи – метка, знаки – белгі
Нива – егіндік
Обрыв – жар
Опушка – край леса - орманның шеті
Овраг - сай
6. Проверка усвоения новой темы:
Назовите порядок разбора словосочетания.
7. Закрепление:
Упр. 75-76-77 на стр. 35
8. Задание на дом:
*Упр. 78 на стр. 35. Спишите, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Сделайте письменный разбор 2-3 словосочетаний.
*Выучить порядок разбора словосочетаний.
7 класс Урок № 11 русский язык дата
Тема: Изложение (рассказ «Кот-ворюга» по К.Г. Паустовскому)
Цель: 1. Написать изложение по тексту.
2. Развить навыки говорения, грамотного письма; определить уровень сформированности умений учащихся в работе изложением.
3. Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать. 
Оборудование: чистый лист для записей при подготовке к изложению (у каждого ученика), памятка работы над изложением.
Ход урока.
I. Организационный момент
— Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу К.Г. Паустовского «Кот-ворюга»
П. Ознакомление с текстом и обсуждение порядка работы.
— С чего нужно начать работу над изложением? (Прочитать текст. Озаглавить его.)Чтение текста.
Кот – ворюга
Это лето писатель Паустовский и его приятель Рувим проводили в деревне. И вот повадился к ним рыжий кот. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-ворюга и бандит. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану, хлеб. Однажды он стащил из погреба десять жирных окуней. Хозяева поклялись поймать кота и вздуть за бандитские проделки.
Кот попался вечером. Его вытащил из подполья деревенский мальчик Лёнька. Теперь можно было рассмотреть рыжего ворюгу. Это оказался тощий кот-беспризорник. У него было разорвано ухо и обрублен кусок хвоста.
Сначала хотели его выдрать. Но Лёнька посоветовал накормить его как следует. Кота втащили в чулан и дали ему замечательный ужин. Кот ел долго. Потом растянулся у печки и мирно захрапел.
С этого дня он прижился в доме и перестал воровать.
Словарная работа:
Прийти в отчаяние – ашыну
Разоврвано ухо – құлағы тілік
Отрублен хвост – құйрығы кесілген
Лаз – өтетін тесік
Плотица – балық
Упираться – тіреу
Тощий – арық
Вой - айға
III. Памятка подготовки к изложению
Чем можно воспользоваться при подготовке к изложению? (Памятка работы над изложением.)
1. Прочитай внимательно текст.
2. Определи, о чем говорится в тексте (тему).
3. Определи, что главное хотел сказать автор (основную мысль).
4. Раздели текст на части.
5. Выдели главное в каждой части.
6. Озаглавь каждую часть (составь план).
7. Выпиши трудные слова.
8. Перечитай текст.
9. Напиши изложение.
10. Проверь работу.
Составление плана и краткий пересказ.К доске вызывается учащийся, который получает карточки с ключевыми словами: воровал, ловили, попался, накормили, перестал воровать, хозяин и сторож. Он зачитывает вслух каждую подпись, а класс подсказывает, к какой картинке она подходит.У нас получился план, по которому мы теперь можем пересказать историю кота. К доске вызывается ученик, который, опираясь на рисунки и ключевые слова, кратко рассказывает историю кота.
Расскажите, как вы будете использовать памятку при подготовке к изложению? (ответы)
У вас есть чистый лист для записей.
Какие записи можно сделать, готовясь к изложению?
На что нужно обратить внимание при чтении текста? (На слова, передающие автора; слова, которые делают описание выразительным.) Расскажите, как вы будете проверять изложение.
Запись изложения. Проверка.
IY. Итог урока.
7 класс Урок № 12 русский язык дата
Тема: Г. т. Предложение. Простое предложение. Грамматическая основа предложения. Классификация ПП.
Л.т. Осень - причудливая волшебница. Стр.40.
Цели: 1. Дать понятие о простом предложении ( ПП); выработать навыки и умения правильно определять грамматическую основу, тип сказуемого, синонимичность их, чем выражены главные и второстепенные члены предложения;
2. Развивать внимание, сосредоточенность, логическое мышление, умение выражать свои мысли
3. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к слову и окружающему миру;
Ход урока:
1. Орг. момент: Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих на уроке.
2. Проверка домашнего задания:
*Упр. 78 на стр. 35. Спишите, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Сделайте письменный разбор 2-3 словосочетаний.
*Опросить порядок разбора словосочетаний.
3. Всесторонняя проверка знаний:
- Что обозначают эти фразеологизмы?
Как курица лапой. Вставлять палки в колёса.
( писать неразборчиво) ( мешать в каком – либо деле)

Сесть в галошу. Считать ворон. ( бездельничать, смотреть по
( оказаться в неловком положении) сторонам)

4. Подготовка учащихся к усвоению новой темы:
- Что такое ПП? Как вы думаете? ( в котором только одна грамматическая основа)
- Вспомнить главные и второстепенные члены предложения.
Главные Второстепенные
469582526670004695825266700037338002667000120015026670005429252667000
Подлежащее сказуемое дополнение определение обстоятельство
14668504953000
5. Новая тема:
Г.т. Основные понятия
I. Одно из словосочетаний в предложении является его основой. Рассмотрим предложение Мартовское солнце светило ярко.
Его основой является словосочетание солнце светило. В это сочетание слов входят главные члены: подлежащее солнце и сказуемое светило. Подлежащее солнце поясняется определением мартовское, а сказуемое светило — обстоятельством ярко.
Строение этого предложения можно представить в виде следующей схемы:

При разборе предложения надо прежде всего выделить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.
Подлежащее — главный член предложения, который обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже и отвечает на вопросы кто? или что? Подлежащее поясняется сказуемым.
Например: на стр. 39. Сравните данные ПП. Чем они различаются?
Одноклассники встретились. Одноклассники встретились у вода в городском парке.
Прозвенел звонок. Прозвенел последний звонок в школьном дворе.

Л. т. Упр. 84. На стр. 40. Прочитайте. Определите основную мысль текста. Найдите слова употреблённые в переносном значений.
6. Проверка усвоения новой темы:
- из скольких грамматических основ состоит ПП?
- Составьте предложения и найдите грамматическую основу.
7. Закрепление:
Упр. 85 на стр. 41. ( письменно). Спишите пословицы. Докажите, что выделенные подлежащие выражены прилагательными в значений существительного. Объясните смысл пословиц.
Упр. 88. ( письменно)
8. Задание на дом:
Упр. 91 на стр. 41 ( письменно)
Составьте 3 ПП. Выучите правила.
7 класс Урок № 13 русский язык дата
Тема: Г.т. Главные члены предложения. Л.т. «Дождевые слова» стр. 44.
Тип урока: урок закрепления знаний.
7.Цели урока: 1) повторить изученный ранее материал о главных членах предложения;
отработать умения и навыки учащихся в определении подлежащего и сказуемого, совершенствовать орфографические навыки и умения учащихся;
2) развивать логическое мышление;
3) воспитывать любовь к русскому языку и русской литературе.
8.Оборудование: записи на доске, таблица.
9. Ход урока.
1) Орг. момент.
2) Проверка домашнего задания
Упр. 91 на стр. 41 ( письменно)
Составьте 3 ПП. Выучите правила.
3) Актуализация знаний учащихся.
- давайте вспомним, какие члены предложения выделяются в русском синтаксисе. Назовите части речи и вопросы для разных членов предложения.
– Какие члены предложения называют главными и почему?
– Из данных слов составьте предложение, запишите в тетрадь:
С, царицею, простился.
– Можем ли мы сказать, о ком идет речь в данном предложении? Что нам нужно сделать для того, чтобы стало понятно, о ком говорится в предложении? Каким членом предложения является добавленное слово? Расскажите о подлежащем. Найдите в предложении сказуемое.
- Из данных слов составьте и запишите в тетрадь следующее предложение:
Год, как, сон, пустой.
– Можем ли мы сказать, что делал год, что с ним происходило? Закончена ли мысль в данном предложении? Давайте добавим в предложение пропущенное слово. Каким членом предложения оно является? Расскажите о сказуемом.
Сделайте вывод: какие члены предложения были пропущены в данных предложениях? Можем ли мы без них выразить мысль и построить предложение? Как называются эти члены предложения?
4) Определение сказуемых на слух.
5) Анализ предложения, имеющего близкие по форме подлежащее и дополнение.– Выполним синтаксический разбор предложения (ученик у доски).
Наш дачный домик Иван увидел издалека.
– В данном предложении мы встречаемся с несколькими существительными. Какие существительные похожи по форме? Как определить, какое из двух существительных является подлежащим? Давайте найдем сказуемое и от него поставим вопросы именительного и винительного падежей. Теперь мы можем определить подлежащее.
6) Закрепление:
Работа с учебником.
Упр.82-83 на стр.40.
7) Л.т. Прочитайте. Перескажите близко к тексту, употребляя водные слова. Текст
« Дождевые слова» стр. 44
9) Обобщение:
– Какую тему мы сегодня с вами повторяли? На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения? Какими частями речи выражены главные члены предложения? В какой форме? Для чего служат главные члены предложения?
10) Домашнее задание.
Выучить правило.
Упр.96. на стр. 45. Спишите. Найдите главные члены предложения. Какой частью речи они выражены?
7 класс Урок № 14 русский язык Дата
Тема: Г.т. Подлежащее Л.т. «Улетают птицы» стр. 46
Цель: 1. Повторить и систематизировать знания о подлежащем; закрепить знания о главных членах предложения.
2. Развить навыки грамотного письма и говорения.
3. Проявить интерес к природе, к жизни птиц.
Ход урока:
1. Орг. момент: Приветствие, перекличка.
2. Проверка д/з:
Опросить правило о главных членах предложения.
Проверить упр.96. на стр. 45. Спишите. Найдите главные члены предложения. Какой частью речи они выражены?
3. Всесторонняя проверка знаний:


4. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний:
- Сегодня мы с вами будем конкретно говорить о подлежащем. Давайте, еще раз вспомним о ГЧП ( работа со слабоуспевающими учениками)
«Игра «Мозговой штурм»
К
1
С
Л
О
В
О
2
И
ЗМ
Е
Н
И1ТС
Ь
3
Н
А
Ч
А
Л
О14
Т
О
Ч
К
А
5
А
Л
Ф
А
В
И1ТС
6
К
А
В
ЫЧ
7
С
Л
О
Г
А
М18
И
М
Я
9
С
Л
О
В
О
С1О
Ч
Е
Т
А
Н
И
Е
К
1
С
Л
О
В
О
2
И
ЗМ
Е
Н
И1ТС
Ь
3
Н
А
Ч
А
Л
О14
Т
О
Ч
К
А
5
А
Л
Ф
А
В
И1ТС
6
К
А
В
ЫЧ
7
С
Л
О
Г
А
М18
И
М
Я
9
С
Л
О
В
О
С1О
Ч
Е
Т
А
Н
И
Е

Оно состоит из букв и звуков.
Чтобы правильно определить окончание слова, его нужно …
Место приставки в слове.
Всегда ставится в конце повествовательного предложения.
Что необходимо хорошо знать для того, чтобы быстро найти слово в словаре.
Знак, который выделяет названия газет, журналов….
Слова переносятся по …
Его имеет каждый человек.
Оно состоит из главного и зависимого слова.
Учитель: Читаем сверху вниз и смотрим, какое слово у нас получилось. СИНТАКСИС. Что изучает синтаксис? Словосочетания и предложения.
Что такое предложения? - Наименьшая единица общения, которая выражает законченную мысль и имеет интонацию завершенности.
Назовите ГЧП.
5. Объяснение нового материала:

Г.т. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).
Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:
а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);
б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?).
Л.т. «Улетают птицы» стр. 46. Найдите в тексте подлежащие. На какие вопросы они отвечают? Чем они выражены?
7. Закрепление:
Допиши в каждое предложение подлежащее, подходящее по смыслу. Подчеркни основу предложения.
Первого сентября ______________ идут в школу.
Наступил жаркий ____________.
Допиши в каждое предложение сказуемое, подходящее по смыслу. Подчеркни основу предложения.
Животные по-разному ____________________. Змеи и черепахи __________________ по земле. Птицы ____________________ в небе. Рыбы __________________ в водах рек, озёр, морей и океанов.
……………………………………………………………………………………
Допиши в каждое предложение подлежащее, подходящее по смыслу. Подчеркни основу предложения.
Первого сентября ______________ идут в школу.
Наступил жаркий ____________.
Допиши в каждое предложение сказуемое, подходящее по смыслу. Подчеркни основу предложения.
Животные по-разному ____________________. Змеи и черепахи __________________ по земле. Птицы ____________________ в небе. Рыбы __________________ в водах рек, озёр, морей и океанов.
……………………………………………………………………………………
Допиши в каждое предложение подлежащее, подходящее по смыслу. Подчеркни основу предложения.
Первого сентября ______________ идут в школу.
Наступил жаркий ____________.
Допиши в каждое предложение сказуемое, подходящее по смыслу. Подчеркни основу предложения.
Животные по-разному ____________________. Змеи и черепахи __________________ по земле. Птицы ____________________ в небе. Рыбы __________________ в водах рек, озёр, морей и океанов.
……………………………………………………………………………………
8. Задание на дом:
Выучить правило. Составьте небольшой текст об осени (из 4-5 предложении).
7 класс Урок № 15 русский язык Дата
Тема: Г.т.Способы выражения подлежащего. Л.т. «Последний лист» стр.52
Цель:
1. Отработать умение находить грамматическую основу предложения; знать способы выражения подлежащего разными частями речи и синтаксически неделимыми словосочетаниями;
2. Развить навыки говорения и письма.
Ход урока:
1. Орг. момент:
2. Проверка д/з: Выучить правило. Составьте небольшой текст об осени (из 4-5 предложении).
3. Объяснение нового материала:
Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).
Обратите внимание на значение (а) и форму выражения (б) подлежащего:
а) подлежащее – это то, о чем говорится в предложении (предмет речи);
б) основная форма выражения подлежащего – именительный падеж (вопрос кто? что?).
Обратите внимание!
На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.Ср.: На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.
Сравним два предложения: 1. Я не спал; 2. Мне не спалось. По смыслу они выражают примерно одно и то же. Однако в первом предложении (Я не спал) есть подлежащее, потому что есть местоимение в именительном падеже (я), во втором предложении (Мне не спалось) подлежащего нет, потому что нет местоимения в именительном падеже (мне – дательный падеж).
Способы выражения подлежащего
А) Подлежащее – одно слово:
Форма Примеры
1. Имя 1.1. Имя существительное Старший сын (кто?) уехал в столицу.
1.2. Местоимение Он (кто?) уехал в столицу.
1.3. Имя прилагательное Старший (кто?) уехал в столицу.
1.4. Причастие Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
1.5. Имя числительное Двое (кто?) уехали в столицу.
2. Инфинитив (неопределённая форма глагола) Любить (что?) – это прекрасно.Жить (что?) – родине служить.
3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного 3.1. Наречие Настало и роковое послезавтра (что?).
3.2. Предлог «В» (что?) является предлогом.
3.3. Союз «А» (что?) – противительный союз.
3.4. Частица «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
3.5. Междометие Неслось со всех сторон «ау» (что?).
4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного «Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного.«Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени.«Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) –было его девизом.
Б) Подлежащее – цельное, то есть синтаксически неделимое словосочетание (главное + зависимое слово):
Форма Значение Примеры
1. Имя в именительном падеже (наречие) + имя в родительном падеже Количественное значение Пять стульев стояло у стены.Несколько стульев стояло у стены.Часть стульев стояла у стены.Много стульев стояло у стены.
2. Имя в именительном падеже + имя в родительном падеже с предлогом изИзбирательное значение Двое из нас поедут в столицу.Каждый из нас поедет в столицу.Многие из нас поедут в столицу.
3. Имя в именительном падеже + имя в творительном падеже с предлогом с (только при сказуемом – во множественном числе!) Значение совместности Ср.: Мать с сыном поедут (мн. ч.) отдыхать.Мать с сыном поедет (ед. ч.) отдыхать.
4. Существительные начало, середина, конец + существительное в родительном падеже Фазисное значение Стоял конец сентября..5. Существительное + согласуемое имя (фразеологизм, терминологическое сочетание и словосочетание с метафорическим значением) Члены словосочетания только в совокупности выражают единое или не членимое в данном контексте понятие Млечный путь разостлался по небу.Белые мухи (снежинки) кружили в небе.Шапка русых кудрей колыхалась на его голове..6. Неопределённое местоимение (от основ кто, что) + согласуемое имя Неопределённое значение Что-то неприятное было во всем его облике..Обратите внимание!
1) К подлежащему всегда можно задать вопросы кто? что?, даже если оно не изменяется по падежам.2) Именительный падеж – единственный падеж, с помощью которого может выражаться подлежащее.
Примечание. Подлежащее может быть выражено косвенным падежом в том случае, если оно указывает на приблизительное количество кого-либо или чего-либо. Ср.: Тридцать кораблей вышло в море. Около тридцати кораблей вышло в море. Свыше тридцати кораблей вышло в море.
План разбора подлежащего
Указать способ выражения подлежащего:
Отдельное слово: существительное, прилагательное, местоимение, числительное, причастие в именительном падеже; наречие или другая неизменяемая форма в значении существительного; инфинитив.
Синтаксически неделимое словосочетание (указать значение и форму главного слова).
Образец разбора
Озеро как будто было покрыто льдинками (Пришвин).
Подлежащее озеро выражено существительным в именительном падеже.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков (Тургенев).
Подлежащее множество облаков выражено синтаксически неделимым (цельным) словосочетанием с количественным значением; главное слово (существительное множество) стоит в форме именительного падежа.
В темноте бородатый обо что-то споткнулся (Шолохов).
Подлежащее бородатый выражено прилагательным в значении существительного в именительном падеже.
Но заплатить за что-то, хоть самонужнейшее, вдруг двести, триста, пятьсот рублей казалось им чуть ли не самоубийством (Гончаров).
Подлежащее заплатить выражено инфинитивом.
Прошло около часа (Паустовский).
Подлежащее около часа выражено косвенным падежом существительного часа с предлогом около и указывает на приблизительное количество времени.
4. Закрепление:
Упражнение к теме «Подлежащее» (письменно)
Найдите подлежащие в следующих предложениях. Разберите их по плану.
1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов).
Л.т. стр.52 «Последний лист» (устно). Прочитайте. Объясните название текста. Найдите подлежащие в тексте.
6. Задание на дом:
Придумать или найти в художественной литературе 4 предложения, где подлежащее выражено различными частями речи (сильным).
7. Итог урока.
8. Выставление оценок.
7 класс Урок № 16 русский язык Дата
Тема: Г.т. Способы выражения подлежащего. Л.т. «Из истории знаков препинания»
Цель: 1. Закрепить и обобщить знания о подлежащем и способах его выражения.
2. Развить навыки говорения и письма.
3. Проявить интерес к предмету.
Ход урока:
1. Орг. момент: Приветствие и перекличка.
2. Проверка д/з:
Придумать или найти в художественной литературе 4 предложения, где подлежащее выражено различными частями речи.
3. Закрепление:
Задание на доске.
В тот год осенняя погода стояла долго на дворе…
1ряд: выписать все словосочетания.
2 ряд: выписать одно именное словосочетание и разобрать.
3 ряд: выписать одно глагольное словосочетание и разобрать.
(по одному ученику с каждого ряда работают у доски).
–  Какое это предложение по цели высказывания?
–  Какие еще предложения по цели высказывания вы знаете?
Задание 2
Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее.
В (К,к)расн_дарском кра_ живут и р_ботают труд_любивые люди. Они выр_щивают пш_ницу фрукты и овощи. Отдыхающи_ могут насл_ждаться гост_пр_имными курортами края. Собрать ур_жай в срок - дело (не)простое. Но завтра этого края буд_т светлым и радос_ным. Пять - это оценка на к_торую зар_ботали кубанские агр_номы за лето. Громкое ура сопр_вождало с_общение о р_кордном ур_жае пш_ницы. Несколько станиц края пост_вляют своё сырье даже в Европу.
Задание 3
Спишите, вставляя пропущенные буквы и запятые. Выделите грамматические основы. Укажите, чем выражено подлежащее.
В (К,к)расн_дарском кра_ живут и р_ботают труд_любивые люди. Они выр_щивают пш_ницу фрукты и овощи. Отдыхающи_ могут насл_ждаться гост_пр_имными курортами края. Собрать ур_жай в срок - дело (не)простое. Но завтра этого края буд_т светлым и радос_ным. Пять - это оценка на к_торую зар_ботали кубанские агр_номы за лето. Громкое ура сопр_вождало с_общение о р_кордном ур_жае пш_ницы. Несколько станиц края пост_вляют своё сырье даже в Европу.
4. Итоги урока:
– Что повторили?
– Что нового узнали?
– В каком падеже всегда стоит подлежащее?
– Какими частями речи может быть выражено?
– На какие вопросы отвечает?
5. Задание на дом:
Выучить правило о подлежащем.
Составьте или подберите из произведения художественной литературы предложения, где подлежащее выражено разными частями речи
7 класс Урок № 17 русский язык дата
Тема контрольного диктанта: УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
Цель: 1. Проверить уровень подготовки учащихся по орфографии и пунктуации в пределах изученного.
Основное содержание урока.
1. Подготовка к диктанту:
а) чтение текста;
б) беседа по тексту;
в) словарная работа: косяки, ранняя зорька, глухой лес.
Косяк — стая рыб, птиц
ранняя зорька – таң
глухой лес – қалың орман
г) трудные слова: золотые, осенние, потянулись, сделали, солнце, длинная.
2. Диктант.
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ
В золотые осенние дни готовились к отлету журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот стройные косяки потянулись в далекие страны.
Над лесами, полями, городами высоко в небе летели журавли. В глухом лесу сделали остановку.
Еще темно, а журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька.
Скоро взойдет над рекой веселое солнце. Высоко взлетят журавли. С неба услышим мы их прощальные голоса. Впереди у них длинная дорога.
(По И. Соколову-Микитову. 70 слов)
3. Проверка текста.
7 класс Урок № 18 Русский язык Дата
Тема урока: Г.т. Сказуемое Л.т. «Подарок» стр. 55.
Цели урока: 1. Восстановить в памяти учащихся знания о сказуемом; дать более подробную информацию о данном члене предложения.
2. Закрепить знания учащихся о глаголе, о его синтаксической роли; развивать умения находить корень слова, приставку; выделять в предложении главные члены предложения.
3.Воспитать любовь к природе.Тип урока: урок повторения изученного
Методы и приемы: творческая работа.
Оборудование: опорная таблица.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
III. Объяснение материала. Слово учителя: Ребята, давайте вспомним, что такое сказуемое?
 Сказуемое- это главный член предложения, который указывает что говорится о подлежащем, отвечает на вопросы что делает? что делают?какова?и т.д.
     Например:   Ветки ивы коснулись земли.
Рассуждаем так: в предложении говорится о ветках, что? ветки. Это подлежащее, подчеркну одной чертой ___________________.
О ветках говорится, что они коснулись, что сделали? коснулись.Значит, это сказуемое, подчеркну двумя чертами.
Наступила поздняя осень. Ветер срывает листья с деревьев. Скоро начнутся холода.
Л.т. стр.55 упр. 122. «Подарок». Прочитайте название рассказа. Определите основную мысль. Укажите стиль текста.
Словарная работа:
Осыпались – падали
Облетела – осталась без листвы.
IV. Закрепление изученного материала.
Упр. 122 на стр. 55. Найдите и подчеркните сказуемые из текста.
V. Домашнее задание. Составить предложения. Найти в предложениях сказуемое и разобрать их.
VI. Подведение итогов урока.
Комментирование оценок.