Реферат НОУ Славная госпожа Пуговица


МБОУ СОШ № 168 имени И.И.ЛабузыСекция «Технология»
СЛАВНАЯ ГОСПОЖА ПУГОВИЦА
Выполнила: Бабушкина Анастасия
ученица 8 А класса
Научный руководитель:
Сутыгина М.Т.
учитель 1 категории
Нижний Новгород

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
История пуговицы 5
Лингвистический экскурс 10
Пуговичная магия 13
Пуговица в истории русского костюма 19
Интересные факты 22
Современные пуговицы 25
Филобутонистика 28
Музеи пуговиц 29
Применение пуговиц в рукоделии 31
Изготовление пуговиц 33
Пришивание пуговиц 37
Заключение 38
Источники информации 39
ВВЕДЕНИЕ
Вокруг каждого из людей есть множество простых и привычных вещей, которые окружают его каждый день. Эти вещи настолько просты и привычны, что мы очень редко задумываемся, что они такое, когда появились на этом свете и как бы мы жили, если бы эти вещи вдруг пропали. Предмет, которому посвящен мой реферат, настолько маленький, что о нем таких вопросов вообще не возникает. Этот предмет - пуговица. Вы спросите - а что может быть интересного в таком банальном предмете? Ну, пуговица и пуговица. Настолько простая вещь, что в Словаре сравнений находим такое выражение: "Ясно как пуговица". Однако интересного - не перечесть! Более того, не знаешь, с чего и начать!
Есть что-то мистическое в том, с какой бережливостью мы храним пуговки даже в том случае, если они самые простые и совершенно нам не нужны. У каждого из нас в доме есть шкатулочка, а чаще жестяная коробочка из-под печенья или леденцов, в которой хранятся старые пуговки! Одежды, с которой расчетливые мамы и бабушки срезали эти пуговки, уже давно нет, а пуговицы - вот они. Свидетели истории. Более того, носители этой истории в себе - ведь у каждой есть свой собственный, неповторимый рассказ о жизни.
Чем выше человечество устремляется в космос и исследует наномир, тем сильнее душа просит чего-нибудь земного, осязаемого, индивидуального. Чем сильнее разгоняется ядерный коллайдер, тем милее сердцу коврик на табуретке, связанный заботливой бабушкой. Рукоделие стало модным занятием, и это совсем не выглядит странным и никого не удивляет. Рукоделие во всех видах и жанрах – на пике популярности. А если для рукоделия используются нетрадиционные идеи, то они будут интересны каждому.
Обыкновенная пуговица и нетрадиционные идеи для рукоделия. В своем реферате мне хочется показать, что эта маленькая простая и привычная для нас вещь может стать удивительной и уникальной. Тема применения пуговиц в рукоделии интересует многих, именно поэтому я считаю тему моего реферата актуальной.
Начиная работать над рефератом, я поставила перед собой цель: исследовать основные функции пуговиц, найти нестандартные пути их применения.
В процессе работы я должна решить следующие задачи:
- изучить литературу и интернет ресурсы по данной теме;
- доказать, что в настоящее время пуговицы не утратили своего значения;
- изготовить поделки с использованием пуговиц.
Первые пуговицы появились в III тысячелетии до нашей эры, и с тех пор до наших дней они являются совершенно незаменимыми деталями одежды. С тех пор изобрели множество других, уже привычных нам, застежек, но пуговицы все равно не сдают своих позиций, ведь они могут не просто соединять части одежды, а служить украшением и даже талисманом, «заряженным» на удачу.
Как предмет декора они больше необходимы портному или дизайнеру.Как предмет коллекционирования - филобутонисту (коллекционирование пуговиц называется филобутонистикой!). Между тем в рукоделии пуговицы тоже можно использовать и довольно активно.
ИСТОРИЯ ПУГОВИЦЫ.
В журнале "Русский базар" за 2004 год написано: "Пуговица - живой атрибут истории, она оказалась старше наскальных рисунков, алфавитов и первых, написанных человеком, текстов и слов".
Давайте углубимся в историю возникновения пуговицы. Видимо, как и у обуви или одежды вообще, у пуговицы нет какой-то даты рождения. Более того, у нее нет даже приблизительно века, когда она родилась. Можно говорить только о веке, в котором было найдено первое о ней упоминание. Место рождения тоже покрыто мраком: одни утверждают, что это, как всегда, Древняя Греция - (если не знаешь, где и когда что-то появилось, можно смело утверждать, что в Древней Греции - не ошибешься), другие - что в Малой Азии, третьи (теперь это стало модным) - в Китае. А истина, как обычно, где-то посередине - везде. Человек, примеривший на себя шкуру мамонта, тут же понял, что если не скрепить ее чем-нибудь - свалится. И скреплял: шипами растений, ветками деревьев, тонкими косточками тех же мамонтов. Старательные кельты каждый раз зашивали части одежды. А вот в приснопамятной Древней Греции одежду кроили так, чтобы она не требовала застежек: ее или завязывали завязками или один конец одежды продевался в дырку на другом конце и завязывался узлом, или два конца опять же связывались. Но как ни крути, было это не совсем удобно, и вот кто-то додумался - почему бы не скрепить концы иглой. Скрепил. Опять неудобно - концы иглы колются, да и не держится игла в ткани, выскальзывает. А если придумать что-то, чтобы скрыть концы и заставить иглу прочно держаться? Придумали, получились аграфы, фибулы, пряжки, иными словами - заколки или броши. Первые упоминания о таких заколках в Афинах относятся к 570 году до н.э. Иглы тогда были не как сейчас - маленькие да тоненькие, а совсем даже наоборот и при случае могли использоваться и как оружие.
История донесла до нас одну афинскую легенду, как жительницы Афин убили гонца, принесшего дурную весть о смерти их мужей на поле брани. Вдовы закололи гонца иглами своих застежек. За что? За трусость: бросил товарищей и побежал в город с новостью.
Однако аграфы и фибулы были хоть и застежками, но не стали прямыми предками пуговиц; в истории развития пуговиц это была "тупиковая ветвь": заколки превратились в броши. В зависимости от материального положения владельце заколки делались из дорогих металлов, украшались драгоценными камнями, резными камеями и прочими красивыми декоративными элементами. Так заколка превратилась в ювелирное украшение.
Самые первые предметы, похожие на современные пуговицы - диски с двумя и более дырочками или диски на ножке - были обнаружены в Индии в Мохенджо-Даро (долина реки Инд). Ученые датировали их 2800-2600 годом до н.э. То есть первым официально найденным пуговицам около пяти тысяч лет. Почтенный возраст, однако! Пуговицы эти относятся к эпохе Кот Диджи Индской цивилизации. Индские пуговицы были сделаны из ракушек и имели правильные геометрические формы. Сквозь отверстия их можно было привязывать тонкими веревочками к одежде. Однако ученый Ян Мак Нил считает, что они, скорее всего, использовались не как пуговицы, а как декоративное украшение. Это его частное мнение, которое не исключает и совмещение функций: декоративной и утилитарной.
Похожие предметы были найдены в Китае и датированы 2000-1500 годами до н.э., а также на территории Древней Греции и Древнего Рима. Греческие и римские пуговицы были датированы 4 веком до н. э. Ими скрепляли свои хитоны сначала греческие воины, а затем и римские: солдаты быстро оценили их удобство и надежность по сравнению с завязками и заколками.
Есть, кстати, одна версия, что пуговицы на самом деле сначала появились на мужском костюме, и только потом на женском. Причем на мужском они практически сразу же начали нести информативно-опознавательную функцию. Нужно было придумать какие-то знаки отличия, и пуговицы на мужской военной форме стали одним из таких знаков отличия. У бронзовых пуговиц греческих воинов, которым более двух тысяч лет, дизайн нисколько не уступает металлическим армейским пуговицам ХХ века; эти пуговицы прочные и оснащенные классическими U-образными ушками, облегчавшими жизнь не одному поколению солдат, офицеров и их жен. Кожаные ремни на "униформе" античного воина застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на таких ножках.
Однако в массовом порядке пуговица приобрела опознавательную функцию все-таки позже, а пока пуговицы в Древнем мире потихонечку превращались в произведения искусства: в зависимости от уровня богатства и власти пуговицы могли быть и резными камеями из мрамора или агата, и даже инкрустированы бриллиантами. Такие пуговицы - украшения ценились уже не на вес золота, а гораздо выше и передавались по наследству. Некоторые античные экземпляры до сих пор хранятся в родовитых азиатских и европейских семьях. Более простые до сих пор находят при раскопках. Они подчас очень красивые, позолоченные, а то и из чистого золота. Кстати, пуговицы - самый распространенный предмет в раскопах. Специалисты по ним могут датировать культурный слой с точностью до десятилетия. Почему? Потому что, во-первых, пуговица переживает, как правило, любую эпоху - что войну, что мор, что стихийное бедствие - в целости и невредимости в отличие, скажем, от одежды или посуды, а тем более от ювелирных изделий или чеканных денег.
Зная эстетические или социальные предпочтения различных эпох в орнаменталистике, можно только по узорам датировать этот маленький предмет. Если же рассматривать пуговицы с мундиров или форменной одежды (эту тему позже мы обязательно будем разбирать подробно), то такие пуговицы, условно говоря, можно сравнить с печатью эпохи, на которой еще и дата заботливо проставлена. Датировка по пуговицам всегда помогала историкам и искусствоведам не только в исследовании костюма, но и в изучении судеб многих известных людей, чьи изображения (портреты или фотографии) сохранились до наших дней.
Зная место службы военного человека или государственно го чиновника, а так же время, когда он там служил, можно по архивным документам установить его имя, а затем и многие периоды его жизни. Интересно, что самое "урожайное" место на исторические пуговицы - это горы Кавказа: тут они попадаются археологам до сих пор.
А как же Древний Египет? Неужели там не было пуговиц? Были, и тоже очень давно. Более того, некоторые исследователи именно Египет считают родиной пуговиц. Аргументируют это тем, что небольшие диски с дырочками, напоминающие пуговицы, древние египтяне носили на груди в качестве знаков отличия и наград. Но если это так, то родиной пуговицы как застежки Египет назвать нельзя: там они, получается, выполняли все ту же четвертую функцию. А вот первые утилитарные пуговицы нашли на юго- востоке Турции, в местечке Гобекли-Тепе. Каменные пуговицы с дырочками датируются 1500 годом до н.э.
В знаменитом некрополе Шестовицы (варяжское поселение на территории древней Руси, 16 км юго-восточнее Чернигова) тоже были найдены древние пуговицы. Они, как и многие вещи из этого некрополя, были декорированы в стиле "маммен". (Стиль "маммен" получил свое название от поселения Маммен в Средней Ютландии и является одним из подвидов стиля "большого зверя", характерного для викингов). Эти пуговицы датируются 60-ми годами Х века н.э. Этим же столетием датируются и погребения с грибовидными пуговицами в Венгрии. Аналогичные бронзовые пуговицы найдены и в Бирке, крупном старинном городе на территории современной Швеции. Биркинские пуговицы датируются 880-970 годами.
Что касается богатейших находок пуговиц на территории Древней и средневековой Руси, то об этом будет отдельный большой рассказ, потому что значение подобных находок все специалисты-историки оценивают как одно из самых важных в истории пуговицы в частности и материальной культуры многих народов вообще. Здесь упомянем лишь грибовидные бронзовые пуговицы, найденные в Киеве и датируемые все тем же Х веком. Там же были обнаружены и несколько средневековых литейных формочек для отливки пуговиц такой формы. Однако пуговицы грибовидной формы с рифлением не получили в дальнейшем широкого распространения. В то же время, непростая форма этих пуговиц напоминает форму печатей-подвесок из византийских городов, что говорит о тесных экономических и культурных связях между Византией и Русью. Эту гипотезу подтвердили несколько похожих бронзовых пуговиц, обнаруженных при раскопках в Стамбуле и при раскопках византийского Коринфа. Эти находки говорят о том, что тип одежды с застежками типа пуговиц к тому времени получил уже широчайшее распространение и пуговицы стали обычной деталью.
XVIIIвек - это золотой век пуговиц. Их изготавливают из золота, серебра, олова, стали, латуни, стекла, слоновой кости, перламутра, панциря черепахи, эмали, дерева. Самыми распространёнными мотивами являются романтические пейзажи, мифологические персонажи, купидоны, пастушки, архитектура. Пуговицы изготавливались и целыми наборами от 5 до 35 штук на определённую тему. Такие наборы могли служить и в качестве подарка, их выполняли на заказ и помещали в шкатулках, обтянутых шёлком. В «пуговичном деле» трудились самые лучшие художники и изобретатели. Например, комплект пуговиц для Людовика XIVрасписывал знаменитый живописец Антуан Ватто. Английский механик Мэтью Бултон изобрёл так называемую алмазную огранку стали, когда маленькое стальное зерно по виду напоминало бриллиант. Иногда одна пуговица состояла из более 150 таких «бриллиантов». Каждое зернышко приклеивалось отдельно к основанию пуговицы. На короткий период в начале XIX в. пуговицы из стали с алмазной огранкой пользуются большим спросом, а в России они стоили дороже золотых.
  Михаил Васильевич Ломоносов так же внёс свой вклад с развитие пуговичного производства. В 1775 году он основал фабрику по производству стекла и мозаики, там же выпускали и стеклянные пуговицы. На одном из приёмов И.И. Шувалов упрекнул М.В. Ломоносова в том, что он появился в одежде, украшенной стеклянными пуговицами. Ломоносов ответил ему стихотворением «Письмо о пользе Стекла».
Англия остаётся лидером в производстве металлических пуговиц. Используются самые разные технологии: штамповка, литьё, обточка, гравировка и множество других. Сам король Георг IIIнастолько увлёкся разработкой новых моделей пуговиц, что был высмеян в панфлете « Анекдоты о пуговичнике».
С возникновением крупных фабрик в конце XVIII- начале XIX вв. пуговицы становятся доступными для простых людей.
В XIXвеке пуговичное дело продолжает развиваться, используя всё новые и новые технологии. Пуговицы теперь обтягивают машины, роспись по фарфору делается по трафарету. После открытия процесса вулканизации каучука, американец Нельсон Гудьир начал выпуск резиновых пуговиц.
С появлением домашних швейных машин и выкроек, дамы с удовольствием создавали свои наряды у себя дома, на что тут же отреагировала и галантерейная промышленность. Появляется огромное количество разнообразных пуговиц по низким ценам. В то время пуговицы так же часто использовались лишь в декоративных целях.
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС.
Давайте посмотрим, откуда в русском языке взялось это название. А для начала разберемся, как называется пуговица в других языках. В японском "пуговица" - нэцкэ. Да-да, нэцкэ, изящная японская миниатюрная скульптурка - именно пуговица. В английском пуговица - это button. На французском - bouton, на итальянском - bottone, на испанском - baton, на португальском - botao. Во всех этих языках слово "пуговица" означает "нераспустившийся цветок, шишечка, почка". Действительно, если посмотреть на старинные пуговицы, то сразу же бросается в глаза, что очень часто они выглядели именно как бутон, шишечка, нераскрывшийся цветочек, плод.
Есть другая версия происхождения слова "бутон-пуговица" в романских языках: от глагольной формы латинского слова bottone bottare - "пронзать, протыкать, протискивать" и старо-французского глагола buter, bouter,что означало "упираться, бодаться".
Можно сделать вывод, что если по первой версии пуговица получила название по сходству формы, то по второй ясно, что название возникло по прямому, утилитарному назначению самого предмета, связывания названия "пуговица" с ее чисто функциональной составляющей: "вдевается в петлю", "сводит вместе края одежды", "попадает в цель".
Чтобы не возвращаться потом к "бутону", рассмотрим и еще одно значение этого слова, так называемое "периферийное": в аргентинском варианте испанского языка словом baton называют серебряную монету, висящую на поясе пастуха (гаучо) в качестве украшения. Это говорит об еще одной функции пуговицы - декоративной.
В германской линии языков значение слова, которым обозначается предмет "пуговица", совершенно иное: в старонемецком (Knopf), в исландском (Кnаppr), в нидерландском (Кnоор), в датском (Кпор), в ирландском (cnaipe) это "шишка, выпуклость, вершина". В древнесаксонском (hanaf) и в староанглийском (haenep) - это "заколка". Эти значения можно в равной степени считать проявлением и основной, т.е. утилитарной, и декоративной функции пуговицы. Кстати, в азербайджанском (duyme) и турецком (dugme) понятие "пуговица" тоже имеет значения как "бутон", так и "кнопка" в смысле "выключатель". Румынское buton соединяет в себе значение "контакт" (как в английском butt) и значение "кнопка, заколка", и при этом не имеет значения "пуговица", для этого понятия существует другое слово - nasture, этимология которого не известна. И таких языков, где слово "пуговица" несет на себе несколько значений, немало. Кстати, других предметов туалета с таким богатым смысловым значением практически больше нет.
Теперь посмотрим, а что же с пуговицей в славянских языках? В русском - понятно, пуговица, в чешском - заимствование из немецкого, в сербском - из турецкого, в болгарском - все тот же "бутон", в украинском - гудзик (узелок), что тоже не дает нам общей картины, поэтому посмотрим латышский. Там "пуговица" - puoga или poga. В словенском тоже похожее слово - poglica. "Этимологический словарь" М.Фасмера возводит эти слова к древнеиндийскому слову punjas в значении "куча, ком, масса". Немного непонятно: маленькая пуговка - и масса с кучами. Но этимологи - они такие, найдут похожее по звучанию слово и танцуют от него, как от печки. Однако смотрим дальше: многие словари русского языка XIX века возводят слова пугвица (погвица, пoгва), пуговина в значении "круглое или шарообразное украшение; капли, брызги" к церковно-славянскому понятию пугва (погва) в значении "выпуклость, горбок, холмик". Т.е. слово "пуговица" возникло из потребности назвать как-то утолщение, бугорок по принципу польского диалектного слова pagwica, что значит "утолщение на шее у козы, зоб".
Другие лингвисты считают, что у слова "пуговица" настолько явно выраженное родство со словами "пугать", "пугач", "пугало" и т.п., что нечего искать другое объяснение. При чем тут пугало, спросит въедливый читатель. А очень даже при чем!
Дело в том, что славянский костюм (а также нашивки и узоры на нем) всегда нес на себе защитную, охранительную и оберегающую функции. Об этом можно прочитать и в ранее опубликованных историях перчаток, меховых изделий и постельного белья. У славянских племен было принято навешивать на одежду различные пуговицы, гирьки, бубенчики и подвески, которые звенели при ходьбе. Такие подвески относились к так называемым "шумящим" оберегам. Звон получался из-за того, что в пра- пуговицу помещали кусок металла или круглый камешек. При движении такая конструкция звенела как бубенец и отгоняла нечистую силу.
Самому же слову "пуговица" предшествовало слово "пугалка", которое, как указывает Словарь живого великорусского языка В.И.Даля, долго сохранялось в некоторых русских диалектах: пугалкой назывался колокольчик, помещавшийся на воротнике или на специальной цепочке, носимой на шее. (С приходом на Русь христианства роль такого оберега взял на себя нательный крестик, но это уже другая история).
Первоначально пуговицами скреплялась одежда только у воротника. Предки славян считали ворот одежды самой важной деталью в магическом плане: самыми уязвимыми и беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела - шея и лицо. Злых духов нельзя было подпускать к телу человека. Поэтому пуговицы не только звенели, но и украшались заговоренными узорами, призванными отпугивать от человека злых духов. Так что первоначальное назначение пуговицы не только практическое, но и магическое.
Резюмируя наш лингвистический экскурс, можно утверждать, что в Европе основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, у славян же на первое место ставилась функция оберега. Славяне всегда очень трепетно относились к своей душе и считали необходимым постоянно о ней заботиться.
А что же со словом "бутон" в русском языке? Оно очень молодое, ни в словаре В.И.Даля, ни в словаре М.Фасмера, ни в словаре языка А.С.Пушкина его нет. Это слово - прямое заимствование из французского, означает "нераспустившийся цветок" и к пуговицам отношение не имеет. К пуговицам оно имеет отношение лишь в названии раздела коллекционирования: филобутонистике. Вообще то, что чисто славянское слово "пуговица" устояло в борьбе с французским и немецким языками - остается только удивляться. С реформами Петра I русский язык "обогатился" огромным количеством заимствований, той же "кнопкой", производной от немецкого Knopf. Кнопка имеет к пуговице опосредованное отношение, хотя и является тоже застежкой. Кстати, кнопом сейчас называется особый вид канатного узла у яхтсменов. (Сразу хочется провести параллель с украинским узелком - гудзиком).
Вот так, совершенно незаметно, мы с вами выяснили три основных функции пуговицы: утилитарную, практическую, т.е. застежку; декоративную - украшение; магическую - оберег, талисман, пугало. И все это, обратите внимание, исключительно лингвистическо-этимологическим путем.

ПУГОВИЧНАЯ МАГИЯ.
Сегодня вряд ли кто помнит, что в прошлом пуговица была одним из важных магических оберегов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или круглый камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца. Так пуговицы превращались в обереги. Среди различных видов оберегов - вышивка, камни, бусы, магические изображения и т.д. - широко использовались и «шумящие» украшения, например, колокольчики, помещавшиеся на воротнике или на специальной цепочке. На раскопках в Новгороде была найдена рубаха молодого купца, на воротнике которой помещена крупная плетеная пуговица красного цвета, которая ничего не застегивала и вряд ли служила украшением. С учетом того, что красный цвет у славян наделялся свойством отпугивать нечистую силу (и потому был очень популярен), можно утверждать, что красная пуговица служила оберегом. Сам принцип плетения пуговиц сохранился до наших дней; китайские пуговицы в виде "кулака обезьяны" и аналогичные плетеные узлы «Джозефина» во Франции — ни что иное, как отголосок старинных магических мотивов.   Магическая природа определялась двумя способами: рисунками (узорами т.п.) на пуговице, и формой (например, форма яйца или жёлудя считается символом плодородия).
По представлениям наших предков, ворот одежды - очень важная деталь в мистическом плане: ведь самыми уязвимыми для нечистой силы оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Злых духов нельзя беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отпугивать от владельцев одежды злых духов. Действительно, весьма частыми археологическими находками являются древнерусские пуговицы «гирьки», украшавшие воротники крестьянских рубах. Практически все они имеют явно выраженное магическое значение. Чаще всего встречаются символы солнца — спираль или круг с точкой посередине. Это и понятно: солнечный свет отгоняет силы мрака. Реже встречаются знаки земли и засеянного поля. Древнерусские пуговицы-гирьки
Совершенно удивительную историю, связанную с магическими пуговицами, приводит академик Б.А.Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси». В онежской былине «О Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче», записанной в конце ХIХ столетия, говорится о волшебных пуговицах на кафтане Дюка Степановича, с помощью которых он призывал своих магических помощников – «зверей рыкучих» «птиц клевучих»:
А молодой боярин Дюк СтепановичСтал плёточкой по пуговкам поваживать,Пуговкой о пуговку позванивать.Как от пуговки было да до пуговки,Налетели тут птицы клевучие,Наскакали тут звери рыкучие...
Исследователи русского былинного эпоса не могли пройти мимо этих волшебных пуговиц и всегда пытались как-то объяснить их значение. Загадку разгадали археологи — в одном из древнерусских княжеских кладов 10-12 веков они нашли четыре массивные золотые пуговицы с магическими изображениями этих самых «птиц клевучих» и «зверей рыкучих». Академик Рыбаков назвал их пуговицами-«заклинаниями». Благодаря былинному фольклору мы узнали их значение через 800 лет!
"Пуговица" в русском языке близко соотносится со словами "пугать", "пугало", "пугач". Возможно, это связано как раз с тем, что охранительная и отпугивающая функция пуговицы у славян долго оставалась ведущей.
Самое интересное, что вера в мистические способности пуговицы продолжает жить и в ХХ веке: в 1931 г. лондонская газета Sunday Time публикует статью "Пуговица убитого царя". Статья повествует о том, что в Уфимской губернии чекистами арестован некий крестьянин, владевший "магической" пуговицей, которая будто бы принадлежала Николаю II. Этот крестьянин лечил волшебной пуговицей всех уфимских больных, и якобы успешно. Он утверждал, что пуговица наделена чудодейственной силой и достаточно приложить ее к больному месту, чтобы вылечиться. На допросе он рассказал, что за неделю до убийства царя в Екатеринбурге пуговица была подарена ему красноармейцем, который стоял в карауле у дома Ипатьева. А к красноармейцу пуговица якобы попала от самого царя. Красноармеец побоялся хранить ее у себя и отдал от греха подальше первому встречному. Так это или нет, но выздоровевшие от чудесной пуговицы башкиры в 1931 году подтвердили слова своего земляка.
Как бы там ни было, но вера в оберегающую силу пуговицы восходит к глубокой древности; об этом говорит такая, сохранившаяся и поныне примета: если дорогу вам перебежала черная кошка, миновать злополучное место следует с закрытыми глазами и взявшись за пуговицу. А если встретишь трубочиста (человека "волшебной", приносящей удачу профессии), то за пуговицу нужно взять уже его и загадать при этом желание. И оно обязательно исполнится. Даже просто найти пуговицу на улице всегда считалось хорошей приметой, особенно красивую и дорогую.
"Пуговичный" талисман"Несмотря на историческую трансформацию пуговицы в функциональное украшение, она по-прежнему продолжает играть важную магическую роль. Правда, ее использование стало разнообразнее - время и прогресс внесли свои коррективы. Если вы хотите опробовать пуговичную магию в действии, используйте пуговицу в качестве талисмана. Для начала четко сформулируйте одно-единственное желание. Затем выберите пуговицу: ее размер вам подскажет интуиция, а цвет зависит от направленности желания (согласно славянской традиционной символике цвета, красный поможет в любви, зеленый и желтый - в финансовых вопросах, синий и голубой усилят интуицию, фиолетовый разовьет творческое начало), а вот отверстий для пришивания должно быть четыре.Изучив значение узоров (см. далее), определитесь со способом пришивания. Сны и приметы.О том, насколько доверяли люди пуговичной магии, свидетельствует обилие примет и житейских наблюдений, связанных с этим маленьким магическим предметом.Например, если вы застегнулись «не на ту» пуговку (пропустили одну или начали не с той), надо непременно расстегнуть весь ряд и застегнуться заново, иначе не миновать неприятностей. Застегиваясь верно, вы как бы совершаете определенный ритуал, призванный усилить ваши внимательность и собранность.Или вот еще примета: потерялась пуговица - значит, нужно быть на чеку: у кого-то зреют недобрые намерения в отношении вас.Всем известен традиционный запрет пришивать пуговицы на себе, а не то «память пришьешь».Оторвалась пуговица или сломалась - будьте осторожны во всех делах и начинаниях, а еще лучше - ничего важного не предпринимайте.Не стоит недооценивать участие пуговиц в наших снах. Тщательный анализ появления этого предмета в сновидении способен значительно прояснить ситуацию и помочь правильно истолковать увиденное.
Пуговицы снятся к переменам. Особенно хорошо, если во сне вы нашли пуговицу. Это сулит удачу в делах, в том числе - сердечных. Можете рассчитывать на помощь и содействие со стороны близких.
Если вам приснились форменные пуговицы, ждите продвижения по карьерной лестнице или предложение новой интересной работы.
Мелкие и явно недорогие пуговицы - к неудаче. Также обязательно следует обратить пристальное внимание на состояние здоровья.
Красивые блестящие пуговицы - к успехам в делах, которые, впрочем, могут оказаться весьма зыбкими, и виной тому будет ваша собственная лень или легкомыслие.
Пришивать во сне пуговицы - к сохранению и укреплению достигнутых ранее результатов.
Если вы увидели много пуговиц во сне, радуйтесь - это к деньгам.
Застегивать пуговицу - к скорому завершению затянувшегося дела.
Пуговица во сне потерялась или оторвалась - ждите неприятностей и мелких потерь. Вероятны ненужные разговоры вокруг вашей персоны, грозящие пошатнуть (но не уронить) ваш социальный статус.
Отрезать пуговицу означает то, что вас ждет измена либо обман.
 На Руси верили, что пуговицы помогают исполнять и другие мечты. Для этого их пришивали к одежде (в основном с изнаночной стороны) - на вороте или на груди, в области сердца. Желая наделить магической силой пуговицу, люди считали, что имеет значение не только какую пуговицу и куда пришивать, но важно и то, как именно она пришита.
Классическая пуговка в виде монеты с четырьмя пробитыми дырочками издревле почитали за символ судьбы. Пришить такую пуговицу к одежде можно разными способами. Посмотрите на картинку - рисунки, образуемые нитью, выглядят как знаки рунического алфавита и работают как заклинание, притягивающее из окружающего мира необходимые блага.
Вы хотите проверить на себе магическую силу пуговиц? Тогда нужно загадать желание, выбрать подходящий способ пришивания и прикрепить пуговицу к изнанке любимой одежды. На растущей луне, а еще лучше - во время полнолуния, пришейте пуговицу к изнаночной стороне одежды в области сердца. Одежду желательно выбрать такую, которую вы наиболее часто и с удовольствием носите. Но важно помнить, что и желание, и пуговица должна быть одна-единственная.

Разные виды пуговиц имеют разную энергию и по-своему меняют человеческую жизнь. Объемные пуговицы с ушками, обтянутые кожей или текстилем, наделяют человека чувственностью, утонченным восприятием мира, но не способствуют преодолению одиночества. Броши, исполняющие роль застежки, перламутровые и стеклянные пуговицы способствуют сексуальной привлекательности, развивают пророческий дар, но подчеркивают эгоцентрические черты характера. Металлические пуговицы с ушками дисциплинируют человека, делают его ответственным, собранным, сообразительным, уравновешенным, но несколько суховатым и грубоватым в постели. Деревянные и лакированные пуговицы, пуговицы из папье-маше создают вокруг человека атмосферу уюта, душевной теплоты, нежности, приветливости, однако приземляют желания и не спасают от лицемерия. Штампованные пуговицы из пластмассы усредняют, вселяют неуверенность, способствуют недооцененности обладателя окружающими, делают его незаметным, но привлекают стабильность в личной жизни. Пуговицы из черепашьего панциря или слоновой кости привлекают успех, укрепляют дух, способствуют достижению цели, славе, но и говорят об обилии врагов, недоверии, недопонимании. Расписные фарфоровые, серебряные и золотые пуговицы привлекают богатство, успех в судебных, наследственных и финансовых делах, пробуждают изощренные страстные желания, но лишают сексуальной потенции. Пуговицы нестандартной формы помогают раскрытию и развитию творческих способностей, неординарности, изобретательности, изысканности в проявлении чувств, желанности и удачливости в любовных делах. Кнопки, липучки, молнии придают бодрость, здоровье, непосредственность, легкость в общении, жизнерадостность, облегчают любовные переживания, но не способствуют привлечению денежных средств.
Самые главные пуговицы — первая и последняя (они как бы держат весь ряд). Считается, что на одежде должно быть пришито нечетное количество пуговиц — это хорошее предзнаменование. Чтобы обмануть судьбу, специалисты советовали на кофточку, где помещается только четное количество пуговиц, пришить еще одну — к изнанке. Важно, чтобы пуговицы держались крепко, иначе ослабеет действие волшебных чар.

ПУГОВИЦА В ИСТОРИИ РУССКОГО КОСТЮМА.
Бытующее выражение «прост, как пуговица», вызывающее в сознании образ пластикового кружочка с дырочками, представляется нам не совсем корректным. Судьба обычной пуговицы в истории русского декоративноприкладного искусства, особенно ювелирного дела, в корне опровергает такое представление о пуговице.
Пуговицы были важным элементом древнерусской одежды. В XV–XVII столетиях их изготавливали из различных материалов. Если это была крестьянская одежда или одежда посадского человека, то пуговицы делали оловянные, медные, иногда серебряные. Величавые, с длинными рукавами наряды знати украшали золотые, серебряные или сделанные из драгоценных камней пуговицы. Нередко они декорировались жемчугом, эмалью и чернью. Применение нарядных пуговиц в сочетании с другими украшениями, такими как нагрудное «алое», «образцы» из жемчуга, «кружево» из золотых пластинок, запон с эмалью и драгоценными камнями, «ожерелье» (драгоценный воротник, скрепляемый пуговицами), и великолепными тканями, создавало впечатление неземной роскоши русского двора.Пуговицы бережно хранили, передавали по наследству, дарили, многократно использовали, перенося с обветшалых одежд на новые. Но пуговиц для пышного царского двора требовалось так много, что пуговичные мастера, или «пуговичники», Серебряной и Золотой палат Кремля не справлялись с работой, и пуговицы приходилось закупать на вес в Серебряном ряду столицы. «Пуга, пужка» — таково, как утверждает Владимир Даль, старинное название тупого конца яйца, или пятки. Интересно, как это древнерусское слово перекликается с наиболее часто применяемой формой пуговиц XV–XVII столетий. В этот период пуговицы были весьма разнообразны по форме, размеру, а также технике изготовления. Пуговицы делали в виде стилизованных плодов шарообразной, миндалевидной, грушевидной формы, в виде многогранной бусины. Нередко пуговица представляла собой сосновую или еловую шишку. Но наиболее распространенной была яйцевидная форма. Поверхность драгоценной пуговицы украшалась орнаментом, многоцветной эмалью, сканью, зернью, чеканными розетками с вставками бирюзы, камней, стекла, жемчуга. Виды орнаментов, как растительных, так и геометрических, поражают своим разнообразием: ромбы, треугольники, прямые и ломаные линии, кружочки, кресты, звезды, точки, листья, стебли, завитки, чешуйки, цветки.Размеры старинных пуговиц в зависимости от предназначения весьма разнились и колебались от горошины до крупного яйца (6–7,5 см от петли до навершия). На конце такой пуговицы могли быть и пирамидки из зерни, бусины в высоких гнездах, нередко там укрепляли вставки (жемчуг, драгоценные камни, стекло), что делало пуговицу еще более массивной. Кстати, родственным слову «пуговица» лингвисты считают понятие «пуговина» (возвышение, холм, горб). Различное назначение объясняет и многообразие названий пуговиц: «опашневые», «однорядочные», «кафтанные». Крепились пуговицы на петли в виде гладкого или рубчатого колечка. Интересно, что нарядные пуговицы нашивали и на головные уборы, используя их как драгоценное украшение, причем числом немалым. Для самых парадных одежд знати предназначались особые пуговицы, сделанные из крупных сверленых драгоценных камней. Стоимость таких пуговиц существенно превышала стоимость самой одежды. Ведь количество пуговиц на парадных нарядах русской знати этого периода было значительным, оно колебалось от девяти до двадцати четырех. Наиболее часто на шубы и кафтаны прикрепляли одиннадцать пуговиц, хотя сохранились сведения об украшении царских нарядов более чем шестью десятками золотых пуговиц.
  В допетровской России пуговицы на одежде были своеобразной «визитной карточкой» владельца. Их количество, форма, имевшиеся на них узоры и знаки могли поведать о положении человека, его заслугах, близости к власти. К каждому виду платья полагалось строго определённое число пуговиц: к кафтану пришивали по 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе — по 8, 11, 13, 14, 15, 16 и т.д. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тигилее (стёганый кафтан с коротким рукавом, который носили ратники). Во второй половине XVII века мода на пуговицы меняется: чеканные и сканные пуговицы в костюме знати уступают место гладким пуговицам. Одновременно появляются алмазные и обтянутые шелком — «обтяжные» пуговки. Западноевропейское платье, введенное в России указом Петра I в 1700 году, окончательно вытесняет привычную пуговицу, сменив ее на пуговицу небольшого размера и сдержанного декора. Старая пуговица, правда, почти без изменений сохраняется до конца XVIII века в костюме купеческого, мещанского и крестьянского сословий.Однако эпоха пуговичного роскошества заканчивается. Россия стоит на пороге Петровских реформ, уходит в прошлое боярская Русь, а вместе с ней уходит и византийская пышность массивных, тяжелых одежд, украшенных десятками драгоценных пуговиц — истинных миниатюрных шедевров русского ювелирного искусства. Стремительной и куртуазный XVIII век с его кружевными воротниками и декольтированными красавицами не нуждается в драгоценной пуговичной броне. При Николае I, который ввёл в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица - от сторожа до государственного канцлера - должны были носить мундиры определённого образца. Помните, как сказал гоголевский Нос коллежскому асессору Ковалёву: «Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству...» Некоторые эмблемы, изображаемые на ведомственных пуговицах того времени, сохранились и поныне. Например, дубовые ветки у лесничих или якорь на морских мундирах.
Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что были золотыми или серебряными. Солдатские же делались из меди, бронзы, олова или латуни. Известно, что с их помощью Пётр I, например, воспитывал солдат и экономил государственные рубли. Оказывается, он с умыслом издал указ, предписывающий пришивать пуговицы на обшлагах мундиров с внешней стороны. Ведь эти пуговицы мешали солдатам вытирать после еды рот рукавом. Так мудрый царь отучил солдатиков от дурной привычки, портившей сукно.
В наши дни регламент на ношение пуговиц существует в основном в армии и в силовых структурах. А у гражданских всё диктуют правила приличия и мода. Мы знаем, какие пуговицы должны быть на джинсах, платье в стиле «сафари» и сколько бесполезных пуговиц следует пришивать на обшлаге блейзера - мужского клубного пиджака. Известно также, сколько функциональных пуговиц должно быть расстёгнуто на костюме денди. А в остальном - что хотим, то и пришиваем

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.
История пуговицы насчитывает  примерно 5 тысяч лет, но утилитарное значение они  приобрели только в XY веке. Довольно странно, но факт: сначала пуговицы  стали  популярны у мужчин,  а женщины еще долгое время продолжали пользоваться булавками и заколками.
Во времена Возрождения мужская одежда была роскошной  яркой, а пуговицы придавали ей дополнительный блеск, ведь они изготавливались из драгоценных металлов. Имя французского короля Франциска  I неразрывно связано с историей пуговиц –  именно он  заказал ювелиру 13600 крохотных  золотых пуговичек  для отделки своего  бархатного костюма.
Всего сто лет назад в Англии  существовал такой забавный обычай: девочки с малолетства начинали собирать самые красивые пуговицы на струну или суровую нитку. Когда они взрослели, а количество пуговиц  равнялось  999, наступал тот день, они должны были встретить своего суженого.
  В XYIII веке  появилась довольно странная мода на мемориальные пуговицы, которые делали из волос усопших дорогих людей. Иногда их дополнительно украшали  маленькими золотыми черепами со скрещенными косточками.
Викторианская эпоха  подарила   интересные ароматические  пуговицы – их изготавливали из ткани, пропитанной ароматическими эссенциальными маслами.
Отличительная особенность древних русских пуговиц  -  форма шарика с ушком. Пуговицы изготавливали не только  из серебра, но и из драгоценных камней и жемчуга. Пуговицы считали большой ценностью и передавали по наследству.
Мода на стеклянные пуговицы в России появилась при  Екатерине II.  Была создана  специальная фабрика по их изготовлению,  в организации  работы которой  активно участвовал гениальный   Ломоносов.
Джеймс Харпер, выбранный мэром Нью-Йорка в 1844 году, ввел новую форму для полицейских. Отличительной ее особенностью были  блестящие медные пуговицы. Медь по-английски звучит  как «cooper». Именно благодаря медным пуговицам полицейских  вскоре стали называть «копами». Похоже, что это прозвище пуговицы закрепили за ними  навсегда.
Много кому известно, что мужская и женская одежда различается так же расположением на ней пуговиц. На мужской они пришиты с правой стороны, а на женской - слева. Это не формальность, а исторически сложившийся факт. Дело в том, что столетия назад мужчины предпочитали одеваться сами, а наиболее удобно это было делать справа налево. В то же время женщины, которые могли себе позволить носить пуговицы имели достаточно денег, что бы им помогали одеваться слуги и экономки, которым удобнее было застегивать пуговицы  слева на право, поэтому они и были пришиты на левой стороне одежды.
В Нью-Йорке в Манхеттене  в модном квартале на Fashion Avenue есть забавный  памятник пуговице с иголкой, а в штате Массачусетс находится единственный остров в мире, который назвали в честь пуговицы, – Button.

У некоторых знаменитых людей  коллекционирование пуговиц превращались в хобби  всей жизни. Король  Луи XY  собрал коллекцию пуговиц-часов, Шарль де Голль  – уникальный набор  пуговиц, которые нашивались на   французскую армейскую форменную одежду, Жаклин Кеннеди могла похвастать чудесной коллекцией французских эмалевых пуговиц.
Согласно установленному государственному стандарту, пуговица  в СССР была рассчитана на нагрузкув 5кг. Современные пуговицы  по сравнению с ними ненадежные – их предел нагрузки  примерно500 г.
Что натворили пуговицы в человеческой истории.
Губительное воздействие русского мороза на наполеоновских солдат усугублялось еще и тем, что с них буквально падала одежда. Оловянные пуговицы крошились на морозе. При сильных морозах (ниже минус 13-15 градусов Цельсия) олово переходило в порошкообразную модификацию – пуговицы крошились. В 1798 году во время египетского похода Наполеона, солдаты его частенько возвращались с базара в расстёгнутых мундирах - они расплачивались пуговицами.
Троянская война случилась из-за яблока, лилипутская – из-за яиц. А Первая Мировая война случилась из-за плохо расстегивающихся пуговиц. Эрцгерцог Франц-Фердинанд умер после выстрела только из-за того, что на расстегивание всех его пуговиц для обработки раны потребовалось слишком много времени.
Указ Петра I, предписывающий пришивать оловянные пуговицы к обшлагам рукавов солдатских мундиров с внешней стороны был полон тайного смысла: пуговицы не позволяли солдатам по привычке после еды вытирать рукавом рот и нос. Так без шпицрутенов отучил солдат от дурной привычки, портившей мундирное сукно.
Тайна смерти шведского короля Карла XII. 30 ноября 1718 года Карл XII инспектировал инженерные работы возле осажденной норвежской крепости. Стараясь лучше рассмотреть стены неприступного сооружения, король до пояса высунулся из траншеи — и в этот момент раздался выстрел. Считается, что короля убили свои. Заговорщики залили свинцом круглую латунную пуговицу от королевского кафтана и использовали в качестве мушкетной пули — считалось, что Карл заговорен от обычного оружия, и убить его можно лишь чем-то, что принадлежало ему самому.

СОВРЕМЕННЫЕ ПУГОВИЦЫ.
В XIV в. изысканность пуговиц на верхней одежде символизировала богатство их владельца. Самыми популярными материалами для их изготовления в то время были золото, серебро и слоновая кость. А бедные слои населения довольствовались пуговицами из дерева. Позднее, в XVIII в., писком моды считались расписные фарфоровые и стеклянные пуговицы. Но в начале XX в., с развитием химической промышленности роль золота, стекла, фарфора заменили полимерные материалы, и с тех пор они нашли успешное применение в легкой промышленности.
Подлинной революцией в истории промышленного производства пуговиц стало применение пластмасс, которые менее, чем за столетие вытеснили все остальные материалы. «Прародителями» пластмассовой пуговицы стали так называемые галлинитовые (gallinite) пуговицы, которые делались из уплотненного казеина — молочного коагулянта, который производился на молочных комбинатах в Аргентине, высушивался и доставлялся во Францию. После соответствующей переработки он принимал вид агата, об истинном происхождении которого обыватель не догадывался. Первым был целлулойд, изобретенный в 60-е гг. XIX в.; он легко поддавался механичекой обработке и окрашивался в любые цвета. Из него делали не только незамысловатые бельевые пуговицы, но и изысканно красивые, предназначенные для бальных нарядов.
В 20-е гг. ХХ в. Наиболее распространены были пуговицы из пластика бакелита, именовавшегося «материалом тысячи возможностей». Тогда же в моду входят фигурные пуговицы – в виде животных, растений, вощей и т.п. Парижанку Эльза Шиапарелли, законодательница женской моды Парижа в 1930-е гг. В содружестве с неким Жаном Клеманом, который окончил школу искусств, и одновременно был хорошо образован в области химии, были увлечены сюрреализмом. Совместными усилиями они изготовили огромное число невиданных ранее пуговиц различных форм и цветов, в том числе фосфоресцирующих. Здесь были пуговицы в форме фруктов — лимонов, апельсинов, грейпфрутов, в форме фигурок балерин, ложечек, рождественных колокольчиков, лошадок, шнурков для ботинок, бумажных скрепок. Пуговицы – маленькие прозрачные коробочки, наполненные зернами риса и кофе, или ряды уменьшающихся в размере бабочек. Все эти изделия носили сюрреалистический налет и предназначались для любой части костюма, где для них оставалось место — даже на шляпах. Открытый Эльзой салон Madame Schiap на Вандомской площади пользовался огромным успехом.
После Второй мировой войны сырья для производства пуговиц катастрофически не хватало, поэтому в дело шел любой подручныйц материал: в Германии выпускались пуговицы из лобового стекла списанных истребителей, а подмосковная артель штамповала их из размягченных на огне патефонных пластинок. В 50-60-х гг. ХХв. Во всем мире стали популярны пуговицы из цветного стекла, выпускавшиеся в Западной Германии и Чехословакии. Чистые яркие цвета, золотая и серебряная отделка, продуманный дизайн делали их замечательным дополнением и украшением женской одежды. Несмотря на то, что процесс производства трудоемок, с преобладанием ручных операций, стеклянные пуговицы успешно конкурировали с пластмассовыми до начала 80-х гг. И только с повсеместным распространением бытовых стиральных машин, портящих и ломающих хрупкое стекло, от них пришлось отказаться. Сегодня из полимерных материалов для производства пуговиц можно выделить аминопласт, полиамид и полиэфир. Аминопластовые и полиамидные пуговицы в большинстве своем пришиваются на спецодежду. Вызвано это дешевизной производственного процесса и низкими потребительскими свойствами. Единственным их различием является наличие у аминопластовых пуговиц химотермостойкости (ХТС). ХТС обладают и полиэфирные пуговицы, хотя они и дороже аминопластовых. Кстати, пуговица, обладающая ХТС, со временем не теряет свой цвет, выдерживает действие реагентов при химчистке и даже при случайном «знакомстве» с утюгом не плавится.  К примеру, полиэфирные пуговицы во время обработки в автоклавах медицинских халатов выдерживают температуру в 200° С.
Кроме этого существуют еще металлические и обтянутые текстилем пуговицы. Пуговицы, сделанные из металла сегодня — большая редкость, за исключением использования их на джинсовых брюках и куртках. Но на пальто или костюме такая пуговица будет смотреться смешно. Пуговица, обтянутая текстилем, может встречаться на некоторых фрагментах одежды эксклюзивного характера. Но пик ее популярности приходится на начало XX в. Сегодня она в основном пришивается на мебель и отнюдь не для выполнения своих прямых функций, а для красоты

Впоследствии появились джинсовые пуговицы на заклепках, пуговицы-кнопки, магнитные пуговицы...  В современном  ритме нашей жизни мы используем их по несколько раз в день, причем, даже не видя их - просто «пробежались» пальцами.
Обращаем же внимание на пуговицу только в случае ее отсутствия - оторванная мелкая деталь может испортить самый дорогой и изысканный наряд.
Прогресс не стоит на месте, но, похоже, пуговица еще не скоро вытеснится из нашей повседневной жизни. И, возможно, в будущем она предстанет в абсолютно новом неожиданном качестве и прослужит еще не одно столетие.
ПРИМЕНЕНИЕ ПУГОВИЦ В РУКОДЕЛИИ.
В наши дни выпускается огромное количество совершенно разных по форме и цвету пуговок. Заходя в магазин, поражаешься фантазии дизайнеров. Но еще больше можно поражаться фантазии рукодельниц и художников, создающих из пуговиц настоящие шедевры. Пуговицы — неистощимый источник идей для рукоделия. Картины, женские украшения, всевозможные поделки и самоделки, вышивка пуговицами. Необычные подарки своими руками и милые модные штучки из них получаются такими оригинальными, что становятся предметом гордости модниц и украшением интерьера в домах.
В некоторых случаях, пуговицы используются исключительно для отделки одежды, а изготавливают их из самых разных материалов, начиная от простой пластмассы и заканчивая полудрагоценными и драгоценными камнями. Формы и размеры пуговиц так же поражают своим многообразием. И, несмотря на то, что привычнее всего пуговицы смотрятся на одежде, использовать их можно гораздо шире – например, в декоре интерьера, а так же, при создании всевозможных украшений….
Самый простой способ применения пуговиц в декоре, это сделать из них аппликации. Аппликации из пуговиц можно размещать  где угодно – например, на подушках. Спать на таких подушках нельзя, но зато они прекрасно украшают интерьер. Кроме того, с помощью пуговиц можно выложить прекрасные картины, которые так же замечательным образом преобразят окружающее пространство. 
Однако, помимо таких интересных вещиц, из пуговиц можно смастерить и множество других предметов – например, детских игрушек. Игрушки из пуговиц можно мастерить для детей и вместе с детьми, с ними можно играть или, такими игрушками, можно украсить детскую комнату. Конечно, для создания таких вещей потребуются дополнительные материалы и инструменты, помимо самих пуговиц, ну, а кроме того, ваша фантазия и время – но зато такие предметы будут долго радовать вас. Например, вот такие вот цветочные букетики из пуговиц точно не засохнут и простоят очень долго.
Из пуговиц можно создавать не только забавные аксессуары в виде игрушек, но и довольно изысканные вещи. Например, пуговицами можно декорировать дамскую сумочку – в зависимости от того, какие пуговицы вы подберете, неизменный атрибут каждой женщины может выглядеть или утонченным и стильным, или дерзким и ярким. 
Пуговицы дают нам возможность почувствовать себя дизайнером интереснейших женских украшений. Немного лески или проволоки, застежки и швезы, яркая пряжа и крючок, и, конечно же, пуговицы – и вот у вас уже готовы эксклюзивные сережки или браслет. Если вы подберете состаренные, металлические пуговицы, из них можно сделать винтажный браслет. А из нескольких рядов разноцветных ярких пуговичек, получится интересный браслетик для маленькой модницы. 
Пуговицы – это универсальный материал, который можно самым разным способом использовать для декорирования квартиры. Пришейте пуговицы на однотонные занавески – и вот уже необычная штора для детской готова. Наклеив на простой стакан или рамочку для фото разноцветные пуговицы различной формы, вы получите стильный подсвечник или оригинальное обрамление для ваших фотографий. 
А какую необычную посуду, в настоящем восточном стиле, можно сделать своими руками, просто декорировав старый чайник или обычные баночки пуговицами и бусинами. Такая посуда станет настоящей изюминкой любого интерьера и непременно украсит кухню каждой хозяйки. 
Самое обычное зеркало заиграет новыми красками, если вставить его в раму, украшенную пуговицами и бисером нежных расцветок. Такое зеркало подойдет для будуара любой красавицы. 
Ну, а если все вышеперечисленное кажется вам слишком сложным, чтобы сделать своими руками, все же хотя бы один аксессуар из пуговиц вы можете сделать сами. Выложите аппликацию из пуговиц в виде сердечка  и подарите такую открытку своему любимому человеку – наверняка, такая открытка ручной работы не оставит никого равнодушным. 


Пуговицы могут безнадежно испортить самую хорошую модель, но они же могут придать шарм самой обычной вещи.
Чуточку фантазии, и утилитарные вещи превращаются в драгоценные аксессуары и уникальные предметы интерьера.
ФИЛОБУТОНИСТИКА.
Филобутонистика — коллекционирование и изучение форменных и простых пуговиц, их внешнего вида, надписей, символики изображений, материала, места и времени изготовления. Составление художественных произведений из пуговиц.
Людей, которые коллекционируют пуговицы, называют филобутонистами. Это увлечение считается абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании. В европейских странах и США оно немногим уступает филателизму – собиранию почтовых марок. Кстати, первый филобутонист, чье имя сохранила история — капитан волонтеров из Нью-Йорка Л. Эмилио. Он начал коллекционировать пуговицы с военных униформ еще в 1863 году, а в 1908 он подарил свое собрание Музею Эссекс в Сайлеме, Массачусетс, США, где она экспонируется по сей день. Многие музеи мира наконец обратили внимание на свои еще не разобранные коллекции пуговиц. А в Китае даже создали отдельный Музей пуговицы!
Простые пуговицы 19-20 веков можно купить в антикварных лавках по цене от одного до шестидесяти долларов, зато цена на редкие пуговицы доходят до нескольких тысяч долларов! Сегодня ни один российский музей не имеет систематизированной коллекции пуговиц. Коллекционированием ведомственных пуговиц занимаются в основном энтузиасты-одиночки. В последние года два-три интерес к пуговицам у нас в стране заметно возрос. Появились справочники, тематический сайт в Интернете (www.pugoviza.ru). Мы начали серьезно относиться к такой, казалось бы, незначительной вещи, как пуговица. Это очень важно, ведь пуговица - свидетель эпохи.

МУЗЕИ ПУГОВИЦ.
   В Италии есть множество необычных музеев. Один из таких необычных и редких музеев - музей пуговиц. В этом музее находится экспозиция из тысячи пуговиц необычной формы разных эпох. По ним даже можно проследить историю итальянской моды. Всего в музее собрано около девяти тысяч различных пуговиц. В сущности, нет ничего удивительного в том, что директор и основатель музея Джорджо Галлавотти решил посвятить свое собрание именно пуговицам. Долгие годы этот человек владел галантерейным магазином. В коллекции музея собраны пуговицы, как минимум трех веков.
Коллекция, состоящая из 8.500 пуговиц, разделена на три секции.
Первая включает в себя почти 5.000 пуговиц, благодаря которым можно конструировать итальянскую политическую, общественную и историю традиций двадцатого века, отражая также мировую историю.
Вторая состоит из примерно 1.300 пуговиц, сделанных из более 50 различных материалов.
Третья экспонирует 110 квадратов с примерно тысячью пуговицами восемнадцатого и девятнадцатого веков, самые настоящие произведения искусства двух золотых столетий, в которых изысканная пуговица, сделанная из благородных материалов, являлась знаком касты.
Музей пуговиц организован в маленьком польском городе Иновроцлаве. Сначала это была выставка образцов местной пуговичной фабрики. Затем к ним прибавились экспонаты из других городов. Теперь стенды музея насчитывают много тысяч разнообразнейших представителей пуговичного царства,
Представлены и первые на свете пуговицы. Может быть, не самые первые, но найденные при археологических раскопках на месте весьма древних поселений. Копии статуй, сохранившихся в Афинском акрополе, явственно демонстрируют, как возникла пуговица, К одежде прикреплены просверленные камушки или кусочки дерева, на них набрасывались петли.
Какие свежие новинки может продемонстрировать Иновроцлавский музей пуговиц? Скажем, «музыкальные», выпущенные во Франции. Набор их составляет мелодию популярной песенки, если нажимать на пуговицы в определенном порядке. Одна американская фирма приступила к выпуску тканей со вплетенными в них магнитными волокнами; пуговица с металлическим сердечником сама пристает к нужному месту.
Не так давно в Чехии прошло торжественное открытие нового музея – музея пуговиц, который распахнул свои двери в старинном замке в небольшом городе Жировнице, который находится примерно в 110-ти километрах от Праги к юго-востоку. Музей пуговиц занимает полностью отреставрированную пивоварню в старинном замке. В основу экспозиции легла коллекция, собранная знаменитым чешским коллекционером Иржи Вертишки.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПУГОВИЦ
Дизайнеры как всегда вдохновляют нас своими свежими идеями, в том числе идеями использования пуговиц, как дополнительных или совершенно самостоятельных элементов декора. К примеру, маленькая пуговица-пчелка оживит цветущий луг, цветы-пуговицы украсят букетик, а пластмассовый воробушек, пришитый к окну, сделает зимний вид из окна не таким грустным. Вспомним также платья и сумки, расшитые пуговицами, вышивку в викторианском стиле, семплеры Млодецкой, украшения из бисера с использованием пуговиц и множество других красивых и привлекательных идей.

Необходимость подобрать необычные пуговицы, чтобы придать рукотворной вещи неповторимый колорит, заставляет нас не только бежать по магазинам. Все больше внимания уделяется изготовлению самодельных дизайнерских пуговиц из самых разных материалов. Handmade, Ручная работа - сегодня как домашнее рукоделие, так и Free-lance, работа на дому по свободному графику переживают настоящий бум. Почему бы не научиться еще и деланью пуговиц? Кожа, пластика Фимо, керамика, дерево, или вышитые обтяжные пуговки - эксклюзив, который нам по карману! Посмотрим, что можно сделать?
«Первобытные» пуговицы из природных материалов- деревянные, ракушечные, костяные, кожаные, каменные и глиняные. Это только на первый взгляд кажется, что для их изготовления требуется много сил. Самые простые деревянные пуговки можно сделать из нарезанной одинаковыми кусочками палочки среднего диаметра (6-10 мм). Все, что нужно - это просверлить дырочки для пришивания. Обломки ракушек легко шлифуются о твердый камень, но сверлить их нужно очень осторожно, смачивая сверло водой, чтобы ракушка не треснула. Трубчатые кости крупных животных перед обработкой долго вывариваются (от нескольких часов до суток). Для их обработки требуются очень прочные инструменты резчика.

Зато керамические пуговки может слепить даже ребенок, однако после высушивания глину желательно обжечь. Подойдет любая вязкая глина для школьной лепки, которую легко окрасить обычной гуашью.

Обтяжные, вязаные, вышитые, украшенные лентами и бисером пуговки, такие близкие сердцу вышивальщицы, также легко изготовить самому. Потребуется тонкая твердая основа из картона, метала, дерева или пластика. Полет фантазии невозможно ограничить. Преимущество таких пуговиц в том, что вы можете обтянуть их той же тканью, из которого сшит ваш костюм, обвязать теми же нитками, что и ваша кофта. И конечно же украсить кружевом в викторианском стиле или вышивкой с этническим узором.

Плетеные и узелковые пуговицы. Дизайну этих пуговок тысячи лет. Существует множество форм и способов плетения. Это китайские узлы, узелковое плетение макраме, вязание крючком и спицами, вязание фриволите и игольное плетение, похожее на ткание.

Думаю к ним можно отнести и простые "мотанки" из ниток или полосок ткани, малоизвестные древнеславянские пуговицы и обереги.
Пуговки-тыковки - современное веяние. Одна из форм любимых французских кривулек также может стать пуговкой, если станет достаточно маленькой. Такая пуговица будет абсолютно безопасна для маленького ребенка, одновременно став и его игрушкой, и застежкой на одеялке или кофточке.
«Дорсетские пуговицы» и "пуговицы Синглтон"Основой для такой обвитой нитяной пуговки служит кольцо или кружочек-бублик небольшого диаметра. Сперва обвивается колечко, затем заплетается узор внутри. Материалом могут служить различные нитки, ленты, пряжа. Пуговицы "Синглтон" получили свое название в честь фамилии одного британского семейства, где и были изобретены. "Синглтон" в отличие от "дорсетской" пуговки не оплетается, а обтягивается и обшивается тканью. Основа - все то же колечко.


Современные «Фимо» пуговки - в них вся фантазия мира! Инструкция на упаковке проста и понятна. Немного опыта, аккуратности и острые резцы. Возможность работать со штампиками, а также возможность окрашивания и имитации различных материалов предоставляют вам широкие творческие возможности.

ПРИШИВАНИЕ ПУГОВИЦ.
Казалось бы, что может быть проще? Пришил пуговицы к понравившейся картинке и все дела. Однако есть несколько способов, которые не только закрепят пуговицу, но и сами по себе послужат важным украшением. Вспомните, как нас учили пришивать пуговицы без ножки. Верно, подложив спичку!

Но варианты, придуманые современными рукодельницами просто поражают воображение! Они оригинальны и функциональны одновременно! А главное - очень красивы!Этот способ знаком нам с детства: прямые стежки соединяют две дырочки пуговицы. Можно завязать бантиком! Наш любимый крестик соединяет расположенные по диагонали дырки. 
Использование «французских узелков» для крепления пуговицы создает впечатление центра у цветка; в зависимости от величины дырок используется разное количество сложений нитки для надежного крепления; убедитесь, что концы нитки хорошо заделаны. Особенно хорош при использовании пуговиц-сердечек, но можно попробовать и с другими вариантами; ниткой в два сложения прикрепите пуговицу к вышивке, выводя иглу в одном и том же месте, а затем вышейте листья и стебелек как естественное продолжение вышивки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Работая над рефератом, изучая пуговицы, я поняла, сколько выдумки, фантазии, мастерства было вложено в эту маленькую деталь одежды, без которой самый строгий костюм - не костюм, и самое изящное платье - не платье. Недаром пуговицы кто-то метко назвал глазами платья. Они способны организовать весь костюм, подчинить единому стилю, свести воедино все задумки модельера. И наоборот - неудачно подобранные пуговицы могут свести на нет все идеи кутюрье. Многие художественные направления декоративно-прикладного искусства не пренебрегли пуговицами, оставив нам прекрасные свидетельства творческого вдохновения их создателей. Пуговицы используются в современном костюме часто не как аксессуар, а как самостоятельная составляющая, и пуговицы великолепно справляются с этой ролью. И это при условии, что есть крючки и кнопки, заколки и пряжки, что ХХ век подарил человечеству и молнию, и ленту-липучку. Однако ни один из типов застежки не может сравниться с пуговицей по красоте и разнообразию.
Я считаю, что цель моей работы достигнута. Я нашла нестандартные пути применения пуговиц и постаралась выразить их в своих работах.
Из пуговиц можно сделать массу интересных, красивых и полезных вещей – а каких именно – решайте сами. Можно воплотить в жизнь что-то, из представленного выше, а можно придумать свой собственный декор из пуговиц. Обычное представление о них немного сковывает полет фантазии, но работать с пуговицей легко, просто и интересно. Именно поэтому в наши дни все чаще на выставках можно встретить работы из такой простой, но поистине уникальной пуговки. Пуговицы – это предмет, который есть дома у каждого, и как его использовать на благо интерьера вашего дома – решать вам!
Что ж, думаю это далеко не вся информация о любимых пуговках и способах их использования в рукоделии. Без этих маленьких помощников трудно себе представить эволюцию костюма, историю моды, наш дом и наш маленький рукодельный мир. Так и хочется сказать напоследок о ПУГОВИЦЕ, что у нее еще все впереди!

ИСТОЧНИКИ НИФОРМАЦИИ.
http://www.pugoviza.ruhttp://www.radmuseumart.ru/project/index.asp?page_type=1&id_header=1909http://hearth.narod.ru/home/0003.htmhttp://pressa.irk.ru/kopeika/2007/02/005002.htmlhttp://www.personalmoney.ru/print.asp?id=371047&rbr=204&sec=0http://old.vn.ru/10.06.2006/society/77600/http://www.radioc.ru/programs/hotten/515/http://www.newacropolis.ru/magazines/3_2005/Volsh_pugovizy/http://www.samaraweb.ru/news/fullnews.html?id=13032006134000http://avemeri.by.ru/schitie/button_1.html«Энергия» 2005, № 9. С. 60-65.http://hadazhka.livejournal.com/6449.html?mode=replyБольшой Энциклопедический словарь (БЭС)Современный Энциклопедический словарь

ПАМЯТНИКИ ПУГОВИЦЕ.

Вентспилс. Латвия

Каунас. Литва

Монреаль. Канада Филадельфия. США


3853815240030








Пуговицы долины Инд.

Наиболее древние русские пуговицы.10 – 13 века

Пуговицы 17 - 18 век. Серебро, филигрань, зернь, эмаль

Серебряные пуговицы. Австрия. Примерно 17 век.

Медные пуговицы. Предположительно Англия.18 век.

Пуговицы "Женские головки".  Золото, эмаль, роспись. 18 век

1829 - 1857 - офицеры, 1834 - 1857 - н.ч
Лейб Гвардии Финский стрелковый батальон.

1829 - 1857 Учеб. Арт. бригада, 1864 - 1904 Гренад. арт. 1829-1904

Гвард. Экипаж 1829-1857
РЕЦЕНЗИЯ
на творческую работу
ученицы 8 А класса МБОУ СОШ № 168
Бабушкиной Анастасии.
Тема творческой работы Бабушкиной Анастасии «Славная госпожа Пуговица» выбрана по личным интересам ученицы. Эта тема в настоящее время является актуальной, так как чем выше человечество устремляется в космос и исследует наномир, тем сильнее душа просит чего-нибудь земного, осязаемого, индивидуального. Рукоделие сейчас на пике популярности, а нетрадиционные его виды интересны вдвойне. Как применить множество пуговиц, хранящихся в заветных шкатулках, на благо дома и интерьера рассказывает работа Анастасии.
Работа содержит много исторических сведений и фактов, исследованы все функции этой простой и обычной вещи, доказано, что в настоящее время пуговицы не утратили своего значения. Цель, поставленная ученицей, достигнута, решены все задачи.
Для написания реферата Настя изучила много литературы и интернет ресурсов. В завершении работы она сделала вывод, что пуговицы — неистощимый источник идей для рукоделия. Без этих маленьких помощников трудно себе представить эволюцию костюма, историю моды, наш дом и наш маленький рукодельный мир.
Работа оформлена грамотно. Для защиты реферата сделана презентация. Результатом практической работы являются комплект, состоящий из сумки, косметички, пенала и блокнота, а также другие поделки, сделанные своими руками, в подарок близким.
Работа заслуживает высокой оценки, может быть использована на уроках технологии, потому что является интересной и полезной.
Учитель технологии М.Т.Сутыгина
Информационная карта
научно-исследовательской работы городской конференции НОУ «Эврика»
Район КанавинскийСекция Декоративно-прикладное искусство
Название работы
Славная госпожа Пуговица
Ф.И. автора работы
Бабушкина Анастасия
Класс
8 АОбразовательное учреждение МБОУ СОШ № 168 имени И.И.ЛабузыФ.И.О. руководителя, должность Сутыгина Марина Тимофеевна, учитель технологии
Краткая аннотация представляемой работы Тема творческой работы Бабушкиной Анастасии «Славная госпожа Пуговица» выбрана по личным интересам ученицы. Эта тема в настоящее время является актуальной, так как чем выше человечество устремляется в космос и исследует наномир, тем сильнее душа просит чего-нибудь земного, осязаемого, индивидуального. Рукоделие сейчас на пике популярности, а нетрадиционные его виды интересны вдвойне. Как применить множество пуговиц, хранящихся в заветных шкатулках, на благо дома и интерьера рассказывает работа Анастасии.
Реферат содержит много исторических сведений и фактов, исследованы все функции этой простой и обычной вещи, доказано, что в настоящее время пуговицы не утратили своего значения. Цель, поставленная ученицей, достигнута, решены все задачи.