История на конкурс Честная игра

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва

Если судья не прав
Работа над чужими ошибками

Обращение
Однажды ко мне обратились с просьбой посудить в воскресный день соревнования по мини-футболу – что-то случилось с арбитром, который был назначен на этот турнир. Я никогда не считал себя хорошим судьей, футболом серьезно не занимался, поэтому немного волновался, но понимал, что должен выручить своих друзей. Единственное, что меня успокаивало, – опыт обслуживания встреч между учащимися, который имеет любой учитель физической культуры.
Понимая, что судить без ошибок не получится, решил обратиться к участникам. Акцентировал внимание футболистов на том, что современные мастера кожаного мяча часто провоцируют судей на неправильные решения с целью получения незаконного преимущества: например, картинно инсценируют травмы, падения от мало-мальского контакта с соперником, а при определении права владения мячом непременно пытаются доказать, что оно принадлежит их команде, а если судья принял решение не в их пользу, демонстрируют свое несогласие. Чтобы избежать подобных ситуаций на этих соревнованиях, я призвал участников к честной борьбе, ибо победа, одержанная благодаря случайной судейской ошибке, не принесет им удовлетворения. Особенно обратил внимание на то, что в спорных эпизодах игрокам следует оказывать помощь судье, честно признавая свои нарушения. В конце моего выступления в зале воцарилась тишина

Последствия
Турнир был очень продолжительным. Поначалу у меня всё получалось, но уже к пятой игре стала проявляться усталость, и, как следствие, появились ошибки. Мне рассказывали, что один достаточно уважаемый в России баскетбольный судья международной категории регулярно просматривал видеозаписи матчей, которые он обслуживал, и если в своей работе находил менее восьми ошибок, то признавал судейство отличным. Что же говорить о рядовых учителях физической культуры, выполняющих эту работу как одну из своих многочисленных функциональных обязанностей? Конечно, у меня ошибок было очень много, но я заметил, что игроки стали мне помогать.
Если я неверно определял, от кого мяч покинул пределы площадки, спортсмены намеренно возвращали мяч соперникам, а если ошибочно назначал штрафной удар – выполняли его формально, а то и просто выбивали мяч за пределы поля. Когда я не замечал нарушения, участники, действительно виновные в этом, приносили свои извинения пострадавшим.
Все игроки знают, что судья всегда прав, какое бы решение он ни принял, и вердикта своего не отменит. Иначе какой же он судья? Поэтому ребята нашли такой выход: не нарушая правил и не споря с судьей, они сами следовали решению, которое было бы нужно принять в данной ситуации.
У футболистов существует негласный закон: если футболист одной команды получил травму, его партнеры стараются как можно быстрее выбить мяч за пределы поля – только в этом случае игра может быть остановлена, а спортсмену оказана помощь. После того как матч будет продолжен, игроки команды соперников возвращают мяч пострадавшим. Это не официальное правило, но все его соблюдают, тренеры учат этому своих подопечных как должному.
Подобная ситуация возникла и в ходе этого турнира. После столкновения двух игроков из разных команд у одного из них резко закружилась голова. Несмотря на то что мячом владели соперники, которые могли воспользоваться полученным преимуществом, я принял решение остановить игру: в подобных ситуациях каждая секунда может играть важную роль. К счастью, всё обошлось. После возобновления игры команда, которая получила мяч от пострадавших, вернула его соперникам – скорее всего, в дань уважения футболисту, который принял решение продолжить игру.
Но самый поразительный эпизод турнира – другой. После одного из ударов по воротам мяч задел штангу; я посчитал, что он пересек линию ворот, и собирался дать свисток. Вдруг игроки нападающей команды показали мне, что взятия ворот не было. Я был поражен и свистка, естественно, не дал. Заметили ли это соперники и зрители? Не знаю. Да и важно дли это? Важно, что сами футболисты не хотели победы любой ценой, а, наоборот, старались добиться своего превосходства честно. Возможно, поэтому в турнире не было ни одного протеста, а игроки поблагодарили меня за судейство. Пожалуй, впервые в жизни я осознал, что недостоин их теплых слов, ибо всё самое сложное они сделали сами.

Выводы
Не стоит, конечно, обольщаться и думать, что если проговорить с участниками соревнований о честности, то всё сразу пойдет на лад. В ходе турнира были попытки и симулировать, и поспорить. Но их было мало, очень мало; другие же ситуации показали, что справедливость дороже успеха. Я лишний раз убедился, что если прививать игрокам честность в каждом отдельном матче, то результат непременно даст о себе знать.
Обратите внимание, как часто дети и взрослые играют во дворах без судей: при этом количество конфликтов у них значительно меньше, чем в играх с арбитрами. Почему? Уверен, что вступающие в игру негласно заключают между собой договор о честной игре и стараются ему следовать. При этом игрока, пытающегося обмануть других, непременно осудят, причем как свои, так и чужие. Однако в официальных играх с нейтральным судейством всегда найдется повод для маленьких хитростей и обмана. Что движет игроками? Неужели желание одержать победу оказывается сильнее совести?
Бывает и так, что тренеры подталкивают игроков к подобным провокациям, и это совершенно не укладывается в нормы поведения профессионального педагога. Ради чего? Давайте будем чаще задумываться, чему, в конечном счете, учатся наши воспитанники и какую пользу принесут им соревнования. Как правило, в положении о любом из них значатся задачи, декларирующие воспитательную роль мероприятия. Главный путь к их решению – честное соблюдение правил. А начать можно с небольшого разговора перед матчем
15