Выступление на педагогическом совете по теме: «Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»


Выступление на педагогическом совете по теме:
«Введение ФГОС: 10 важных вопросов и ответов»
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Эрнест ЛегувеЯ думаю, что этот эпиграф в полной мере отражает цели сегодняшнего образования. Перед современным учителем в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) стоит нелегкая задача – научить детей получать знания, т. е. «научить учиться». «Современный педагог не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление» (Л. С. Выготский)
«Как обучать?», «Чему обучать?», «Какие требования предъявлены к современному учителю?» Это, пожалуй, не все вопросы, на которые хотелось бы получить ответ. Начнем по порядку…
Вопрос №1: Что такое ФГОС?
ФГОС – это «конституция школьного образования», совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Вопрос №2: «Какие требования выдвигает ФГОС?»
Стандарт выдвигает три группы требований:
Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
Требования к структуре основных образовательных программ;
Требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Вопрос №3: «Что является отличительной особенностью нового Стандарта?»
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания подростку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Вопрос №4: «Что представляет собой системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС?»
Системно-деятельностный подход – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении заключается не в том, чтобы учитель выдал знания учащимся в готовом виде. Необходимо уйти от привычного объяснения и предоставить учащимся самим открыть в себе новые знания и научить применять их на практике. Тогда учащиеся смогут понять, что они делают, для чего и как. Использование системно-деятельностного подхода приводит к возрастанию познавательной активности учащегося, их мотивированности к самостоятельной учебной работе, а учителю отводится лишь организатора и управленца этим процессом. Учитель на своем примере должен показать ученикам, что невозможно знать все, но можно узнавать и находить правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ученика будет право на ошибку и возможность ее осознать, исправить, даже избежать. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха.
Вопрос №5: «Каковы принципы системно-деятельностного подхода?»
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Вопрос №6: «Формированию каких ключевых компетентностей учащихся способствует системно-деятельностный подход?»
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся:
- готовность к разрешению проблем;
- технологическая компетентность;
- готовность к самообразованию;
- готовность к использованию информационных ресурсов;
- готовность к социальному взаимодействию;
- коммуникативная компетентность.
Вопрос №7: «Что такое информационно-образовательная среда?»
Информационно-образовательная среда (ИОС) – это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера. Требования к ИОС являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Вопрос №8: «Что такое УУД и какие виды УУД выделяют?»
УУД – универсальные учебные действия, умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. УУД в образовательном процессе школы выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. Выделяют 4 вида УУД: личностные (личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся, смыслообразование), познавательные (общеучебные учебные действия, логические учебные действия, постановка и решение проблемы), коммуникативные (умение вступать в диалог и вести его, особенности взаимодействия с различными группами людей), регулятивные (целеполагание, планирование, корректировка плана).
Вопрос №9: «Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?»
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Вопрос №10: ««Какие требования предъявлены к современному учителю?»
Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI века;
Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать их возрастные и личностные особенности и реагировать на их потребности;
Умение применять здоровьесберегающие технологии;
Ориентация на социализацию школьников;
Учитель должен быть и воспитателем, и психологом, и социальным педагогом, и консультантом, и наставником, и инструктором…
В итоге хочется сказать, что введение ФГОС вызвано изменениями в мире. Нынешнее поколение детей имеет высокий потенциал возможностей, но низкое желание действовать самостоятельно, а также проявлять любознательность к чему-либо. Современный учитель должен помочь ученику в обучении, направить, сформировать способ действия, ведь известно, что воспитать «крылатого» ребенка может только крылатый педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный.Список литературы:
Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО)// http://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1.htmlСистемно-деятельностный подход — основа стандартов второго поколения // http://kosimowa-e.narod.ru/sisemdejatpodhod.pdf«ФГОС – что это такое?» // http://www.school109.1class.ru/page100/Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. // http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/99/4793/