Особенности внешнего строения птиц

Цель: Сформировать знания об особенностях строения класса птиц связанных с полётом.
Задачи:
Образовательная: сформировать знания об основных характерных признаках внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету.
Создать условия для самостоятельной работы учащихся по изучению внешнего строения птиц.
Развивающие: развивать умения выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитательная: воспитывать культуру бережного отношение к живому, желание глубже познавать окружающую природу.

4. Тип урока: Изучение нового материала.
5. Методы обучения, применяемые в ходе урока: Частично-поисковый; проблемный.
6.Формы организации учебной деятельности: Групповые. Фронтальные.
7. Оборудование: Электронная презентация, наборы перьев, карточки.


Ход урока:
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.          
Мы начнём урок, друзья.      

Спросить:
- Где размножаются пресмыкающиеся?
- Где откладывают яйца ящерица и уж?
- Как размножается гадюка?

3. Учащиеся получают карточки с изображением земноводных, пресмыкающихся, птиц. Приложение 1.
Задание: Кружком закрыть земноводных, квадратом пресмыкающихся.
- Какие животные у вас осталось не закрытыми?
Правильно, птицы.

3. Изучение нового материала.

Чудо полета – это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет – это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня.
Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только ОНИ.

Класс Птицы насчитывает около 9000 видов. На земном шаре обитает около 100 млрд. особей птиц.
У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть крылья.
Обтекаемая форма тела птицы – это приспособление к: полёту.
На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с пресмыкающимися.

Птицы – позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. (слайд 2 )

Птицы.
- Способность к полёту.
Теплокровные животные.
Наличие видоизменённых чешуй – перьев
а) Защита от холода
б) приспособление к полёту
Огромное разнообразие форм.
Птицы заселили самые разнообразные места обитания. (слайд 3 )

Местообитание птиц
Антарктида. Пингвин Адели (слайд 4).
Моря и океаны. Странствующий альбатрос (слайд 5).

Пресные водоёмы и морские побережья. Бурый пеликан и большой фрегат.
(слайд 6 )
Открытые водные пространства. Лебедь чёрный (слайд 7).
Кряква обыкновенная (слайд 8).

Леса, горы, равнины. Ястреб. Сокол. (слайд 9 )

Открытые пустынно-степные пространства. Страус африканский (слайд 10).

Крона деревьев. Большой пёстрый дятел, желна хохлатая (слайд 11).

Открытые воздушные пространства. Ласточка деревенская, ласточка городская (слайд 12).

Птицы-лилипуты.
Самая маленькая птица на Земле – колибри – шмель. Она на самом деле чуть больше шмеля и весит 1,6 гр. А яичко величиной с горошину. Обитает в Южной Америке (слайд 13).
Птицы-великаны.
Самая крупная птица в мире – Африканский страус. В высоту он около 2,5 метров и весит около 80 кг. На сильных ногах всего 2 пальца. При беге развивает скорость до 120 кг (слайд 14).
Нелетающие птицы.
Пингвины – один из видов нелетающих птиц. Зато как ныряют! Они половину своей жизни проводят в воде (слайд 15).



Внешнее строение птицптицы

А). Тело состоит из головы, шеи, туловища и конечностей.



Б) Голова несет органы чувств.
Имеется клюв (состоит из костных челюстей, покрыт роговым чехлом), зубов нет.
Форма и величина клюва зависит от потребляемой пищи. На надклювье имеются ноздри
(слайд 16).
Рассмотрим внешнее строение птицы на слайде (слайд 17).


Органы чувств, расположенные на голове птицы.
Глаза, ноздри, ротовое отверстие, слуховое отверстие. Кроме нижнего и верхнего века глаза имеют мигательную перепонку (слайд 18).

Клюв (слайд 19).

Американский орнитолог Р. Питерсон о Клюве птицы. "Клюв заменяет птице руку. С его помощью она хватает предметы, подбирает их и чрезвычайно ловко ими манипулирует. Клюв служит и инструментом - молотком, долотом, клещами, кусачками, секатором; щипцами для колки орехов, крючком, ко
·пьем, ситом и доже (у пеликанов) рыночной кошелкой. С помощью клюва птицы приводят в порядок и свои перья, подают сигналы, вьют гнезда, ухаживают за птенцами, добывают добычу и даже обороняются.

Зяблик
Короткий сильный клюв, помогает раскалывать семена.
Нектарница
Питается нектаром, длинный изогнутый клюв проникает глубоко в цветок.
Клёст
Клюв скрещивается на концах. используется, чтобы доставать семена из шишек
(Слайд 20).
В) Шея очень подвижна. Г. Передние конечности превратились в крылья.

Леонардо да Винчи. "Крыло птицы завораживает, потрясает своим совершенством". Крыло - это весло птицы, на котором она плывет по воздушному океану"

Соколы имеют заостренные крылья, поэтому они могут развивать большую скорость при падении.
Канюки имеют большие широкие крылья, позволяющие подниматься вверх на потоках воздуха (Слайд 21).

Д) Строение ног зависит от среды обитания:
Обычно на ногах имеются когтистые пальцы.
Нижняя часть ног (цевка) покрыта роговыми чешуями.
У попугая два пальца направлены вперёд, а два назад.
Канадский гусь имеет перепончатые лапы (слайд 22 ).

Е) Окраска оперения.
Она может быть яркой и броской или покровительственной.
Самец утки- мандаринки. После периода размножения меняет свою окраску и выглядит как самка.
Самка утки-мандаринки. Её тёмное оперение прячет её от хищников, когда она сидит на гнезде (слайд 23).

Внешние покровы.
Кожа сухая. Желёз нет. Исключение – копчиковая железа.
Тело покрыто перьями.
-
Е Контурные Пуховые
- стержень
- очин
- опахало (слайд 24)

Американский натуралист Уилс Брэдбери: "Перья - вот единственный признак, который присущ только птицам и никакому другому живому существу".
Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью.
Демонстрация различных видов перьев

Строение контурного махового пера (слайд 25).
Контурные перья выполняют разные функции:
маховые образуют плоскость крыла;
рулевые образуют плоскость хвоста;
покровные придают телу обтекаемую форму (ими одето туловище) (слайд 26).

Птицы, занесённые в Красную Книгу Мордовии
Гоголь обыкновенный
Луток (слайд 27)
Большой крохаль
Ястребиная сова (слайд 28)

Конкурс «Живые синонимы» (слайд 29)
Попробуйте вспомнить, как и о ком говорят в народе, используя названия птиц.
Итак, продолжите.
Вольная, как (птица)
Надутый, как (индюк)
Важный, как (гусь)
Болтает, как (сорока)
Ворковать, как (голубь)
Поёт, как (соловей)
Зоркий, как (сокол)
Долбить, как (дятел)

Тест с выбором ответа (слайд 30-31).
Учитель показывает слайд, на котором написаны названия птиц (3 вида)
Учащиеся сигналят веерами правильный ответ: 1, 2 или 3.

Орёл.
Кукушка.
Голубь.

1. Какая птица считает года нашей жизни?
2. Какая птица считается государственным символом России?
3. Какую птицу называют крылатым почтальоном?
Аист.
Сова
Пингвин.

1. Какая птица считается чемпионом по нырянию?
2. О какой птице говорят, что она летающая кошка?
3. Какая птица приносит младенцев?


Отгадайте, чья «жалоба» (слайд 32).

Ах, не любят меня люди! Голос мой не нравится и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо.
(Сова убивает тысячи полёвок).

Значение птиц (слайд 33-34)


3 Птицы – защитники наших лесов от короедов и садов от листогрызунов и плодожорок. Они помогают нам сохранить урожай.

. Птицы – красота и радость! Их оперение удивительное.
Без их удивительного пения невозможно представить нашу жизнь.
Падении

Подведение итогов.

З\\\\\\\\
- Что узнали на уроке?
- Что особенно понравилось, запомнилось?
- Что вызвало трудности?

Домашнее задание.

1. Прочитать статью в учебнике на странице 94-97.
2. Ответить на вопросы.
3. Составить описание внешнего вида какой –либо птицы( голубя, воробья или синицы), живущей в нашей местности.
Прочитать
они могут
развивать большую
скорость при падении


скорость при падении

заостренные крылья,
поэтому они могут
развивать большую
скорость при падении
имеют
заостренные крылья
поэтому они могут
развивать падении

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815