Конспект урока Особенности внешнего строения птиц, 8 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями


ГБПОУ «Технологический колледж №21»
Школа для детей с ОВЗ «БЛАГО»









Конспект урока биологии в 8 классе на тему

«Особенности внешнего строения птиц»

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

















Учитель биологии и географии
Зайцева Светлана Михайловна










г. Москва

Цель урока: раскрыть особенности внешнего строения птиц, связанные с полётом.

Задачи урока:

1) Образовательные: познакомить учащихся с общими признаками птиц, обеспечить усвоение знаний об особенностях внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету, учить сравнивать по внешнему птиц и пресмыкающихся, находить черты сходства и различия между различными представителями класса птиц, учить работать на интерактивной доске.

2) Коррекционно-развивающие: корригировать мышление (операции анализа, синтеза, сравнения, умозаключения) на основе изучения общих признаков класса птиц, сравнения разных видов птиц, птиц и пресмыкающихся, классификации ранее изученных групп позвоночных животных; развивать умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями; развивать связную речь, наблюдательность, обогащать словарный запас; корригировать внимание, память, воображение, пространственную ориентировку, слуховое и зрительное восприятие.

3) Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, умение работать в парах, научить видеть прекрасное в мире птиц, гуманное отношение к птицам.

Оборудование: чучело птицы, таблица с изображением птиц, перья птиц, разрезные картинки «Строение птицы», тетради учащихся, учебники, карточки с индивидуальными заданиями.

Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация «Птицы», флипчарт «Внешнее строение птиц», коллекция электронных образовательных ресурсов о птицах.

Терминология: птицы, позвоночные, очин, стержень, опахало, слуховое отверстие, клюв, ноздри, глаза, контурное перо, пуховое перо, пух.

Межпредметные связи: география (места обитания птиц), математика (количество видов птиц), русский язык (деформированный текст, словарные слова), труд (кормушка для птиц), чтение (текст презентации, пословицы о птицах, произведения о птицах), музыка (голоса птиц, композиция «Жаворонок» Поля Мориа), изобразительное искусство (силуэт птицы).









План урока


Организационный момент.
Работа с интерактивной доской.

Повторение.
Работа с интерактивной доской.

Актуализация опорных знаний.
Беседа.

Изучение нового материала.
Работа с таблицей « Птицы».
Рассказ учителя.
Работа с чучелом птицы.
Работа с интерактивной доской.

Физкультминутка.

Закрепление изученного материала.
6.1. Выполнение заданий на интерактивной доске.
6.2. Индивидуальная работа.

Итог урока.
Краткая беседа.
Оценивание ответов учащихся.

Домашнее задание.



















Ход урока

Организационный момент.

Приветствие. Учащиеся становятся возле своих парт.

Работа с интерактивной доской.

У: Посмотрите на экран. По очереди назовите животных, изображённых на слайде, и садитесь на свои места (слайд 1).
Д: дождевой червь, божья коровка, муха, пчела, кузнечик, стрекоза, бабочка, жук, муравей.

2. Повторение.

2.1. Работа с интерактивной доской.

У: К какой группе относятся животные, которых вы видели на экране?
Д: К беспозвоночным.
У: Какую ещё большую группу животных вы знаете?Д: Позвоночные (слайд 2).
У: Итак, животные бывают позвоночные и беспозвоночные.
У: Назовите представителей животного мира, изображённых на картинках (слайд 3). Д: крокодил, ящерица, гадюка, дятел.
У: Каких животных вы запомнили (упражнение на тренировку памяти)? (пустой слайд 4). Дети по памяти называют животных.
У: Установите соответствие между названием животного и его изображением (флипчарт – страница 1(5) (учащемуся 3 уровня).
У: Какое животное лишнее? Д: Дятел.
У: Объясните свой выбор.Д:Дятел-птица, остальные-пресмыкающиеся(слайд 6).

3. Актуализация опорных знаний.

3.1.Беседа

У: Вы, наверное, догадались, какую группу животных мы будем сегодня изучать. Д: Птицы.
У: Запишите число и тему в тетрадь: «Птицы» (слайд 7).
У: Каких птиц вы знаете? Д: Называют известных им птиц.
У: Где вы их встречали? Д: В лесу, на лугу, в поле, вблизи водоёмов, на улицах города, в деревне и т.д.
У: Кто слышал пение птиц? Как поют птицы? Д: Ку-ку, кар-кар.
У: Некоторые птицы очень красиво поют. Давайте послушаем пение одной из них, а вы попробуете догадаться, какой птице принадлежит этот голос (слайд 8). Д: Это соловей.
У: Итак, цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с особенностями внешнего строения птиц (слайд 9).
Запишите в тетрадь «Внешнее строение птиц».

4. Изучение нового материала.

4.1. Работа с таблицей « Птицы».

У: Внимательно рассмотрите птиц. Каких птиц вы узнали?
К доске вызывается ученик. Он называет птиц, весь класс ему помогает.
Д: Галка, синица, дятел, сорока, ворона, снегирь, воробей, голубь.
У: Чем птицы отличаются друг от друга? Д: Величиной, окраской, формой клюва.
У: Что общего между всеми птицами? Д: Одинаковые части тела, крылья, перья, клюв.
У: Зачем птицам крылья? Д: Для полёта.
У: Давайте понаблюдаем за полётом птицы (слайд 10).
У: Как летит птица? Д: С помощью крыльев.
У: Чем покрыто всё тело птиц? Д: Перьями.
У: Перья есть у всех птиц, они необходимы для полёта.
У: Итак, птицы – единственная на Земле группа животных, тело которых покрыто перьями (слайд 11). Запишите это определение в тетрадь.

4.2. Рассказ учителя.

У: Ребята! Птицы - это удивительные животные. Они на Земле живут повсюду, за исключением внутренних частей Антарктиды. В настоящее время птицы являются наиболее процветающей группой живых организмов. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается более 8 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они освоили воздушную среду обитания. Способность к полёту отразилась на их внешнем и внутреннем строении.

4.3. Работа с чучелом птицы.

У: Рассмотрим чучело галки. Какие вы можете выделить части тела у птицы? Д: Голова, туловище, хвост, ноги, крылья.
У: Что находится на голове птицы? Д: Глаза, клюв.
У: Какая форма тела птицы? Д: Обтекаемая.
У: Сколько у неё ног? Д: Две.
У: Что имеется на пальцах ног? Д: Когти.
У: Сколько крыльев? Д: Два.
У: Чем покрыто тело птицы? Д: Перьями.
У: Все ли перья одинаковые? Д: Нет.
У: Где расположены самые крупные перья? Д: На хвосте и крыльях.
У: А самые мелкие? Д: На голове, груди.

4.4. Работа с интерактивной доской.

Внешнее строение птицы (слайд 12).

У: А теперь более подробно рассмотрим внешнее строение птицы. Какие части тела вы запомнили? Д: Голова, туловище, хвост, ноги, крылья.
У: Голова у птицы небольшая, шея подвижная, поэтому птица может поворачивать голову в любую сторону. Туловище округлое. Передние конечности превратились в крылья. С их помощью птица летает. По земле птицы передвигаются при помощи двух ног с широко расставленными пальцами. У большинства птиц три пальца направлены вперёд, а один назад. На пальцах имеются когти. С помощью ног птицы не только хорошо передвигаются по земле, но и удерживаются на ветвях деревьев.
У: Запишите части тела птицы в тетрадь.

Строение головы птицы (слайд 13).

У: Рассмотрите голову птицы. Какие органы расположены на ней?
Д: Глаза, ноздри, клюв, слуховое отверстие.
У: Голова у птицы небольших размеров. Она заканчивается клювом. Клюв служит птице для захвата и удерживания добычи, для защиты от врагов. С помощью клюва птицы строят гнёзда, выкармливают птенцов, чистят оперение. Зубов у птиц нет. На верхней части клюва находятся ноздри. Через ноздри внутрь тела птицы поступает воздух. По бокам головы расположены крупные глаза. Зрение у птиц хорошее. Некоторые виды птиц видят добычу с расстояния более 1000 м. Позади глаз имеются слуховые отверстия. Они прикрыты перьями и снаружи незаметны. Птицы хорошо слышат.
У: Запишите органы, расположенные на голове птицы в тетрадь.

Строение перьев птицы (слайд 14).

У: Рассмотрим строение пера птицы. Прочитайте, из каких частей оно состоит. Д: Очин, стержень, опахало.
У: Перо состоит из стержня, нижняя свободная часть которого называется очин. Раньше люди писали перьями, опуская очин в чернильницу. Плотная пластинка, отходящая от стержня называется опахалом.
У: Рассмотрите перья, которые лежат у вас на столе. Найдите эти части.
У: Зарисуйте перо в тетрадь и подпишите его части.
У: Теперь рассмотрим различные виды перьев. Прочитайте их названия.
Д: Контурное перо, пуховое перо, пух.
У: Сравните между собой перья. Чем они отличаются?

4.5. Работа с чучелом птицы.

У: Снаружи тела птицы расположены контурные перья. Они вырастают на крыльях и хвосте и имеют твердый стержень и плотную пластинку - опахало. Контурные перья придают телу птицы обтекаемую форму и обеспечивают полёт. Пуховые перья располагаются под контурными. Они не имеют плотной пластинки, а стержень более мягкий. У некоторых птиц есть еще и пух, у которого имеется коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья и пух предохраняют тело от холода.
Перья на крыльях называются маховыми. При полёте птица поднимает и опускает крылья и продвигает тело вперёд. Самые крупные перья образуют хвост. Их называют рулевыми. Они направляют движение птицы при полёте.
У: Давайте подведём итог. Какую роль выполняют перья птицы?
Д: Определяют контур птицы, участвуют в полёте, защищают от холода.
У: Запишите виды перьев в тетрадь.

Сравнение птиц и пресмыкающихся (слайд 15).

У: Сравните птиц и пресмыкающихся. Чем они отличаются по внешнему строению?
Д: Пресмыкающиеся не имеют крыльев, оперения, клюва.
У: Чем похожи? Д: Есть одинаковые части тела: голова, шея, туловище, хвост, ноги.
У: Роговые чешуи на ногах птиц доказывают, что птицы произошли от пресмыкающихся.
У: Рассмотрев внешнее строение птиц, мы можем сделать вывод: тело птиц приспособлено к полёту. Запишите вывод в тетрадь (слайд 16).

5. Физкультминутка.

Учащиеся выполняют движения, характерные для птиц, под музыку.

6. Закрепление изученного материала.

6.1. Выполнение заданий на интерактивной доске (флипчарт).

Работа в парах.
Подберите названия к частям тела птицы (страница 2) – учащиеся 2 и 4 уровней (сильный подбирает названия частей и читает их, слабый повторяет за ним).
Укажите органы, расположенные на голове птицы (страница 3) – учащиеся 3 и 4 уровней (один указывает органы, другой повторяет за ним).
Исправьте ошибки и укажите правильно части пера птицы (страница 4) – учащиеся 1 и 3 уровней (сильный исправляет ошибки и читает названия частей пера, слабый повторяет за ним).
Собрать птицу из частей и обвести её контур (страница 5) – двое учащихся 4 уровня (один собирает птицу, другой её обводит).

Работа с деформированными предложениями.

На интерактивной доске написаны деформированные предложения (страница ).
У: поставьте слова в нужной последовательности, чтобы получились предложения о птицах (для учащихся разных уровней задания предлагаются в зависимости от сложности предложения).
1. Птицы относятся к позвоночным животным.
2. Тело птиц покрыто перьями.
3. Перья состоят из очина, стержня, опахала.
4. У птиц имеются крылья.
5. Тело птиц приспособлено к полёту.

6.2. Индивидуальная работа (проводится во время работы с деформированными предложениями).

1. Собрать птицу из частей (разрезные картинки). Составить из букв слово «Птица» (учащийся 4 уровня).
2. Распределить предложенные картинки на 2 группы: птицы и рыбы (учащийся 3 уровня).

7. Итог урока.

7.1. Краткая беседа.

У: С какой группой животных познакомились сегодня на уроке? Д: Птицы.
У: Кто такие птицы? Д: Птицы – единственная на Земле группа животных, тело которых покрыто перьями.
У: Что отличает птиц от других групп позвоночных животных? Д: Способность к полёту.
У: Как можно помочь птицам зимой? Д: Сделать кормушки и подкармливать птиц (слайд 17).
Учитель читает отрывок из стихотворения:

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма -
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

У: Что вам понравилось сегодня на уроке?

7.2. Оценивание ответов учащихся.

8. Домашнее задание.

Стр. 94 - 97, читать, выполнить задание на листочках – 1, 2 уровень.
Индивидуальная работа на карточках – 3, 4 уровень.
Сделать дома или в классе кормушки из имеющихся материалов и повесить их на школьном дворе.
Подготовить интересные сообщения о птицах.

СПАСИБО ЗА УРОК (слайд 18)!