СТАТЬЯ Особенности применения технологии проблемного обучения на уроках биологии и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС

СТАТЬЯ
"Особенности применения технологии проблемного обучения
на уроках биологии и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Агафонова Л.Н.
Учитель биологии ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Безенчук Самарской области

В связи с введением федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897), направленного на «развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий», меняется цель образования и стратегия его развития.
При традиционном подходе перед учителем стояла задача – дать хорошие прочные знания обучающемуся, а также сформировать у него определенные умения и навыки, новый же стандарт ориентирует педагога на развитие личности обучающегося на основе освоения им универсальных учебных действий (УУД), т.е. совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Цель образования сегодня – развитие личности на основе освоения универсальных способов деятельности.
Для достижения данной цели необходимо использование современных инновационных технологий как в урочной, так и во внеурочной деятельности. «Педагогическая технология» - этот термин имеет массу определений, но, на мой взгляд, наиболее точным является определение доктора педагогических наук, профессора В.П. Беспалько, согласно которому педагогическая технология - это "содержательная техника реализации учебного процесса".
Смысл технологий по Беспалько заключается в следующем:
отход от экспромтов и переход к предварительному проектированию;
разработка структуры и содержания учебно-познавательной деятельности учащегося;
диагностичное целеобразование и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала и развития личности в целом;
реализация принципа целостности структуры и содержательности компонентов учебно-воспитательного процесса.
В данной статье я хотела бы рассмотреть технологии, с моей точки зрения, наиболее эффективные при изучении биологии (см. рис. 1).

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Рисунок 1. Педагогические технологии на уроках биологии.

Разумеется, при изучении предмета невозможно пользоваться одной или двумя технологиями ,так как это не даст желаемого результата, но у каждого учителя есть наиболее предпочтительные ему технологии. Для меня это технология проблемного обучения, которая, на мой взгляд, достаточно эффективна при работе по ФГОС.
Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Все перечисленные формы проблемного обучения необходимы при изучении многих тем в курсе биологии, так как изучение сопровождается выполнением лабораторных и практических заданий.
Попробуем подробнее разобраться в данной технологии. На первом этапе необходимо создание проблемной ситуации, которая может быть двух видов: психологическая, связанная с индивидуальным восприятием поставленной проблемы, и педагогическая- организация учебного процесса с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих отличительные качества объекта познания.
В статье "Современная технология проблемного обучения" А.А. Омарова отмечает: "Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и, как результат, у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода", так как у учащихся разный уровень интеллектуального развития как в пределах одного класса, так и по параллелям, да и разный объем базовых знаний, особенно это актуально с введением в школы интегрированного обучения.
Разберем применение технологии проблемного обучения на примере урока биологии в 5 классе по теме "Бактерии" (см. таблицу 1):
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Читает стихотворение В. Маяковского*(см. примечание) и формулирует проблему: «Почему возникает данное заболевание и кто является причиной его возникновения?»
Высказывают свои мнения.

Ставит вопрос о том, почему употребление сырой воды вызывает заболевания, а кипячёной – нет. Какие ещё заболевания, вызванные бактериями, вам известны?
Среди учащихся идет обсуждение, предлагаются возможные варианты.
Обсуждают и записывают.

Читает стихотворение-загадку о бактериях**(см. примечание) и просит учащихся сформулировать и записать тему урока.
Формулируют и записывают тему.

Ставит вопрос о роли бактерий в двух описанных ситуациях, предлагает начать заполнять таблицу (бактерии - среда обитания – способ питания - роль).
Высказывают свои предположения, работают с таблицей в ходе коллективного обсуждения.

Демонстрирует рисунки гнилых фруктов.
Задаёт вопросы:
Какие изменения произошли с фруктами?
Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?
Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

Рассматривают рисунки, отмечают, что
фрукты подвержены гниению;
предполагают, что это результат
деятельности бактерий, высказывают
мнение о роли бактерий –
разрушителей, облике Земли без
бактерий-разрушителей.
 

Предлагает продолжить заполнение таблицы.
Делают выводы о способах питания, среде обитания и роли бактерий в природе.

*«Гражданин! Чтоб не умереть от холеры, заранее принимай такие меры. Не пей сырой воды. Воду оную пей только кипячёную. Также не пей на улице кваса. Воду кипятить работы масса. Чтоб с квасом своим поспеть рано, просто приготовляют его из-под крана... » (В. Маяковский)
**Без меня не сваришь сыра,
И не сделаешь кефира.
Простоквашу и творог,
Приготовить я помог. (Бактерии)
Подобное построение урока с использованием проблемной технологии заставляет учащихся задуматься о практическом применении полученных знаний, например, выявить интерес к таким отраслям биологии, как микробиология, биотехнология и т.д.
Уроки с применением технологии проблемного обучения всегда проходят успешно,  но, хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности:
1. Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
2. Ученик должен обладать определенной системой знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
3. Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Остановимся на двух первых пунктах. Число учебных часов по биологии катастрофически сокращено и практически во всех классах составляет один час в неделю, при этом программа перегружена и сложна для восприятия, соответственно говорить об определенной системе знаний у учащихся в рамках урока довольно сложно, да и у учителя возникают проблемы, когда давать этот огромный материал, на который необходимо опираться при проблемном обучении. При таком сокращении учебных часов базовый уровень удается выдать с трудом, при этом новый стандарт ориентирует педагога на развитие личности обучающегося на основе освоения им универсальных учебных действий (УУД), т.е. совокупности способов действий, обеспечивающих способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Когда же это делать, если в 5, 6, 10, 11-х классах по одному часу биологии в неделю? Вот здесь, на мой взгляд, на помощь педагогу приходит внеурочная деятельность по предмету. Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся, которое возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитию у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умению находить необходимую информацию и т.д. Здесь учитель может не только заинтересовать ученика предметом, но и сориентировать на будущую профессию .
Для того чтобы учащиеся получили глубокие знания о строении и жизнедеятельности бактерий, их значении в природе и жизни человека, необходимо изучать данную тему также во внеурочной деятельности. Именно в рамках внеурочной деятельности наиболее эффективным является «включение» в технологию проблемного обучения технологий уровневой дифференциации и поисково-исследовательской деятельности. Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения как применение разнообразных методических средств является включенной, проникающей технологией.
Технология проблемного обучения невозможна без дифференцированного подхода как внутри одного класса, так и в параллели. Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».
Итак, вернёмся к теме "Бактерии" и попробуем представить, какие внеурочные занятия можно провести с применением технологии проблемного обучения и включённых технологий соответственно. Рассмотрим подробнее занятие в 5 классе по теме: "Роль бактерий в природе и жизни человека".
Предварительно учащиеся делятся на 3 группы и получают индивидуальные домашние задания. 1 группа проводит самостоятельную практическую работу. Задание: Приготовьте питательную смесь для бактерий. Возьмите клубень картофеля, помойте его и почистите. Разрежьте пополам и вымочите в течение 2-3 часов в 1 %-м растворе соды. Затем сварите его и разрежьте на ломтики. Ломтики положите на фильтровальную бумагу в 3 чашки Петри. Это и есть питательная среда для выращивания бактерий (чашки Петри необходимо предварительно тщательно помыть и высушить). Прикоснитесь пальцами немытой рукой к питательному раствору в одной из чашек. К питательному раствору в другой чашке прикоснитесь пальцами вымытой без мыла руки. К раствору в третьей чашке прикоснитесь, предварительно тщательно вымыв руки с мылом. Накройте чашки Петри крышками и поставьте в несильно освещённое тёплое место. На результаты опыта посмотрите через 2-3 дня. Сравните результаты. Сделайте мини-доклад о своём опыте на следующем занятии. 2 группа – теоретическое задание: подготовьте сообщение по теме: «Многообразие бактерий и их распространение». 3 группа – теоретическое задание: подготовьте сообщение по теме: "Питание бактерий, их размножение, приспособление".
Задача учителя - правильно поставить проблемные вопросы и направить деятельность учащихся (см. таблицу 2):

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Ставит проблемный вопрос:  «Для чего мы изучаем бактерии? Почему нам это важно при изучении биологии? 
Учащиеся рассказывают о полезных и патогенных бактериях.

Ставит проблемный вопрос: Как доказать, что огромное количество бактерий находится повсюду?
Под микроскопом рассматриваются результаты практической работы 1 группы (задание для всех групп).

Опираясь на результаты опыта, объясните, почему необходимо соблюдать правила повседневной личной гигиены.
1 группа делает сообщение, учащиеся каждой группы формулируют выводы о необходимости соблюдения правил повседневной личной гигиены.

Объясните, все ли бактерии имеют одинаковое значение и среду обитания.
2 группа делает сообщение, учащиеся каждой группы формулируют выводы

Как связана среда обитания бактерий с их типом питания
3 группа делает сообщение, учащиеся каждой группы формулируют выводы.

Опираясь на знания, полученные на занятии, попытайтесь дать развёрнутый ответ на основной вопрос урока
Представители каждой группы дают развёрнутые ответы. Определяют степень своего продвижения к цели занятия, отвечая на вопрос, изменилось ли их отношение к окружающему миру.


В итоге хочу сказать, что изучение живых объектов на уроках активизирует познавательную деятельность учащихся, углубляет связь теоретических знаний с практикой, развивают самостоятельную пытливость ума. Результатом изучения различных тем в рамках внеурочной деятельности может развить интерес учащихся к предмету и повилять на дальнейший выбор профессии
Сейчас в школе можно помочь ребенку изучать предмет в полном объеме, используя следующие формы занятий:
- внеурочная деятельность по предмету (57классы);
- элективные курсы (9 классы);
- профильное обучение (10 -11 классы).
Урок, внурочная деятельность, элективные курсы и профильное обучение в совокупности могут дать хорошие прочные знания, сориентировать на профессию и улучшить шансы на поступление в высшие учебные заведения, в то время как программа урока дает возможность лишь знакомства с предметом. Активная «включённость» в изучение предмета в рамках внеурочной деятельности позволяет учащимся расширить базовые знания по биологии и применить их на практике.
Профориентирование учащихся и является конечным результатом применения новых технологий в рамках ФГОС. По признанию ЮНЕСКО, XXI век является веком биологии. Поэтому специалисты этого направления, изучающие различные аспекты живой природы, нужны во всех областях деятельности человека. Обладая обширными знаниями об одном из самых сложных объектов исследования – жизни, биолог является уникальным и востребованным специалистом на рынке труда.

Заключение
По результатам применения данной технологии, могу утверждать, что она эффективна:
- в воспитании активной личности, формировании инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству;
- в стимулировании интеллектуального развития (увеличивается объём памяти, повышается производительность внимания, развивается речь);
-в прочности усвоения знаний, т.к. путем постановки проблемы обеспечивается сильная мотивация, а путем поиска решения достигается полное понимание материала.
Таким образом, соблюдение названных принципов организации проблемного обучения, позволяет достигать значительных образовательных результатов. И эти результаты будут выражаться не столько в объеме полученных знаний, сколько в приобретении школьниками качеств, навыков, умений, способов мышления, познания, которые позволят им быть успешными как минимум в учебной деятельности.


Список литературы

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
Большая психологическая энциклопедия // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дубровская Е.В. Технология проблемного обучения // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Измайлова Н.Е. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кузнецова А. Н. Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Омарова А.А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – С. 73-75.
Панькина И.В. Технологии уровневой дифференциации // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Педагогический словарь // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Разумная Е. В. Использование современных педагогических технологий на уроках биологии// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Стандарт основного общего образования по биологии // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)



Федеральный государственный стандарт основного общего образования (приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897).
 Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.
 Там же.
 Измайлова Н.Е. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Омарова А.А. Современная технология проблемного обучения // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – С. 74.
 Омарова А.А. Там же. С.74.
 Разумная Е.В. Использование современных педагогических технологий на уроках биологии// [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 Стандарт основного общего образования по биологии // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

 Панькина И.В.Технологии уровневой дифференциации // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










ОБУЧЕНИЕ
В ГРУППАХ



ТЕХНОЛОГИИ



ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ



УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ



ИКТ



ИГРОВЫЕ



ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



МОДУЛЬНАЯ



ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ











15