Урок по биологии для 7 класса «Многообразие простейших, их общая характеристика»



Урок по биологии для 7 класса «Многообразие простейших, их общая характеристика»

Ильина Оксана Алексеевна
учитель биологии
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №2», г.Мегион
Цели урока:
Образовательная: Дать понятие о возникновении первых животных организмов, их строении и жизнедеятельности и приспособлении к условиям жизни.
Развивающая: Продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учебе, формировать артистические способности учащихся, развивать интерес к изучаемому предмету
Базовые знания. Многообразие простейших, строение, выполняемые функции, причины сохранения в течение длительного эволюционного периода.
Базовые понятия. Одноклеточность, функции живого, плодовитость, циста.
Базовые умения. Распознать по рисункам или микропрепаратам представителей простейших.
Методы урока: объяснительно – иллюстративный, проблемно-поисковый, наглядный, самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер с проектором, электронный микроскоп, микропрепараты (амебы, эвглены зеленой, инфузории-туфельки).
Ход урока.
Фронтальный опрос по многообразию, средам обитания животных. Устные рассказы о действии различных факторов на жизнь домашних животных.
Закрепление материала.
На какие отделы делиться царство растений?
Какие организмы дали начало многоклеточным растениям?
Какие особенности одноклеточных водорослей позволили сохранить этому отделу растений длительное время - около 1 млрд.лет?
Вывод1. Огромное многообразие растительного мира появилось в результате эволюции одноклеточных организмов – водорослей.
Вывод 2. Можно предположить, что у всех представителей многообразного мира животных тоже были предшественники одноклеточные организмы.

3.Изучение нового материала.
Через проектор представлена схема, ученики самостоятельно работая с учебником дописывают типы. Затем вместе все проверяем.

Царство - животные


Подцарство – Одноклеточные Подцарство – Многоклеточные


Тип- Саркодовые Тип- Споровики

Тип- Инфузории Тип- Жгутиковые
Всего – 30 тысяч видов свободноживущих и паразитических простейших.



Определяем среду и место обитания простейших.
Среда обитания простейших – (Водная, живой организм, почвенная).
Место обитания простейших - (пресные и соленые водоемы, человек, различных животные, почва.
Общие признаки для типов простейших составляем схему показываю через проектор.
1. Организм – одна клетка, покрытая оболочкой и выполняющая все функции организма: питание, дыхание, выделение, передвижение, размножение.







13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

2. Быстро размножается.
Могут переносить неблагоприятные условия, образуя плотную оболочку – цисту.
После обсуждения общих признаков задается проблемный вопрос: «Все ли одноклеточные животные одинаковы»?
Задание 1. Рассмотреть в микроскоп микропрепараты амебы, инфузории –туфельки, эвглены; ответить на вопросы (устно).
Чем амеба обыкновенная по внешнему виду отличаются от эвглены зеленой от инфузории-туфельки?
Чем эвглена зеленая по внешнему виду отличается от инфузории-туфельки?
Задание2. Работа в трех группах с учебником, на компьютерах с электронным микроскопом. Необходимо группе сфотографировать объект, поместить в таблицу и заполнить соответствующую колонку. Учитель обобщает. Таблица через проектор.
1-я группа изучает основные особенности жизнедеятельности амебы.
2-я группа изучает основные особенности жизнедеятельности эвглены.
3-я группа изучает основные особенности жизнедеятельности инфузории-туфельки.
Затем учитель с помощью учащихся составляет сводную таблицу.

Особенности жизнедеятельности простейших.

Особенности жизнедеятельности
Амеба обыкновенная
Эвглена зеленая
Инфузория -туфелька

Фотография объекта.




Строение
Оболочка, цитоплазма, ядро
Оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты
Оболочка, цитоплазма, два ядра

Передвижение
Ложноножки
Жгутики
Реснички

Питание
Пищеварительная вакуоль
Автотрофное и гетеротрофное
Рот, пищеварительная вакуоль

Выделение
Сократительная вакуоль
Сократительная вакуоль
Сократительная вакуоль

Дыхание
Всей поверхностью клетки
Всей поверхностью клетки
Всей поверхностью клетки


Просмотр слайдов многообразия простейших.
Вывод3. Простейшие – одноклеточные организмы, выполняющие все функции живого. Жизнедеятельность любого организма обеспечивается обменом веществ, который осуществляется через процесс питания, дыхания, выделения.
Закрепление пройденного материала через проектор – тест.
4. Обобщение пройденного материала: «Своя ига».
Дифференцированное домашнее задание.
Учебник страницы:
Зарисовать амебу, эвглену, инфузорию-туфельку, подписать составные части (весь класс).
Подумайте, что произойдет с амебой, если не будет доступа кислорода (сильным ученикам).































Выделение

Питание


Я все могу

Дыхание

Передвижение

Размножение



15