Проект методической разработки по познавательному развитию воспитанников 5-6 лет старшей группы (сценарий развлечения по теме « Количество и счёт »)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Тургай» п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ
ТЕМА
Проект методической разработки по познавательному развитию воспитанников 5-6 лет старшей группы (сценарий развлечения по теме « Количество и счёт »)
Авторы проекта
Богданова А.А, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6 «Тургай» п.г.т.Актюбинский Азнакаевского муниципального района.,
Латыпова Т.А, воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6 «Тургай» п.г.т.Актюбинский Азнакаевского муниципального района.,
Научный руководитель
Сафина Р.Н, доц.отд.общ.обр.к.п.н.
2015г.
Введение
Постановка проблемы
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Для достижения высоких результатов в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста, наше дошкольное образовательное учреждение выбрало программу «От рождения до школы»Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика - Синтез,2012 г.- 336с. в соответствии с ФГОС. Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП). Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт
считает формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.
Остановимся подробнее на познавательном развитии.
Основная цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие
Задачи познавательного образования в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
Развивающие задачи РЭМП:
-Формировать представление о числе
-Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин)
-Развивать логическое мышление (формирование представлений о порядке и закономерности, об операциях классификации и сериации, знакомство с элементами логики высказываний) навыков счета и измерения различных величин
-Развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное мышление, мышление по аналогии – предпосылки творческого продуктивного мышления
Принципы организации работы по развитию элементарных математических представлений:
-Формирование математических представлений на основе перцептивных (ручных) действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления
-Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»
-Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перспективных действий
-Возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать программу. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Мы должны учитывать все требования к психолого-педагогическим условиям организации образовательного процесса, которые изучали на прошлом занятии семинара. Конечно, если ребенок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребенок в этом случае не боится ошибиться, задать вопросы, чтобы правильно решить задачу.
Главное при обучении счету вовсе не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны.. Если ребенок посещает детский сад или школу дошколят, всему этому он обучается на специальных занятиях. Но знания его будут прочнее, если их будут закреплять и дома. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать. Полученные знания усваиваются лучше через игровую форму работы: викторины , развлечения, праздники.
Итак, в современной концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяется гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным. В семейном кодексе прописано «Каждый ребенок имеет право на образование.» Напомню, что с 01 сентября 2013 года получение образования регулируется новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федераци »Согласно Конституции РФ и новому Закону в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Получение основного общего образования обязательно, поэтому родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Воспитатель должен уметь подавать материал воспитанникам, чтобы вызвать в них заинтересованность и познавательную активность. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребёнка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми – таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Цель проекта:
­ изучить теоретически ,обосновать методически и разработать проект методической разработки по познавательному развитию воспитанников 5-6 лет старшей группы (сценарий развлечения по теме « Количество и счёт »)
Задачи проекта:
1.изучение и анализ научно- методической литературы по теме «Проект методической разработки по познавательному развитию воспитанников 5-6 лет старшей группы»
2.отбор содержания методической литературы
3. подбор наглядного материала, методов, форм, средств
4.создание условий для реализации проекта
5.реализация содержания проекта и определения эффективности и результативности проекта
6.развитие эмоциональной отзывчивости детей через  дидактические игры 
7.формирование системы математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей старшего возраста.
8. развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
10. провести своевременную диагностику эффективности здоровья сберегающей деятельности,
11.подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
Целевая группа проекта воспитанники 5-6 лет
Срок реализации проекта Октябрь 2015 год
Место реализации проекта
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6 «Тургай» п.г.т.Актюбинский Азнакаевского муниципального района
Этапы реализации проекта
1.Подготовительный ( со 5 по 16 октября 2015г.)
-Изучение  научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий познавательного развития
- анализ существующих инновационных форм работы методической службы;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
- Создание условий для реализации проекта
-Разработка сценария-развлечения с использованием дидактического занимательного материала
2. Основной: (октябрь 2015г.)
-приобретение грамот, призов
-приобретение научно-методической литературы
-покупка необходимого демонстрационного материала
- реализации проекта: проведение развлечения «Количество и счёт»
-приглашение заведующей, ст.воспитателя,педагог-психолог, муз.работника, родителей.
-Помощь родителей в проведении развлечения
3. Заключительный:( 28.10.2015-30.10.2015 г.)
-разработка реализации плана мероприятия
-размещение информации
-организация развлечения
-проведение мероприятий с привлечением родителей
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения Ответственный
1 Беседы воспитателя с воспитанниками:
Проведение дидактических игр группа
октябрь воспитатели, педагог-психолог
2 Подготовкa нaглядного мaтериaлaгруппа октябрь Воспитатели,
воспитанники
3 Тренинг с воспитанниками Кабинет психолога октябрь педагог-психолог
4 Викторина между воспитанниками старшей и подготовительной группы Муз.залоктябрь воспитатели
5 Пед.советПед.кабинетоктябрь заведующая
воспитатели,
ст. воспитатель
5 Развлечение Муз.залоктябрь заведующая, ст.воспитатель, воспитатели,
муз. руководитель, педагог-психолог ,родители
Ресурсы
Условия Необходимо Имеется Источники Сроки
Нормативно-правовые:
Изучение и анализ

Закона РФ «Об образовании»,
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Указ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»,
«Об утверждении основного направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ»,
Изучие метадической литератур

+
+
+
+
+

Интернет сайт октябрь
Материально-технические:
Подключение к интернету
Мульти-медиа проекты


+
+


Кадровые:
Воспитатели
Ст. воспитатель
Заведующая
Педагог-Психолог
Заведующая
Музыкальный руководитель
Родители
+
+
+
+
+
+
Научно-методические:
Пособия
Программы
Предметные журналы +
+
+ Библиотека
интернет октябрь
Информационные:
Размещение материалов на стендах для родителей
Размещение материалов на сайте учреждения
Выступление на пед.совете+

+
+
ст.воспитатель
воспитатель октябрь
Мотивационные:
Повышение мотивации у воспитанников через совместную деятельность, создание проблемных ситуаций.
Повышение мотивации у родителей через информационные стенды, родительские собрания.
3.Повышение мотивации у педагогов через курсы повышения квалификации, изучение методической литературы, изучение передового опыта, через самообразование
+
+
+
октябрь
Организационные:
Разработка реализации плана мероприятия
Размещение информации
Организация развлечения
Проведение мероприятий с привлечением родителей
+

+
+
+ воспитатели
ст.воспитатель
муз. руководитель октябрь
Финансовые:
Приобретение грамот, призов
Приобретение научно-методической литературы
Покупка необходимого демонстрационного материала
Реализации проекта: проведение развлечения «Количество и счёт»
Приглашение заведующей, ст.воспитателя,педагог-психолог, муз.работника, родителей.
Помощь родителей в проведении развлечения
+
+
+
+
+
+
Личные средства воспитателей октябрь
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Сформированность у воспитанников математических знаний и умений в количественном и порядковом счёте в пределах 10
Сформированность у воспитанников элементарных математически представлений.
Сформированность у родителей повышения педагогической грамотности и заинтересованности в ФЭМП у детей.
Сформированность у педагогов навыков проектно исследовательской деятельности
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Специальными условиями проведения педагогической диагностики в дошкольном отделении образовательной организации должны стать:
• выбор методик и педагогических технологий, знакомство педагогов с их содержанием;
• разработка инструментария для фиксации, анализа и хранения полученных в ходе мониторинга результатов, определяющих индивидуальное развитие ребенка, его динамику по мере реализации Программы,
• подбор дидактических материалов для проведения педагогической диагностики. Главной проблемой на пути педагогов является непонимание: «Каким образом проводится педагогическая диагностика в детском саду, если целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке?».
«Непосредственная оценка» представляет собой процедуру приписывания критериям числовых характеристик посредством баллов, процентов или уровневых значений. Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа: • не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику; • не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников между собой. Привычным инструментом в работе воспитателя за многие годы стали диагностические таблицы. Данные таблицы представляли собой перечень качеств, навыков и представлений ребенка, характерных для относительной возрастной нормы в рамках какого-либо направления развития воспитанников. В рамках реализации ФГОС ДО (согласно методических рекомендаций МЦКО)содержание таковых диагностических таблиц актуально и на сегодняшний день.
Проект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе
• • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• • игровой деятельности;
• • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
• • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность).
Литература
Основная
1. Аргинская И.И.Математика / И.И.Аргинская Математические игры.- Самара: 2005
2.Веракса Н. Е. «От рождении до школы» /Н,Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. и доп.- М: Мозаика-Синтез, 2014г.
3.Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. 1998
4.Колесникова Е.А Математика для детей 5-6 лет/ Е.А.Колесникова –М.: ТЦ Сфера, 2009
5. Метлина Л.С. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада/Л.С Метлина-М.; Москва 1984
6. Санитарно-эпидеологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-Сан-ПиН 2.4.1. 3049-13.
7.Федеральный закона «Об образовании в Российской Федерации».-Новосибирск: Норматика, 2014-128с.
Дополнительная
1.Арапова-Пескарёва Н.А.Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Для занятия с детьми 2-7 лет/ Н.А Арапова-Пескарёва-М:Мозаика-Синтез, 2009 г