Методическая разработка Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 5 классов в процессе интегрированного обучения


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа имени Н.В.Архангельского»
Педагогический проект
«Развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 5 классов в процессе интегрированного обучения»

Авторы: Бабикова Ирина Федоровна, учитель математики и информатики,
Лямина Ольга Александровна,
учитель русского языка и литературы.
Мужи
2015
Обоснование необходимости проекта
В настоящее время большое влияние на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на инициативную, интеллектуально развитую личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовую обучаться в течение всей жизни.
Модернизация российского образования идёт полным ходом. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Школьный учебный предмет «Математика» играет большую роль в формировании многих качеств, необходимых современному человеку. В современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В Концепции развития математического образования подчеркивается, что роль учебного предмета «Математика» в формировании личности уникальна; образовательный, развивающий потенциал математики огромен.
Школьный учебный курс «Русский язык» играет ключевую роль в формировании личности человека, его жизни в обществе, повседневной коммуникации и профессиональной деятельности. Цель проекта Концепции преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации – обозначить проблемы, существующие в сфере преподавания этих учебных предметов в образовательных организациях разных типов, наметить возможные пути их решения и определить условия, способствующие развитию языкового и литературного образования школьников.
Важный этап освоения математики и русского языка – этап общего образования (5-11 класс). В качестве основополагающего принципа Концепций школьного образования на первый план выдвигается принцип приоритета развивающей функции в обучении математике и русскому языку. Это предполагает всё более широкое использование интегрированных занятий.
Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого мышления обучающихся. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся, поэтому чрезвычайно актуально и необходимо в современной школе.
Цели интегрированного урока:
Обучающая: приобретение системных качественных знаний по предметам.
Развивающая: всестороннее развитие личности школьников, усиление мировоззренческой направленности познавательных интересов.
Воспитательная: расширение круга интересов, воспитание стойкого представления о взаимосвязи науки и искусства, формирование целостного представления о мире.
Ребёнок, как участник интегрированного урока, должен:
- уметь находить и использовать информацию, используя различные источники;
- иметь навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
- делать собственные выводы на основе полученной информации, уметь вступать в дискуссию;
- уметь выслушивать других и принимать во внимание их аргументированные выводы.
Потребность в использовании интегрированных уроков объясняется целым рядом причин:
1) мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а предметы школьного цикла не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты;
2) интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей;
3) форма интегрированных уроков нестандартна, интересна, позволяет поддерживать внимание школьников в течение урока на высоком уровне. Такие уроки снимают напряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, логики, речи и памяти;
4) интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу нужны высококвалифицированные специалисты;
5) за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для дополнительных уроков практической направленности;
6) интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию его творческого потенциала.
Проблема, на решение которой направлен проект
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом проблем, с которыми приходится сталкиваться учителям-предметникам при реализации образовательной программы в основной и старшей школе. Одна из них - заметное снижение интереса учащихся ко многим предметам, что во многом обусловлено сложностью учебных программ.
Согласно классификации тенденций развития образовательных технологий, интегрированный урок относится к группе технологий «воспитания в процессе жизни», которая представляет собой стремление уйти от крайней дифференциации предметного обучения и привести его в естественную органическую связь с жизнью. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. У учащихся возникает клочкообразное представление о мире и его законах, в которых не всё связано и зависимо, многое существует само по себе. Такое внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Так возникает потребность в межпредметных связях учебных дисциплин.
Актуальность проекта: Шурышкарский район находится на одном из последних мест в ЯНАО по результатам сдачи итоговой аттестации по математике и русскому языку. Отсюда возникает необходимость усиленной подготовки учащихся, начиная со среднего звена, с применением разнообразных форм и методов.
Оригинальность представляемого опыта заключается в том, что процесс обучения математике и русскому языку в 5 классах объединен для закрепления и обобщения полученных знаний по этим предметам, что способствует формированию метапредметных компетентностей и целостной картины мира.
Цель проекта: создание оптимальных условий для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 5 классов в процессе интегрированного обучения в условиях системной деятельности.
Задачи проекта:
Разработать комплекс задач и упражнений, способствующих развитию познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Составить технологические карты занятий внеурочной деятельности в 5 классах, определив их тематику и содержание деятельности обучающихся.
Внедрить в практику обучения математике и русскому языку в 5 классах системную деятельность интегрированных уроков.
Ключевые слова
Интегрированный урок - тип урока, который объединяет в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Познавательная активность – стремление человека к новым знаниям, к решению не только учебных задач, но и задач, возникающих в жизни.
Интеллектуальные способности – способности к познанию и решению проблем, которые объединяют все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Творческие способности – способности находить собственные оригинальные решения, направлять своё воображение на поиск нового.
Содержание инновационного проекта
Общая характеристика проекта
Тип проекта: практико-ориентированный.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
Применяемые умения:
проектные (организационные, информационные, поисковые, коммуникативные, презентационные);
предметные (математика и русский язык).
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Сроки реализации проекта: один учебный год.
Средства обучения: печатные, технические, демонстрационные.
Формы продуктов деятельности: технологические карты интегрированных уроков, рабочая тетрадь с маршрутными листами и листом самооценивания для обучающихся.
Этапы работы над проектом
Этапы работы Содержание этапа Деятельность учителей
1. Организация деятельности
Погружение в проект 1. Проблематизация.
2. Изучение необходимой информации
3. Повышение квалификации через участие в вебинаре. Повышение профессиональной компетентности в вопросе интегрированного обучения:
1. участие в вебинаре «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством интегрированного обучения».
2. создание плана дальнейшей работы.
Планирование 1. Определение источников необходимой информации.
2. Определение способов сбора и анализа информации.
3. Определение способа представления результатов (формы проекта).
4. Распределение задач (обязанностей) между разработчиками проекта. Формирование задач проекта. Составление подробного плана действий.
Выбор и обоснование критериев успеха проекта.
2. Осуществление деятельности
Поиск информации 1.Сбор и уточнение информации.
2.Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта Поиск, отбор и изучение необходимой информации.
Обобщение результатов и выводов Анализ полученной информации, формулирование выводов Исследование и работа над проектом, анализ информации.
Оформление проекта.
3. Представление результатов и их оценка
Представление проекта 1. Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.
2. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Представление проекта, участие в его коллективном самоанализе и оценке.
Подготовка сборника технологических карт интегрированных уроков в электронном виде
Возраст обучающихся 5 классов отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точности и глубине мыслительной деятельности, повышенным интересом к любым предметам, в этот период возрастает логичность суждений, обобщений и выводов.
Проект включает в себя разработки 5 интегрированных уроков по математике и русскому языку в 5-ых классах. Каждый урок ориентирован на закрепление изученных глав по предметам:
математика: «Натуральные числа», «Действия с натуральными числами», «Обыкновенные дроби», «Десятичные дроби», «Проценты»;
русский язык: «Второстепенные члены предложения», «Фонетический и морфемный разбор слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».
Проект направлен на достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
владение всеми видами речевой деятельности;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты:
Русский язык:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Математика:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение символьным языком алгебры, приемами решения уравнений, систем уравнений; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;
умение применять изученные понятия, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Педагогические технологии, используемые при реализации проекта:
Технология листов опорных сигналов. О роли схем логических связей в обучении писал еще Н.Н.Баранский, подчеркивая, что «схемы научают выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок». Составлена рабочая тетрадь для обучающихся 5 классов по интегрированным урокам, которая состоит из 5 маршрутных листов и листа самооценивания.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. В начале урока классу предлагается учебная задача, в ходе решения которой у учащихся возникает ситуация успеха, что ведет к повышению интереса к предметам.
Технология дифференцированного обучения. Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Создается разноуровневый дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий.
Технология учебно-игровой деятельности. Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Уроки построены так, что учащимся предложено виртуальное путешествие по планетам Солнечной системы. Таким образом, происходит повышение интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школьниками.
Содержание тем интегрированных уроков по математике и русскому языку
в 5 классах
№ п/п Название урока Тема Кол-во
часов Тематика задач по математике Тематика заданий по русскому языку
1 «Путешествие на планету Юпитер» Простое предложение. Второстепенные члены предложения.
Сложение и вычитание натуральных чисел 1 1. Устный счёт «Действия с натуральными числами».
2. Решение задач по действиям.
3. Составление и решение уравнения по условию задачи. 1. Выделение второстепенных членов предложения.
2. Кроссворд «Простое предложение»
2 «Путешествие на планету Меркурий» Фонетический и морфемный разбор слова. Умножение и деление натуральных чисел 1 1. Выполнение действий с натуральными числами.
2. Решение задач. 1. Фонетический разбор слова
2. Морфемный разбор слова
3 «Путешествие на планету Нептун» Имя существительное.
Обыкновенные дроби 1 1. Устный счёт с обыкновенными дробями.
2. Решение задач на доли и дроби.
3. Действия с обыкновенными дробями. 1. Выделение морфологических признаков имени существительного
2. Определение падежа и склонения имени существительного
4 «Путешествие на планету Сатурн» Имя прилагательное. Действия с десятичными дробями 1 1. Устный счёт с десятичными дробями.
2. Решение задач с десятичными дробями.
3. Действия с десятичными дробями. 1. Решение теста по теме «Имя прилагательное»
2. Выделение морфологических признаков имени прилагательного
5 «Путешествие на планету Венера» Глагол. Проценты 1 1. Устный счет «Перевод процентов в десятичные дроби»
2. Решение задач на проценты. 1. Определение морфологических признаков глагола
2. Правописание глаголов 2 лица единственного числа
Основная цель домашних заданий в 5 классах: закрепление умений, выработанных в ходе урока; отработка изученных алгоритмов действий; повторение пройденного материала. Большинство заданий школьного учебника носят репродуктивный характер, поэтому некоторые обучающиеся выполняют их быстро, на уровне «автоматизма», а другие, сталкиваясь с трудностями, вооружаются так называемыми «Готовыми домашними заданиями» и бездумно их переписывают. К сожалению, у тех и у других отсутствует самостоятельная мыслительная активность, познавательный интерес.
Поэтому целесообразно включать в домашнюю работу задания на самостоятельное составление и решение заданий. Практика показывает, что обучающиеся с низкой мотивацией к обучению активно и успешно включаются в эту деятельность. А использование учителем придуманных детьми задач на уроке и во внеурочной деятельности создаёт ситуацию успеха для этих ребят. Такой подход к предъявлению домашних заданий способствует формированию самостоятельной мыслительной активности обучающихся.
При оценивании деятельности обучающегося приоритетом является опора на его успехи и акцент на положительных сторонах в его учебной деятельности. Успешность оценивания определяется его систематичностью, которая предполагает оценку не только результата, но и принятия инструкции (правильно ли понял, что делать), планирования (правильно ли выделил последовательность действий), хода выполнения.
Важным моментом считается оценивание труда самими обучающимися. С этой целью по каждому занятию разработан лист самооценивания, который предназначен не для выставления балльной отметки, а для выявления «пробелов» в знаниях самими учащимися с помощью определенных знаков («+», «‒», «?»). Таким образом, происходит повышение своей ответственности за результат своего обучения за счет усиленной подготовки по математике и русскому языку.
Ресурсы:
Ресурсное обеспечение процесса обучения математике и русскому языку посредством интегрированных уроков, является достаточным:
кабинеты математики и русского языка снабжены комплектами дидактических материалов для каждого раздела предметов;
имеется банк задач и упражнений для каждого раздела математики и русского языка за 5 класс;
имеется компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
в кабинете в достаточном объёме дополнительная литература (учебники, энциклопедии, учебно-познавательная, занимательная литература);
имеются электронные пособия по математике и русскому языку, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и обучающимися;
Целевая аудитория данного педагогического проекта – это обучающиеся 5 классов в возрасте 11-12 лет.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Повышение уровня развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся 5 классов в процессе обучения математике и русскому языку.
2.Создание пакета методических материалов по внедрению в практику интегрированного обучения математике и русскому языку в 5 классах.
3.Повышение педагогического мастерства учителя, приобретение собственного инновационного педагогического опыта.
4.Распространение педагогического опыта.
5.Предоставление образовательных услуг на более высоком уровне.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Созданный механизм реализации проекта может стать основой для дальнейшей работы в следующих направлениях:
–дальнейшее использование в практике преподавания математики и русского языка в 5 классах интегрированных занятий;
– распространение педагогического опыта для внедрения другими учителями в практику обучения математике и русскому языку в 5 классах с целью создания оптимальных условий для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
– развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе обучения на средней и старшей ступенях на основе приобретённых в ходе системной работы в 5 классах умений и навыков.
Литература:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
примерная основная образовательная программа основного общего образования. Адрес размещения в сети «Интернет» http://fgosreestr.ru/
примерная программа по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова и др. / В.И.Жохов, М.: Мнемозина, 2010 г.;
примерная программа по русскому языку для 5 класса по учебнику под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2010 г.