Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе на тему: Дорогу осилит идущий


МБОУ «СОШ с.Дачное»
Интеллектуальный марафон
по русскому языку и литературе на тему:
«Дорогу осилит идущий».
Учитель русского языка и литературы:
Яндиева Айна Иссаевна.
1-ый вед.: Здравствуйте, друзья!
2-ой вед.: Здравствуйте!
1-ый вед.: Вас собрали в этом зале всех не зря.
2-ой вед.: За окошками на улице весна.
Будоражит кровь и сводит всех с ума!
Речь сегодня проведем мы о другом,
В нашей школе состоится марафон!
1-ый вед.: Интеллектуалам мы сегодня старт дадим!
2-ой вед.: Знания их проверим- сильнейший победит.
1-ый вед.: Итак, друзья пора вам в путь!
С дороги трудной постарайтесь не свернуть!
2-ой вед.: Желаем вам: ни пуха, ни пера!
Учитель: Итак, ребята, начнем марафон.
( Ведущие читают задания конкурса поочереди.)
1-ЫЙ КОНКУРС: «Кто это?» (слайд 1)
( прочитать выдержку из текста и угадать, кто это).
1-ая команда: «… В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным» (Чичиков Павел Иванович).
2-ая команда: «..чиновник, нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк… Что касается до чина…, то он был то, что называют вечный титулярный советник.» (Башмачкин Акакий Акакиевич).
2-ОЙ КОНКУРС: «Кто больше?» (слайд 2)
(подобрать к данным словам как можно больше синонимов).
1-ая команда: Прекрасно (красиво, изумительно, превосходно, чудесно, бесподобно, великолепно и т.д.)
2-ая команда: Отвратительно (безобразно, гадко, ужасно, мерзко, противно, безвкусно и т.д.)
3-ИЙ КОНКУРС:«Из какого произведения взяты слова? Кому они адресованы?» (слайд 3)
1-ая команда: «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донёс о сыне моем Петре Андреиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось, да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили?» (Из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина. Савельичу)2-ая команда:
«Друг. Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?
А ты, сударыня, чуть из постели прыг,
С мужчиной! С молодым!- Занятье для девицы:
Всю ночь читает небылицы,
И вот плоды от этих книг!» (Из «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Софье и Молчалину).4-ый КОНКУРС: «Расставить слова в алфавитном порядке» (слайд 4).
( уч-ся должны за 1 минуту расставить данные слова в алфавитном порятке).
1-ая команда: Дождь, предложение, безмолвие, ландыш, аренда, гора, канцелярия, жизнь, искусство, дождь, ель, ветер, мысль.2-ая команда: Проект, алиби, осень, звонок, истина, бессловесный, декабрь, календарь, галерея, дрова, жалость, воплощение.5-ый КОНКУРС: «Продолжить строфу» (слайд 5).
1-ая команда:
«Мой дядя самых честных правил
Когда… (Из «Евгения Онегина» А.Пушкина)
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел …» ( Из стих. «Памяти Добролюбова» Н.А.Некрасова)
2-ая команда
1)«Погиб поэт!- Невольник чести…» (Из стих. «Смерть поэта» М.Ю.Лермонтова)
2) А судьи кто? За древностию лет
К свободной жизни… (Из «Горе от ума» А.С.Грибоедова)
6-ОЙ КОНКУРС: «Выписать слова на данную орфограмму» (слайд 6).
( из данного текста участники выписывают слова на данную орфограмму).
ТЕКСТ
Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман.
Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. У моих ног тянулась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осмотрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины белела ровной скатертью. Летучие мыши носились над моей головой.
1-ая команда: Выписать слова на орфограмму: «Проверяемая безударная гласная в корне».
2-ая команда: Выписать слова на орфограмму: «Чередующаяся безударная гласная в корне».
7-ОЙ КОНКУРС: «Расположить главы романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в хронологическом порядке.
1) «Бэла», 2) «Максим Максимыч», Предисловие к «Журналу Печорина»,
4) «Тамань», 5) « Княжна Мэри», 6) «Фаталист».
8-ОЙ КОНКУРС: «Домашнее задание».
(команды должны задать друг другу вопросы по русскому языку и литературе, которые они заранее составили).
Учитель: « Дорогие ребята, наш марафон завершился будем подводить итоги.»
Спасибо за внимание!