Развивающие занятие Дорогу осилит идущий







Программа развивающих занятий
«Дорогу осилит идущий»
для учащихся 9 -11 классов











Пояснительная записка.
Самоактуализация - одно из важнейших понятий гуманистической психологии. Это стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, потребность в самосовершенствовании, в максимальной реализации своего потенциала. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально- психологических условий и соответствующего воспитания.
Воспитание находится в неразрывной связи с самовоспитанием - сознательной и целенаправленной деятельностью человека по формированию и совершенствованию у себя позитивных и устранению негативных качеств. Главным условием самовоспитания является наличие истинного знания о себе, адекватной самооценки, самосознания, осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание может строиться на основе самообучения - процесса получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств, что важно для самоактуализации .
Автор программы Барбитова А.Д. Программа направлена на развитие процесса самоактуализации старшеклассников с использованием средств личностно ориентированного воспитания.
Цель:
ознакомление старшеклассников с нейро-лингвистическим программированием как средством самовоспитания, способствующим познанию самого себя, созданию условий для саморазвития и формирования зрелой личности;
содействие развитию общей культуры старшеклассников, процессу самоактуализации, формирование их социальной компетентности; стимулирование процесса самовоспитания у старшеклассников.
Задачи:
формирование у старшеклассников представлений о способах и средствах самовоспитания;
ознакомление с приемами и техниками нейро-лингвистического программирования;
оказание педагогической поддержки старшеклассникам;
развитие способностей оценивать свои возможности и способности к сотруднич( формирование целеполагания;
развитие умения решать проблемы, уметь выбирать и использовать современные средства и способы их решения.
Решение таких задач позволяет реализовывать компетентностный подход в условиях модернизации современного образования. Практическая значимость программы состоит в том, что она может быть использована психологами, классными руководителями в воспитательной работе со старшеклассниками как в образовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования, в центрах оказания психологической и педагогической помощи. Классными руководителями программа может быть использована как воспитательная технология, психологами - как развивающая и коррекционная.
Программа не требует особенной подготовки или определенного уровня знаний учащихся по данной проблематике. Частота занятий может варьироваться . Такой режим позволяет систематизировать знания о себе, развивать и поддерживать у обучающихся интерес к самопознанию.
В отличие от традиционных учебных, развивающая программа Дорогу осилит идущий” не использует отметочную систему. Результатом работы будет степень удовлетворенности учащихся данной программой, сформированность чувства защищенности, самосознания, целей саморазвития, чувства личностной компетентности.
Структура программы включает в себя как индивидуальную, так и коллективную формы обучения.
Каждое занятие построено с учетом постепенной интенсификации процесса самопознания. В содержание занятий входит самодиагностика старшеклассниками своего состояния, настроения, анализ своего поведения с использованием дневников, опросников, тестов, домашних заданий, что позволяет развивать познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы.
Коллективный способ обучения используется при выполнении упражнений, рефлексии по кругу, работы в парах, тройках, в группах сменного состава.
Каждое занятие заканчивается притчей , что позволяет содействовать процессу саморазвития даже после формального окончания занятий. Притчи используются как средство, помогающее лучшему взаимопониманию между участниками; средство самопомощи в решении проблем и преодолении трудностей; средство образного мышления, облегчающее понимание и усиливающее эмоциональное воздействие; средство-проводник к внутреннему миру переживаний человека; средство позитивного отношения к собственным проблемам и окружающему миру.
Программа может быть использована и как исследовательская, так как к ней разработана методика изучения изменений, происходящих у учащихся в результате ее применения.
Время одного занятия - 45 минут.







Учебно – тематический план.


Темы занятий
Дата провед.

1
Что имею. Входная самодиагностика


2
К чему готов?Готовность к изменению


3
Сам себя познаю.


4
Многогранник «САМО» или победи в себе дракона.


5
Вот я какой!. Восприятие.


6
Слышащий , да услышит, видящий, да увидит.


7
Я чувствую, я, значит я живу.


8
Мир в котором я живу.


9
Принеси то, знаю – что.


10
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.


11
Я не волшебник, но я им стану.


12
Как наше слово отзовется.


13
Каким я стал?. Выходная диагностика


14
А чем мы тут занимались? А?!



15