Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся методами активных форм обучения в учебной и внеурочной деятельности.


Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихсяметодами активных форм обучения в учебной и внеурочной деятельности. «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». В. А. Сухомлинский «Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». 3 1 2 4 Задачи: формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и     применять знания; развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность; находить нестандартные решения любых  возникающих проблем; воспитывать интерес к участию в творческой деятельности. 1 2 3 активная познавательная деятельность. Активные формы обучения активные формы уроков; активные методы и приемы обучения; 1 2 3 Этапы применения активных форм обучения Мотивационный, планово-подготовительный Информационно-оперативный Рефлексивно-оценочный 4 1 2 3 5 Эффективные приемы активизации познавательной деятельности Нетрадиционное начало Постановка и решение проблемных вопросов Использование видео и компьютерной наглядности Использование электронных учебных пособий Применение интерактивной технологии Ведущий метод – общение. Проектный и исследовательский методы Интеллектуальные игры Игровое конструирование Нестандартные уроки Игра- универсальный способ освоения мира, в процессе которого каждый человек берет только то и только столько, сколько ему действительно необходимо. Требования :адекватность игровой формы;новизна. Игровое конструирование –  вид индивидуального и коллективного, социального и педагогического творчества, ориентированного на разработку, оформление, апробацию и распространение новых форм игровой деятельности, наиболее оптимальных для осуществления в определённых организационных и психолого-педагогических условиях.  Конструирование сказок Характеристика содержания игры: содержанием является определённый сюжет, чаще всего сказочный, но не во всех случаях это принципиально. По сути, во всех вариантах участники игрового действия занимаются тем, что быстро сочиняют и сразу же рассказывают 1 2 Цели игры: можно говорить о том, что «сказочные» игры развивают: - фантазию и воображение, -внимание и память,-навыки активного слушания,-оригинальность, гибкость и быстроту мышления,-логику и навыки убедительного аргументирования,-актерские навыки,-навыки импровизации,-конструктивные отношения в коллективе. 3 Количество участников: от 2-3-х человек до 25-30 человек 4 Варианты игры: Сказка по кругуСказка по кругу со словомСказка наоборотСказка в кругуПинг-понг-сказкаКоллективная сказкаКомиксыДо и после сказкиСказочные ассоциацииИменная сказкаСказка про реальностьПодвижная сказка-повторялкаСказка из десяти словИмпровиз-сказка из десяти словИмпровиз-театрализация сказкиСказка через стеклоСказочный стоп-кадрИмпровиз-озвучивание сказки «Сказка по кругу» Участники игры сидят в кругу. Ведущий начинает рассказывать сказку: «Однажды, много лет тому назад, в далёкой-далёкой стране …», «Жили-были …» и т.п. Сказав несколько фраз, он неожиданно останавливает рассказ (в том числе посреди фразы), и передаёт эстафету следующему (по кругу) участнику. Участник, принявший эстафету, также говорит несколько фраз, после чего также передаёт эстафету дальше по кругу. Последний участник логически завершает сказочное повествование. «Сказка наоборот» Участники игры рассказывают сказку, но … наоборот (имеется в виду последовательность сюжетных действий): первый (в кругу) участник рассказывает окончание сказки (несколько завершающих сказку фраз); второй рассказывает то, что было незадолго до окончания сказки и т.д. Соответственно, последний рассказчик представляет самое начало сказки. «До и после сказки» Участникам игры даются какие-либо известные сказки: «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица» и другие, имеющие довольно развёрнутое содержание. Затем им предлагается сочинить и представить (в устной, письменной или театрализованной форме) свои варианты того, что могло произойти с героями сказки до её «официального» начала и после «официального» завершения. Успешное развитие способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Используемая литература 2. http://pritchi.ru/id_7689 3. https://xmusik.me/s/2960122-Muzyka_dlya_relaksacii_-_Nezhnost/ 1. https://infourok.ru/metodicheskaya-statya-razvitie-tvorcheskih-i-intellektualnih-sposobnostey-uchaschihsya-metodami-aktivnih-form-obucheniya-v-uroch-777954.html 1.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.2.Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.3.Галкина Т.В. Методика диагностики речемыслительной креативности. М., 1993. Интернет ресурсы: