Метод проектов — современная педагогическая технология

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3
Малышевского городского округа
Секция № 1. Современные педагогические технологии основа достижения качественного образовательного результата
Метод проектов как основа компетентностно- ориентированного образования
Исполнитель: Аэлита Николаевна Фирсова
МАОУ СОШ №3
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория
тел.: 89122398708
E-mail: aelita.firsova@gmail.com
п. Малышева 2014 год
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию образования, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Актуальность данной темы еще более очевидна в условиях новой парадигмы образования, которая ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, их закреплении и превращении в компетенции. Данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества, ориентироваться в гигантских информационных потоках.
Метод проектов был разработан еще в 20-е годы прошлого столетия американским философом и педагогом Джоном Дьюи. «От души выполняемый замысел» - такое определение дал методу проектов его ученик Уильям Килпатрик.
В нашей стране идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Еще в 1905 г. группа педагогов под руководством С. Г. Шацкого активно использовала проектные методы в практике. При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден.
В настоящее время использование проектной технологии является одной из самых актуальных и интересных тем в образовательной среде.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где я могу эти знания применить», вот основной тезис современного понимания метода проектов, который позволяет формировать ключевые компетенции.
Проектирование это особый, творческий вид деятельности, в ходе которой создается особое пространство взаимоотношений «Учитель ученик», в котором нет скуки и принуждения, страха плохой отметки. Учитель является независимым консультантом, который играет роль инициатора, организатора и равного участника проекта на всех этапах деятельности: от постановки ведущих и текущих целей и задач, поиска путей их решения, до корректировки результатов и объективной оценки деятельности.
В работе над проектами руководствуюсь следующими принципами:
при составлении плана работы над проектом учитывать все индивидуальные способности учащихся; в полной мере давать возможность реализоваться каждому;
стараться отказываться от авторитарного метода руководства при работе над проектом. Уметь слушать и слышать ученика. Учитывая его предложения, доводить мысль до логического завершения.
В своей работе применяю различные виды проектной деятельности. В рамках предмета обществознания при изучении темы «Семья» учащиеся 5-х классов выполняют уже ставшие традиционными индивидуальные проекты «Моя семья», «Моя родословная». Цель работы: вызвать интерес к изучению истории своей семьи (на фоне истории страны); вызвать чувство гордости за своих предков, уважения к семейным ценностям; формировать навыки проведения социологического исследования, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности (презентации, графические макеты «Генеалогического древа»).
Приступая к изучению темы «Школа», учащиеся 5-х классов работают над проектом «Наш класс». Проекты как групповые, так и индивидуальные.
Работа над проектом заставляет ребят по-новому взглянуть на своих одноклассников и задуматься:
в чем ценность каждого из них?
в чем заключаются достоинства и недостатки?
в чем моя уникальность?
что делает класс дружным?
В ходе работы над проектом учащиеся задумываются:
о многогранности межличностных отношений и об умении принимать человека таким, какой он есть;
о том, что каждый человек обладает особенностями характера, внешности и то, что воспринимается на первый взгляд как недостатки на самом деле является проявлением его уникальности;
о том, что интересы и мнения людей могут совпадать, а могут расходиться и сталкиваться и очень важно уметь находить общий язык в процессе общения.
Работа над проектом позволяет ребятам осознать то, что класс объединение людей, где «Я» каждого превращается в «Мы». Это то социальное пространство, в котором надо уметь ориентироваться, выстраивать свои отношения с другими, занимать определенную позицию, не превращаясь при этом в конформиста, а оставаясь самим собой.
Классный коллектив это модель социума, поэтому опыт, приобретенный ребятами в ходе работы очень важен, т. к. он способствует формированию социальной компетентности.
В старших классах проектирование один из основных видов деятельности, т. к. работа над проектом, рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов, предоставляют учащимся возможность осознать, что знание не столько сама цель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии. В курсе обществознания в 10 классе при изучении тем «Социальная структура общества», «Глобальные проблемы современности и пути их решения», учащиеся выполняли индивидуальные исследовательские проекты в рамках изучаемой темы. Выдвижение гипотез, поиск информации с привлечением интернет ресурсов, публичное представление своих презентаций основные этапы работы.
Интересный проект реализован в текущем учебном году в 6А классе в рамках подготовки к юбилею школы. Проект назывался «Дом, в котором мы живем. Наши учителя».
Что делает учителя Учителем? - особенности характера, а может быть детская мечта?
Что значит быть учителем? - это призвание, судьба или что-то иное?
Что помнят из своей школьной жизни педагоги, что ценят в людях и в своих учениках? Любят ли свою профессию? Есть ли у педагогов хобби, жизненное кредо? - это вопросы возникли в ходе обсуждения темы и цели проекта и легли в основу вопросов интервью, которые ребята разрабатывали в своих группах.
На этапе реализации проекта учащиеся проводили интервью с учителями, обрабатывали полученную информацию, а затем оформляли в группах «книги - раскладушки».
На этапе защиты проекта, ребята представили свои продукты педагогическому коллективу. Социальный эффект проекта заключается в том, что с результатами работы (т. е. заочно - с педагогическим коллективом школы) познакомились представители общественности и гости, участвовавшие на юбилейном Вечере встречи выпускников.
Подобные исследования учат ребят коммуникативной культуре, умению расположить к себе собеседника, задать вопрос, выслушать и услышать этому тоже надо учиться. Интонация, мимика, жесты весь потенциал живого, невербального общения является существенным дополнением к полученной информации, которого не могут дать письменные источники.
Таким образом, учебное проектирование это форма организованной активности школьников, которая дает им возможность приобрести социальный опыт, опыт сотрудничества, навыки практической самостоятельности, интеллектуальные познавательные навыки, т.е. в процессе проектной деятельности формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно-смысловой компетенций.
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей и ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. На наш взгляд, проектная деятельность является одним из перспективных направлений в современном образовании по развитию ключевых компетенций как условия этой успешности.
15