Конспект урока по светской этике.

Тема урока: Что такое светская этика?
Виды деятельности: беседа, тестирование, рассуждение, комментированное чтение,самостоятельная творческая работа, вывод, подготовка детей к творческой беседе с членами семьи.
Ход урока
Организация деятельности учащихся.
Обсуждение выполнения домашнего задания. Примерные вопросы:
О чем беседовал с родными и друзьями?
Что нового узнал для себя?
Что их особенно заинтересовало в твоих вопросах?
Работа по новой теме.
1)беседа с учащимися по вопросам:
Как вы понимаете слово светский?
Как вы думаете, что такое этика?
Предлагаем варианты ответов: светский, значит а) культурный,
Б) вежливый; великосветский, гражданский, предупредительный, недуховный, комильфотный, галантный, нерелигиозный, почтительный, бонтонный, тонный, мирской, фешенебельный (Источник: Словарь русских синонимов ) светский прил., кол во (Словарь синонимов)
В)светская, светское. 1. прил. к свет2 в 3 знач., свойственный, принадлежащий высшему обществу (дорев., устар.). Светская жизнь. Светский этикет. От избегал общества своей братьи литераторов и предпочитал им светских людей, даже самых (Толковый словарь Ушакова)
Что такое этика? А)Э
·тика (греч.
·
·
·
·
·
·, от др.-греч.
·
·
·
· этос, «нрав, обычай») философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности.
Б) воспитание;
В) этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо.
2) работа в тетрадях. Запись темы урока. Обсуждение темы урока: Как вы понимаете тему урока «Светская этика»?
Высказывание детей и запись понятия:
Светская этика – это Система норм нравственности в группе людей.
3) Работа с понятиями нравственность, мораль, светская и религиозная этика.
4) комментированное чтение предложенных статей.
Нравственность русское слово, происходящее от корня «нрав».


Нравственность есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести

Нравственные (моральные) ценности это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.
Рассуждения детей с приведением примеров.
Мора
·ль. Встречалось ли вам это слово ранее?
Мораль (лат. moralis касающийся нравов) один из основных способов нормативной регуляции действий человека[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Так называемая «общественная мораль» мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи

Мораль формируется главным образом в результате воспитания.
Рассуждения детей и Вывод: Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос. Мораль понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности.

Религиозная этика это система норм нравственности в религиозной группе людей.
Вывод:Нравственность «этика» и «мораль слова- синонимы.
5)Самостоятельная творческая работа учащихся. Задание: составьте и запишите в тетрадь предложения или словосочетания со словами культура, моральный, этический.
6). Обсуждение результатов работы
7) Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.
8) Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями. Возможные вопросы к учащимся:
- что ты расскажешь членам семьи о том, что такое мораль, нравственность, этика.
- как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия «светская этика»
8)Задание на дом: Обсудить новую тему с родителями и друзьями, найти примеры нравственного и безнравственного поведения в художественных произведениях.
Итог урока: Что было интересно? Какие виды работ понравились? Что узнал нового?
15