Рабочая программа по ИЗО, ФГОС по учебнику Изобразительное искусство С. П. Ломова, С. Е Игнатьева, М. В. Кармазина (6 класс)


Программа по учебному предмету «ИЗО» для 6 классов.
Пояснительная записка.
Программа по «Изобразительному искусству» для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 6 класса ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради:
• Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. – М.: Дрофа, 2016.
• Ломов, С. П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику С. П. Ломова, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазиной / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Кармазина. ‒ М.: Дрофа, 2016.
Курс выстроен с учётом баланса трёх основных аспектов обучения: образовательного, развивающего, воспитательного и отражает современные педагогические ориентиры и требования к программам и учебникам по изобразительному искусству.
Цели курса
‒ Знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, эволюцией художественных идей, понимание значимости изобразительного искусства и художественной культуры для общества;
– формирование представлений о выразительных средствах живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
– овладение знаниями об изобразительном искусстве, умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
– развитие наглядно-образного, ассоциативного и логического мышления, пространственных представлений, художественных и творческих способностей, интуиции, фантазии, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
– воспитание средствами изобразительного искусства личности школьника, обогащение его нравственного опыта, эстетических потребностей, формирование уважительного отношения к искусству и культуре народов многонациональной России и других стран.
оСНОВАНИЕ ВЫБОРА УМК.
Учебник «Изобразительное искусство» для 6 класса соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту и рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях.
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, НА КОТОРОЕ РАСЧИТАНА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 6 классе отводится по 1 часу в неделю: 35 часов.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
– мотивация достижения результата, стремление к совершенствованию своих способностей;
- морально-этические суждения, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения / нарушения моральной нормы;
- эстетические суждения, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
К концу учебного года у обучающихся должны быть сформированы:
– умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, искать средства её осуществления;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, работать в группе, коллективе, взаимодействовать с партнёром, слушать и слышать собеседника;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их исполнение на основе оценки и учёта характера ошибок;
- умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- умение воспринимать и оценивать шедевры русского и мирового искусства, проводить анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
- умение давать эстетическую оценку произведениям изобразительного искусства, предметам быта, разработанными народными мастерами, дизайнерами и сопровождающим жизнь человека.
Предметные результаты
К концу учебного года обучающиеся должны овладеть:
- закономерностями конструктивного строения изображаемых предметов, основными закономерностями наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементами цветоведения, композиции;
- различными приёмами работы карандашом, акварелью, гуашью и другими художественными материалами;
- особенностями художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- информацией об особенностях ансамбля народного костюма; зависимостью колорита народного костюма и узора от национальных традиций искусства и быта;
- информацией об отдельных произведениях выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего времени;
- информацией о ведущих художественных музеях России и мира;
- умением видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- умением выбора наиболее выразительных сюжетов тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать своё отношение к персонажам изображаемого сюжета;
- умением анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сохранить характерные особенности двух предметов;
- умением пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т. д. в процессе рисования с натуры и на темы;
- умением передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте;
- умением применять в рисунках выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
- умением разрабатывать эскизы интерьеров, композиции эскизов печатной продукции, эскизы костюмов.
Содержание учебного предмета, курса.
Рисование с натуры (8 ч).
Выразительные возможности линейного и тонового рисунка. Приёмы передачи освещённости в линейном рисунке. Свет и тень в рисунке. Изображение объёма предметов.
Рисование отдельных предметов быта, школьного обихода, предметов декоративного искусства и их групп (натюрмортов) с использованием правил перспективы, светотени, законов цветоведения, живописной грамоты, композиции. Тоновые отношения в рисунке натюрморта. Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке.
Рисование фигуры человека, животных. Передача в рисунках гармонии цветовых отношений средствами цвета. Художественно – образное восприятие формы предметов. Передача в рисунках эмоционально – эстетического отношения к изображаемым объектам и чувства восхищения красотой их формы, пропорций, очертаний, цветовой окраски.
Примерные задания по рисунку:
а) натурное рисование с передачей перспективного сокращения формы и объёма отдельных предметов: этюдника, гипсового орнамента типа пальметты, скрипки, бубна, рубанка, кувшина, чайника, чашки с блюдцем, подноса, овощей, фруктов, натюрмортов с ними;
б) линейная зарисовка веток калины, шиповника, жасмина, цветов в вазах, комнатных цветов в горшках;
в) зарисовка своего двора, улицы;
г) выполнение графических упражнений: анализ геометрической формы предмета, передача объёма с помощью штриховки и др.
Примерные задания по живописи:
а) изображение натюрмортов в технике гризайль и в цвете;
 б) этюды пейзажа в разное время суток;
в) выполнение набросков разнообразных объектов действительности, фигуры человека, зверей, птиц, цветов, веток деревьев, кустарников;
г) выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы, по памяти и представлению (12 ч).
Рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению. Иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Изображение пейзажа по литературному описанию.
Раскрытие в рисунке действия, выразительная передача в сюжете характерного, главного, передача эмоционально- эстетического отношения к изображаемому мотиву. Законы перспективы, композиции, конструктивное строение предметов в тематических рисунках. Цвет как средство передачи настроения, переживаний, вызываемых изображаемыми объектами и сюжетами. Осознание прекрасного в объектах и явлениях действительности.
Передача движения в рисунке (движения из картинной плоскости на зрителя, движения в глубь плоскости, движения по диагонали, по кругу, передача ритма и плавности в изображении).
Примерные задания по композиции:
а) рисование на темы: «В школьном кружке», «Архитектурные памятники нашего края», «Подвиги русских богатырей», «Я иду по Москве», «Наша школа», «Туристский поход», «Прогулка мамы с коляской», «Овощной базар»;
б) композиции на передачу движения в рисунке: «Велосипедисты», «На спортивных соревнованиях», «Мы бегам», «Весёлый танец»;
в) иллюстрирование литературных произведений: русские народные сказки «Марья-царевна», «Елена Прекрасная»; былины «Илья Муромец и Соловей-рзбойник», «Святогор и Илья Муромец», «Садко»; А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», П. П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка -поскакушка», «Каменный цветок», К. Булычев «Непоседа», Ю. Олеша «Три толстяка», М. М. Пришвин «Кладовая солнца», «Родные картины»; стихотворения русских поэтов-классиков XIX в. Н. А. Некрасова, А. Кольцова, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова и др.; произведения зарубежных писателей Р. Стивенсона (перевод С. Маршака) «Весёлый мёд», Р. Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе», Х. К.Андерсена «Дикие лебеди», «Русалочка», «Огниво» и др.
Примерные задания по живописи:
а) рисование по памяти и представлению растений, людей, животных;
б) рисование по памяти и представлению пейзажа с колористической гармонизацией цвета: «Лесные дали», «Пейзаж в тумане», «После дождя», «Пейзаж, освещённый ярким солнцем», «Хмурый день», «Сирень цветёт», «Тучи над городом», «Рассвет на реке», «Путешествие по родному краю», «Ночной город» и др.
Декоративная работа, художественное конструирование и дизайн (10 ч).
Народное декоративно – прикладное искусство как специфический тип народного творчества в системе культуры. Взаимосвязь национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов. Функциональность, конструктивность народного декоративно – прикладного искусства.
Народное и современное в декоративно – прикладном искусстве. Становление профессионального художественного ремесла. Область декоративного искусства: монументально – декоративная, декоративно – оформительская. Принципы и приёмы воплощения художественного образа в декоративно – прикладном искусстве. Основы декоративной композиции, её закономерности. Орнаментальная композиция.
Декоративное оформление предметов быта на основе обобщения форм растительного и животного мира. Понятие ансамблевости: гармония и соподчинение предметов домашнего обихода в интерьере крестьянской избы, украшение интерьеров современных сооружений. Художественно – содержательный анализ произведений декоративно – прикладного искусства.
Дизайн. Формообразование предметов. Дизайн печатной продукции. Графические разработки эскизов печатной продукциия6 открытки, плакаты, обложки книг, упаковка предметов. Согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции. Изобразительные и шрифтовые элементы в открытке, обложке книги. Особенности композиции и цветового решения.
Книга как синтез искусств. Внешние элементы книги: книжный блок, обложка, форзац, суперобложка и др.; внутренние элементы: титульный лист, текст, иллюстрации. Единство образности графических элементов и литературного текста (обложка, титульный лист, заставка, концовка).
Геральдика. История появление гербов, их символическое толкование. Использование геральдических правил в изложении герба.Примерные задания по декоративно-прикладному и народному искусству:
а) выполнение эскизов орнаментов;
б) выполнение эскизов художественных изделий по мотивам русских народных промыслов;
в) выполнение эскизов костюмов по мотивам национальных костюмов различных народов России;
г) декоративная стилизация растения, животного, создание декоративной композиции.
Примерные задания по художественному конструированию и дизайну:
а) выполнение эскиза декоративно-прикладного изделия (предмета быта, мебели и т. д.) с декором;
б) выполнение эскизов печатной продукции (открытка, приглашение, плакат и др.), согласование изобразительных и шрифтовых элементов композиции;
в) выполнение эскизов обложки, концовки, заставки и других элементов графического оформления книг;
г) выполнение эскиза личного или фамильного герба;
д) выполнение эскизов игрушек с элементами движения на тему русских сказок, былин, басен, любимых героев;
е) выполнение эскизов приглашения, поздравительной открытки ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам труда;
ж) выполнение эскиза оформления альбома, посвящённого итогам походов по родному краю (заставки, буквицы, концовки, эмблемы городов и т. п.)
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (5 ч).
Примерные темы бесед:
– картины русской живописи в произведениях художников XIX в., в творчестве передвижников;
- значительные события русской истории в произведениях В. И. Сурикова, В. М. Васнецова и других русских художников;
- образы русского фольклора в творчестве В. М. Васнецова М. Врубеля;
- красота пейзажа в русской живописи;
- натюрморт в русской и советской живописи;
- скульптура Древнего мира;
- каменное зодчество в Москве;
- Кремль в Москве и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге – величайшие достижения русских зодчих;
- зарубежные художественные музеи: картинная галерея Уффици (Флоренция), Дрезденская картинная галерея, Пинакотека (Мюнхен), музеи Ватикана;
- отечественные музеи и галереи: Пензенская картинная галерея им. К. А. Савицкого, Тульский областной художественный музей, Воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского.